Научная статья на тему 'Моделирование течения вязкого газа в плоских компрессорных решетках'

Моделирование течения вязкого газа в плоских компрессорных решетках Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ГИДРОГАЗОДИНАМИКА / ДОЗВУКОВОЕ ТЕЧЕНИЕ ВЯЗКОГО ГАЗА / ПЛОСКАЯ КОМПРЕССОРНАЯ РЕШЕТКА / ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ANSYS CFX

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Епифанов Андрей Андреевич, Титенский Владимир Ильич

Представлены результаты практического использования вычислительной гидрогазодинамики (CFD) применительно к плоским компрессорным решеткам. Проведено численное исследование дозвукового течения вязкого газа в плоской компрессорной решетке при различных углах атаки. Результаты расчета сопоставлены с экспериментальными данными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Епифанов Андрей Андреевич, Титенский Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of practical application of computational fluid dynamics (CFD) to the investigation of the axial blade cascades are presented. The numerical experiment of subsonic viscous flow at the axial blade cascades is carried out by means of different angles of attack. The results are compared with experimental data.

Текст научной работы на тему «Моделирование течения вязкого газа в плоских компрессорных решетках»

УДК 621.51

А.А. Епифанов, В. И. Титенский

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕЧЕНИЯ ВЯЗКОГО ГАЗА В ПЛОСКИХ КОМПРЕССОРНЫХ РЕШЕТКАХ

Развитие вычислительной техники создает возможность проведения численного эксперимента как совокупности экспериментального и теоретического способов исследования течения. К достоинствам численного эксперимента относятся полнота получаемой информации, меньшая стоимость, высокая скорость получения результатов. Опыт показывает, что результаты численного эксперимента существенно зависят от методики их проведения: типа и количества элементов расчетной сетки, способа задания граничных условий, выбранной модели турбулентности. В связи с этим необходимо провести множество тестов, чтобы убедиться в том, что программы вычислительной гидродинамики способны предоставлять результаты, соответствующие действительному характеру течения [1].

Исследование [2] позволяет использовать его результаты при моделировании течения в ступенях центробежного компрессора. Ранее С.А. Галаевым была выполнена работа [3], в которой показывалась возможность использования пакетов вычислительной гидрогазодинамики применительно к турбинным решеткам с конфузорным характером течения. В предлагаемой статье рассмотрена возможность численного моделирования диффузор-ного течения в плоских компрессорных решетках с существенным влиянием вязкости. Авторы ставят в ней следующие задачи:

верификация результатов расчетов, выполняемая по данным модельных испытаний плоских компрессорных решеток в широком диапазоне режимов;

исследование методических вопросов постановки численного эксперимента;

оценка эффективности методов вычислительной гидрогазодинамики для анализа течения в плоских компрессорных решетках.

Выбор объекта исследования

Результаты численного моделирования сопоставлялись с экспериментальными данны-

ми, опубликованными в работе [4]. Объект исследования — плоская компрессорная решетка профилей 10А30/27.6П45. Маркировка исследуемого профиля указывает на основные геометрические параметры: относительная толщина — 10 %; исходный симметричный профиль — А-30; угол изгиба — 27,6°; средняя линия — парабола; абсцисса максимальной вогнутости — 45 % хорды. Геометрические параметры решетки профилей: густота решетки — 1,3; угол установки профилей — 62,6°; относительное удлинение профилей — 2,0.

Натурные испытания решетки проводились в аэродинамической трубе АТ-5 (рис. 1).

Установка состоит из воздухоподводящей магистрали 1, отбойника 2, сотового радиатора 3, решетки и сетки 4, сопла ресивера 5, сопла сопловой коробки 6, направляющей 8, приводов вертикального и горизонтального перемещения половин сопла 7, 9, отсоса пограничного слоя 10, 12, решетки профилей 11, оптического стекла 13, металлического зеркала 14 и дренажа лопатки 15.

Для проведения испытаний при различных величинах угла атаки исследуемая решетка профилей закреплялась во вращающейся обойме. Установка снабжена координатника-ми для измерения насадками полей параметров потока на входе в решетку и на выходе из нее. Для исследования решеток оптическим методом в одну из обойм вставлялось металлическое зеркало, на котором крепились лопатки. Зеркальный оптический прибор позволял фотографировать оптические картины течения по методу полос одновременно с измерением распределения давления по контуру центрального профиля и на стенке межлопаточного канала.

Измерение параметров потока (полного и статического давлений, температуры, углов) проводилось в контрольных сечениях на расстоянии полухорды от входной и выходной кромок лопатки.

Рис. 1. Схема аэродинамической трубы АТ-5

Методика подготовки объекта численного моделирования

Построение геометрической модели. Геометрическое построение объекта исследования производилось в модуле BladeGen методом Angle/Thickness (угол/толщина), при котором задаются изменение толщины по длине хорды и закрутка лопатки относительно оси вращения.

Построение расчетной сетки. Построенная модель межлопаточного канала экспортировалась в модуль для создания гексагональной расчетной сетки TurboGrid. Была сгенерирована расчетная сетка, состоящая из 300 000 эле-

ментов. Проекция трехмерной расчетной сетки на плоскость показана на рис. 2.

Рис. 2. Расчетная сетка объекта исследования

Задание граничных условий. В препроцессоре программы ANSYS CFX ставились граничные условия: на входе в расчетную область задавались значения давления и температуры торможения, на выходе из расчетной области — массовый расход.

При расчете течение описывалось уравнением Навье — Стокса, осредненным по числу Рейнольдса [5]. Для описания турбулентного течения была выбрана модель переноса сдвигового напряжения Shear Stress Transport (SST), предложенная Ф.Р. Ментором [6]. Эта модель турбулентности, объединившая в себе преимущества двухпараметрических моделей к-г и к-ю, хорошо зарекомендовала себя при численном моделировании течения в элементах турбомашин [7].

Анализ результатов расчета

В программном комплексе ANSYS был проведен расчет трехмерного дозвукового течения вязкого сжимаемого газа в плоской компрессорной решетке профилей при различных углах атаки (—8 ... +8о) при постоянном значении числа Маха, равном 0,4.

В постпроцессоре программы ANSYS CFX анализировались значения безразмерного расстояния от стенок до 1-го узла расчетной сетки Y+. Установлено: оно не превышает 10, что допустимо для расчета турбулентного течения вы-сокорейнольдсовым методом на модели SST [8].

С помощью инструментов постпроцессора программы Л^УВ анализировались поля скоростей при различных углах атаки г (рис. 3).

Картины течения, полученные с помощью программы Л^УВ СРХ, физически обоснованы. В представленных режимах течение носит благоприятный безотрывной характер и может быть описано с помощью модели «след — струя» [9]. Зона наибольших потерь — область, примыкающая к выпуклой поверхности лопатки, на которой за счет понижения касательных напряжений формируется низкоэнергетическая зона, называемая следом.

Качественная оценка скоростей проведена на основании сопоставления рассчитанных и полученных экспериментально диаграмм поверхностных скоростей по профилям (рис. 4).

Поверхностные скорости по профилям рассчитывались по значениям статических давления и температуры в предположении невязкого потенциального потока с помощью инструментов постпроцессора программы ЛМ8У8 СРХ. Рассчитанные поверхностные скорости качественно совпадают с экспериментальными (см. рис. 4), диаграммы носят схожий характер, однако общий уровень рассчитанных скоростей оказывается несколько завышенным по сравнению со скоростями, определенными экспериментально.

Авторами статьи [4] были получены оптические картины течения в межлопаточном канале, на основе которых рассчитывались

а)

Velocity

I—Г 220

200 - 180 - 160 - 140 120 100 80 60 40 20

О

[m s" 1]

Рис. 3. Поля скоростей при углах атаки ;, равных —2,5 (а), 0 (б) и 2,5 (в)

значения коэффициента скорости. С помощью инструментов постпроцессора программы ЛКБУЗ данный эксперимент проводился численно. На рис. 5 сопоставлены изменения коэффициента скорости, полученные экспериментально и в результате расчета по программе ЛТОУЗ СРХ.

В постпроцессоре программы ЛКБУЗ СРХ на каждом из режимов осреднялись параметры потока в контрольных сечениях (они расположены на расстоянии полухорды от входной и выходной кромок профиля) и рассчитывались аэродинамические характеристики решетки профилей. На рис. 6 рассчитанные характеристики решетки профилей сопоставлены с экспериментальными данными.

Зависимости коэффициента потерь от угла атаки, рассчитанные по экспериментальным данным и данным ANSYS CFX (high-Re), носят схожий характер, однако численно существенно отличаются друг от друга на всех режимах, включая расчетный. Рассчитанные и определенные экспериментально углы поворота потока и углы отставания потока неплохо соотносятся между собой, за исключением режимов больших положительных углов атаки (когда угол поворота потока по данным ANSYS CFX продолжает расти, в то время как экспериментальная кривая имеет характерный изгиб).

Завышенное значение коэффициента потерь обусловлено тем, что турбулентное течение в пограничном слое моделировалось

а) c / c1

1.4 1.2 1.0 0.8 0.6 0.4 0.2 0.0

/ • * •

f> Чг—

0.0

0.2 0.4 0.6 0.8 b/ B

б) С / c1 1.4 1.2 1.0 0.8 0.6 0.4 0.2 0.0

Рис. 4. Диаграммы поверхностных скор

• Ex

5

б) c / c1 1.4 1.2 1.0 0.8 0.6 0.4 0.2 0.0

• ,

• л- •

-МЛ u-r ----у

в) С / c1 1.4 1.2 1.0 0.8 0.6 0.4 0.2 0.0

b / B

♦ •

1

0.0 0.2 0.4 0.6 0.8 b/B

шх скоростей по профилям: при углах атаки —2,5 (а), 0 (б) и +2,5 (в) • Experiment; — ANSYS CFX

Рис. 5. Изменение коэффициента скорости, полученные экспериментально (б) и численно в программе Л^УВ СЕХ (а)

4 Угол

4 Угол

Угол

Рис. 6. Аэродинамические характеристики решетки профилей — эксперимент; о ANSYS CFX (high-Re); • ANSYS CFX (low-Re)

высокорейнольдсовым методом (The High-Reynolds-Number Method), который не моделирует всю структуру пограничного слоя, а использует эмпирические зависимости, описывающие течение вблизи стенки. Основное достоинство метода заключается в том, что расчет можно производить на относительно грубой и экономной с точки зрения вычислительных ресурсов и общего времени расчета сетке. С другой стороны, расчет течения высокорейнольдсовым методом, а следовательно, и рассчитанные характеристики являются приближенными.

Использование низкорейнольдсового метода (The Low-Reynolds-Number Method) позволяет детально рассчитать течение в пограничном слое. Для проведения расчета этим методом исходная расчетная сетка была перестроена: общее число элементов увеличилось с 300 000 до 1 000 000 (более чем в 3 раза); общее время расчета увеличилось с 12 ч до 60 (в 5 раз). Значение безразмерного расстояния от стенок до 1-го узла расчетной сетки Y+ стало менее 2,0.

В связи с длительностью расчета был рассчитан только один режим — при нулевом угле атаки. Расчетная точка (low-Re) приведена на характеристиках решетки профилей (см. рис. 6). Обращает на себя внимание снижение коэффициента потерь с 0,029 (high-Re) до 0,022 (low-Re) и его приближение к значению, полученному экспериментально (0,011).

Проведенные исследования показали, что ЛКБУЗ СРХ — эффективная программа для моделирования течения в плоской компрессорной решетке. Картины течения, полученные в результате расчета, совпадают с картинами, определенными оптическим методом на экспериментальном стенде. Обращает на себя внимание отклонение рассчитанных характеристик от полученных экспериментально. В дальнейшем планируется устранить эту проблему, рассчитывая течение только низкорейнольдсовым способом на расчетных сетках со значением У+ не более 1,0.

Получение коэффициентов потерь, сопоставимых с экспериментальными значениями, позволит провести численное исследование течения в плоских решетках при различных числах Маха и перейти к исследованию транс-и сверхзвукового течения. Заключительным этапом работы станет разработка методических рекомендаций, которыми необходимо пользоваться при постановке численного эксперимента в программе ЛКБУЗ СБХ применительно к плоским компрессорным решеткам и венцам осевого компрессора.

Авторы выражают благодарность коллективу учебно-научно-инновационного центра наукоемких компьютерных технологий и лично руководителю центра проф. А.И. Боровкову за помощь при проведении численного моделирования плоской компрессорной решетки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Gallus, H.E. Recent Research Work on Tur-bomachinery Flow [Text] / H.E. Gallus; Yokohama International Gas Turbine Congress. — Yokohama, 1995.

2. Гамбургер, Д.М. Численное моделирование течения вязкого газа в центробежной компрессорной ступени: методика и результаты [Текст]: дис. ... канд. техн. наук / Д.М. Гамбургер. — СПб., 2009.

3. Галаев, С.А. Численное моделирование течения вязкого газа в решетках осевых турбо-машин: методика и результаты применения современных программных средств [Текст]: дис. ... канд. техн. наук / С.А. Галаев. — СПб., 2006.

4. Бунимович, А.И. Аэродинамические характеристики плоских компрессорных решеток при большой дозвуковой скорости [Текст] / А.И. Бунимович, А.А. Святогоров // Лопаточные машины и струйные аппараты [сб. ста-

тей]. — Вып. 2. — М.: Машиностроение, 1967. — С. 5-35.

5. ANSYS Inc., ANSYS CFX 11.0 «Users Manual» [Text]. — 2007.

6. Menter, F.R. Two-equation eddy-viscosity turbulence models for engineering applications [Text] / F.R. Menter // A1AA-Journal. 1994. — 32(8). — P. 1598-1605.

7. Галеркин, Ю.Б. Анализ течения в центробежных компрессорных ступенях методами вычислительной гидрогазодинамики [Текст] / Ю.Б. Галеркин, Д.М. Гамбургер, А.А. Епифанов; СПбГПУ. — Компрессорная техника и пневматика. — 2009. № 3.

8. Menter, F.R. CFX Technical Memorandum: CFX-VAL10/0602 [Text] / F.R. Menter. — 2002.

9. Турбокомпрессоры [Текст]: учеб. пособие / Ю.Б. Галеркин. — СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2008.

УДК 53.06:09, 67.08

С. В. Анахов, Ю.А. Пыкин, А. В. Матушкин

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО ПЛАЗМЕННОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ

Хранение и утилизация нефтесодержащих отходов (НСО) сегодня переросли в настоящую экологическую проблему и являются очень дорогостоящими. Такие отходы представляют собой многокомпонентные устойчивые физико-химические системы, в которых соотношение нефтепродуктов и воды колеблется в очень широких пределах: углеводороды составляют 5—90 %, вода — 1—52 %. Плотность их изменяется в пределах 870—1700 кг/м3. Большое число жидкофазных нефтесодержащих сред относятся ко второму классу наиболее опасных отходов (масла, эмульсии, нефтешламы), образующих при низкотемпературном воздействии продукты опаснейших классов — галоидиро-ванные диоксины и диоксиноподобные вещества. По этой причине существующие методы утилизации и обезвреживания НСО зачастую экономически и экологически неэффективны,

поскольку полное обезвреживание достигается лишь термической обработкой, требующей дополнительных мер по обеспечению безопасности производства и выбросов в окружающую среду.

В предлагаемой статье представлена эффективная, экономичная и позволяющая организовать безотходный процесс обезвреживания углеводородных соединений технология, суть которой заключается в газификации и деструкции в низкотемпературной плазменной струе органосодержащей эмульсии. Применение плазменных технологий их переработки обеспечивает температурные режимы, приводящие к необратимому разрушению галоидированных диоксинов, но требует оптимизации технологий по параметрам энергоэффективности и безопасности. Конечным продуктом такой технологии являются экологически безопасные газовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.