Научная статья на тему 'Сравнительный анализ применения индивидуализированных двигательных нагрузок в оздоровительных занятиях с женщинами зрелого возраста'

Сравнительный анализ применения индивидуализированных двигательных нагрузок в оздоровительных занятиях с женщинами зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / AEROBICS / ЖЕНЩИНЫ / WOMEN / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / FITNESS CLASSES / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюченко В.Ф., Козлов С.С., Руденко Г.В.

The purpose of the present research was to develop and validate an individualized methodology of fitness aerobics classes for women aged 30-40 years. Based on the analysis of the data obtained from the test results, it can be stated that fitness classes with women of the experimental group, according to the proposed individualized methodology promoted both a significant increment in the indices of their physical development and physical fitness, and the improvement of psychoemotional state. And the age of subjects can not be the main indicator in determining physical loads and the nature of training sessions. Control over the women's emotional state during classes promoted stating the positive changes in mood, well-being and activity under the influence of physical loads. Efficacy of the technique of regulation of loads of fitness aerobics classes, subject to individual course of a specific biological cycle in women aged 30-40 years, is confirmed by more significant shifts in improvement of their level of physical fitness, reduction of the rate of colds, normalization of sleep, overall mood and health. Classes have improved the motivation of those engaged in regular physical exercises, contributed to development of a stable need in them over the next years of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ применения индивидуализированных двигательных нагрузок в оздоровительных занятиях с женщинами зрелого возраста»

УДК: 796.034.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

применения индивидуализированных двигательных нагрузок в оздоровительных занятиях с женщинами зрелого возраста

Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко 1 Соискатель С.С. Козлов 2

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Руденко 1

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2 Спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский», Минск

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE USE OF INDIVIDUALIZED MOTOR LOADS IN FITNESS CLASSES WITH MIDDLE AGED WOMEN V.F. Kostyuchenko1, professor, Dr.Hab

S.S. Kozlov2, candidate G.V. Rudenko1, associate professor, Ph.D.

1 National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg

2 Sports complex "Olimpiysky", Minsk Key words: aerobics, women, methodology, fitness classes, psycho-emotional state.

The purpose of the present research was to develop and validate an individualized methodology of fitness aerobics classes for women aged 30-40 years.

Based on the analysis of the data obtained from the test results, it can be stated that fitness classes with women of the experimental group, according to the proposed individualized methodology promoted both a significant increment in the indices of their physical development and physical fitness, and the improvement of psychoe-motional state. And the age of subjects can not be the main indicator in determining physical loads and the nature of training sessions. Control over the women's emotional state during classes promoted stating the positive changes in mood, well-being and activity under the influence of physical loads. Efficacy of the technique of regulation of loads of fitness aerobics classes, subject to individual course of a specific biological cycle in women aged 30-40 years, is confirmed by more significant shifts in improvement of their level of physical fitness, reduction of the rate of colds, normalization of sleep, overall mood and health. Classes have improved the motivation of those engaged in regular physical exercises, contributed to development of a stable need in them over the next years of life.

Ключевые слова: аэробика, женщины, методика, оздоровительные занятия, психоэмоциональное состояние.

Введение. Женщины 30-40 лет -одна из наиболее активных и трудоспособных социальных групп населения страны. Однако уже в этом возрасте начинают проявляться первые признаки старения организма. На это указывают снижение физической работоспособности и уровня развития физических качеств, изменение состава массы тела, повышение уровня хронических заболеваний [1, 3, 6]. Все это приводит к ухудшению самочувствия, настроения и ослаблению творческой активности. При этом данная категория населения наименее вовлечена в физкультурно-оздоровительные занятия и нуждается в формировании устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом [5], а количество женщин этого возраста, занимающихся физическими упражнениями хотя бы 30 мин в неделю, резко уменьшается [2].

В ряде причин, по которым женщины зрелого возраста отказываются от занятий физической культурой и спортом, прослеживается влияние их социального и материального положения (возраст, материнство, работа), поэтому для развития и укрепления здоровья им необходима регулярная двигательная активность [2, 3, 5].

Среди множества различных видов двигательной активности аэробика занимает особое место. Именно разнообразие, высокий эмоциональный фон занятий, благодаря музыкальному сопровождению и танцевальному стилю движений, позволяет аэробике на протяжении уже нескольких десятилетий удерживать высокий рейтинг среди других видов оздоровительной физической культуры [4].

Актуальность проблемы обусловлена наличием противоречий между снижением уровня здоровья женщин 30-40 лет и необходимостью приобщения их к регулярным занятиям физическими упражнениями; недостаточной изученностью возрастных процессов дезадаптации в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями организма представительниц данной возрастной группы женского пола.

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

Цель исследования - разработать и обосновать индивидуализированную методику проведения занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 30-40 лет.

Организация и методика исследования. Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпийский» г. Минска в период с октября 2012 г. по июнь 2013 г. Суть эксперимента заключалась в использовании в экспериментальных группах различных методических подходов при занятиях оздоровительной аэробикой с женщинами 30-40 лет. В эксперименте приняли участие 42 женщины данной возрастной группы.

В соответствии с экспериментальным замыслом были сформированы экспериментальная (ЭГ, n = 22) и контрольная (КГ, n = 20) группы.

Программа занятий включала в себя физические упражнения, выполняемые в танцевальном ритме, релаксационную, дыхательную гимнастику, приемы танцевально-двигательной терапии, самомассаж. Программный материал был спланирован в виде комплексов упражнений оздоровительной аэробики, одинаковых для КГ и ЭГ. Различие в методике занятий заключалось в выборе объема и интенсивности предлагаемых физических нагрузок, в ходе которых в ЭГ у занимающихся учитывалось индивидуальное протекание специфического биологического цикла женского организма.

При совпадении занятий у женщин с I (менструальной, 1-3-й день), III (овуляторной, 13-14-й день) и V (предменструальной, 26-28-й день) фазами тренирующие воздействия уменьшались. Так как занятия оздоровительной аэробикой были организованы групповым способом, в обозначенные периоды женщины выполняли комплексы физических упражнений, ориентируясь на своё самочувствие, с добавлением релаксационных средств, дыхательной гимнастики и приемов танцевально-двигательной терапии.

Педагогический эксперимент продолжался в течение 9 месяцев. Всего было проведено 108 занятий (36 недель по 3 занятия), а эффективность методики оценивалась по результатам тестирования, проводимого до и после начала курса занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ исследуемых показателей у женщин, занимавшихся по программе эксперимента (ЭГ), с результатами, полученными у занимающихся в КГ, свидетельствует о том, что если в начале исследования уровень физического развития, физической подготовленности и общей работоспособности занимающихся в обеих группах был однороден и между ними не было достоверных различий, то к концу эксперимента обнаружены статистически значимые (с преимуществом в ЭГ) изменения анализируемых показателей.

При этом показатели физической работоспособности женщин ЭГ увеличились на 32,2% от исходного показателя. У испытуемых в КГ данный результат не претерпел статистически значимых изменений (р>0,05). Последнее указывают на преимущество предложенной методики нормирования нагрузок в ЭГ. Подтверждением этого положения является и то, что у женщин ЭГ высокими оказались величины МПК. Показатель аэробной производительности организма достиг у них величины 2259,8 мл/мин, в то время как у представительниц КГ - 1999,4 мл/мин.

Существенные изменения у занимающихся ЭГ наблюдались также в показателе внешнего дыхания, средний прирост которого составил 11,97% (р<0,05), в то время как у испытуемых КГ он статистически недостоверно уменьшился на 6,56% (p>0,05). За время проведения занятий по предложенной нами

методике наблюдалосьс снижение ЧСС в покое, нормализовалось артериальное давление.

Одним из информативных показателей оздоровительной эффективности методики может считаться изменение частоты заболеваний. Было определено количество случаев временной нетрудоспособности у представительниц КГ и ЭГ до и после основного цикла занятий по предложенной методике.

При сравнении анализируемых показателей было выявлено значительное снижение основных и сопутствующих заболеваний.

Заключение. На основании анализа данных, полученных по результатам тестирования, можно констатировать, что оздоровительные занятия с женщинами ЭГ по предложенной индивидуализированной методике способствовали как достоверному приросту показателей их физического развития и физической подготовленности, так и улучшению психоэмоционального состояния. При этом возраст субъектов не может служить основным показателем в определении физических нагрузок и характера тренировочных занятий. Контроль за эмоциональным состоянием женщин в процессе занятий позволил констатировать положительные изменения настроения, самочувствия и активности под влиянием используемых физических нагрузок (р< 0,05).

Эффективность методики нормирования нагрузок занятий оздоровительной аэробикой, учитывающих индивидуальное протекание специфического биологического цикла у женщин 30-40 лет, подтверждается более существенными сдвигами в улучшении уровня их физической подготовленности, снижении количества простудных заболеваний, нормализации сна, общего настроения и самочувствия. Занятия позволили повысить мотивацию занимающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, сформировать устойчивую потребность в них на протяжении последующих лет жизни.

Литература

1. Антипенкова И.В. Особенности проведения занятий оздоровительной направленности с лицами женского пола 20-45 лет / И.В. Антипенкова // Здоровье. Физическая культура. Спорт: сб. науч. тр. - Смоленск: СГИФК, 2002.- С. 9-12.

2. Ишанова О.В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой женщин 25-35-летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Ишанова; Волгоград, гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2008. - 22 с.

3. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: учеб. пособие / Т.А. Кудра. - Владивосток: ВГУ им. Адмирала Г.И. Невельского, 2001. - 120 с.

4. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки / Т.С. Лисицкая // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 8. - С. 6-14.

5. Романенко Н.И. Содержание физической подготовки женщин 35-45 лет с использованием различных видов фитнеса на основе учета соматотипа: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н.И. Романенко. - Краснодар, 2013. - 24 с.

6. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 169 с.

References

1. Antipenkova, I.V. The specifics of conducting fitness classes with women aged 20-45 years / I.V. Antipenkova // Health. Physical Culture. Sport: collected researches. - Smolensk: SSIPC, 2002. - P. 9-12. (In Russian)

2. Ishanova, O.V. Integrated technique of fitness aerobics classes for women aged 25 -35 years: abstract of Ph.D. thesis / O.V. Ishanova; Volgograd state acad. of phys. culture. - Volgograd, 2008. - 22 P. (In Russian)

3. Kudra, T.A. Aerobics and healthy way of life: study guide / T.A. Kudra. -Vladivostok: VSU named after Admiral GI Nevel'sky, 2001. - 120 P. (In Russian)

4. Lisitskaya, T.S. Principles of fitness training / T.S. Lisitskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2002. - № 8. - P. 6-14. (In Russian)

5. Romanenko, N.I. The content of physical training for women aged 35-45 years using a variety of types of fitness in view of somatotypes: abstract of Ph.D. thesis / N.I. Romanenko. - Krasnodar, 2013. - 24 P. (In Russian)

6. Seluyanov, V.N. Technology of physiotherapy / V.N. Seluyanov. - Moscow: SportAkademPress, 2001. - 169 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: vf-kost@mail.ru

Поступила в редакцию 13.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.