Научная статья на тему 'Моделирование системы медицинского снабжения силовой организации государства на основе логистического подхода'

Моделирование системы медицинского снабжения силовой организации государства на основе логистического подхода Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / МЕДИЦИНСКОЕ СНАБЖЕНИЕ / MEDICAL SUPPLIES / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / СИЛО ВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ORGANIZATION OF THE STATE POWER

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Дергоусова Татьяна Григорьевна

Логистический подход к формированию межведомственной унифицированной системы медицинского снабжения позволит управлять разрозненными системами медицинского снабже ния федеральных войск и сил. Представлена модель процесса выработки логистического решения в процессе медицинского снабжения силовых структур государства, которая будет опираться на допустимые альтернативные варианты и оп тимальное логистическое решение, что позволит избежать принятия неэффективного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF MEDICAL SUPPLY OF POWER OF THE STATE BASED ON LOGISTICAL APPROACH

Logistic approach to the formation of a unified inter-departmental medical supply system will allow disparate systems to manage med ical supplies federal troops and forces. There is a model of the process of production logistics solutions in the medical supply of power struc tures of the state, which will be based on valid alternatives and opti mal logistics solution that will prevent the adoption of ineffective so lutions.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы медицинского снабжения силовой организации государства на основе логистического подхода»

ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В .ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 1-2, 2017

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ СИЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Т.Г. Дергоусова

Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону

Логистический подход к формированию межведомственной унифицированной системы медицинского снабжения позволит управлять разрозненными системами медицинского снабжения федеральных войск и сил. Представлена модель процесса выработки логистического решения в процессе медицинского снабжения силовых структур государства, которая будет опираться на допустимые альтернативные варианты и оптимальное логистическое решение, что позволит избежать принятия неэффективного решения.

Ключевые слова: модель, медицинское снабжение, логистика, силовая организация государства

MODELING OF MEDICAL SUPPLY OF POWER OF THE STATE BASED ON LOGISTICAL APPROACH

T.G. Dergousova

Department of protective medicine of Medical State University of Rostov-on-Don

Logistic approach to the formation of a unified inter-departmental medical supply system will allow disparate systems to manage medical supplies federal troops and forces. There is a model of the process of production logistics solutions in the medical supply of power structures of the state, which will be based on valid alternatives and optimal logistics solution that will prevent the adoption of ineffective solutions.

Keywords: model, medical supplies, logistics, organization of the state power

Одним из направлений создания перспективного облика медицинской службы Вооруженных Сил (ВС) РФ является переход к межведомственной унифицированной системе медицинского снабжения (МУСМС) ВС, других войск, воинских формирований и органов РФ. Главной целью перехода к МУСМС ВС является повышение эффективности медицинского снабжения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств РФ, а также совместного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры. Логистика является теоретической и практической базой управления системой медицинского снабжения силовых структур государства. Она играет важную роль в регулировании процесса формирования МУСМС силовых структур государства в условиях рыночной экономики и представляет собой совокупность планирования, контроля и управления процессами движения потоков медицинского имущества, информационных, финансовых и трудовых ресурсов.

Используя логистику в процессе формирования МУСМС силовых структур государства, можно решить целый ряд проблем, среди которых: создание системы оптимальных пропорций между объемами производства, закупок, перевозок и складирования медицинского имущества; снижение затрат и издержек при закупке медицинского имущества; защите от лавинообразного роста потерь при сбоях и простоях; установление целесообразного уровня кооперации в системе производства, закупки, перевозки и хранения продукции; внедрение рациональной структуры потоков управленческой информации без запаздывания по отношению к потребителям [1].

Система медицинского снабжения силовых структур государства является объектом логистики, поскольку полностью отвечает требованиям, предъявляемым к логистическим системам. Характерными особенностями системы медицинского снабжения являются: рассредоточенность материально-технических средств, поставщиков на большой территории; мобильность транспортных средств; зависимость суммарного итога от результатов работы большого числа подсистем. Добиться гармонизации усилий и интересов различных силовых структур в условиях рыночной экономики в целом часто бывает довольно трудно. Логистика с ее системным комплексным под-

ходом к изучаемым потоковым процессам помогает найти пути решения и этой проблемы.

МУСМС силовых структур государства есть региональная мезологистическая система. Современная наука определяет мезологистическую систему как крупную систему среднего звена управления материальными потоками, охватывающую предприятия, посреднические, торговые и транспортные организации, расположенные в определенном регионе.

Мезологистические системы мобильнее, чем административные, лишены недостатков неско-ординированного рыночного взаимодействия. Накопление, распределение и использование ресурсов осуществляются на основе системы взаимосвязей между участниками мезологистической системы, базирующейся на принципах взаимопомощи, взаимной выгоды и доверия. Одной из важнейших характеристик логистической системы следует считать солидарные отношения участников, их изначальный отказ от ориентации на достижение только собственных целей в ущерб интересам партнеров [2].

Содержательно логистика медицинского снабжения силовых структур аккумулирует в себя элементы функциональной логистики (закупочная, снабженческая, складская, транспортная) и ресурсной логистики (материальная, финансовая, информационная) всех силовых ведомств. Закупочная логистика представляет инструмент управления материальным обеспечением, используя элементы материальной, финансовой и информационной логистики. Она обосновывает наиболее приемлемые способы приобретения и поставки материальных средств. Операционно-закупочная логистика решает задачи сугубо информационного характера и направленные на принятие мер действия и оценки результативности: определение потребностей силовых ведомств в материальных средствах; установление рациональных логистических хозяйственных связей с поставщиками материальных средств; планирование и организация медицинского снабжения силовых структур; организация хранения материальных средств и подготовка их к выдаче федеральным войскам; организация медицинского снабжения отдельных группировок федеральных войск и сил; разработка и выполнение согласованных с другими силовыми ведомствами графиков поставки медицинского имущества и техники.

В задачи внутренней логистики военной организации входят: планирование и диспетчеризация потоков медицинского имущества и техники; разработка план-графиков медицинского снабжения; оперативное управление медицинским снабжением; контроль за качеством медицинского снабжения.

Задачи закупочной логистики состоят в изучении предложения и конъюнктуры рынка медицинского имущества и техники; планировании заготовок медицинского имущества и техники; заключении договоров; взаимодействии с производителями; контроле заготовок медицинского имущества и техники.

Таким образом, логистика силовых структур занимает свое законное место в мезологистике. Это позволяет рассматривать МУСМС силовых структур как логистическую.

Логистический подход к формированию МУСМС позволяет управлять разрозненными системами медицинского снабжения федеральных войск и сил.

Процесс логистизации МУСМС должен опираться на ряд принципов:

— принцип последовательного продвижения по этапам создания логистической системы;

— принцип согласования ресурсных, информационных, надежностных характеристик проектируемой МУСМС;

— принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем медицинского снабжения силовых структур и целями всей системы медицинского снабжения силовых структур государства в целом, который состоит в согласовании интересов всех силовых ведомств для решения общих задач, стоящих перед всей системой медицинского снабжения силовых организаций государства [3].

Управление медицинским снабжением силовых структур в военных округах по существу есть управление материальными потоками в мезоло-гистической системе. Данное обстоятельство позволяет формализовать задачу управления и реализовать кибернетический подход к формированию МУСМС (рис. 1).

Начальной точкой вектора материального потока является склад поставщика, конечной — склад заказчика. Данный поток может быть направлен непосредственно от поставщика к потребителю (транзитная форма снабжения), а воз-

можно образование «узлов», от которых потоки отходят ко многим потребителям (складская форма снабжения).

Управляемая единая система медицинского снабжения имеет «входы» и «выходы». Количество «входов» определяется номенклатурой K и количеством поставщиков п, количество «выходов» — номенклатурой K и количеством потребителей m. Векторы U и V описывают все параметры, характеризующие «вход» и «выход» системы обеспечения.

Термин «вектор» обозначает набор определенного количества действительных чисел, которые соответствуют качественным и количественным характеристикам, а также характеристикам состояния (нахождения) материальных средств в пространстве и во времени.

В каждый данный момент времени в военном округе происходят изменения в уровнях наличия материальных средств: за счет производства и поступления из других регионов, часть из них находится в пути, другая поступает транзитом на склады и базы военного округа, третья — на склады потребителям (силовым структурам). Все это составляет большое разнообразие состояний, в которых может находиться система. Необходимым условием управления потоками является знание состояния системы. Количество состояний системы в каждый данный момент определяется числом номенклатуры и массой потребляемых материальных средств, количеством поставщиков и потребителей, уровнем запасов материальных средств и другое.

Поэтому состояние объекта и величины вектора X изменяется под влиянием двух факторов: экономической среды федерального округа и управляющих воздействий. Под вектором X нужно понимать состояние системы обеспечения:

x(t) = x =

{ х1}

{х2}

{ xi} { хт}

(1)

где M — г-я номенклатура материальных средств (г = 1, 2, ..., М).

Отсюда, величина Хм — есть компонента М-мерного вектора, который является вектором состояния управляемого объекта.

Рис. 1. Общая логистическая модель МУСМС Примечание:

F — вектор состояния экономической среды МУСМС; U — вектор входящих материальных средств;

V — вектор выходящих материальных средств; X — вектор состояния МУСМС;

E — критерий эффективности МУСМС; L — ограничения; Z — вектор управления; r — управляющие воздействия;

Y — вектор задания;

I — интегральный результат.

Под вектором F понимается экономическая среда системы медицинского снабжения.

F(t) = F =

{f 1} f}

{fi} {fn}

(2)

где N — количество учитываемых факторов экономической среды.

Величина {/п} есть компонента ^мерного вектора, который является вектором влияния

экономической среды. Таким образом, в каждый момент времени I в управляющую систему поступает информация о ходе процесса снабжения, характеризуемая векторами векторами и, V, X, Г. В нее одновременно вводятся задания вышестоящих органов системы медицинского снабжения У, критерии эффективности функционирования системы медицинского снабжения Е и ограничения Ь. На основании предлагаемой модели (рис. 1) и при помощи данных перечисленных величин решением задачи логистического управления является вектор управления 2 =

который преобразуется в последовательность управляющих воздействий в форме планов, графиков, указаний, распоряжений конкретным службам и подразделениям медицинского снабжения силовых структур, осуществляющих процесс медицинского снабжения.

В общем виде задачу управления можно представить уравнениями:

— уравнением экономико-логической связи, характеризующим процесс материального снабжения силовых структур или отражающим зависимость между параметрами управляемой системы медицинского снабжения (5):

S(U, У, X, F, Z, t) = 0; (3)

— уравнением, характеризующим экономическую эффективность логистического процесса медицинского снабжения федеральных силовых структур (E) — целевая функция:

E(U, У, X, F, Z, T) = ext. (4)

Ограничениями, определяющими допустимые пределы изменения управляемых параметров, а также характеризующими требования к выходным параметрам логистической МУСМС (Ь):

Umin U Umax

У . min < У > У max

X min X X max

F min F F max

Уравнением управления, представляющим решение уравнений эффективности и связи при заданных ограничениях:

г(г) = г(и, V, х, р, г). (6)

Алгоритмом преобразования решения уравнения в управляющие воздействия:

7 ^ ф). (7)

Задача управления процессом медицинского снабжения всех компонентов силовой организа-

Условия устойчивости

Рис. 2. Модель процесса выработки логистического решения 18

ции государства в интерпретации логистического алгоритма управления формулируется так: при заданных уравнениях связи и ограничениях найти и реализовать алгоритм управления, обеспечивающий значение показателей эффективности общей системы медицинского снабжения силовой организации государства. Уравнения представляют собой экономико-математическую модель процесса медицинского снабжения федеральных силовых структур. Конкретный вид представленных уравнений определяется существом описываемого процесса и выбранным математическим аппаратом [4].

Модель процесса выработки логистического решения в процессе медицинского снабжения силовых структур будет опираться на допустимые альтернативные варианты и оптимальное логистическое решение, что позволит избежать принятия неэффективного решения (рис. 2).

Эта модель будет служить основанием для разработки схем организации оперативного управления поставщиками и организации принятия решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозов Л.П. Обеспечение войск: территориальный принцип. Тыл Вооруженных Сил. 1989; 12: 21—26.

2. Мясникова, Л.А. Мезологистика: информация и ожидания. СПб.: изд-во СПб ГУЭФ, 1998, 176 с.

3. Дергоусова Т. Г. Логистический подход к формированию межведомственной унифицированной системы медицинского снабжения силовых структур государства. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2011; 5-6: 14—17.

4. Дергоусова Т.Г. Кибернетический подход к формированию межведомственной унифицированной системы медицинского снабжения силовых структур государства. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2010; 5-6: 22—26.

Сведения об авторе:

Дергоусова Татьяна Григорьевна — доцент, начальник отдела учебного военного центра Ростовского государственного медицинского университета. 244022, г. Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер, 29. Тел. 8 (861) 253-06-11. E-mail: tatyana-701@yandex.ru

About the author:

Dergousova Tatyana Grigorievna — assistant professor, head of the military training center, Department of protective medicine of Medical State University of Rostov-on-Don. 344022, Rostov-on-Don, Nakhichevansky street, 29. 8 (861) 253-06-11. E-mail: tatyana-701@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.