mm
оздоровительная тренировка
References
1. Antipenkova, I.V. The peculiarities of holding fitness classes with women aged 20-45 / I.V. Antipenkova // Health. Physical culture. Sport: collected research works. - Smolensk: SSIPhC, 2002. - P. 9-12. (In Russian)
2. Ishanova, O.V. The integrated technique of fitness aerobics classes for women aged 25 -35: abstract of Ph.D. thesis / O.V. Ishanova. - Volgograd, 2008. - 22 P.
3. Lisitskaya, T.S. The principles of fitness training / T.S. Lisitskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2002. - № 8. - P. 6-14. (In Russian)
4. Muravov, I.V. Fitness capacities of physical culture / I.V. Muravov // Aktual'nye problemy propagandy fizicheskoy kultury i sporta. - Iss. 1. - Moscow: Znanie, 1991. - 48 P. (In Russian)
5. Romanenko, N.I. The essence of physical training of women aged 3545 using various types of fitness in view of somatotype: abstract of Ph.D. thesis / N.I. Romanenko. - Krasnodar, 2013. - 24 P. (In Russian)
из портфеля редакции
6. Seluyanov, V.N. The technology of health-improving physical culture / V.N. Seluyanov. - Moscow: SportAkademPress, 2001. -169 P. (In Russian)
7. Sidneva, L.V. Fitness aerobics and teaching methods: study guide / L.V. Sidneva, S.A. Goniyants. - Moscow: Fizkultura i sport, 2000. - 74 P. (In Russian)
8. Howley, E.T. Health fitness instructor's handbook / E.T. Howley, B. Don Franks. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 2004. - 375 P. (In Russian)
9. Correlates of pedometer-measured and self-reported physical activity among young Australian adults, Science Direct // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2011. - Р. 56-69.
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.12.2013 г.
УДК: 796.015.2
моделирование тренировочных нагрузок
для развития выносливости юных гребцов-академистов
посредством бега
Кандидат педагогических наук, доцент A.B. нечаев
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна
Ключевые слова: юные гребцы-академисты, бег, выносливость, дистанция, ЧСС, тренировочные нагрузки.
Актуальность. Анализ методики тренировки юных гребцов-академистов показал, что своевременное и целенаправленное развитие общей выносливости способствует росту спортивного мастерства. В практике воспитания выносливости у юных гребцов все большее распространение получают различные формы бега, особенно длительный бег. Для определения уровня развития физических качеств разработаны контрольные нормативы по общей физической подготовке, одним из критериев оценки выносливости являются результаты, показываемые юными гребцами в беге. В академической гребле так же, как и в беге, эта направленность выражена ярко благодаря разнообразному характеру ритма движений, участию различных групп мышц и степени их напряжения. Для проверки этих положений были проведены педагогические и медико-физиологические исследования с группой юношей 14-16 лет [1, 2].
Результаты исследования и их обсуждение. В эксперименте юные спортсмены выполняли тесты: бег на дистанцию 1000 м с соревновательной скоростью и прохождение этой дистанции с высокой скоростью в четверках распашных с рулевым. При анализе полученных результатов изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время бега и при прохождении дистанции на воде у одних и тех же спортсменов отмечено, что динамика ЧСС в обоих случаях имеет сходный характер в равные промежутки времени. Самая большая разница средних данных составила +8 уд/мин. Необходимо отметить, что ЧСС резко возрастает в первые 30 с. работы, а затем, по мере врабатываемости, носит более умеренный характер. Следовательно, динамика ЧСС при беге и академической гребле в соревновательных режимах свидетельствует о том, что физическая нагрузка, выполняемая спортсменами, находится в сходных пульсовых величинах. Максимальный показатель ЧСС, зарегистрированный при беге и гребле на дистанции у юных гребцов, не превышал 204 уд/мин.
Во время эксперимента выявлена неодинаковая степень напряжения сердечно-сосудистой системы у членов экипажа во время гребли и при беге. ЧСС изменялась однозначно через 30 с при гребле и при беге. Лишь на финише (гребля) наблюдалось некоторое увеличение пульса (+6 уд/мин.). Во время предварительного эксперимента, проведенного с гребцами
14-15 лет первого года занятий, был определен темп бега. Нами установлено, что частота пульса 140-150 уд/мин возможна при беге со скоростью около 3 м/с. При определении интенсивности длительного бега для каждого юного спортсмена подбиралась индивидуальная скорость в пределах 3 м/с. Она составила 55-60 % от скорости, показанной в соревновании на 1000 м, и была равна 2,5-2,8 м/с. Например, юный гребец пробежал 1000 м за 3 мин 42 с (4,5 м/с), тогда 60 °% от показанной скорости составят 6 мин 10 с, или 2,7 м/с.
Бег выполнялся по 400-метровой дорожке стадиона, что позволяло не только контролировать его скорость, но и следить, как его переносит спортсмен. При наступлении утомления во время длительной работы ЧСС увеличивалась в том случае, если спортсмену удавалось сохранять заданную скорость. В нашем эксперименте беговая нагрузка прекращалась при достижении пульса 168-170 уд/мин или при появлении визуальных признаков утомления. Необходимо отметить, что большинство участников эксперимента хорошо переносили длительный бег. В отдельных случаях наблюдались небольшая усталость и появление незначительных болей в мышцах нижних конечностей.
Вывод. Анализ полученных данных показал, что ЧСС увеличивается постепенно и носит ступенчатый характер. Продолжительность каждой ступени соответствует объему бега, величина которого различна для каждого спортсмена, что подтверждает неодинаковые функциональные возможности и физическую подготовленность юных гребцов-академистов. В зависимости от них при длительном беге у спортсменов отмечается значительный диапазон пробегаемой дистанции: от 8,2 до 13,6 км. Наиболее выраженные ступени пульсовых зон, в которых совершался бег, это 150, 156, 160 и 162 уд/мин.
Использованная литература
1. Селуянов В.Н. Инновационная технология физической подготовки фут-
болистов на основе развития локальной мышечной выносливости / В.Н. Селуянов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 4. - С. 47-49.
2. Потовская Е.С. Воспитание силовых способностей и выносливости у сту-
дентов / Е.С. Потовская, В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. - С. 20-24.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 09.01.2014 г.
44
№ 02 • 2014 Февраль | February