Научная статья на тему 'Моделирование статической характеристики пропорционального модулятора электронно-пневматического тормозного привода'

Моделирование статической характеристики пропорционального модулятора электронно-пневматического тормозного привода Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
171
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статическая математическая модель / пропорциональный модулятор / электронно-пневматический тормозной привод / шаговый двигатель / следящее действие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ломака Степан Иосифович, Рыжих Леонид Александрович, Красюк А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The static mathematical model of electron-pneumatic brake drive proportional modulator that allows to select proportional modulator parameters and evaluate the quality of trail action has been offered in the given article.

Текст научной работы на тему «Моделирование статической характеристики пропорционального модулятора электронно-пневматического тормозного привода»

УДК 62-59:629.113.001.2

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТОРА ЭЛЕКТРОННО-ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО

ПРИВОДА

С.И. Ломака, профессор, к.т.н., Л.А. Рыжих, профессор, к. т.н., А.Н. Красюк, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Предложена статическая математическая модель пропорционального модулятора электронно-пневматического тормозного привода, позволяющая выбрать параметры пропорционального модулятора и оценить качество следящего действия.

Ключевые слова: статическая математическая модель, пропорциональный модулятор, электронно-пневматический тормозной привод, шаговый двигатель, следящее действие.

Введение

Электронно-пневматический тормозной привод (ЭПТП) для грузовых транспортных средств и автопоездов в настоящее время обеспечивает максимальный уровень активной безопасности за счет выполнения большого числа функций, таких как: электронное управление пневматической частью привода, электронное распределение тормозных сил между осями, функция антиблокировочной системы, функция системы курсовой устойчивости, функция системы динамической устойчивости, функция системы адаптивного регулирования скорости, функция противо-буксовочной системы. Электронно-пневматический тормозной привод широко применяется на автопоездах зарубежного производства [1].

Анализ публикаций

Существующие конструкции электронно-пневматического тормозного привода, построенные на основе релейных модуляторов, не способны обеспечить высокое качество регулирования процесса торможения [2]. Поэтому использование пропорциональных модуляторов в составе ЭПТП, взамен релейных модуляторов, позволяет повысить качество регулирования процесса торможения до

уровня существующих пропорциональных следящих тормозных приводов.

Цель и постановка задачи

Целью данной работы является моделирование статической характеристики пропорционального модулятора, которая позволит определить параметры пропорционального модулятора, а также оценить качество следяще -го действия.

Выбор основных параметров пневматического модулятора

Исходя из особенностей конструкции пропорционального модулятора и работы шагового двигателя, для обеспечения высокой скорости срабатывания выбор основных параметров пропорционального модулятора проводится для режима работы шагового двигателя с постоянной частотой шагов [4, 5]. Физическая модель пропорционального модулятора исследуемой конструкции представлена функциональной схемой на рис. 1

[3].

Исходными данными для расчета являются:

- дискретность перемещения запорно-регу-лирующего элемента (ЗРЭ) г;

- радиус шестерни г;

- время полного хода запорно-регулирую-щего элемента

- масса золотника т.

к тормозной

гпр1 = гу + гтрь

(3)

1 2 3 4 5 ' 6 7

от ресивера

Рис. 1. Расчетная схема пропорционального модулятора электронно-пневматического тормозного привода: 1 - шестерня, установленная на валу шагового двигателя; 2 - золотник; 3 - возвратная пружина золотника; 4 - двухседельный клапан; 5 - пружина двухседельного клапана; 6 - следящий пневмопоршень; 7 -пружина следящего пневмопоршня

Общее сопротивление перемещения подвижных деталей ЗРЭ определяется

Кб = а •т + Е^тр

+ Г + Г

^ -'ПР 2 ^ •'СК'

(1)

где а - ускорение подвижных деталей ЗРЭ; т - масса подвижных деталей ЗРЭ; ЕГТР -суммарная сила трения при перемещении подвижных деталей ЗРЭ в корпусе модулятора; ГПР2 - усилие пружины 3 (рис. 1); ГСК -усилие, необходимое для открытия впускного клапана, образованного двухседельным клапаном 4 и следящим пневмопоршнем 6 (рис. 1).

Усилие, необходимое для открытия впускного клапана, определяется по следующей зависимости:

Гск _ Гпр2 + Гр + Гт

(2)

где ГПР1 - усилие пружины 5, необходимое для обеспечения герметичности впускного клапана; ГР - сила, действующая на клапан 4 от давления воздуха; ГТР1 - сила трения уп-лотнительного кольца dКЛ по диаметру d2.

Усилие пружины, необходимое для обеспечения герметичности клапана, определяется

где ГУ - сила необходимая для обеспечения герметичности впускного клапана.

Сила, необходимая для обеспечения герметичности клапана, определяется [6]

Гу = кз Рртах ■ (d2 - Ь)Ь(1+0,4-цр) 2п; (4)

где кз - коэффициент запаса; Рртах - максимально возможное давление в приводе; Ь -ширина пояса клапана; цр - коэффициент трения на поверхности «резина - клапан».

Сила трения резинового кольца круглого сечения [7]

Г =

1 тр1

• К.

(5)

где К. - эмпирический коэффициент; dгз, dк - размеры уплотнительного кольца dКЛ.

Сила, действующая на клапан 4 от давления воздуха, рассчитывается

ГР = Рртах ' <SэФ, (6)

где 5ЭФ - эффективная площадь клапана 4.

§эф = (7)

Усилие пружины 3 определяется

гпр2 = гсд + fтр2, (8)

где ГСд - сила сопротивления вращению ротора шагового двигателя; ГТР2 - сила трения уплотнительного кольца dЗОЛ (определяется по формуле (5)).

Сила сопротивления вращению ротора шагового двигателя определяется

Гсд = 0,1Мд / г ,

(9)

где Мд - момент на валу шагового двигателя (Нмм); г - радиус шестерни 1.

Подбираем шаговый двигатель в следующем порядке:

Ориентировочный момент на валу шагового двигателя принимается по следующей формуле

Мдо = Мно / 0,4,

(10)

где МНО - ориентировочный момент сопротивления нагрузки;

Ориентировочный момент сопротивления нагрузки определяется по зависимости

Мно = 1,5(^СК + ^ТР) ■ г. (11)

С учетом выполненных расчетов выбираем шаговый электродвигатель.

Определяем рабочие характеристики шагового электродвигателя и проводим проверку правильности выбора шагового двигателя.

Перемещение ЗРЭ за один шаг шагового двигателя, который соответствует углу поворота ротора шагового двигателя а, определяется по формуле

к1 =

г-л-а 180 '

Полный ход ЗРЭ определяется

1 = я - г.

(12)

(13)

Определяем время одного шага шагового двигателя

^ = t 1 г

(14)

Определяем рабочую частоту шагового двигателя

/= 1.

V

(15)

Ускорение подвижных деталей ЗРЭ определяется по следующей зависимости, при условии работы шагового двигателя в режиме с постоянной частотой шагов

а =

2к1

(16)

Момент сопротивления нагрузки определяется по формуле

Мн = ^б - г.

(17)

Момент двигателя согласно [4] выбирается по зависимости

МН

МД = Д 0,4

(18)

После выбора шагового двигателя необходимо проверить рассчитанный привод на резонанс. Этот эффект проявляется в виде внезапного падения момента на некоторых скоростях. Это может привести к пропуску шагов и потере синхронности. Эффект проявляется в том случае, если рабочая частота шагов совпадает с собственной резонансной частотой ротора двигателя.

Резонансная частота вычисляется по формуле

^0 = (#Тн/(ЛК+Л£))0,5/4 п, (19)

где - резонансная частота; N - число полных шагов на оборот; Тн - момент удержания для используемого способа управления и тока фаз; Ж - момент инерции ротора; Л, -момент инерции нагрузки.

Статическая характеристика пропорционального модулятора

Статическую характеристику пропорционального модулятора (рис. 1) определим как зависимость давления рТ в управляющей полости от перемещения золотника кзол, с учетом гистерезиса. При нажатии на педаль баланс сил, действующий на следящий элемент, описывается уравнением

к

С ''зол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

^тр3 ^пр1 ^пр2 '

+^эф + ^ТР1 Рт

лЦ2 - ¿22) = 0 4 0,

(20)

где СПР - жесткость пружины следящего пневматического поршня; кЗОЛ - положение золотника; к1 - положение следящего пнев-мопоршня 6; ^ТР3 - сила трения кольца dКЛ по диаметру dl.

Давление в управляющей полости на прямой ветви статической характеристики

2

t

Рт =-

4 .1 С . ЗОЛ + F + F + F - F - F

ПР h TP3TJ ПР1 ПР2 ""ЭФ 1 ТР1

- d2)

(21)

Баланс сил, действующий на следящий поршень, в момент открытия выпускного клапана, при отпускании тормозной педали

с "зол

^пр ' ,

ftp3 ^пр1 '

"Рт •

n(d,2 - d22) = 0 4 '

(22)

Давление в управляющей полости на прямой ветви статической характеристики

(

\

Рт =■

с "зол — f — F

^пр ' , •гтрЭ •гпр1

n(d12 - dj)

•' (2Э)

Из полученных выражений на рис. 2 представлена расчетная статическая характеристика пропорционального модулятора.

р,

МПа

// sy

У, /У у

,у /У

...... ,'У у

У/ /У

А

30 35 38

Ьзал, шат.

Рис. 2. Расчетная статическая характеристика

пропорционального модулятора:----

затормаживание,.....- растормажи-

вание

конструкции (рис. 1) [Э] обеспечивает высокое качество следящего действия.

Литература

1' Клюшкин Г'Г', Галамин В.А., Перфильев B.C., Кравцов Н'В' Электронная тормозная система Кнорр-Бремзе - шаг к новому уровню активной безопасности грузового автотранспорта // Грузовик. -М.: Машиностроение. - 2002. - № 9. -С. 43 - 45'

2' Клименко В.И., Рыжих Л.А., Тишко-вец С'В', Красюк АН. Пути совершенствования электронно-пневматической тормозной системы // В1СНИК СНУ iменi Володимира Даля. - Ч. 2. - 2008. -№7(125)' - С. 127 - 131'

3' Пат. 36321 Укра!на, МПК В60Т 8/36 Про-порцiональний модулятор електронно-пневматично! гальмiвноl системи: Пат. 36321 Укра!на, МПК В60Т 8/36; Турен-ко А'Н', Ломака СП, Клименко B.I., Рижих Л'О', Тишковець СВ., Чебан А.А., Красюк О'М' - № 200805078; Заявл. 21'04'2008; Опубл. 27.10.2008' - 7 с.

4' Ивоботенко БА., Рубцов В.П., Козачен-ко В'Ф', Цаценкин ВК., Чиликин МГ. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями / Под ред' Чиликина М'Г' -М.: Энергия, 1971. - 624 с.

5' Ивоботенко Б'А', Козаченко В'Ф' Проектирование шагового электропривода / Под ред. Садовского Л. А. - М.: Моск. энерг. ин-т, 1985. - 100 с.

6. Совершенствование способов регулирова-

ния выходных параметров тормозной системы автотранспортных средств / Туренко А'Н., Богомолов В.А., Клименко В'И., Кирчатый В'И., Ходырев С.Я. -Харьков: ХНАДУ (ХАДИ), 2002. - 400 с.

7. Косий Р'А. Разработка и исследование тор-

мозного крана пневматического тормозного привода автотранспортного средства: Дис. ... канд. техн. наук: 11.10.2000. -Харьков, 2000. - 67 с.

Выводы

4

Разработана статическая модель, позволяющая определить все конструктивные параметры пропорционального модулятора. Статическая характеристика показывает, что пропорциональный модулятор предложенной

Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.