Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГКУ АО "БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ УСЗН"'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГКУ АО "БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ УСЗН" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Микушева И. С.

В данной статье представлены результаты экспертного опроса, которые затрагивают моменты анализа существующей системы социальной работы с малообеспеченными семьями в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН». Описана необходимость и значимость создания ресурсной модели социальной работы с малообеспеченными семьями. Предложены возможные пути решения проблемы. Подробно описана разработанная авторами ресурсная модель социальной работы с малообеспеченными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING SOCIAL WORK IN THE SCC OF JSC "BLAGOVESHCHENSKOE USZN"

Аnnotation: In this article presents the results of an expert survey, that consider the analysis of the existing system of social work with low-income families in the SCU of Blagoveshchenskoye SSZN. The author wrote the necessity and significance of creating a resource model of social work with low-income families. The author proposed a solution to the problem. In detail he wrote a resource model of social work with low-income families.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГКУ АО "БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ УСЗН"»

УДК 001.201

Микушева И. С. студент магистратуры, 1 курс факультет «Социальных наук» Амурский Государственный университет научный руководитель: Щека Н.Ю., к.социол.н.

доцент

кафедра «Социальная работа» Россия, г. Благовещенск

Mikusheva I.S. Student of Magistracy The first course, faculty of Social Sciences

Amur State University Russia, Blagoveshchensk Supervisor: Scheka N.Yu.

Associate Professor of Pulpit "Social Work" Candidate of Sociological Sciences МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГКУ АО «БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ УСЗН» MODELING SOCIAL WORK IN THE SCC OF JSC "BLAGOVESHCHENSKOE USZN"

Аннотация: В данной статье представлены результаты экспертного опроса, которые затрагивают моменты анализа существующей системы социальной работы с малообеспеченными семьями в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН». Описана необходимость и значимость создания ресурсной модели социальной работы с малообеспеченными семьями. Предложены возможные пути решения проблемы. Подробно описана разработанная авторами ресурсная модель социальной работы с малообеспеченными семьями.

Ключевые слова: малообеспеченность, социальные риски, малообеспеченные семьи, социальная проблема, социальная работа, ресурсная модель.

Аnnotation: In this article presents the results of an expert survey, that consider the analysis of the existing system of social work with low-income families in the SCU of Blagoveshchenskoye SSZN. The author wrote the necessity and significance of creating a resource model of social work with low-income families. The author proposed a solution to the problem. In detail he wrote a resource model of social work with low-income families.

Keywords: low income, social risks, low-income families, social problems, social work, resource model.

Важным элементом методологии любой науки является методика. Использование методики позволяет реагировать на изменения современного

динамичного общества, отвечать всем актуальным потребностям науки. В рамках социальной работы методология - система принципов и способов организации социальной работы, представленная на уровнях индивидуальной и групповой деятельности. Методы исследования в социальной работе с малообеспеченными семьями - это совокупность специфических технологий, процедур и способов деятельности, посредством которых осуществляется изучение проблемных аспектов.

В настоящий момент, многие аспекты методологии социальной работы вызывают большой интерес как у исследователей, так и у практических социальных работников, следствием чего является разработка и использование новых, соответствующих современным реалиям методов исследования. Одним из таких методов является моделирование, которое, однако, пока еще не получило широкого распространения в практике эмпирических исследований, при этом обладая значительным исследовательским, аналитическим, прогностическим и наглядным потенциалом.

Таким образом, для социальной действительности возникает потребность в методологии социальной работы с малообеспеченными семьями, которая будет позволять комплексно, систематизировано, организованно, не нарушая логическую связь, решать возникшие проблемы в профессиональной деятельности. В феврале 2016 года было проведено эмпирическое исследование, инструментарий которого - экспертный опрос. Автором были опрошены специалисты следующих отделов УСЗН: отдел адресной социальной помощи, отдел субсидий и отдел поддержки семей с детьми.

100 % экспертов отметили плюсы комплексной оценки социальной работы с малообеспеченными семьями: повышенная эффективность работы; количество решенных проблем малообеспеченных семей; качество оказываемой помощи.

Учитывая сложившуюся ситуацию в области методологии социальной работы и практической направленности социальной работы, была написана ресурсная модель социальной работы с малообеспеченными семьями в ГКУ АО Благовещенское УСЗН.

Табл. 1 Ресурсная модель социальной работы с малообеспеченными семьями в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН»

Ресурсная модель социальной работы с малообеспеченными семьями в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН»

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

Экономические Организационные Социокультурные Образовательные

Демографические Ресурсы правового характера Ресурсы средств массовой информации

В общем понимании модель - образец, исследование которого служит

средством для получения информации об объекте. В свою очередь ресурсная модель - модель, содержащая в себе компоненты (ресурсы), которые позволяют всецело, комплексно получать представление об объекте, на которого направлено исследование.

Ресурсная модель подразделяется на два основных направления -основные ресурсы и вспомогательные.

Основные ресурсы - совокупность базовых компонентов, которые лежат в основе ресурсной модели и используются целевым образом. Основные ресурсы отражают направления, на которые опирается социальная работа как профессиональная деятельность при работе с малообеспеченными семьями.

К основным ресурсам относят:

1) Организационные ресурсы - средства эффективного функционирования системы социальной работы: учреждения и стационары.

2) Экономические ресурсы - совокупность финансовых, материально-технических и производственных ресурсов. В рамках этого ресурса экспертами анализируется рынок труда.

Также рассматривается количество семей, которым была оказана помощь в специализированных учреждениях и их финансовое положение улучшилось.

3) Ресурсы правового характера: нормативно-правовая база, регулирующая социальную работу с малообеспеченными семьями.

4) Демографические ресурсы - это воспроизводство человеческого и трудового потенциала: статистические данные о рождаемости, смертности, количестве браков и разводов, средней продолжительности жизни населения г. Благовещенска.

Вспомогательные ресурсы:

1) Социокультурные ресурсы - основы культурных и религиозных семейных традиций.

2) Образовательные ресурсы - образованность населения: количество дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений и количество заведений, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку: колледжи, техникумы, университеты, академии и институты.

3) Ресурсы средств массовой информации. Здесь рассматривается степень заинтересованности СМИ в вопросах о малообеспеченности и путей решения проблем малообеспеченности, также информированности малообеспеченных семей о своих правах, льготах.

Таким образом, данная модель состоит из основных ресурсов: экономических, организационных, демографических, ресурсов правового характера и вспомогательных ресурсов: социокультурных, образовательных, ресурсов средств массовой информации. Каждый ресурс находит отражение в определенной сфере жизнедеятельности и в совокупности составляют

эффективный механизм взаимодействия.

Использованные источники:

1. Дивицына Н.Ф. Семьеведение : учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына // М.: Владос-Пресс. 2006. - С. 51 - 57.

2. Зубкова Т.И. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие / Т.И. Зубкова, Н.В. Тимошина // М.: Академия. 2004. №2. - С. 32 - 38.

3. Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем / О.И. Иванов // Санкт-Петербург. 2003, С. 19 - 22.

4. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб. пособия / Е.И. Холостова // М.: Дашков и Ко. 2009, №3. - С.53 - 71.

УДК 001.201

Микушева И. С. студент магистратуры, 1 курс факультет «Социальных наук» Амурский Государственный университет научный руководитель: Щека Н.Ю., к.социол.н.

доцент

кафедра «Социальная работа» Россия, г. Благовещенск

Mikusheva I.S. Student of Magistracy The first course, faculty of Social Sciences

Amur State University Russia, Blagoveshchensk Supervisor: Scheka N.Yu. Associate Professor of Pulpit "Social Work" Candidate of Sociological Sciences ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ В ГКУ АО «БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ

УСЗН»

EMPIRICAL ANALYSIS OF SOCIAL PROTECTION OF POOR-FAMILIES IN THE SCC of JSC "BLAGOVESHCHENSKOE USZN"

Аннотация: данная статья посвящена социальной защите малообеспеченных семей. В статье отражены результаты исследования, проведенного со специалистами социальной сферы, отражены причины появления малообеспеченности семей, социальные проблемы, направления работы социальных служб, достоинства и недостатки системы, алгоритм помощи и пути решения проблем.

Annotation: this article deals with the problem of low-income families in different regions of the Russian Federation. The problem has a different relevance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.