Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / LEGAL POLICY / LEGAL SCIENCE / METHODOLOGY / METHOD / MODELLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудковский В.А.

Статья посвящена анализу теоретико-методологических и практических проблем моделирования в такой специфичной сфере научной и практической деятельности, как правовая политика. Обращается внимание на обусловленность основных черт указанного моделирования социальным назначением правовой политики, являющейся средством оптимизации действующего права и правовой системы в целом. Правовая политика призвана вырабатывать и предлагать обществу модель более совершенной правовой системы. Особенность моделирования, осуществляемого в сфере правовой политики, по мнению автора, состоит, в частности, в том, что оно: сосредоточено на проблемах так называемого «желаемого права»; имеет отчетливо выраженный прогностический характер; способно программировать деятельность государства и иных субъектов в правовой сфере. Предлагается активизировать научные усилия на разработке теоретических и практических проблем моделирования в правовой политике современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING IN LEGAL POLICY

The article is devoted to the analysis of theoretical, methodological and practical problems of modelling in such specific a sphere of scientific and practical activity as legal policy. Attention is paid to the fact that specific features of such modelling are influenced by the social purpose of legal policy, which is means of optimization of the existing law and legal policy in general. Legal policy is to develop and suggest the model of better legal system to the society. According to the author, the characteristic features of modelling are that it: is concentrated on the problems of the so called “desired law”; has clear predicting character; is able to form the activity program of the state and other subjects in the legal sphere. It is suggested to activate scientific efforts aimed at the development of theoretical and practical problems of modelling in the legal policy of the modern Russia.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ»

10. Радченко, В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации / В.И. Радченко. — Саратов, 2003. — С. 316.

В.А. Рудковский,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории права и государства Волгоградского государственного университета

V.A. Rudkovsky,

Doctor of Law, Professor, Professor of Department of Theory and History of Law and State Volgograd State University rudkovsky@volsu. ru

Моделирование в правовой политике

Аннотация: статья посвящена анализу теоретико-методологических и практических проблем моделирования в такой специфичной сфере научной и практической деятельности, как правовая политика. Обращается внимание на обусловленность основных черт указанного моделирования социальным назначением правовой политики, являющейся средством оптимизации действующего права и правовой системы в целом. Правовая политика призвана вырабатывать и предлагать обществу модель более совершенной правовой системы. Особенность моделирования, осуществляемого в сфере правовой политики, по мнению автора, состоит, в частности, в том, что оно: сосредоточено на проблемах так называемого «желаемого права»; имеет отчетливо выраженный прогностический характер; способно программировать деятельность государства и иных субъектов в правовой сфере. Предлагается активизировать научные усилия по разработке теоретических и практических проблем моделирования в правовой политике современной России.

Ключевые слова: правовая политика, юридическая наука, методология, метод, моделирование.

Modelling in legal policy

Abstract: the article is devoted to the analysis of theoretical, methodological and practical problems of modelling in such specific a sphere of scientific and practical activity as legal policy. Attention is paid to the fact that specific features of such modelling are influenced by the social purpose of legal policy, which is means of optimization of the existing law and legal policy in general. Legal policy is to develop and suggest the model of better legal system to the society. According to the author, the characteristic features of modelling are that it: is concentrated on the problems of the so called "desired law"; has clear predicting character; is able to form the activity program of the state and other subjects in the legal sphere. It is suggested to activate scientific efforts aimed at the development of theoretical and practical problems of modelling in the legal policy of the modern Russia.

Keywords: legal policy, legal science, methodology, method, modelling.

В философской и специальной научной литературе под моделированием принято понимать общенаучный метод познания, 17 заключающийся в изучении объективной реальности посредством объектов, отражающих (воспроизводящих) определенные свойства и стороны этой реальности. Основу моделирования составляет принцип аналогии, позволяющий переносить знания, полученные в ходе изучения модели, на рассматриваемые явления и процессы. Иными словами, «модель выступает в качестве заместителя объекта, дает информацию об объекте, выступает промежуточным звеном между теорией и действительностью, имеет содержательный характер. Модели являются не только средством, но и формой знания, самим знанием» [1, с. 125].

Метод моделирования активно применяется и в сфере юриспруденции. Механизм правового регулирования, механизм социального действия права, механизм защиты прав личности, состав правонарушения, состав правоотношения — вот лишь некоторые из моделей, хорошо известных юридической науке. Более того, в правовой сфере наглядно проявляются не только научно-познавательные, но практически-прикладные аспекты моделирования. Любая норма права, как известно, является своеобразной моделью регулируемых отношений, а право в целом моделирует состояние требуемого правового порядка. Нормативно-упорядочивающие функции выполняют и различные юридические конструкции (нормативные модели договора, состава преступления или проступка и пр.), являющиеся и элементом содержания действующего права, и объектом научного юридического познания [2, с. 241—263].

Моделирование, таким образом, выступает важным средством познания, организации и упорядочения правовой действительности. В зависимости от цели, сферы, используемой информации и некоторых других параметров оно может приобретать различные формы, что необходимо учитывать, в .о частности, при анализе особенностей моделирования, осуществляемого в $5 такой специфичной области научной и практической деятельности, как правовая политика.

о; В современной литературе предлагаются различные определения правовой оа политики, в которых акцентируется внимание на тех или иных свойствах и оа особенностях данного явления [3, с. 27—43]. Тем не менее, практически во [Ъ всех случаях в правовой политике видя прежде всего средство оптимизации 5 действующего права, правовой системы и правовой жизни в целом. Иными д словами, с точки зрения своего социального назначения, правовая политика ¡5 — это теория и практика совершенствования права. Делать правовую систему § лучше — таков смысл правовой политики.

§ В контексте интересующего нас вопроса изложенный подход может о; быть интерпретирован следующим образом: правовая политика призвана и вырабатывать и предлагать обществу модель более совершенной правовой и системы. Указанная задача является по существу перманентной и опреде-[Ъ ляющей для всех направлений (видов) правовой политики: правотворческой, правоприменительной, конституционной, уголовной и пр. Все они озабочены 8 в первую очередь тем, как оптимизировать соответствующие механизмы, процедуры, практики правового регулирования. И продуктивность правовой политики в решающей степени определяется как раз тем, насколько ей 2 удается решить эту задачу.

® «Центр тяжести» моделирования, осуществляемого субъектами правовой политики, следовательно, находится в сфере так называемого «желаемого права». Речь идет не только о праве в тесном смысле этого слова, но обо всех элементах правовой системы, выступающих объектом целенаправленного воздействия со стороны правовой политики (законодательство, правоотношения, юридическая практика, правовое воспитание и пр.). «Желаемое» в данном случае понимается как более совершенное, лучшее в сравнении с тем, что есть. Если говорить конкретнее, то имеется в виду право более

эффективное, гуманное, демократичное и т.д. То есть речь идет о тех свойствах и характеристиках права (правовой системы), с которыми связывается прогрессивное правовое развитие общества и государства.

Не является исключением и правовая политика, которая также нуждается в постоянном совершенствовании. Призыв Н.И. Матузова сосредоточить научные усилия на решении вопроса о том, какой должна быть правовая политика в современных условиях [4, с. 329], остается крайне актуальным, особенно в условиях доминирования так называемого «планомерно-рационального способа правообразования» [5, с. 151]. К сожалению, последний (процесс правообразования) оказывается не таким уж планомерным и рациональным, как это постулируется в научных работах. Большая доля ответственности лежит на субъектах государственно-правовой политики, принимающих ключевые решения по вопросам правового регулирования. Можно уверенно утверждать, что без улучшения качества проводимой государством правовой политики сегодня сложно рассчитывать на серьезные позитивные изменения в правовом регулировании общественных отношений. В связи с этим предложенное, в частности, А.В. Малько определение правовой политики как научно обоснованной, последовательной, системной и т.д. деятельности [6, с. 15] можно рассматривать в качестве своеобразной теоретической модели желаемой правовой политики или, во всяком случае, подхода, ориентирующего на необходимость разработки такой модели. §

о

Нацеленность на разработку теоретических и практических проблем ^ «желаемого права» обусловливает тот факт, что моделирование,

осуществляемое в сфере правовой политики, имеет отчетливо выраженный §

прогностический (перспективный) характер. Специфика последнего состоит |

как раз в том, что оно нацелено не на анализ существующего положения §

объекта, а на «изображение возможного, допустимого или желаемого в этом а

объекте» [7, с. 382]. §§

Данную особенность не следует трактовать таким образом,

правовая политика индифферентна к анализу реального положения вещей «<

в сфере правового регулирования и устремлена в некое «светлое будущее» |

правовой системы. Напротив, любая продуманная стратегия правового ^

развития предполагает учет объективных свойств и закономерностей, | присущих праву и другим правовым явлениям. В этом смысле правовая

политика использует весь арсенал наличного научного знания, включая ^д

различные приемы и методы его получения. Однако приоритетной для — нее все же остается проблема оптимизации действующего права. Отсюда

и своеобразное тяготение в сторону прогностического анализа правовой ®

действительности. ^

Реализация прогностического подхода в отечественной юриспруденции Й

в настоящее время сталкивается с определенными сложностями §

организационного и теоретико-методологического плана. Так, В.М. Сырых й отмечает, что «методология прогностических исследований в сфере правовой науки находится пока в младенческом возрасте и не выходит за пределы отдельных эпизодических исследований» [8, с. 423]. Подобная ситуация, конечно, отражается на интенсивности и качестве прогнозов, которые

вырабатываются в сфере правовой политики. Тем не менее, при всех существующих сложностях и недостатках, прогностический подход был и остается важным средством совершенствования правового регулирования. Предвидение возможных путей развития права и выработка на этой основе научно обоснованных моделей желательного состояния соответствующих государственных и правовых институтов — важная задача правовой политики. Что же касается практической ценности вырабатываемых и предлагаемых субъектами указанной политики моделей, то она должна определяться прежде всего их способностью стимулировать правовой прогресс в той или иной области правового воздействия и юридической практики.

В качестве особенности рассматриваемого моделирования следует указать и на его программный характер.

Моделирование, осуществляемое субъектами правовой политики, не ограничивается простой констатацией желаемого состояния объекта (законодательства, юридической практики, правового воспитания и пр.), но устремлено к реализации соответствующей модели в практической деятельности, в реальной практике правового регулирования. .о Данная особенность по-разному обнаруживает себя в сфере неофициальной $5 и официальной правовой политики. В первом случае программный характер моделей проявляется в их научной аргументированности, авторитетности, о; аксиологической и практической привлекательности. Такое значение в оа настоящее время имеют предлагаемые в литературе модели конституции, оа разделения властей, федеративного устройства, отдельных правовых актов [Ъ и т.д. В этом ряду следует рассматривать и модель правовой политики, 5 основные черты которой аргументированы в проекте «Концепции правовой д политики Российской Федерации до 2020 года» [9, с. 203—250]. Во втором ¡5 — в официальном признании соответствующей модели ориентиром § государственной политики. В качестве примера можно сослаться на «Основы § государственной политики Российской Федерации в сфере развития о; правовой грамотности и правосознания граждан». В указанном документе и в качестве основной модели социального поведения, на которую должно и ориентироваться государство в своей правовоспитательной работе и которую [Ъ оно должно стимулировать, рассматривается модель законопослушного поведения. Можно спорить о том, насколько указанная модель оптимальна 0 в условиях современной России. Традиционно юристы-теоретики полагают, что наиболее продуктивной моделью правомерного поведения является поведение не просто законопослушное, а правоактивное. Тем не менее, 2 именно модель законопослушания закреплена в «Основах», и именно она ® служит обязательным ориентиром и своеобразной программой деятельно-^ сти государства в сфере развития правовой грамотности и правосознания российских граждан.

Таковы некоторые особенности моделирования, осуществляемого в сфере правовой политики. Речь, разумеется, идет о самом общем приближении к проблеме, а не о ее решении. Главное, к чему хотелось привлечь внимание, состоит в следующем: проблематика моделирования в правовой политике,

а если говорить шире — научного обеспечения правовых преобразований, заслуживает самого серьезного отношения и вполне может стать предметом специальных научных изысканий.

Список литературы:

1. Черданцев, А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике / А.Ф. Черданцев. — Екатеринбург: Наука, 1993. — 192 с.

2. Тарасов, Н.Н. Методологические проблемы юридической науки / Н.Н. Тарасов. — Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001. — 264 с.

3. Малько, А.В. Теория правовой политики : монография / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 328 с.

4. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003. — 512 с.

5. Придворов, Н.А. Правообразование и правообразующие факторы в праве : монография / Н.А. Придворов, В.В. Трофимов. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2012. - 400 с.

6. Малько, А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Ноябрь. С. 15-27.

7. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Отделение историко-филологических наук. — 2-е изд., доп. — М.: Наука, 2003. — 486 с.

8. Сырых, В.М. История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2016. - 464 с.

9. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - 276 с.

Д.А. Липинский, D.A. Lipinsky,

доктор юридических наук, Doctor of Law, Professor,

профессор, профессор департамента Professor of Department of Magistracy of

магистратуры Тольяттинского Togliatti State University

государственного университета Dmitri8@yandex.ru

О юридико-технических конструкциях поощрительных альтернативных санкций и их влиянии на индивидуализацию позитивной юридической ответственности*

Аннотация: рассматриваются конструкции альтернативных санкций в различных отраслях права, приводится их классификация, отмечаются типичные недостатки, которые свойственны как самим альтернативным санкциям, так и основаниям их применения. Обосновано, что в нормативных правовых актах, устанавливающих меры поощрения, целесообразно произвести дифференциацию мер в зависимости от их содержательных характеристик на моральные, материальные и смешанные, отказавшись от изложения в одной статье или одной части статьи закона различных по своим правовым последствиям поощрений.

Ключевые слова: санкция, поощрительная санкция, норма права, позитивная ответственность, альтернативная санкция, виды санкций, юридическая техника.

21

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ проект № 17-03-00022 ОГН «Альтернативные санкции в механизме реализации дифференциации и индивидуализации юридической ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.