МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
© Перко М.В.*
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград
В данной статье рассматривается механизм целевых потребительских субсидий и моделируется система управления деятельностью некоммерческих организаций региона в сфере предоставления социальных услуг с его использованием.
Привлечение негосударственных некоммерческих организаций (далее -НКО) к решению региональных социально значимых задач является, на наш взгляд, основой для развития негосударственного сектора экономики. Главным здесь становится выбор наиболее эффективных форм и механизмов взаимодействия с органами власти, позволяющих грамотно использовать потенциал НКО. Одним из таких механизмов является механизм целевых потребительских субсидий.
Методической разработкой и продвижением данного механизма в России впервые стал заниматься Институт экономики города. Передовым по применению данной технологии в виде социальных ваучеров стал город Владимир. В 2005 году администрация города решила с использованием данного механизма организовать услугу по организации горячего питания для одиноких и малоимущих граждан пожилого возраста. До указанного периода предоставление данной услуги осуществлялось путем выдачи талонов на питание и обмена их на обеды в одном муниципальном кафе. При этом не всех получателей данной услуги устраивало местонахождение кафе, а само кафе было лишено экономических стимулов к повышению качества оказываемых услуг. После решения об организации данной услуги с использованием механизма целевых потребительских субсидий администрация города разработала положение о муниципальной программе организации горячего питания для остро нуждающихся пенсионеров. На основании данного положения был проведен отбор поставщиков питания, в котором приняли участие четыре столовые. Право предоставлять питание и получать за это оплату из городского бюджета получили две из них. Пенсионерам, имеющим право на питание, стали выдавать ваучеры номиналом 40 рублей, при этом одному человеку в зависимости от дохода выделяли от
* Аспирант кафедры «Менеджмент».
30 до 45 ваучеров в квартал. Получатели ваучеров стали самостоятельно выбирать столовую, обменивая в ней ваучеры на горячие обеды. В начале каждого месяца администрация оплачивала поставщикам оказанные услуги в соответствии с количеством реализованных в предыдущем месяце ваучеров. Всего в 2005 году в рамках данной программы услугами воспользовались более 150 человек, а сумма бюджетных средств, направленных на реализацию программы, составила более 500,0 тыс. руб. [1].
Приведенный выше пример наглядно демонстрирует, что использование данного механизма реализует принцип «деньги следуют за потребителем». Использование в системе предоставления социальных услуг данного механизма дает свободу потребительского выбора, возможность контроля качества работы поставщиков со стороны распорядителя бюджетных средств, способствует развитию конкуренции между поставщиками и увеличению их числа. Эти положительные стороны, на наш взгляд, являются предпосылкой широкого использования данного механизма в сфере предоставления социальных услуг.
Широкое использование в социальной сфере данного механизма окажет существенное влияние на изменении в ней роли негосударственных некоммерческих организаций. В этой связи необходимым становится построение организационной модели системы управления деятельностью негосударственных некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг (рис. 1).
Данная модель направлена на создание условий для осуществления постепенного перехода к вовлечению негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению в качестве равноправных поставщиков.
Основными элементами данной модели являются: органы государственной власти на разных уровнях, органы местного самоуправления, негосударственные некоммерческие организации региона и получатели услуг.
Для построения организационной модели были выделены связи между элементами, играющие, по нашему мнению, значимую роль в развитии исследуемой системы, которые представлены на рисунке в виде стрелок.
В соответствии с представленной организационной моделью между федеральным центром и региональными органами государственной власти происходит взаимодействие путем обмена информацией, предложениями по формированию и реализации социальных программ, нормативных правовых документов, затрагивающих вопросы реализации социальной политики региона.
Орган исполнительной власти региона, осуществляющий полномочия в сфере предоставления социальных услуг, на основе предложений своих профильных подразделений, разрабатывает социальные программы и проекты нормативных правовых документов в социальной сфере, выступает с
законодательными инициативами к представительному органу власти региона и к федеральному центру. В соответствии с принятыми нормативными документами определяет категории получателей, имеющих право на получение тех или иных социальных услуг.
Федеральный центр, органы государственной власти РФ
I
Органы государственной власти субъекта РФ
Профильный орган исполнительной власти региона, осуществляющий полномочияв сфере предоставления социальных услуг
Распорядитель бюджетных средств
Подразделение профильного органа, осуществляющее
контроль качества оказываемых социальных услуг
Муниципальные образования региона
1
Орган законодательной власти региона, профильный Комитет, в
ведении которого находятся вопросы оказания социальных услуг
тт
Профильный орган исполнительной власти региона, о сущ е с теляющнй по лнсо.1 очня в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями региона
Негосударственные некоммерческие организации
Получатели услуг
Рис. 1. Организационная модель системы управления деятельностью некоммерческих организаций региона в сфере предоставления социальных услуг с использованием механизма целевых потребительских субсидий
Профильный орган исполнительной власти региона, осуществляющий полномочия в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями региона, готовит свои предложения по формированию механизма государственной поддержки социально ориентированных НКО в части определения перечня социальных услуг, оказание которых при использовании механизма целевых потребительских субсидий осуществляется исключительно некоммерческими организациями, и направляет соответствующие законодательные инициативы, согласованные с распорядителем бюджетных средств, в представительный орган региональной власти. Формирование данного перечня осуществляется с учетом практики деятельности НКО на уровне региона.
На основании проведенного отбора поставщиков социальных услуг распорядитель бюджетных средств заключает соглашение с негосударственной некоммерческой организацией и сообщает информацию о поставщиках получателям услуг.
По факту оказания соответствующих социальных услуг (предоставления полученных от потребителей ваучеров) распорядитель осуществляет их оплату.
В связи с появлением равного доступа НКО к оказанию социальных услуг наряду с другими субъектами, возникает и необходимость контроля качества предоставляемых ими услуг. Представленная модель предполагает, что указанный контроль будет осуществлять соответствующее подразделение профильного органа исполнительной власти региона, осуществляющего полномочия в сфере предоставления социальных услуг (распорядителя бюджетных средств). Оценку степени удовлетворенности потребителей качеством оказываемых услуг следует проводить с использованием опросов, анкетирования, анализа наличия жалоб в органы региональной власти и других методов.
В целях недопущения фактов оказания услуг недобросовестными поставщиками распорядитель бюджетных средств вносит предложения по внесению организации в реестр недобросовестных поставщиков и учитывает указанную информацию на стадии проведения отбора поставщиков социальных услуг.
Сбор и обработку статистических данных по предоставлению социальных услуг с использованием механизма целевых потребительских субсидий также осуществляет распорядитель бюджетных средств. В случае необходимости представляет ее профильному органу, осуществляющему полномочия в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями региона.
Органы местного самоуправления участвуют в реализации региональных социальных программ, получают информацию от осуществляющего полномочия в сфере предоставления социальных услуг органа власти о некоммерческих организациях, имеющих право по результатам отбора предоставлять на территории муниципального образования социальные услуги по полномочиям субъекта РФ в очередном финансовом году. Кроме того, аналогичным образом проводят мероприятия по отбору поставщиков социальных услуг в рамках полномочий муниципального образования. Вместе с тем, в случае поступления жалоб со стороны потребителей на некоммерческие организации информируют об этом профильный орган исполнительной власти региона, осуществляющий полномочия в сфере предоставления социальных услуг.
Также, органы государственной власти и органы местного самоуправления контролируют поставщиков услуг, в частности, устанавливая стандарты качества обслуживания, требования к предоставлению услуг и другие.
Ввиду того, что, например, на территории Калининградской области в настоящее время сектор социально ориентированных НКО достаточно неразвит и не способен одномоментно стать качественным поставщиком со-
циальных услуг наряду с частными и государственными организациями, необходимо оказывать ему организационно-методическую помощь в виде разъяснений, семинаров и др. Эти функции возложены моделью как на распорядителя бюджетных средств, профильный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями региона, так и на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, изменение отношения к данным структурам сегодня и создание условий для их эффективного функционирования в перспективе будет способствовать изменению сложившейся ситуации и выходу негосударственных некоммерческих организаций на более высокий уровень развития.
В целом организационная модель системы управления деятельностью некоммерческих организаций региона в сфере предоставления социальных услуг с использованием механизма целевых потребительских субсидий способствует формированию благоприятной среды для эффективного использования потенциала НКО региона посредством осуществления скоординированной работы и устранения взаимного дублирования функций между основными участниками процесса оказания социальных услуг населению региона.
Список литературы:
1. Чагин К.Г. Механизмы доступа НКО к бюджетному финансированию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере: муниципальный / государственный заказ и целевые потребительские субсидии // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ. - М.: Агентство социальной информации, 2010. - С. 280-311.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Погорелова Н.В.*
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,
г. Шахты
В статье рассматриваются основные социально-экономические условия развития туристской инфраструктуры Ростовской области. Пред-
* Аспирант, старший преподаватель кафедры Экономики и управления Волгодонского института экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университета.