МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
MODELING OF SITUATIONS OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS
О.В. Александрова, Т.С. Трубникова
Педагогическое взаимодействие, моделирование, ситуация. Статья посвящена проблеме подготовки студентов к педагогическому взаимодействию, основанному на принципах толерантности, гуманности, ориентации на индивидуальность. Одним из средств решения данной проблемы является моделирование будущими педагогами ситуаций педагогического взаимодействия. В процессе создания моделей студенты учатся целостно рассматривать ситуацию, определять необходимый набор условий, опираясь на психолого-педагогические закономерности обучения, воспитания и развития.
Личностные реакции неотделимы от ситуативного контекста и не подлежат анали зу вне его, все развитие личности протекает в наличных активных ситуациях, и результат этого взаимодействия составляет некий субъективный опыт [Харлуков, 2000]. Б.Ф. Ломов отмечал: «Когда речь идет об исследовании поведенческих актов, даже самых простых, то нужно иметь в виду, что мы всегда имеем дело не с отдельными, изолированно существующими воздействиями, а с ситуациями, то есть с системой воздействий...» [Ломов, 1982, с. 26]. Целостная ситуация, взятая в сопряженной динамике всех ее переменных, является единицей управления в образовательном процессе. Педагог выступает как организатор ситуации, которая должна способствовать развитию личности учащегося, проявлению и развитию его активности, инициативы, способностей, что осуществляется на основе заинтересованного взаимодействия педагога и учащихся, создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Определение необходимого набора условий, управление ситуацией, способствующей развитию личности субъектов взаимодействия часто
O.V. Aleksandrova, T.S. Trubnikova
Pedagogical interaction, modeling, situation.
The article is dedicated to the problem of preparing students for the pedagogical interaction based on the principles of tolerance, humaneness and focus on individuality. One of the ways to solve this problem is the modeling of situations of pedagogical interaction by future teachers. While modeling, students learn to consider situations integrally, specify the necessary set of conditions basing on the psychological and pedagogical principles of teaching, education and development.
вызывает значительные затруднения у молодого специалиста, который в силу дефицита времени, сложности возникающих проблем, отсутствия достаточного практического опыта не всегда может должным образом спрогнозировать возможные результаты взаимодействия, педагогически и психологически целесообразно выстроить ситуацию. Так, проведенный нами опрос (применялась анкета «Уровень развития педагогических умений»), участниками которого стали 86 студентов выпускных курсов, получающих среднее и высшее педагогическое образование, показал, что большинство студентов в ходе педагогической практики испытывают затруднения в процессе создания творческой обстановки, рабочего настроя у учащихся, понимания их индивидуальных особенностей, организации продуктивного педагогического взаимодействия с ними.
Одним из средств решения выявленных проблем является моделирование студентами ситуаций педагогического взаимодействия в ходе учебного процесса. В процессе создания модели ситуации студенты научатся целостно рассматривать ситуацию, видеть в имеющихся условиях возможно-
сти для достижения конкретных целей педагогического взаимодействия, гибко планировать свою деятельность, пробовать себя в позиции ученика.
О моделировании ситуаций в педагогике и психологии говорится сравнительно немного. В педагогике и психологии можно выделить два варианта понимания моделирования ситуации: моделирование как метод познания ситуации (Ю.Н. Кулюткин, А.Е. Фомин, Л.М. Митина и А.А. Реан, А.В. Варенов, М.С. Можаров) и моделирование как процесс планирования коммуникации, направленной на решение каких-либо задач (В.В. Никандров, В.В. Сериков, И.А. Колесникова, Н.М, Борытко, B.C. Безрукова, А.В. Растянников). В своей работе под моделированием ситуации мы понимаем процесс создания ее обобщенного образа, в котором представлены существенные параметры ситуации, имеющие отношение к определению целей педагогического взаимодействия и способов их достижения в конкретных условиях. При создании модели ситуации педагогического взаимодействия в центре внимания находятся: 1) объект как область, подлежащая преобразованию в ходе взаимодействия; 2) цели взаимодействия; 3) особенности субъектов взаимодействия; 4) условия, способствующие преобразованию объекта и достижению целей; 5) средства, необходимые для создания нужных условий (Ю.К. Корнилов, П.Г. Щедровицкий, Ю.Н. Емельянов и др.).
Модель субъектна, так как именно человек проводит отбор тех свойств, в которых она релевантна оригиналу. От полноты и точности модели ситуации зависит эффективность деятельности по ее реализации. Поэтому для создания оптимальных условий обучения студентов моделированию ситуаций мь! попытались выделить психологические факторы моделирования, учет которых возможен в ходе образовательного процесса. Таким образом, целью нашей работы стало выделение психологических факторов моделирования ситуаций педагогического взаимодействия, обеспечивающих эффективность применения моделирования в качестве средства повышения уровня профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.
Мы определили возможности применения моделирования ситуаций как средства повышения качества профессиональной подготовки сту-
дентов в соответствии с основными принципами компетентностного подхода и выделили психологические факторы моделирования ситуации педагогического взаимодействия.
Все факторы, определяющие адекватность познания ситуации, выделенные нами в процессе анализа отечественной и зарубежной литературы, условно можно разбить на три группы: ценностно-мотивационные, когнитивные и эмоциональные. К ценностно-мотивационным факторам относятся культурные и групповые ценности, нормы и установки (Ф. Магнуссон, А. Фёрнхем,
Э.И. Киршбаум, М.М. Кашапов), мотивы (Л. Магнуссон, И. Клар Ю.Н. Емельянов, А.В. Филлипов), позиция субъекта в обстоятельствах (А.В. Филлипов, П. Бергер). К когнитивным факторам относятся в первую очередь особенности мыслительной деятельности (М.А. Холодная, М.М. Кашапов, В.А. Корнилов и др.). К эмоциональным факторам относятся эмоциональное отношение к конкретной ситуации и ее участникам (Дж. Форгас, Л. Мюррей). Применительно к ситуации педагогического взаимодействия в качестве ценностномотивационного фактора мы рассматриваем профессиональную педагогическую позицию как способ реализации основных профессиональных ценностей и мотивов личности в ее взаимодействии с другими, в качестве когнитивного - профессиональное педагогическое мышление, обладающее всеми качествами, необходимыми для адекватного познания и управления педагогической реальностью. Эмоциональный фактор мы не стали выделять отдельно ввиду ситуативно-сти эмоций, их зависимости от позиции личности по отношению к ситуации.
В соответствии с выделенными факторами моделирования ситуации нами была разработана программа дисциплины по выбору «Моделирование ситуаций педагогического взаимодействия», содержание которой выстроено таким образом, чтобы создать оптимальные условия для обучения студентов работе в ситуации педагогического взаимодействия. Становлению у студентов педагогической позиции, основанной на гуманистических ценностях и установках, направленной на реализацию в педагогическом взаимодействии основных интересов и потребностей ученика, способствуют обсуждение студентами своего
школьного опыта, рассмотрение и анализ реальных ситуаций, в которых представлены различные способы решения педагогами одних и тех же проблем с учениками, рефлексия опыта моделирования возможных ситуаций.
Предлагаемая студентам схема моделирования ситуации предполагает проработку всех ее значимых аспектов. Развитию творческого педагогического мышления способствуют предваряющие моделирование различные метафорические и ролевые игры, психогимнастические упражнения, арттерапевтические техники.
Предлагаемая нами программа состоит из двух разделов. Отдельные фрагменты программы могут применяться автономно в учебном процессе в рамках других дисциплин. Первый раздел имеет подготовительный характер, в нем предлагаются теоретический материал, различные тренинговые упражнения и задания, направленные на определение собственной позиции как субъекта педагогического взаимодействия, постановку целей педагогического взаимодействия в конкретных ситуациях, анализ отдельных элементов ситуации и их взаимосвязи. Содержание второго раздела предполагает самостоятельное моделирование ситуаций, направленных на решение различных проблем, с которыми сталкивается учитель в своей деятельности (нарушение дисциплины на уроках, конфликты, низкая успеваемость и проблемы учебной мотивации, детская агрессия, нецензурные выражения, воровство, отверженность). Работа над каждой группой проблем строится по следующим этапам. На первом этапе студентам предлагаются различные задания и упражнения, имеющие творческий характер, связанные с рассматриваемой группой проблем и способствующие активизации мышления, творческих способностей, созданию благоприятного эмоционального фона. На втором этапе участники обсуждают собственный опыт, анализируют реальные ситуации, описанные преподавателями, школьными учителями, самими студентами, в которых представлены разные способы решения педагогами одних и тех же проблем с учениками. Предварительный анализ ситуаций, в которых представлены готовые решения, отражающие различные педагогические позиции, необходим для выделения студентами условий эф-
фективности тех или иных действий учителя при решении схожих проблем, что позволит им осознать значимость гуманистически ориентированной педагогической позиции, необходимость творческих, а не стереотипных решений. На третьем этапе студенты создают, инсценируют и анализируют собственные модели ситуаций педагогического взаимодействия.
Важно, чтобы для студентов создание моделей не представлялось скучным, рутинным процессом, в связи с чем особое значение имеет творческая, доброжелательная атмосфера, поэтому особое внимание уделяется различным творческим заданиям, играм, интересным ситуациям, имеющим непосредственную связь с изучаемой темой.
Разработанный и апробированный нами курс по моделированию ситуаций педагогического взаимодействия показал определенную эффективность работы в данном направлении. Критерии, позволяющие определить роль выделенных факторов в процессе повышения уровня профессиональной подготовки студентов, были разделены на ценностно-мотивационные и когнитивные и включали отдельные общекультурные и общепрофессиональные компетенции. В соответствии с выделенными компетенциями, становлению которых способствует моделирование ситуаций педагогического взаимодействия, были выбраны следующие методики: Тест для изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общении, Методика незаконченных предложений для изучения педагогического сознания (автор С.В. Пазухина), методика «Педагогические ситуации», Экспертная оценка результатов моделирования ситуации. В исследовании приняли участие 83 студента II курсов, 76 студентов III курса Ачинского педагогического колледжа и филиала Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева в г. Ачинске.
По завершении эксперимента были получены следующие результаты. Для определения значимости различий использовался ^критерий Стью-дента. На 31 % повысилась доля студентов, проявляющих во взаимодействии демократическую педагогическую позицию. Повторное проведение Методики незаконченных предложений для изучения педагогического сознания показало, что студенты стали демонстрировать более терпимое
отношение к учащимся, их ответы стали более конкретными, стало меньше ответов, носящих явно декларативный характер. Так, предварительное тестирование показало, что по отношению к детям студенты в своих ответах проявили определенную двойственность. С одной стороны, около половины респондентов отмечали важность индивидуальности ребенка, его принятия и понимания, с другой - только 13 % дали положительную оценку современным школьникам, и это при том, что сами они совсем еще недавно были ими. Современных школьников студенты охарактеризовали как агрессивных, невоспитанных, грубых, имеющих низкую мотивацию к обучению. По завершении формирующего эксперимента уменьшилась доля студентов (на 21 %), давших отрицательную оценку современным школьникам, повысилась доля студентов, считающих, что важно принять ребенка, стать его другом (на 20 и 21 % соответственно), стремящихся сделать своих учеников достойными, успешными людьми, обладающими различными положительными качествами (на 17 %). Увеличилось количество ответов (на 17 %), содержащих положительную оценку педагогической деятельности. Не стало ответов, касающихся наказания трудных учеников. По когнитивному критерию значимые изменения произошли в качестве решения студентами педагогических проблем: повысилось количество ответов (в среднем на 37 %), демонстрирующих понимание студентами причин возникновения проблемы, нюансов ситуации, особенностей ее участников, гуманность и реалистичность предлагаемых способов решения проблемы. Согласно результатам экспертной оценки, студенты стали более тщательно вникать в сущность проблемы, осуществлять ее всесторонний анализ, искать причины возникновения проблемы. Предлагались разнообразные способы и методы решения проблемы, при выборе которых в большей мере, чем это было ранее, учитывались индивидуальные особенности субъектов взаимодействия. Например, ранее часто предлагались такие методы и способы решения проблемы, как беседа с учеником, беседа с родителями, классные часы, вызов директора / завуча. По завершении эксперимента только 6 % студентов предлагали вызвать представителя школьной администрации. Студенты стали чаще обра-
щаться к таким способам, как групповое обсуждение проблемы, индивидуальная помощь учителя ученику, привлечение к совместной деятельности с учителем, организация совместной деятельности, привлечение посредника.
Таким образом, владение студентами моделированием как методом познания ситуации позволит предупредить многие проблемы общения с детьми, которые могут возникнуть у них в будущей профессиональной деятельности, будет способствовать формированию и развитию таких общекультурных и профессиональных компетенций, как владение культурой мышления, способность к постановке цели и выбору путей ее достижения; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; применять систематизированные знания при решении социальных и профессиональных задач; умение использовать возможности образовательной среды.
Библиографический список
1. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб., 2001.
2. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб., 2000.
3. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 1.
4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000.
5. Растянников А. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М., 1999.
6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 2000.
7. Субъект и объект практического мышления: коллективная монография /' под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. Ярославль, 2004.
8. Харлуков М.А. Вопрос как средство управления ситуацией // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструментальность обобщений: сб. ст. / под ред. проф. Ю.К. Корнилова. Ярославль, 2000.
9. Юдина Е.Г. Позиция педагога: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. 2005. № 4.