Научная статья на тему 'Моделирование утопии космополитизма как метод культурного самосовершенствования'

Моделирование утопии космополитизма как метод культурного самосовершенствования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОПОЛИТИЗМ / УТОПИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александров Л.Г.

Космополитическое единство давняя мечта человечества, а не результат глобализации в мировом сообществе. Это недостижимое идеализированное системное состояние культурных отношений в масштабе мира. В данной статье мы говорим о кардинальном векторе преобра-зования представлений о социоприродной системе и представляем ряд общих моделей, в том числе способ воспитания свободной и гармоничной личности через утопию космополитизма. Утописты и космополиты это надежда человечества на бесконфликтное будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование утопии космополитизма как метод культурного самосовершенствования»

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Л. Г. Александров Челябинский государственный университет

МОДЕЛИРОВАНИЕ УТОПИИ КОСМОПОЛИТИЗМА КАК МЕТОД КУЛЬТУРНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Космополитическое единство - давняя мечта человечества, а не результат глобализации в мировом сообществе. Это недостижимое идеализированное системное состояние культурных отношений в масштабе мира. В данной статье мы говорим о кардинальном векторе преобразования представлений о социоприродной системе и представляем ряд общих моделей, в том числе способ воспитания свободной и гармоничной личности через утопию космополитизма. Утописты и космополиты - это надежда человечества на бесконфликтное будущее.

Ключевые слова: космополитизм, утопия, глобализация.

Встречаются в научных исследованиях и теории, сходные с этой понятийной моделью. Таково, например, понятие гуманистический универсализм1. Мы доказываем также, что стабильность функционирования социальных систем находится в прямой зависимости от характера глобального мышления, от способности системы придать утопии космополитизма необходимое содержание. Решить проблемы аксиологического несоответствия и дискретности знания в процессе исторической реконструкции можно в значительной мере при помощи ценностной шкалы, на которой Утопия и Космополис занимают не последнее место, скорее даже - центральное.

В условиях глобализации ведущим становится морально-этический подход, при котором историческое прошлое рассматривается исходя из произвольной шкалы ценностей, часто неприменимой в системе другой социальной парадигмы. Результатом силовой интерпретации понятия утопического космополитизма является фальсификация исторического прошлого, которая порой проводится в интересах определенных социальных групп. Естественным следствием утопическо-космополитических «перегибов» является, на наш взгляд, и геополитика. Хотя и у нее есть т. н. «мягкие» модели2. Приемлемыми в качестве синонимов исходного понятия «космополитизм» мы считаем и такие вариации терминологии как «космизм», «планетаризм», «интеркультуризм», «интернационализм» и т. п.

На наш взгляд, если бы было необходимо заменить термин «утопический космополитизм»

на иной, то вполне подошел бы термин «пан-топический», а сама тенденция в переложении на русский язык звучала бы как «повсеместная мироприемлемость». Размышление над историей утопического космополитизма - как в контексте математического схематизма, так и в русле гуманистического универсализма - привели нас к построению сводной карты утопий, источники которой - авторские намеки и мнения комментаторов относительно возможного местоположения той или иной «утопии».

Вторая позиция в нашей статье касается социальных институтов и способов построения человеческих отношений в различных общественных структурах. Отражением представлений о «социальном заказе» стала проблемати-зация условий самоопределения человечества, наций, стран, отдельных людей, а также аксиологических оснований жизненного пространства человека, возможностей обеспечения его устойчивого развития в условиях радикальных трансформаций мирового общественного порядка, «полилинейности» развития коммуникаций (термин И. К. Джерелиевской3) и распадающейся системы традиционных духовных и моральных ценностей. Что же касается утопичности подобных взглядов и идеалов, то ведь и утопии (территории, не имеющие места) могут быть умозрительно привязаны к какому-нибудь месту — местности, территории, городу, стране и т. п.

Раздел «Утопии в науке», возникший в теме благодаря изучению социально-философского наследия В. Вернадского, М. Маклюэна и дру-

гих замечательных культурологов коммуникации, представляет особый, журналистский, взгляд на современный утопический космополитизм - как он представлен в средствах массовой коммуникации эпохи глобализации. Таким образом, ставить философский вопрос о формировании личности человека в эпоху глобализации - это, значит, заниматься поиском путей адаптации человека к современным общественным процессам4 (здесь уместно вспомнить и о том, кто такие «космополиты» в естественных науках).

Слишком много сегодня у человека несбывшихся надежд, вынуждающих его создавать все то, что составляет величие нашей цивилизации, вершину искусства. Поэтому неудивительно, что многие люди автоматически могут быть причислены в разряд утопических космополитов. Каков мир, в котором мы живем, таковы и мы сами, люди планеты Земля. Автор диссертационного проекта в полной мере ощущает себя не только «экологом души», но и пользователем информации, поступающей из СМИ или посредством РЯ, Интернета и мобильной связи - так, полагают философы и иные теоретики общества, происходит расширение виртуальной реальности, стирающей грани старой действительности, где простые формы коммуникации осуществлялись в пределах городов и регионов5. Не случайными, как нам кажется, были слова великого гуманиста А. де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Остро чувствуя необходимость в философском осмыслении путей развития социальной коммуникации, автор данной научной работы использует в образовательной практике все те многомерные понятия манипулятивности, которые характерны для современных масс-медиа. Сегодня это не только обман, подтасовка, сознательное искажение, шулерство, но также перекомбинация, монтаж, вид медиальной стратегии человечества, которую иногда называют Третьей информационной мировой войной. Полузабытый термин «политкоррект-ность» сегодня востребован как никогда, и это тоже часть утопии космополитизма.

Третья часть статьи посвящена личностным факторам становления утопии Космополиса в современных условиях. Соотношение между глобализацией и интеграцией удачно, на наш взгляд, определяет Ю. Шишков: если глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного разви-

тия ее вширь, то интеграция - это наивысшая ступень развития ее вглубь. Причем процессы взаимодействия интеграции и дезинтеграции в ряде ситуаций наблюдаются одновремен-но6. Современная цивилизационная ситуация требует безотлагательной оптимизации процессов на глокальном (глобально-регионально-локальном) уровне, с учетом социоприродной, экономической и всех сопутствующих ситуаций. Такая же терминология бытует и в теории массовой коммуникации7. Ущерб обществу от СМИК, по нашему убеждению, сравним с ущербом природе от цивилизации.

Толерантный космополитизм сегодня представляется актуальной и востребованной идеей, подходящей для жизни мирового сообщества, находящегося в сложных процессах международного, межконфессионального и межкультурного общения народов. Как уважение к представителям различных этносов, религий и культур, она выступает непременным условием выживания и развития современной цивилизации. Вполне закономерным является сегодня стремление к распространению новой философии космополитической толерантности, которая обосновывала бы иную систему жизненных ценностей и приоритетов. Она предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе диалога и согласия.

Толерантность есть добродетель условная, она теряет свой позитивный смысл в ситуациях посягательств на жизнь, глумления над человеческим достоинством. Границы толерантности необходимо рассматривать через дихотомию добра и зла, этику ответственности. Они всегда замыкаются на человеке как носителе социокультурных норм и участнике конкретного исторического процесса. Толерантность можно рассматривать не только как ориентацию сознания, но и как тип определенного образа жизни, основанный на гармоничной совместимости общественного и индивидуального бытия. Коммуникативная толерантность, проявляющаяся индивидом в процессе его отношений к окружающим людям, является частной разновидностью космополитического мироощущения. Она характеризуется наличием в сознании субъекта личностно значимого образца терпимого поведения и направлено на самые различные ситуации жизнедеятельности.

Как полагает М. Эпштейн, именно в настоящее время происходит рождение «коллективного общепланетарного мозга, нейронами

в котором являются люди». В терминологии, заимствованной из ноосферной теории, будущее человечества предстает «ноократией», т. е. властью не отдельных индивидов или социальных групп, а коллективного разума, который сосредоточит в себе интеллектуальную силу всех мыслящих существ и будет действовать как на биологической, так и на квантовой основе. Современный же Интернет — жалкий прообраз будущего «ноонета», который свяжет все живые существа в единую мыслительную сеть и станет средством интеграции множества сознаний, началом «синтеллекта», принципа совместного познания8. Это понимали и такие выдающиеся ранние российские утописты, как В. Ф. Одоевский9. Это понятно многим и сегодня.

Такова авторская философская концепция темы, если выделить из всех культурно-исторических факторов их «космополитическую» суть.

Примечания

1 См.: Гарпушкин В. Е. Гуманистический универсализм как парадигма мировоззрения: авто-реф. докт. дисс. Иваново, 2009. 34 с.

2 См.: Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М. : Арктогея, 1997. 608 с.

3 Джерелиевская И. К. Личностная детерминанта социального порядка: аксиологический аспект: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М.: РГТЭУ, 2009. 46 с.

4 Салихов Г. Г. Центр и периферия в эпоху глобализации // Вестник Башкирского ун-та. 2009. Т. 14. № 1. С. 7-12.

5 Александров Л. Г. Космополитизм как позиция открытости и принцип расширения социальной коммуникации / Л. Г. Александров // Журналист - социальные коммуникации. 2011. № 3.С. 17-23.

6 Шишков Ю. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития // МЭИМО. 2001. № 2. С.59-60.

7 Она встречается у Л. А. Гусейновой, В. Ф. Олешко и др. исследователей.

8 См. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России. М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. 368 с.

9 Его философско-публицистическое творчество подробно исследовано автором. См.: Утопическая футурология В. Ф. Одоевского в контрастах современного мегаполиса // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе. Международная научная конференция 24-26 марта 2010 г. Челябинск, ЧелГУ, 2010. С. 186-199; Человек будущего в философской футурологии В. Ф. Одоевского // Образ человека будущего: кого и как воспитывать в подрастающих поколениях : коллективная монография ; под ред. О. А. Базалука. - Т. 1. - Киев, 2011. - С. 274-283; В. Ф. Одоевский как предтеча русского космизма (к 200-летию со дня рождения) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. 2003. № 1. С. 46-53; Тенденции космополитизма в мировоззрении В. Ф. Одоевского (к 200-летию со дня рождения) // Человек в пространстве культуры. Вып. 2. Центр - провинция, провинция - центр. Материалы межрегион. научно-практ. конф. Челябинск, 2006. С. 158-169; и др. статьи.

L. G. Alexandrov Chelyabinsk State Universiry

SIMULATION AS A METHOD OF UTOPIA COSMOPOLITANISM OF CULTURAL SELF-IMPROVEMENT

Cosmopolitan unity is an old dream of mankind, and not the result of globalization in the world community. This unattainable idealized system state cultural relations at the scale of the world. In this article we are talking about a fundamental transformation of the vector representations of the social and natural system and present a number of common models, including the method of education free and harmonious personality through cosmopolitan utopia. Utopians and cosmopolitans are the hope of mankind on a conflict-free future.

Keywords: cosmopolitan utopia, globalization.

References

1. Garpushkin, V. Ye. (2009), Gumanisticheskiy universalizm kak paradigma mirovozzreniya: avtoref. dokt. diss. [=Humanistic universalism as a paradigm of philosophy: a PhD thesis], Ivanovo, 34 p. (in Russ.).

2 Dugin, A. G. (1997), Osnovy geopolitiki. Geopoliticheskoye budushcheye Rossii [=Foundations of Geopolitics. Geopolitical future of Russia], Arktogeya, Moscow, 608 p. (in Russ.).

3. Dzhereliyevskaya, I. K. (2009), Lichnostnaya determinanta sotsial'nogo poryadka: aksiologiches-kiy aspekt: avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk [=Personal determinants of the social order: the axiological aspect: a PhD thesis], RGTEU, Moscow, 46 p. (in Russ.).

4. Salikhov, G. G. (2009), Tsentr i periferiya v epokhu globalizatsii // Vestnik Bashkirskogo un-ta.. T. 14, N 1, pp. 7-12 (in Russ.).

5. Aleksandrov, L. G. (2011), Kosmopolitizm kak pozitsiya otkrytosti i printsip rasshireniya sotsial'noy kommunikatsii [=Cosmopolitanism as the position of the principle of openness and expansion of social communication], in: Zhurnalist - sotsial'nyye kommunikatsii [=Journalist as a social communication], N 3, pp. 17-23 (in Russ.).

6. Shishkov, Yu. (2001), O geterogennosti globalistiki i stadiyakh yeye razvitiya [=On the heterogeneity of global studies and stages of its development], in: MEIMO, N 2, pp. 59-60 (in Russ.).

7. We can see it at L. A. Guseynova, V. F. Oleshko and others.

8. Epshteyn, M. N. (2000), Postmodern v Rossii [=Postmodernism in Russia], Izd-vo R. Elinina, Moscow, 368 p. (in Russ.).

9. His philosophical and creative nonfiction is studied in detail by the author. See: utopian futurology Odoevskii contrasts in the modern metropolis: Provincial metropolis in the modern information society. International Scientific Conference 24-26 March 2010, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, 2010, pp. 186-199; Man of the future in the philosophical futurology Odoevskii // Image of the man of the future: who and how to educate the younger generation: a collective monograph; ed. O. A. Bazaluk, vol. 1, Kyiv, 2011 - S. 274-283; VF Odoyevski as a forerunner of Russian cosmism (on the 200th anniversary of his birth) // Vestn. Chelyab. State. Univ. Ser. 2 Philology, 2003, N 1, pp. 46-53; Trends cosmopolitan in outlook Odoevskii (on the 200th anniversary of his birth) // Man in the space of culture, MY, 2 Center - Province Province - center. Materials Interregion. Scientific-practical conference. conf. Chelyabinsk, 2006, pp. 158-169; and others. article.

А. С. Сумская

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ СПЕЦИАЛИСТАМИ МАСС-МЕДИА

В статье сделана попытка обобщения и систематизации разрозненных представлений о технологии краудфандинга в русскоязычной практике. Дано описание этой технологии, ее этапов, последовательной методики реализации, сформулированы требования к краудфандин-говому проекту. Описан опыт апробации технологии и реализации проектов на Planeta.ru и Boomstarter.ru будущими специалистами масс-медиа.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные бизнес технологии, краудфандинг, проект, коллективное финансирование идей, народный меценат, Planeta.ru, Boomstarter.ru, он-лайн-сервис, информационная кампания.

Сегодня информационные технологии от- и развития собственного бизнеса. Эволюци-крывают новые возможности для организации онирование современного информационного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.