Научная статья на тему 'Моделирование системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании'

Моделирование системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IT-КОМПАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ / ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ФАЗЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / INVESTMENT ACTIVITY / IT COMPANY / SIMULATION / CONTROL / SOURCES OF INVESTMENT / INVESTMENT OBJECTS / MANAGEMENT DECISIONS / PHASES OF OPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров А.Ю., Макаров О.А.

В статье рассмотрено моделирование системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании, начиная с модели «черного ящика» и заканчивая моделированием структурной схемы системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании как основы для принятия эффективных управленческих решений. Определены источники инвестиций и объекты инвестирования (финансирования) IT-компании относительно каждой фазы функционирования системы управления инвестиционной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING SYSTEM OF INVESTMENT MANAGEMENT IT-COMPANY

The article describes the modeling system IT investment management company, since ‘ black box ‘ model to structural simulation scheme of investment activities IT companies as a basis for the adoption of effective management decisions.Define sources of investment and investment objects (funding) IT company on each phase of investment management.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании»

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГС-КОМПАНИИ

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор Института мировой экономики и информатизации Макаров О.А., к.э.н.

В статье рассмотрено моделирование системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании, начиная с модели «черного ящика» и заканчивая моделированием структурной схемы системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании как основы для принятия эффективных управленческих решений. Определены источники инвестиций и объекты инвестирования (финансирования) 1Т-компании относительно каждой фазы функционирования системы управления инвестиционной деятельностью.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, ^-компания, моделирование, система управления, источники инвестиций, объекты инвестирования, фазы функционирования, управленческие решения.

THE MODELING SYSTEM OF INVESTMENT MANAGEMENT IT-COMPANY

Egorov A., doctor of economic sciences, professor of the Institute of world economy and informatization

Makarov O., Ph.D.

The article describes the modeling system IT investment management company, since ' black box ' model to structural simulation scheme of investment activities IT companies as a basis for the adoption of effective management decisions.Define sources of investment and investment objects (funding) IT company on each phase of investment management.

Keywords: investment activity, IT company, simulation, control, sources of investment, investment objects, phases of operation, management decisions.

Самая простая модель управления инвестиционной деятельностью ^-компании может быть представлена в виде модели «черного ящика» (рис. 1) и именно с ее рассмотрения мы начнем процесс создания более сложной модели. В исследовательской деятельности с помощью модели «черного ящика» пытаются справиться с трудностью изучения сложных систем. Представление системы в виде «черного ящика» означает, что при настоящем уровне наших знаний мы не можем проникнуть внутрь данной системы (или подсистемы) и разобраться, каковы внутренние закономерности, преобразующие ее входы в выходы [1] .

Модель «черного ящика» не дает нам полного представления о внутреннем устройстве системы управления инвестиционной деятельности ^-компании, но позволяет изучать и описывать ее входы и выходы.

Входами системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании являются:

• финансовые ресурсы: собственные (внутренние) и привлеченные (внешние);

• человеческие ресурсы (сотрудники);

• материально-технические ресурсы;

• временные ресурсы.

Выходами системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании являются:

• инновационные информационные продукты (технологии, услуги);

• повышенная доходность от инвестиционной деятельности;

• научно-технический прогресс в рамках ^-компании, сообщества и всего мира.

Рассмотрим более подробно входы и выходы системы управле-

ния инвестиционной деятельностью ^-компаний.

Для ведения инвестиционной деятельности ^-компания использует собственные (внутренние) и привлеченные (внешние) финансовые ресурсы. Собственных финансовых ресурсов, как правило, ^-компаниям не хватает для ведения полноценной инвестиционной деятельности, а иногда они и вовсе отсутствуют у компании. Возможность привлечения внешних финансовых ресурсов напрямую зависит от показателей деятельности ^-компании. Важно отметить, что независимо от типа источника финансирования, наличие финансовых ресурсов у ^-компании является обязательным условием для функционирования системы управления инвестиционной деятельностью.

Результат функционирования системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании зависит также от качества (уровень подготовки сотрудников) и количества (укомплектованность штата необходимыми специалистами) человеческих ресурсов и эффективности их использования (управления). Подобное утверждение справедливо и в отношении материально-технических ресурсов.

Важную роль в функционировании системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании играют временные ресурсы, так как они накладывают определенные ограничения на использование финансовых, человеческих и материально-технических ресурсов. Важно отметить, что временные ресурсы влияют на любые процессы, которые происходят в системе управления инвестиционной деятельностью ^-компании.

Рассмотрев входы системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании, можно сделать следующие выводы:

• входы (ресурсы) имеют существенную зависимость от самой ^-компании;

Рис. 1. Модель «черного ящика» системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании

• ресурсы ^-компании ограничены, а особенно финансовые ресурсы;

• эффективность использования ^-компанией ресурсов (финансовых, человеческих, материально-технических и временных) влияет на эффективность выходных результатов.

Выходами системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании являются результаты ее функционирования, которые могут быть отрицательными, нейтральными или положительными.

Разработанные и внедренные инновационные ^-продукты (технологии, услуги) могут с одинаковой вероятностью оказаться революционным прорывом или же остаться невостребованными на рынке. Ожидаемая высокая прибыль от инвестиционной деятельности может обернуться существенными убытками для компании. Инвестиционная деятельность ^-компании может, как привести к научно-техническому прогрессу различного масштаба, так и никаким образом на него не повлиять.

Рассмотрев выходы системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании, можно сделать следующие выводы:

• получение положительных, нейтральных или отрицательных результатов функционирования системы управления инвестиционной деятельность равновероятно;

• получение положительных результатов функционирования системы управления инвестиционной деятельностью напрямую зависит от эффективности ее содержания, использования и управления.

Большую роль в функционировании системы управления инвестиционной деятельностью играет орган управления, основной задачей которого является управление инвестиционной деятельностью. Действия органа управления можно разделить на три базовые составляющие:

• мониторинг выходов (результатов) системы;

• анализ результатов функционирования системы (сравнение прогнозируемых и фактических значений показателей) и принятие управленческого решения;

• воздействие на входы системы с целью оптимизации процесса управления.

Оценка любой системы по принципу «черного ящика» неизбежно страдает неполнотой. Неявно предполагается, что по оценке качества результатов можно однозначно судить о качестве внутренней организации системы. Подобная оценка неконструктивна, так

как не позволяет вынести позитивные рекомендации о том, какие, собственно, требуются изменения в системе, для того чтобы она лучше функционировала с точки зрения ее назначения и с точки зрения сформулированных целей.

Для дальнейшего исследования нам необходимо «увидеть» и проанализировать содержание «черного ящика», то есть создать так называемую модель «белого ящика», которая раскроет внутреннее устройство системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании.

С помощью модели состава (морфологическое описание стандартных классификаторов) определим содержание «черного ящика». Модель состава системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании рассмотрим в виде расширенной последовательности этапов процесса инвестиционной деятельности, которые характерны для ^-компаний:

• поиск и подготовка новых инвестиционных идей;

• маркетинговые исследования новых инвестиционных идей;

• подготовка технических заданий на разработку новых продуктов (технологий, услуг);

• подготовка инвестиционных предложений;

• оценка инвестиционных предложений;

• отбор перспективных инвестиционных предложений;

• разработка и выпуск пилотной версии ^-продукта (технологии, услуги);

• тестирование нового ^-продукта;

• первые продажи нового ^-продукта;

• маркетинговые исследования нового ^-продукта;

• доработка нового ^-продукта;

• выпуск финальной версии ^-продукта и масштабный выход на рынок;

• реклама (продвижение) нового ^-продукта;

• мониторинг и сопровождение реализованного ^-продукта.

Сгруппируем множество этапов процесса инвестиционной деятельности с целью выделения наиболее значимых и самостоятельных фаз функционирования системы управления инвестиционной деятельностью ^-компании:

• поиск и подготовка инвестиционных идей;

• разработка, тестирование и маркетинговые исследования;

• интеграция, внедрение и сопровождение.

Определим источники инвестиций и объекты инвестирования (финансирования) ^-компании относительно каждой фазы функ-

Таблица 1. Источники инвестиций и объекты инвестирования ^-компании

Фаза Источники инвестиций Объекты инвестирования

1. Поиск и подготовка инвестиционных идей 1. 1Т-компания 2. Бизнес-ангелы 3. Венчурные фонды 1. Первичные маркетинговые исследования 2. Подготовка технического задан на разработку нового продукта (технологии,услуги) 3. Заработная плата исполнителям первой фазы 4. Обновление материально-технической базы 5. Подготовка, оформление и регистрация юридических документов

Разработка, тестирование и маркетинговые исследования 1. ГГ-компания 2. Венчурные фонды 3. Стратегические инвесторы 4. Государство 1. Разработка пилотной версии 1Т продукта (технологии,услуги) 2. Организация обратной связи с потребителями 3. Маркетинговые исследования потребительского спроса 4. Формирование команды разработчиков 5. Формирование команды управленцев

Интеграция, внедрение и сопровождение 1. 1Т-компания 2. Венчурные фонды 3. Стратегические инвесторы 4. Государство 5. Банки (кредиты). 6. Ценные бумаги (акции, облигаи и т.п.) 1. Разработка и выпуск финально! версии 1Т-продукта (технологии, услуги) 2. Интеграция и внедрение 3. Консалтинговое и техническое сопровождение 4. Реклама (продвижение) и маркетинговые акции 5. Маркетинговые исследования рынка 6. Формирование команды (менеджеры, продавцы, консультанты, администраторы, разработчики и т.п.)

ционирования системы управления инвестиционной деятельностью (табл. 1).

Анализ табл/ 1 с информацией об источниках инвестиций и объектах инвестирования IT-компании показывает, что наибольшая вероятность возникновения проблем с финансированием наблюдается в фазе поиска и подготовки инвестиционных идей. Это объясняется тем, что фаза поиска и подготовки инвестиционных идей характеризуется максимально высокими рисками, что фактически является блокирующим фактором для всех типов консервативных инвесторов. Однако высокие риски и потенциальная сверхдоходность новых инвестиционных идей привлекает «бизнес-ангелов», инвесторов которых можно выделить как отдельный источник инвестиций. Бизнес-ангелы - это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании (проекты) на самых ранних стадиях развития [2]. От бизнес-ангелов начали свой путь к вершинам бизнеса Intel, Yahoo, Amazon, Google и многие другие ведущие IT-компании. Собственные финансовые ресурсы, имеющиеся у IT-компании, как правило, имеют достаточно большие ограничения по объему, но при этом они полностью подконтрольны. Потенциальным источником инвестиций также могут стать венчурные фонды, деятельность которых направлена на инвестирование средств в инновационные компании (проекты). Венчурные фонды также как и бизнес-ангелы готовы к высоким рискам, но при наличии возможности получить в будущем сверхдоходы. Привлечение внешних инвесторов уменьшает долю (прибыль, управление, влияние) IT-компании в инвестиционном проекте, но при этом она получает недостающие финансовые ресурсы для реализации проекта, а также получает новый опыт и знания.

Основными объектами инвестирования в фазе поиска и подготовки инвестиционных идей являются затраты на первичные маркетинговые исследования и разработку технического задания (с учетом результатов маркетинговых исследований), в котором описывается суть проекта, его цели, требования к новому продукту (технологии, услуге), а также потенциальные пути решения. К основным объектам инвестирования также можно отнести заработную плату сотрудникам, непосредственно участвующим в поиске и подготовке новых инвестиционных идей. Дополнительные затраты связаны с необходимостью обновления материально-технической базы IT-компании, в части касающейся поисковой и научно-исследовательской работы или приобретения смежных продуктов (технологий, услуг), а также с необходимостью подготовки, оформления и регистрации различных юридических документов (патенты, лицензии, соглашения, договора и т.п.). Важно отметить, что очень часто дополнительные затраты оказываются весьма существенными и вполне сопоставимы с основными затратами.

Фаза разработки, тестирования и маркетинговых исследований относительно фазы поиска и подготовки инвестиционных идей характеризуется большим потенциалом привлечения инвестиционных ресурсов. Кроме собственных ресурсов и средств венчурных фондов появляется возможность привлечь средства стратегических инвесторов, которые могут быть как российскими, так и зарубежными. Такое развитие ситуации связано с тем, что IT-компания уже может представить потенциальному инвестору практически готовое решение, которое находится на стадии тестирования, что в свою очередь существенно снижает риски и повышает привлекательность инвестиционного проекта. Кроме стратегических инвесторов, к инвестиционным проектам, находящимся в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований, могут проявить интерес государственные источники инвестиций, если результаты реализации инвестиционных проектов имеют стратегическое значение для страны. Очень часто предоставление государственных инвестиций сопряжено с предоставлением определенных льгот или послаблений, что играет немаловажную роль для IT-компании. Важно отметить, что с ростом конкуренции во всех отраслях экономики Российской Федерации, потенциальных инвесторов становится больше, так как они не сосредотачивают свои средства на одной компании, а активно ищут новые более высокодоходные объекты инвестирования, одними из которых являются современные российские IT-компании и их продукция. При этом стратегические и государственные инвесторы стараются получить значительный контроль над инвестиционным проектом, что является отрицательным фактором для IT-компании.

Основными объектами инвестирования в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований являются затраты на разработку и выпуск пилотной версии IT-продукта (технологии,

услуги), затраты на организацию обратной связи с потребителем (сбор, обработка, распределение и хранение информации), а также затраты на масштабный анализ первичного потребительского спроса (маркетинговые исследования). К дополнительным объектам инвестирования в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований можно отнести существенные затраты, связанные с формированием команды, которая будет заниматься непосредственной разработкой нового 1Т-продукта (технологии, услуги) и команды, которая будет управлять проектом. От профессиональных действий этих команд зависит качество разработанного нового 1Т-продукта (технологии, услуги).

В фазе интеграции, внедрения и сопровождения появляется возможность привлечь максимальное количество источников инвестиции всех типов. Инвесторы проявляют максимальную заинтересованность, так как инвестиционный проект уже фактически реализован, начинает приносить доход, и имеет минимальные риски по сравнению с другими фазами. Важно отметить, что при полномасштабном выходе на рынок нового 1Т-продукта (технологии, услуги) объемы инвестиций значительно возрастают по сравнению с предыдущими фазами, что связано с увеличением масштаба самого инвестиционного проекта.

Основными объектами инвестирования в фазе интеграции, внедрения и сопровождения являются затраты на разработку и выпуск финальной версии 1Т-продукта (технологии, услуги), затраты на его интеграцию, внедрение и последующее консалтинговое и техническое сопровождение. Кроме этого появляются затраты на рекламу (продвижение) нового продукта, проведение маркетинговых акций и затраты на маркетинговые исследования, связанные с изучением динамики потребительского спроса для внесения изменений в инвестиционный проект с целью его оптимизации и повышения эффективности. Важно отметить, что в фазе интеграции, внедрения и сопровождения важнейшую роль играет команда проекта, которая занимается реализацией инвестиционного проекта. От профессиональных действий команды проекта зависит качество результатов, которые будет приносить реализованный инвестиционный проект.

С помощью модели структуры, описывающей совокупность связей (отношений) между элементами системы, детально рассмотрим фазы функционирования системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании. Для формирования модели структуры системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании рассмотрим каждую фазу в разрезе ее элементов и определим связи между ними. Детализировать фазу будем до элементов, наличие и значимость которых являются обязательными для существования фазы и ее эффективной реализации.

Поиск и подготовка инвестиционных идей по своей сути является реакцией на внешнее по отношению к системе воздействие, которое выводит ее из состояния покоя и заставляет на него реагировать соответствующим образом. То есть перед системой встает проблема (внешнее воздействие), которую она должна решить. Первое, что надо сделать для решения проблемы, это формализовать ее: сформулировать задачу для решения, описать требования к возможному решению и путям его реализации. Формализация (идентификация) проблемы повышает уровень управляемости системы в ходе ее функционирования. Формализация проблемы является обязательным условием эффективного функционирования системы управления инвестиционной деятельностью в части поиска и подготовки инвестиционных идей. Для 1Т-компаний типична ситуация, когда проблема не формализована, так как это является следствием инновационного характера их деятельности. Такую ситуацию требуется устранить, с целью максимально снизить неопределенность в управлении инвестиционной деятельностью 1Т-компании.

Поиск новых инвестиционных идей - это в большей степени творческий процесс, характеризующийся постоянным анализом и синтезом большого объема многообразной информации. Чем больше и многообразнее исследуемый материал, тем более эффективно идет процесс поиска (генерирования) инвестиционных идей, потому что новые высокодоходные идеи не лежат на поверхности и для их обнаружения требуется «глубокое погружение». Важно отметить, что очень часто источником новой инвестиционной идеи становится информация, которая на первый взгляд является несущественной и не относящейся к делу, или же информация, которая находится на стыке профессиональных знаний. Глубокое и всестороннее исследование большого объема информации является обязательным условием эффективного функционирования системы управления инвестиционной деятельностью в части поиска (генерирования)

новых инвестиционных идей.

В процессе поиска новых инвестиционных идей, когда необходимо учитывать множество разнообразной информации, целесообразно использовать индикативную модель. Правильное применение индикативной модели помогает выделить и интерпретировать сигналы, которые позволяют взглянуть на проблему и пути ее решения с новой неизвестной до этого стороны, даже если эти сигналы слабо выражены. Важно отметить, что в индикативной модели интерпретация сигналов, появляющихся в процессе поиска инвестиционных идей, является ключевым процессом. Интерпретация сигналов характеризуется творческим и даже в какой-то степени интуитивным подходом, что связано с инновационным характером деятельности 1Т-компаний, поэтому использование каких либо четких методик или инструкций не приведет к желаемому результату. Многие инновационные открытия, которые впоследствии стали революционными прорывами, по своей сути изначально были второстепенными относительно основной деятельности, но использование индикативной модели позволило их выделить из общей массы и правильно интерпретировать.

Масштабное делегирование исполнителям ответственности, предоставление большей степени самостоятельности и свободы действий являются также обязательными условиями эффективного функционирования системы управления инвестиционной деятельностью в части поиска и подготовки инвестиционных идей, так как деятельность ГГ-компаний ориентирована на получение результата, а не на сам процесс его получения. Такие условия заключаются в возможности исполнителям пользоваться материальными и нематериальными активами ГГ-компании, которые помогают им в процессе поиска новых инвестиционных идей. Важно отметить, что свобода исполнителям дается с целью получения большого количества инвестиционных идей, которые постепенно пройдут качественный отбор (количество перерастает в качество), и ограничения (рамки), накладываемые в процессе поиска (генерирования), снижают эффективность этого процесса. Однако, генерируемые идеи должны коррелировать с требованиями, которые были выдвинуты в процессе формализации проблемы, что является контрольным показателем соответствия новых идей и описанных проблем. Особенно важно соблюдение этого условия в ситуациях, когда ответная реакция на возникшую проблему должна быть максимально быстрой.

В фазе поиска и подготовки новых инвестиционных идей целесообразно ориентироваться и использовать опыт собственной 1Т-компании и, конечно же, опыт ведущих зарубежных ГГ-компаний. Накопленные 1Т-компанией опыт и знания (в том числе запатентованные или лицензированные), а также способность извлекать необходимые знания из общедоступных источников информации, являются самым ключевым нематериальным активом, опреде-

ляющим стоимость 1Т-компании. Важно отметить, что от эффективности применения такого нематериального актива напрямую зависит эффективность функционирования 1Т-компании. При этом исполнители не должны «зацикливаться» только на собственных знаниях и опыте, а быть всегда открытыми к получению (поиску) новых знаний и опыта. Эффективное использование собственных нематериальных активов и постоянный мониторинг внешних знаний являются обязательными условиями эффективного функционирования системы управления инвестиционной деятельностью в части поиска и подготовки новых инвестиционных идей.

В целом, обобщая результаты детального рассмотрения фазы поиска и подготовки инвестиционных идей, можно сделать вывод о необходимости непрерывности этой фазы. То есть поиск и подготовка новых инвестиционных идей должны вестись постоянно, независимо от текущих фаз других проектов. Такая особенность объясняется инновационным характером деятельности 1Т-компаний и сложностью процесса управления ее инвестиционной деятельностью, выходящим за рамки классического процесса управления инвестиционной деятельностью.

В фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований начинается процесс коммерциализации новых инвестиционных идей, которые были отобраны в фазе поиска и подготовки инвестиционных идей. Основной целью фазы является выпуск 1Т-продукта (технологии, услуги), который выходит на рынок, где проходит полномасштабное тестирование на потребителях и исследуется маркетинговыми специалистами.

Начинается фаза разработки, тестирования и маркетинговых исследований с разработки и выпуска пилотной версии 1Т-продукта (технологии, услуги). Разработанная пилотная версия является первым материальным воплощением инвестиционной идеи, отражающим весь задумывавшийся функционал системы. Пилотная версия продукта имеет несколько стадий готовности (версий продукта). От версии к версии продукт необходимо тщательно тестировать, чтобы в конечном итоге он отвечал тем требованиям, которые к нему изначально выдвигались. Кроме технического тестирования разрабатываемого продукта, который в основном проводят исполнители проекта, проводятся и первые маркетинговые исследования потребительского спроса, которые проводятся на реальных потребителях. Для адекватной оценки потребительского спроса необходимо предоставить фокус-группе возможность свободно использовать продукт по назначению и организовать с ней развитую электронную (оперативную) обратную связь. Информация, оперативно поступающая и обрабатывающаяся от фокус-группы, используется для внесения изменений в пилотную версию продукта с целью улучшения ее существующих характеристик или добавления новых. Важно отметить, что чем больше и разнообразнее (пол,

Ресурсы Требования

Версия 1Т-продукта

I

Рис. 2. Фаза разработки, тестирования и маркетинговых исследований

интересы, возраст, образование и т.п.) фокус-группа, тем больше и разнообразнее поступающий по обратной связи объем информации и тем эффективнее в итоге протекают процессы технического и маркетингового тестирования.

Фазу разработки, тестирования и маркетинговых исследований можно представить в виде связанных друг с другом этапов (рис. 2):

• разработка пилотной версии 1Т-продукта (технологии, услуги);

• техническое тестирование продукта;

• маркетинговое исследование первичного потребительского спроса;

• обработка результатов технического тестирования и результатов маркетингового исследования первичного потребительского спроса;

• внесение изменений в продукт (модификация версии).

Входами фазы разработки, тестирования и маркетинговых исследований являются ресурсы 1Т-компании и сформулированные требования, а выходами - версия 1Т продукта (технологии, услуги), которая прошла техническое тестирование, маркетинговые исследования первичного потребительского спроса и полностью готова для полномасштабного выхода на рынок.

Важно отметить, что вероятнее всего эффективность функционирования системы управления инвестиционной деятельностью в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований зависит от оперативности принятия и передачи управленческих решений. Низкая скорость принятия и передачи управленческих решений в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований может привести к тому, что разрабатываемый 1Т-продукт (технология, услуга) к моменту полномасштабного выхода на рынок может уже «морально» устареть (научно-технический прогресс динамичен в наше время) или же быть не первым, так как конкуренты оказались быстрее. Чем выше скорость принятия и передачи управленческих решений, тем в более выгодных условиях находится 1Т-компания относительно своих конкурентов, и именно поэтому целесообразно определить способы улучшения этого показателя.

Оперативность принятия и передачи управленческих решений в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований в первую очередь зависит от качества применения накопленного опыта и знаний, а также скорости и качества обратной связи. 1Т-компании необходимо максимально эффективно использовать существующие электронные средства проектирования, моделирования, разработки и тестирования продуктов, а также электронные средства обратной связи. Комплексные обслуживающие программные решения (среды разработки и тестирования) существенно увеличивают оперативность принятия и передачи управленческих решений. Важно отметить, что регулярное использование в повседневной работе таких простых электронных средств связи как электронная почта, тематические сетевые чаты и форумы также повышает общую скорость работы.

На оперативность принятия и передачи управленческих решений оказывает существенное влияние и качество организации работы исполнителей. Для повышения эффективности организации работы в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований 1Т-компаниям, кроме улучшения условий работы, целесообразно применять в своей деятельности следующие методы: многоуровневое делегирование ответственности исполнителям, расстановка приоритетов по проектам и задачам, планирование индивидуального и группового рабочего времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований необходимо также сосредоточить усилия на оценке разрабатываемых инвестиционных идей. Система оценки инвестиционных идей должна учитывать множество количественных и качественных показателей, то есть быть гибкой и чуткой к настроениям рынка (потребительскому спросу). Однако, на момент оценивания конкретной инвестиционной идеи рынок может быть попросту не готовым к ней, что не говорит о необходимости прекращения связанных с ней работ. В таких ситуациях важно интуитивно чувствовать потенциал инвестиционной идеи, а на практике оперативно реагировать на результаты технического тестирования и маркетинговых исследований первичного потребительского спроса с целью внесения необходимых изменений в разрабатываемый продукт.

Фаза разработки, тестирования и маркетинговых исследований является основной фазой функционирования системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании, так как именно в ней принимается окончательное решение о разработке и выпуске 1Т-

продукта (технологии, услуги) или же остановке инвестиционного проекта в связи с его бесперспективностью. Эффективность фазы зависит от опыта и знаний исполнителей, оперативности принятия и передачи управленческих решений, а также адекватности оценки потенциала проекта. Улучшение всех перечисленных факторов, влияющих на эффективность фазы, в целом влияет на уменьшение финансовых и временных затрат.

Фаза интеграции, внедрения и сопровождения подразумевает выпуск финальной версии 1Т-продукта (технологии, услуги) с последующим его выводом на рынок и дальнейшим сопровождением. Последняя фаза сильно зависит от качества реализации первых двух фаз, а также от реальных характеристик (инновационность, востребованность) полученного на входе 1Т-продукта (технологии, услуги). Важно адекватно оценивать ресурсы 1Т-компании, так как они влияют на соответствие реальных результатов от реализации инвестиционного проекта прогнозируемым результатам. Основными процессами фазы интеграции, внедрения и сопровождения являются выпуск финальной версии 1Т-продукта (технологии, услуги), его интеграция и внедрение в определенной среде, оказание консалтинговых услуг потребителям, оказание технического сопровождения продукта (внесение улучшающих изменений), а также продвижение (реклама) продукта на рынке и проведение маркетинговых исследований и акций, направленных на повышение потребительского спроса.

Фаза разработки, тестирования и маркетинговых исследований и фаза интеграции, внедрения и сопровождения характеризуются существенными затратами на формирование и содержание команды исполнителей, так как от слаженной командной работы зависит успех реализации инвестиционного проекта. Таким образом, командная работа является важнейшей частью системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании и рассмотрение сущности командной работы особенно актуально в рамках настоящего диссертационного исследования.

Формирование команды, прежде всего, базируется на однородной рабочей среде, подразумевающей единый набор правил и ценностей для всех сотрудников ГГ-компании, который и определяет взаимодействие сотрудников в рамках рабочего процесса. Кроме этого формирование команды в рамках конкретного проекта характеризуется вовлечением исполнителей всех уровней в общее предметное поле инвестиционного проекта, которое описывает его цели, задачи и конечные результаты проекта. Обобщая описанные особенности формирования команды проекта, можно сказать, что эффективность действий команды зависит от внутреннего микроклимата команды и понимания различных ситуаций разными членами команды. Реализация такой концепции командной работы возможна только при наличии открытых взаимоотношений (коммуникаций) между членами командами. Следовательно, коммуникации между членами команды являются базовым элементом командной работы, и от того насколько они развиты и открыты зависит эффективность командных действий.

Процесс формирования команды, которая будет заниматься реализацией инвестиционного проекта, состоит из нескольких последовательных этапов:

• подбор исполнителей для команды;

• разрешение разногласий и формирование общего видения (возможна замена подобранных исполнителей);

• начало командной работы, нормализация рабочих коммуникаций;

• командная работа.

Важно отметить, что эффективность командной работы зависит от оптимальности ее состава, то есть в команде должны быть все необходимые специалисты и в достаточном количестве. Качественное выполнение своих функциональных обязанностей каждым членом команды в соответствии с общими целями команды дает мультипликативный эффект командной работы.

В фазе интеграции, внедрения и сопровождения командная работа имеет наибольшие масштабы, так как задействуется максимальное количество сотрудников из разных направлений деятельности (разработчики, маркетологи, продавцы, консультанты и т.д.). От слаженной командной работы исполнителей в этой фазе зависит успех реализации всего инвестиционного проекта. Таким образом, командная работа является одним из ключевых элементов системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компаний, и повышение ее эффективности приведет к более эффективному функционированию всей системы.

86 ТКАШРОКГ БШШБББ Ш КШБГА | №6 2012 |

Рассмотренные фазы функционирования системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании играют роль фильтров, через которые проходят инвестиционные идеи. Каждая из фаз уменьшает число инвестиционных идей, находящихся в разработке у 1Т-компании, оставляя только перспективные инвестиционные идеи. При этом лучшие инвестиционные идеи «обречены» быть реализованными, так как не имеют возможности двигаться в обратном направлении. Важно отметить, что такая методика реализации инвестиционных проектов обеспечивает постоянное движение перспективных проектов вперед и исключение неудачных проектов из портфеля 1Т-компании. Это является особенностью системы управ-

ления инвестиционной деятельностью 1Т-компаний, позволяющей снижать затраты за счет исключения убыточных инвестиционных проектов и концентрации внимания на перспективных проектах.

Во время движения инвестиционного проекта от идеи до реализации (в каждой из фаз) орган управления должен принять решение о целесообразности дальнейшей работы над инвестиционным проектом: исключить проект из портфеля или же привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы. Необходимость принимать решение о судьбе проекта на любом из этапов его реализации обусловлена инновационным характером деятельности 1Т-компаний, неопределенностью условий и среды работы, а также влиянием постоянно

Рис. 3. Модель структурной схемы системы управления инвестиционной деятельностью IT-компании

возникающих внешних факторов.

В качестве итога анализа фаз функционирования системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании, построим графическую модель структурной схемы («белый ящик») системы управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании, в которой мы отразим внутреннее устройство системы (рис. 3).

В состав построенной графической модели входят управляющие воздействия, которые являются важнейшими элементами системы, так как характеризуют ее сущность, заключающуюся в управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании. Любое управляющее воздействие обязательно связано с какой-либо из фаз системы управления инвестиционной деятельностью. С целью определения важнейших элементов процесса управления инвестиционной деятельностью 1Т-компании, рассмотрим более подробно управляющие воздействия на всех фазах системы управления инвестиционной деятельностью.

В фазе поиска и подготовки инвестиционных идей инициаторами управляющих воздействий должны быть руководители групп, занимающихся научно-исследовательской работой. Руководители групп должны эффективно распределять имеющиеся инвестиционные ресурсы (как правило, ограниченные) между инвестиционными идеями 1Т-компании, характеризующихся высоким коммерческим потенциалом.

Инвестиционные ресурсы 1Т-компании в фазе поиска и подготовки инвестиционных идей довольно сильно ограничены, поэтому необходимо определение критического объема инвестиционных средств, выделяемых на одну инвестиционную идею (проект). Критический объем (или индикатор целесообразности дальнейшего вложения инвестиционных средств) - объем инвестиционных средств, превышение которого приводит к существенному повышению рисков потери инвестированных средств. Если в 1Т-компании одновременно исследуются большое количество инвестиционных идей, и по ним не определен критический объем инвестиционных средств, то такая ситуация может привести к финансовой нестабильности 1Т-компании. Поэтому определение и использование критического объема инвестиционных средств в разрезе каждой исследуемой инвестиционной идеи должно быть обязательным для принятия управленческого решения.

В фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований инициаторами управляющих воздействий должны быть менеджеры маркетинговых подразделений, основная задача которых заключается в определении первичного потребительского спроса на разрабатываемый 1Т-продукт (технологию, услугу), а также перспектив его дальнейшего развития. Кроме этого, инициаторами управляющих воздействий должны быть менеджеры технических подразделений (разработчики, тестировщики), основная задача которых заключается в обеспечении соответствия объемных, качественных и временных характеристик разрабатываемого 1Т-продукта (технологии, услуги) требованиям, выдвинутым на этапе формирования технического задания, или новым требованиям, которые были сформированы после обработки информации, поступающей по обратной связи.

Объем инвестиционных ресурсов 1Т-компании в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований существенно увеличивается, поэтому и решения, принимаемые по инвестиционным

проектам должны прорабатываться более детально с учетом расширенного множества факторов. Такие требования выдвигают, как правило, стратегические и государственные инвесторы, так как они относятся к более консервативному типу инвесторов, и, инвестируя в инновационные проекты, они стремятся максимально обезопасить вложенные средства и снизить риски потенциальных потерь.

Управленческое воздействие в фазе разработки, тестирования и маркетинговых исследований должно формироваться после определения следующих показателей:

• соотношения потребительского спроса и рыночного предложения нового 1Т-продукта (технологии, услуги) или его аналогов;

• соотношение объема фактически выполненных работ к планируемому объему работ по 1Т-продукту (технологии, услуги) на момент измерения.

На основе этих двух показателей должны приниматься управленческие решения о привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов или перераспределении существующих инвестиционных ресурсов между реализуемыми инвестиционными проектами. Такая стратегия принятия управленческих решений обеспечивает достаточное финансирование каждого инвестиционного проекта, которое зависит от его реального состояния, а также обеспечивает оптимальность инвестиционного портфеля 1Т-компании, что в итоге снижает инвестиционные затраты.

В фазе интеграции, внедрения и сопровождения инициаторами управленческих воздействий должны быть менеджер финансовых подразделений, основная задача которых заключается в максимально эффективном и оптимальном использовании инвестиционных ресурсов от всех видов источников инвестиций. Эффективность работы можно измерить доходностью на вложенные инвестиционные средства и общую капитализацию инвестиционного проекта, которая оценивается как дисконтированный денежный поток от реализации инвестиционного проекта. Управленческие решения должны приниматься на основе финансовых показателей, которые будут выступать индикаторами состояния проекта, что даст возможность органу управления реализовывать стратегию оптимизации инвестиционного портфеля 1Т-компании.

Литература:

1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003.

2. Интернет-ресурс http://www.russba.ru

3. Гукова А.В., Егоров А.Ю. Инвестиционный капитал предприятия. - М.: Кнорус, 2006. - 276 с.

4. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Касьяненко Т.Г., Мирзажанов С.К. Коммерческая оценка инвестиций. - М: КноРус, 2009. - 704 с.

5. Каширин А., Семенов А. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. - М.: Вершина, 2007. - 384 с.

6. Цвиркун А.Д., Акинфиев В.К. Бизнес-план. Анализ инвестиций. Методы и инструментальные средства. - М.: Ось-89, 2009. - 320 с.

7. Шарп У., Александер Г., Бейли Д. Инвестиции. - ИНФРА-М, 2007. - 1040 с.

88 ТКАШРОКГ БШШБББ Ш КШБТА | №6 2012 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.