References
1. Garpushkin, V. Ye. (2009), Gumanisticheskiy universalizm kak paradigma mirovozzreniya: avtoref. dokt. diss. [=Humanistic universalism as a paradigm of philosophy: a PhD thesis], Ivanovo, 34 p. (in Russ.).
2 Dugin, A. G. (1997), Osnovy geopolitiki. Geopoliticheskoye budushcheye Rossii [=Foundations of Geopolitics. Geopolitical future of Russia], Arktogeya, Moscow, 608 p. (in Russ.).
3. Dzhereliyevskaya, I. K. (2009), Lichnostnaya determinanta sotsial'nogo poryadka: aksiologiches-kiy aspekt: avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk [=Personal determinants of the social order: the axiological aspect: a PhD thesis], RGTEU, Moscow, 46 p. (in Russ.).
4. Salikhov, G. G. (2009), Tsentr i periferiya v epokhu globalizatsii // Vestnik Bashkirskogo un-ta.. T. 14, N 1, pp. 7-12 (in Russ.).
5. Aleksandrov, L. G. (2011), Kosmopolitizm kak pozitsiya otkrytosti i printsip rasshireniya sotsial'noy kommunikatsii [=Cosmopolitanism as the position of the principle of openness and expansion of social communication], in: Zhurnalist - sotsial'nyye kommunikatsii [=Journalist as a social communication], N 3, pp. 17-23 (in Russ.).
6. Shishkov, Yu. (2001), O geterogennosti globalistiki i stadiyakh yeye razvitiya [=On the heterogeneity of global studies and stages of its development], in: MEIMO, N 2, pp. 59-60 (in Russ.).
7. We can see it at L. A. Guseynova, V. F. Oleshko and others.
8. Epshteyn, M. N. (2000), Postmodern v Rossii [=Postmodernism in Russia], Izd-vo R. Elinina, Moscow, 368 p. (in Russ.).
9. His philosophical and creative nonfiction is studied in detail by the author. See: utopian futurology Odoevskii contrasts in the modern metropolis: Provincial metropolis in the modern information society. International Scientific Conference 24-26 March 2010, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, 2010, pp. 186-199; Man of the future in the philosophical futurology Odoevskii // Image of the man of the future: who and how to educate the younger generation: a collective monograph; ed. O. A. Bazaluk, vol. 1, Kyiv, 2011 - S. 274-283; VF Odoyevski as a forerunner of Russian cosmism (on the 200th anniversary of his birth) // Vestn. Chelyab. State. Univ. Ser. 2 Philology, 2003, N 1, pp. 46-53; Trends cosmopolitan in outlook Odoevskii (on the 200th anniversary of his birth) // Man in the space of culture, MY, 2 Center - Province Province - center. Materials Interregion. Scientific-practical conference. conf. Chelyabinsk, 2006, pp. 158-169; and others. article.
А. С. Сумская
Челябинская государственная академия культуры и искусств
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПРОЕКТОВ СПЕЦИАЛИСТАМИ МАСС-МЕДИА
В статье сделана попытка обобщения и систематизации разрозненных представлений о технологии краудфандинга в русскоязычной практике. Дано описание этой технологии, ее этапов, последовательной методики реализации, сформулированы требования к краудфандин-говому проекту. Описан опыт апробации технологии и реализации проектов на Planeta.ru и Boomstarter.ru будущими специалистами масс-медиа.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные бизнес технологии, краудфандинг, проект, коллективное финансирование идей, народный меценат, Planeta.ru, Boomstarter.ru, он-лайн-сервис, информационная кампания.
Сегодня информационные технологии от- и развития собственного бизнеса. Эволюци-крывают новые возможности для организации онирование современного информационного
общества привело к появлению таких информационно-коммуникативных бизнес технологий как краудфандинг.
Краудфандинг - это технология коллективного финансирования проектов незнакомыми друг с другом людьми или, иными словами, практика «народного» финансирования идей, воплощение которых интересно многим.
Технология эта зародилась и получила развитие в США в первое десятилетие XXI века, приобрела популярность в европейских странах, чрезвычайно активно адаптируется в России.
Безусловно, сегодня этот феномен является малоизученным. Практика в данном случае опережает теорию, и это в некотором смысле свойственно современному обществу, в котором успешный опыт очень быстро становится не только известным миру, но и примером для немедленного тиражирования.
Анализ опыта финансирования проектов с использованием краудфандинга в русскоязычном пространстве, осмысление этой технологии, обобщение и систематизация разрозненных представлений о методике реализации позволили на практике применить и проверить ее эффективность. Результаты апробации технологии краудфандинга будущими специалистами масс медиа представлены в данной статье.
Итак, о терминологии. Википедия предала-гает понимать краудфандинг (народное финансирование, от crowd funding, crowd - «толпа», funding — «финансирование») как коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого [2].
Краудфандер - это человек, который собирает деньги с условной шляпой в руке на благое дело. Только в данном случае его аудитория - это все пользователи интернета [6].
Согласимся с авторами интернет-сервиса «Дару-Дар», которые считают: «чтобы та или иная социальная практика обрела полноценную жизнь, необходимо дать ей название, наполнить смыслом, который был бы всем понятен. Не секрет, что большинство новых
смыслов сейчас зарождается в англоязычной среде и там же обретает свои наименования. Заимствованные англоязычные слова при этом плохо транслируются. Они быстро усваиваются теми, кто постоянно вращается в англоязычной среде, но дальше распространяются очень медленно — в том числе среди тех, кто владеет английским, но не пользуется им в своей повседневной жизни. Очень важно уметь переводить англоязычные понятия и договариваться о совместном использовании этих новых слов. ...нужно подыскивать подходящие слова, передающие похожий смысл. .только в крайнем случае прибегать к побуквенному переводу. Ведь за каждым известным всем словом стоит целая череда ассоциаций, ссылок на другие важные смыслы. Это огромная энергия, накапливаемая языком на протяжении многих поколений носителей языка» [1].
В этой связи считаем важным поиск соответствия таких ключевых терминов как «краудфандинг», «донор» («бекер», «акционер»), «акции» («плюшки»), «реципиент» в русскоязычной среде.
Так, термин «краудфандинг» становится понятным, если определить его как «сбор средств вскладчину», функции «донора» близки по смыслу «народному меценату», термин «акции» можно заменить словом «подарки», а «реципиент» может быть понято как «организатор проекта». И тогда смысл краудфандинга становится очевидным - это сбор денег всклад-чину для воплощения идей организаторов в обмен на подарки.
Наиболее корректным представляется определение технологии на «Planeta.ru»: «Крауд-фандинг — это механизм коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей [3].
Обратимся к термину «проект». Известно, что проектные технологии наиболее полно разработаны и апробированы в управленческой теории и практике. В частности, Институт управления проектами США (PMI) трактует проект как «некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта». Английская Ассоциация проект-менеджеров определяет проект как «отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов» [7].
Итак, такие характеристики как достижение
установленных целей, ограниченность используемых ресурсов времени и бюджета являются отличительными особенностями проектов. Применительно к краудфандингу, организация сбора средств — это и есть проект. Возможно, реципиенты или, иными словами, организаторы собирают деньги для реализации других проектов. Например, на восстановление памятника архитектуры, проведение фестиваля, выпуск нового альбома музыкальной группой, издание книги, создание видеоверсии спектакля, проведение журналистского расследования и т. д. Отметим, что, монетизируя творческие идеи, люди, перечисляющие средства, проявляют себя действительно как народные меценаты и потому, что поддерживают творческие идеи, и потому, что относятся к передаче денег как к дарению, поскольку риски не реализации в этой сфере достаточно высоки. Вид деятельности, которым занимаются подобные организаторы (организации), еще называют социальным предпринимательством.
Есть и такие краудфандинговые проекты, в которых сбор денег осуществляется для благотворительных целей и привлеченные суммы тратятся на приобретение чего-либо нуждающимся. Например, приобретение коек для дома-интерната, лечение тяжелобольных детей и т. п. В этом случае людей, перечисляющих деньги, допустимо назвать донорами, поскольку они поддерживают биологические состояние человека, животных, т. е. когда жизнь нуждающихся во многом зависит от наличия/ отсутствия необходимой суммы денег.
Краудфандинговый проект должен иметь
• идею, способную привлечь большое число народных меценатов;
• конкретную цель, осязаемый результат (построить, разработать, выпустить, напечатать и пр.);
• конкретные сроки выполнения проекта в случае привлечения необходимой суммы;
• конкретный период сбора денег на проект;
• разработанную оригинальную систему подарков для народных меценатов;
• детально разработанную информационную кампанию, которая реализуется в процессе сбора денег.
Для краудфандингового проекта обязательно используются два интернет-ресурса:
• Социальные сети, назначение которых — информационная поддержка проекта,
привлечение народных меценатов.
• Специальные онлайн-платформы, созданные для реализации краудфандинговых проектов или любые другие интернет-ресурсы (сайты, порталы), на которых публикуется информация о проекте и обеспечивается про-цессинг платежей.
Три этапа реализации краудфандингового проекта:
• Подготовка. Этап концептуализации или рождения замысла, бюджетирования и разработки информационной кампании.
• Исполнение. Этап осуществления проекта: размещение на платформе, сбор средств и реализация информационной кампании.
• Завершение. Этап благодарения народных меценатов.
Рисунок 1. Статистика успешных проектов на Kickstarter
Что касается краудфандинговых платформ, то их в настоящее время в России более пятнадцати, количество неизменно растет. Все стремятся занять приоритетные позиции, но некоторые закрываются, едва успев зарегистрироваться. К числу безусловных лидеров относятся онлайн-сервисы: Planeta.ru, Boomstarter.ru.
Planeta.ru работает с 7 июня 2012 года, в настоящее время реализовано более 300 проектов. Основатель сервиса - музыкальная группа «Би-2». На 26 января 2014 года было собрано 51 951 057 рублей, а к 14 июня того же года уже 91 764 749 руб. То есть за последние четыре с половиной месяца собрано почти сорок миллионов рублей!
Boomstarter.ru - это российский аналог всемирно известной платформы Kickstarter, работает с 21 августа 2012 года. Платформа принимает заявки по двенадцати номинациям: дизайн, еда, игры, издания, искусство, мода, музыка, театр, технологии, фильмы и видео, фотография, хореография. Ежемесячно добавляются от 70 до 150 проектов в месяц. Средний чек - 150 000 руб. Критерий успеха для физических лиц, размещающих проект на Boomstarter - это более 500 друзей в социальных сетях.
Кстати, на Boomstarter не допускаются благотворительные проекты, целью которых является финансирование лечения, получение стипендий, оплата обучения, личные путешествия и личные покупки. Приветствуется только финансирование творческих замыслов.
Статистический анализ успешных проектов на Kickstarter за 2012 г. дает представление о направлениях, которые монетизируются наиболее эффективно.
Наибольшей популярностью в русскоязычной среде для краунфандинговых проектов пользуются следующие социальные сети: «Facebook», «ВКонтакте», «Одноклассники.т».
Любопытно, что одним из первых российских медиа технологию краудфандинга освоил на Planeta.ru интернет-журнал «Сиб.фм», по-свящённый жизни в Сибири, а также портал COLTA.RU, для нужд которого было собрано более 610 000 рублей.
Среди челябинских проектов известен эффективный опыт народного финансирования дизайна сайта Feelmore.ru, интернет-издания о «жизни города, об интересных людях, о культурном пространстве Челябинска и о том, куда пойти в свободное время». Проект собрал на
Planeta.ru 60 000 рублей при участии 65 акционеров и успешно завершился 17 августа 2013 года [8].
Полагаем, что использование технологии краудфандинга весьма перспективно для средств массовой информации, поскольку основные информационные продукты, требуемые для реализации проекта, то есть сбора денег - пресс-релизы, видеообращения, видеоотчеты, другие текстовые и аудио документы - в плоскости компетентности специалистов масс-медиа. Корме того, важно уметь не просто работать в социальных сетях, но и увлекать, вовлекать пользователей в интересное для организаторов дело. И, наконец, собственно проект - это слаженная работа команды единомышленников. Всему этому учат специалистов масс медиа.
Так, студентами третьего курса направления «журналистика» Института гуманитарного образования ЧелГУ была апробирована технология краудфандинга в реализации двух проектов на двух платформах: Planeta.ru и Boomstarter.ru. Один из проектов реализован успешно, поскольку сбор превысил планируемую сумму и составил 208 % от запрашиваемой, а другой - нет.
Итак, удачный опыт. На «Planeta.ru» командой студентов был реализован благотворительный проект «Я-живой» [4].
Заявленная сумма: 11 000 рублей. Собранная сумма: 24 000 руб. Срок реализации проекта составил 6 дней. Всего помогли 37 народных меценатов.
Описание проекта: «Я живой!» — приют для бездомных животных, созданный силами энтузиастов летом 2011 года в Челябинске. Сегодня в нём содержатся более 250 беспородных собак разного возраста. У всех этих животных трудная судьба: многие из них были домашними, но в силу различных причин оказались на улице.
За время существования приюта его сотрудникам и волонтерам удалось спасти от болезней, голода и смерти сотни бездомных собак. Судьба каждого из питомцев приюта во многом является страшным доказательством человеческой жестокости: здесь находят кров, заботу и защиту преданные хозяевами и выброшенные на улицу истощенные и изувеченные собаки.
Этот самый крупный частный приют на Южном Урале, но работают в нем всего три помощника, круглосуточно проживающие в помещении организации! Делается все воз-
можное для того, чтобы собаки каждый день полноценно питались, гуляли и, если потребуется, получали незамедлительную медицинскую помощь.
Сейчас небольшая группа людей своими силами пытается поставить приют на ноги. Каждый день работники учреждения выполняют большой объём работы: варят 6-7 огромных кастрюль каши с мясом, убирают вольеры и территорию, пилят дрова, топят печки, моют большое количество вёдер, бачков, кастрюль и т. д.
На все это, разумеется, нужны средства. Значительная сумма уходит на корм, поэтому приют очень благодарен каждому, кто делает все возможное для того, чтобы брошенные собаки дожидались новых хозяев в достойных условиях!
Благодаря неравнодушным и добрым людям жизнь приюта приобретает смысл, а питомцы забывают о тех ужасах, которые, как мы надеемся, остались для них позади навсегда!
Мы верим, что сострадание и любовь к животным подтолкнет каждого к помощи в виде любой необременительной суммы. Собаки будут счастливы и безмерно благодарны добрым людям!»
Подарки разработаны в сотрудничестве с модераторами «Planeta.ru» и включали презенты, как для народных меценатов, так и для, собственно, животных приюта. Акционеры могли рассчитывать на карманные календари «Спасибо, что я живой» и вязаные собачки ручной работы, а жители приюта — на получение прививок, витаминов и пр.
Наиболее энергозатратным был этап согласования проекта с модераторами сайта и взаимодействие с владельцами благотворительного фонда. На согласование интересов ушло около четырех недель.
Информационная кампания проекта велась в социальной сети «ВКонтакте». Студенты создали публичную страницу проекта http:// vk.com/spasiboyazhivoy. За 6 дней собрали 49 подписчиков и опубликовали 15 записей.
Студентами продуманы две ведущие рубрики, для которых ежедневно создавались материалы: «Итоги дня» и «Наши помощники». Участниками проекта также были подготовлены публикации на темы «Наши плюшки», «На что пойдут деньги», «Представимся». Отдельная публикация - описание технологии действий на платформе для перечисления денег. Кроме того, после завершения работы проекта подготовлен список народных меценатов
с заголовком «Спасибо, я - живой!». Список народных меценатов доступен в разделе «Помогли проекту».
Ежедневно студенты публиковали для подписчиков группы принт-скрины, где видна собранная сумма и количество помощников.
Динамика сбора отражена на следующих рисунках:
Рисунок 2. Первый день проекта
Рисунок 5. Четвертый день проекта
Рисунок 3. Второй день проекта
Рисунок 6. Пятый день проекта.
Рисунок 4. Третий день проекта
Рисунок 7. Шестой день проекта.
Итог - собрано более 200 % заявленной суммы.
По окончании проекта на этапе благодарения студентами были подготовлены подарки, которые и отправились в подарок меценатам.
Полагаем, что данный проект завершился успешно, поскольку сострадание, милосердие свойственно российскому менталитету. И если человек, оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, способен самостоятельно справиться с возникшими проблемами, то животные, тем более животные в городе подчас без помощи человека могут просто не выжить. Возможно поэтому среди народных меценатов есть представители не только Челябинска, но Москвы, Севастополя, Барнаула, Тулы, Уфы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Пензы, Рыбинска и даже украинского Бердичева.
Неудачный опыт связан с платформой «Boomstarter.ru», на которой командой студентов был запущен проект «Я — невыпущенный сборник стихов». Собрано всего 800 рублей из запрашиваемых 35 000 рублей.
На странице проекта было размещено его описание, а также два видеоролика: зарисовка об авторе стихов и опрос на улицах Челябинска о творчестве юной поэтессы. В качестве вознаграждений предлагались различные сувениры [5].
На наш взгляд, проект был завершен неуспешно как следствие неудачно организованной информационной кампании, которая была подготовлена на низком профессиональном уровне.
Явные ошибки информационной кампании:
Во-первых, отсутствие видеобращений «лидеров мнений».
Во-вторых, некачественно подготовлен видео опрос жителей города о творчестве молодой поэтессы.
В-третьих, организаторы пренебрегли советами модератора, подчеркивающими значимость начала информационной кампании еще до размещения проекта на платформе.
В-четвертых, студентами не была проведена предварительная работа с потенциальными народными меценатами, чтобы уже в первые дни запуска проекта начались поступления.
В-пятых, студентами не публиковались ежедневно увлекательные материалы в социальных сетях.
Представляется, что полученный опыт апробации технологии краудфандинга может быть весьма полезен для создания и реализации новых проектов, разработка и реализация которых должна вестись с учетом всех достигнутых результатов — и положительных, и негативных.
Опыт реализации учебных проектов убеждает, что технология краудандинга может быть использована специалистами масс-медиа для организации софинансирования проектов средств массовой информации.
Список литературы
1. Бекер? Донор? Спонсор? Благотворитель? Меценат! [Электронный ресурс] : Ха-брахабр.-Москва, 2006-2014. - URL: http:// habrahabr.ru/company/darudar/blog/161413/, свободный. Загл. с экрана (дата обращения — 22 января 2014)
2. Краудфандинг [Электронный ресурс]. -URL: ru.wikipedia.org>Краудфандинг.
3. Краудфандинг: Что это? [Электронный ресурс]. - URL: http://planeta.ru/crowdfunding. html#.
4. Помощь приюту для собак «Я живой» [Электронный ресурс]. - URL: http://planeta.ru/ campaigns/3290.
5. Сборник стихов Евгении Ставриде [Электронный ресурс]. - URL: http://boomstarter.ru/ projects/86423/sbornik_stihov_evgenii_stavride.
6. Сеть в помощь! Что такое краудфандинг и каковы его перспективы в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chaskor.ru/p. php?id=22881.
7. Туккель, И. Л. Управление инновационными проектами. Серия: Учебная литература для вузов [Текст] / И. Л. Туккель, А. В. Сури-на, Н. Б. Культин. - СПб.: Издательство: БХВ-Петербург, 2011. - 416 с.
8. Feelmore.ru [Электронный ресурс]. -URL: http://www.feelmore.ru.
A. S. Sumskaya
Челябинская государственная академия культуры и искусств.
anyuta.sumskaja@yandex.ru
EXPERIENCE AT CARRYING OUT CROWD-FUNDING PROJECTS BY MASS MEDIA SPECIALISTS
In the article we made an attempt to generalize and classify different views on crowd-funding, as a new informational-communicative business technology in Russian-speaking area. Generally this technology supposes gathering money by sharing the cost in order to make sponsors' ideas in reality in exchange for presents. Crowd-funding has all features of the project, because its aim is achieving set goals. This technology supposes limited time and budget. In the article author formulates some requirements for this kind of projects. Firstly, there has to be an idea that can attract a large number of public patronages. Secondly, there has to be a specific goal and tangible result. Thirdly, such project needs particular target date for project implementation (in case the required amount of money was gathered) and raising money for the project. Furthermore there needs to be an extraordinary system of gifts elaborated for public patronages and developed information campaign, implemented during the process of raising money.
This article reveals and describes most important implementation tools: special online platforms or other Internet resources, which provide information about the project and payment processing, as well as social networks that support projects and involve public patronages.
The author also identifies and describes three stages of a crowd-funding project: preparation of the plan (conceptualization phase), budgeting and development of an information campaign; carrying out a project itself (provides distribution on a certain platform and implementation of information campaign); sharing the stock by recipients with backers (final stage).
This article describes some experience at approbation of crowd-funding technologies and implementation ofprojects on sites "Planeta.ru" and "Boomstarter.ru" by future specialists in mass media. First project is focused on charity purposes. It's connected with animals. Other one is focused on monetiza-tion of young Chelyabinsk poetess's creative idea.
Keywords: informational-communicative business technology, crowd-funding, project, collective financial backing for ideas, public patronage, Planeta.ru, Boomstarter.ru, online-service, information campaign.
References
1. Beker? Donor? Sponsor? Blagotvoritel'? Metsenat! [=Backer? Donor? Sponsor? Benefactor? Patronage!], Habrahabr-Moscow, 2006-2014, available at: http://habrahabr.ru/company/darudar/ blog/161413/, accessed 22.01.2014 (in Russ.).
2. Kraudfanding [=Crowd-funding] : 2001-2014, available at: ru.wikipedia.org> Crowd-funding, accessed 20.01.2014 (in Russ.).
3. Kraudfanding: Chto eto? [=Crowd-funding. What is it?], available at: http://planeta.ru/crowdfund-ing.html#, accessed 20.01.2014 (in Russ.).
4. Pomoshch' priyutu dlya sobak «Ya zhivoy» [=Help shelter-care facility for dogs "I'm alive"], available at: http://planeta.ru/campaigns/3290, accessed 20.01.2014 (in Russ.).
5. Sbornik stikhov Yevgenii Stavride [=A book of poems by Eugenia Stavride], available at: Boom-starter.ru. free, accessed 20.01.2014 (in Russ.).
6. Set' v pomoshch'! Chto takoye kraudfanding i kakovy yego perspektivy v Rossii [=Network for help! What is crowd-funding and what is it's perspective in Russia?], available at: http://www.chaskor. ru/p.php?id=22881, accessed 20.01.2014 (in Russ.).
7. Tukkel, I. L., Surina, A. V. and Kultin, N. B. (2011) "Upravlenije innovatsionnymi proektami" [=Running innovative projects], in: Serija: Uchebnaja literatura dlya vuzov [=Series: Literature for studies for institutes of higher education], St-Petersburg, 416 p. (in Russ.).