Научная статья на тему 'Математическая модель контура электронно-пневматического тормозного привода с пропорциональным модулятором'

Математическая модель контура электронно-пневматического тормозного привода с пропорциональным модулятором Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
288
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая модель контура / электронно-пневматический тормозной привод / пропорциональный модулятор / шаговый двигатель
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ломака Степан Иосифович, Рыжих Леонид Алекандрович, Красюк А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A mathematical model of electron-pneumatic brake drive with proportional modulator circuit that allows to evaluate the speed of response and quality of proportional modulator trail action has been developed.

Текст научной работы на тему «Математическая модель контура электронно-пневматического тормозного привода с пропорциональным модулятором»

УДК 62-59:629.113.001.2

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНТУРА ЭЛЕКТРОННОПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА С ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯТОРОМ

С.И. Ломака, профессор, к.т.н., Л.А. Рыжих, профессор, к.т.н., А.Н. Красюк, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Разработана математическая модель контура электроннопневматического тормозного привода с пропорциональным модулятором, позволяющая оценивать быстродействие и качество следящего действия пропорционального модулятора.

Ключевые слова: математическая модель контура, электронно-пневматический тормозной привод, пропорциональный модулятор, шаговый двигатель.

Введение

Электронно-пневматический тормозной привод (ЭПТП) появился в начале 80-х и в настоящее время применяется на автопоездах зарубежного производства [1]. Достоинством ЭПТП является то, что, обеспечивая высокое быстродействие, на базе его без дополнительного оборудования выполняются новые различные сочетания функции активной безопасности транспортного средства. Например, такие как электронно-пневматической тормозной привод - регулирование тормозных сил между осями, антиблокировоч-ная тормозная система и другие.

Анализ публикаций

В современных ЭПТП следящее действие обеспечивается по-разному. На автомобилях <^саша» [1] следящее действие, т.е. пропорциональность между нажатием электрического подпедального модуля и давлением в исполнительных органах (тормозной камере), достигается за счет установки датчика давления после модулятора. Такое конструктивное исполнение позволяет иметь обратную связь по давлению и достигать высокого быстродействия. Однако в таких ЭПТП появляется эффект значительного перерегулирования, что существенно влияет на качество следящего действия.

Цель и постановка задачи

В настоящее время широко внедряются пропорциональные модуляторы на базе электромагнитов шаговых электродвигателей [2], которые не требуют обратной связи по датчику давления. Целью данной работы является создание математической модели контура ЭПТП, позволяющей оценивать быстродействие и качество следящего действия пропорционального модулятора.

Математическая модель контура ЭПТП

На рис. 1 представлена принципиальная схема ЭПТП.

Пропорциональный модулятор 3 состоит из следующих элементов: 7 - корпус; 8 - шаговый электродвигатель с шестерней; 9 - золотник, совмещенный с выпускным клапаном; 10 - пружина выпускного клапана; 11 -пневмопоршень; 12 - пружина пневмопоршня; 13 - впускной клапан; 14 - пружина впускного клапана; 15 - крышка с выпускным окном. Пропорциональный модулятор 3 работает следующим образом: при нажатии на педаль тормоза от подпедального электрического модуля 1 электрический сигнал поступает на электронный блок управления 2, который определяет и передает необходимое число импульсов на шаговый двигатель 8.

7 12 15

Рис. 1. Принципиальная схема ЭПТП: 1 -подпедальный электрический модуль; 2 - электронный блок управления; З -пропорциональный модулятор; 4 - ресивер, 5 - тормозная камера тип 20; 6 - соединительный трубопровод длиной 1 м

В результате происходит перемещение золотника 9 вправо; это приводит к закрытию выпускного клапана, при этом происходит отсоединение тормозной камеры 5 от атмосферы. Дальнейшее перемещение золотника 9 приводит к открытию впускного клапана 1З и перепуска сжатого воздуха от ресивера 4 через полости пропорционального модулятора З в тормозную камеру 5. Отработав необходимые импульсы, поданные от электронного блока управления, шаговый двигатель останавливается, при этом золотник 9 и впускной 1З также останавливаются, а пневмопоршень 11 продолжает движение, под действием давления сжатого воздуха, до тех пор, пока не закроется впускной клапан 1З. Так перемещение запорно-регулирующего устройства приводит к установлению давления воздуха в тормозной камере 5 пропорционально нажатию на педаль тормоза, тем самым обеспечивая повышение качества регулирования процесса торможения транспортных средств, оборудованных электронно-пневматическим приводом тормозов.

При математическом моделировании были использованы параметры шагового электродвигателя, использованного при создании опытного образца пропорционального модулятора, имеющего следующую характеристику:

Наименование Fulling motor двигателя - FL57STH76-2804B

Тип - гибридный, четырехфазный,

универсальный

Напряжение фазы, В 4,17

Ток фазы, А 2,8

Сопротивление фазы, Ом 1,5

Индуктивность фазы, мГн 6,8

Напряжение питания, В 12

Погрешность, % 5

Масса электродвигателя, кг 1,4

Момент на валу электродвигателя, кг.с 31,0

Математическая модель шагового электродвигателя состоит из уравнений (1), (2), (3) и условий (4) для каждой обмотки статора. Управлением являются сигналы: ga(t), gb(t). Основным выходным сигналом является угловое положение ротора в, которое имеет ряд устойчивых положений, находящихся друг от друга на один шаг. Начало отсчета угла в совмещено с осью статора.

В общем случае шаговый двигатель может быть описан с помощью модели электрической машины с двумя обмотками на статоре и одной обмоткой на роторе рис. 2.

Рис. 2. Расчетная модель шагового двигателя

Уравнения математической модели такой электрической машины могут быть записаны в виде (1)

~~f~-^~' (Usa - rsa - isa -dt Lsa

-C -M - cos (Р)+ M - ira - sin (р)- wr);

disb - 1 (u r i

—Г- — - (Usb - sb - sb -

L

sb

-Kr (*)- M - cos (P)-M - ira - sin (p)- wr); (1)

dira - Kr (*); dt

dP

2

где іа іь іга - токи в обмотках статора и ротора по осям ах, Ь6, аг; иш ,и6.ь ,ига - напряжения на обмотках по осям а^ Ь6, ау; гш , г6.Ь , гга

- активные сопротивления обмоток по осям

аs, Ьs, аг; Lsa, LsЬ, Ьга LГ0 + Ьг\ Х cOs(4 X Р )

индуктивности обмоток по осям а8, ЬЛ аг; М -взаимная индуктивность; в - угловое положение ротора; міг - угловая скорость; Мс -момент сопротивления; Ме - электромагнитный момент; J - момент инерции ротора; р -число пар полюсов.

В модели (\) используется следующее обозначение

Кг(*) = (ьш • Ьь • (Ьг0 + 4\ - 2 • Ьг\ х

X sin2(2 • Р)) -М2 • Ьаа + М2 • ^2 (Р) X

х(Ьш - ЬА )) \ Х [Ьш • ЬЬ • (ига - гга • іга ) + (2) +4 • Ьг\ • Мг • іга • Ца • ЬЬ • SІn(4 • в) +М Х

Xsin(P) • Ьи • (г5Ь • ^Ь - и*Ь ) +

+М • с°<в) • Ьа • (гм • ^ - и$а )].

Электромагнитный момент определен уравнением

Me - ira - (M - ^ - Cos(e) - M - ?sa x

xsin(P) - 2 - isa - Lr1 - sin(4 -P)).

(З)

Напряжения usa, usb на обмотках статора шагового двигателя, как правило, формируют с помощью специальной электронной системы управления, выходные каскады которой строятся по мостовой или полумостовой схемам. Использование электронных схем отражается на переходных процессах в шаговом двигателе. Поэтому в модели (1) для каждой обмотки шагового двигателя необходимо учитывать условия (4) (для краткости условия приведены для одной обмотки, так как для второй - аналогичны).

В соотношениях (4) приняты следующие обозначения: ga(t) - задание для формирователя импульсов (ga(t) = 1 - на обмотке положительный импульс тока или напряжения; ga(t) = 0 - обмотка обесточена; ga(t) = -1 - на обмотке отрицательный импульс тока или напряжения); h - шаг интегрирования при решении уравнений модели (1); U - напряжение источника электропитания; UD - прямое падение напряжения на диоде; Ron << Roff - сопротивления открытого и закрытого транзисторного ключа (при этом счи-

тается время переключения транзисторов и диодов пренебрежимо малым по сравнению с длительностью управляющих импульсов).

если ga(t) - 1 то usa - U; rsa - r + 2 - RON ';

если (ga(t) - 0) &(ga(t - h) -1),

если isa > 0 то Usa - -(E + 2 -UD X (4)

то

r_ - r + 2 - R

-on?

если isa ^ 0 то Usa - 0; rsa - ROFF '; есЛи ga(t) - -1, то Usa --U; rsa - r + 2 - RON ';

если (ga(t) - 0) &(ga(t - h) - -1),

если isa < 0 то Usa - E + 2 -UD ';

то

r_ - r + 2 - R

-ON’

если isa ^ 0 то Usa - 0; rsa - R

OFF-

При математическом описании динамики переходного процесса ЭПТП принят ряд допущений:

- пневматическая цепь рассматривается как система с сосредоточенными параметрами;

- температура воздуха в емкостях принимается одинаковой и постоянной за время переходного процесса;

- давление воздуха в ресивере р0 не изменяется за время переходного процесса;

- отсутствуют утечки из пневмосистемы;

- открытие клапанов происходит мгновенно.

На основе принципиальной схемы ЭПТП (рис. 1) составлена расчетная схема ЭПТП с пропорциональным модулятором, представленная на рис. 3.

Рис. 3. Расчетная схема ЭПТП с пропорциональным модулятором: \ - пропорциональный модулятор; 2 - соединительный трубопровод; 3 - тормозная камера; У\ - объем управляющей полости модулятора; У2 - объем полости соединительного трубопровода; У3 - объем тормозной камеры; р0 - давление в ресивере; р\ - давление в управляющей полости модулятора; р2 - давление в полости соединительного трубопровода; р3 - давление в тормозной камере

Динамическая характеристика наполнения звеньев дроссель-емкость (ДЕ) описывается системой дифференциальных уравнений газодинамических функций, которая в общем случае имеет вид

^\__ ^ Ц\ • / -укр • ро ^ А(р0 -р\) _

И у в^р0 -р

k• Ц2 • /2 -Vр\ • А(р\ -р) -

У В-А -^2

k • М • Л3 • укр • р • А(р - р.);

У В^2 - р3 ’

1р2 _ k • м2 • Л • Укр • р\ А(р\ - ^2)

У2

- ^2

k • М3 • Л3 • Укр • р А(р - />3) ;

У2

М3 • Л3 ^ А

В^2 - р3 А(р2 - ^3)

В^2 - А

С,

пр

^ ^2 ^

Уо -С^-р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V пр

П гш ^Р- ЖА

\80° Ж <И2

Л

Ж 2Ип _ (р\ - рнач ) + ^зол -

тр

С

/

(5)

где k - показатель адиабаты, k = 1,4; Ц1 - коэффициент расхода пневмосопротивления клапана модулятора; ц2 - коэффициент расхода пневмосопротивления трубопровода; ц3 - коэффициенты расхода пневмосопротивления тормозной камеры; / - площадь поперечного сечения клапана модулятора; /2 - площадь поперечного сечения трубопровода; /3 - площадь поперечного сечения тормозной камеры; Укр - критическая скорость,

Пр =4кЁт, Л - газовая постоянная, для воздуха Л = 287,14 м2/(с2-К); Т - абсолютная температура воздуха перед дросселем; А и В - коэффициенты аппроксимации газодинамических функций, А = 0,654, В = 1,13; ¥2 -функция площади диафрагмы тормозной камеры; Спр - жесткость пружины; У0 - начальный объем тормозной камеры; Овп - диаметр впускного клапана; гш - радиус шестерни; ^ - перемещение пневмопоршня; рнач - давление, при котором начинает перемещаться пневмопоршень; ^зол - сила, действующая на пневмопоршень от золотника; ^тр - сила трения между пневмопоршнем и корпусом.

Динамическая характеристика в случае опорожнения описывается аналогичной системой дифференциальных уравнений газодинамических функций

пр

мм

3

2

Рис. 4. Расчетная динамическая характеристика контура ЭПТП с пропорциональным модулятором

dpL--k-Ml- fl -^р- pi - A( pl - p0) dt Vl B-Pl-P0

+ k-M2- f2 -Кр- p2 A( P2 - Pl) +

Г-----------------------------Г

V1 B-P2 - Pl

k-Ms- f3-Кр- рЗ A( рЗ - p2);

+

+

V1

B-P3 - P2

dp2 - k-Мз -f3 -^р -p3 - A(p3 -/>2)

dt V2 B-P - P2

- k-M2 - f2 -V^ - ->2 - A( > - Д) ;

V

M3- f3 -V™- РЗ

B->2 - Pl

A(РЗ - _>2 )

F2

Спр

^ F2 ^

V0 - C p3

V пр

У

^n-rm dP-л 180° - dt dt2

d 2h (pi - _>нач ) + Fзол - F

тр

(6)

C„

Расчетная динамическая характеристика пропорционального модулятора электроннопневматической тормозной системы представлена на рис. 4.

Выполнение математического моделирования контура ЭПТП и сравнение с экспериментальными данными показало высокое схождение результатов. Применение в контуре ЭПТП разработанного пропорционального модулятора позволяет выполнить нормативные международные требования, обеспечить высокое быстродействие и качество следящего действия, а также реализовать различное сочетание функций (ЭПТП -РТС - АБС и т.д.) активной безопасности транспортного средства.

Выводы

Разработана математическая модель контура ЭПТП с пропорциональным модулятором.

Проведенное с ее помощью математическое моделирование динамических процессов показало высокую степень адекватности данной математической модели. Сравнение экспериментальных исследований аналогичного контура ЭПТП и полученных с помощью математической модели обеспечивает погрешность не более З%. Это позволяет на стадии проектирования ЭПТП определять его динамические характеристики по быстродействию и оценивать качество следящего действия такой системы активной безопасности.

Литература

1. Клюшкин Г.Г., Галамин В.А., Перфиль-

ев В.С., Кравцов Н.В. Электронная тормозная система Кнорр-Бремзе - шаг к новому уровню активной безопасности грузового автотранспорта // Грузовик. -Изд-во «Машиностроение». - 2002. -№ 9. - С. 43 - 45.

2. Пат. 36321 Україна, МПК В60Т 8/36 Про-

порціональний модулятор електронно-пневматичної гальмівної системи: Пат. 36321 Україна, МПК В60Т 8/36; Турен-ко А.Н., Ломака С.Й., Клименко В.І., Рижих Л.О., Тишковець С.В., Чебан А.А., Красюк О.М. - № 200805078; Заявл. 21.04.2008; Опубл. 27.10.2008. - 7 с.

3. Нейдорф Р.А., Солоха А.А. Исследование

возможностей квазиоптимального по быстродействию управления шаговым двигателем // Детерминированные системы. - 2006. - №2(12). - С. ill - 119.

4. Метлюк Н.Ф., Автушко В.П. Динамика

пневматических и гидравлических приводов автомобилей. - М: Машиностроение, 1980. - 232 с.

Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 апреля 2009 г.

3

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.