Научная статья на тему 'Моделирование риск-фактора в складской логистике'

Моделирование риск-фактора в складской логистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Николаенко Ирина Владимировна, Дергаусов Михаил Михайлович

Эффективная работа логистической системы (ЛС) подвержена влиянию множества условий и факторов, связанных с организацией деятельности складского хозяйства. Проблема риска является одной из наиболее важных в функционировании складов логистической системы. Процесс постоянного и систематического выявления источников рисков, оценка значимости факторов рисков способствует принятию решений по оптимальному управлению складами и складскими запасами. Задача об управлении складскими запасами с учетом факторов риска сводится к определению минимума ожидаемого риска по всем возможным параметрам риска с учетом их апостериорных вероятностей (стратегия Байеса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Губенко Владимир Константинович, Николаенко Ирина Владимировна, Дергаусов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование риск-фактора в складской логистике»

ТРАНСПОРТ

УДК 658.783:656.615

Губенко В.К., Николаенко И.В., Дергаусов М.М.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСК-ФАКТОРА В СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКЕ

Эффективная работа логистической системы (ЛС) подвержена влиянию множества условий и факторов, связанных с организацией деятельности складского хозяйства.

Проблема риска является одной из наиболее важных в функционировании складов логистической системы морского порта Процесс постоянного и систематического выявления источников рисков, оценка значимости факторов рисков способствует принятию решений по оптимальному управлению складами и складскими запасами (рис. 1).

Рис. 1 - Структура расчета рисков в логистической системе

Расчет и анализ рисков включает в себя выбор приоритетных рисков для изучаемой системы и моделирование последствий каждого фактора риска с использованием теории вероятности и математической статистики.

Задача об управлении складскими запасами морского порта с учетом факторов риска сводится к определению минимума ожидаемого риска по всем возможным параметрам риска с учетом их апостериорных вероятностей (стратегия Байеса).

Алгоритм расчета минимума потерь складской системы включает в себя:

1. Наличие исходных данных:

• число факторов риска - к;

• пределы отклонения факторов риска оа к € [а, Ь];

• множество состояний системы О, Г е О;

• множество решений Б, с! е Б.

2. Диапазон ©^ разбивается на п интервалов с определением координат точек деления.

В каждом из диапазонов оптимален определенный складской запас У.

3. Определяются априорные вероятности РК1):

р.(1) = _к_к_5 (1) о - а

где 1 — 1, 2,..., п - порядковый номер интервала.

4. Строится матрица риска (таблица 1).

Ьу - риск, связанный с принятием решения У] вместо У1

иги(У))-ЧУ1). (2)

Таблица 1 - Коэффициенты матрицы риска |Щ,||

Интервал Номер выб занного У

1 2 п

1 0 Ьи и*

2 их 0 и

... ... ... 0 ...

п о

5. Вектор ожидаемого риска:

Щш)= ||Ьу||-Р(т), (3)

где Р(т) - вектор апостериорных вероятностей принадлежности ©^ к интервалу разбиения [а, Ь] на начало периода т.

6. Минимальная составляющая г(т) указывает ту гипотезу, принятие которой и выбор соответствующего ей предельного запаса У на шаге ш связаны с наименьшим риском.

В таблице 2 приведены факторы риска фк, соответствующие основным издержкам, связанным с работой склада.

I

Таблица 2 - Факторы риска ©к, оказывающие влияние на деятельность складских систем

Наименование издержек Факторы риска

Издержки поставок • Риски, связанные с отклонениями времени поставок; • Риски, связанные с объемами поставок; • Риски, связанные с упаковкой и маркировкой товара; • Риски, связанные со способом транспортировки; • Риски, связанные с наличием и типом погрузочно-разгрузочных средств.

• Продолжение таблицы 2.

Издержки по содержанию запасов • Риски, связанные с организацией размещения товаров на складе; • Риски изменения количества и качества товара в зависимости от условий его хранения; • Риски хищения товаров; • Риски повышения стоимости эксплуатации помещения склада.

Издержки из-за отсутствия запасов • Риск потери покупательского интереса; • Риск потерь от бездействия системы.

Издержки по сбору и обработке данных и по управлению складской системой • Информационный риск - отсутствие или недостоверность информации о работе склада.

Анализ факторов рисков, приведенных в таблице 2, определяет стоимостную оценку каждого фактора и выбор приоритетных факторов, исходя из вероятности появления этих факторов в логистической системе.

Предварительная оценка показывает, что наибольшее влияние на работу складов морского порта оказывают: риски, связанные с отклонениями времени поставок; риски, связанные с объемами поставок и информационный риск.

Резюме

В условиях рыночной экономики деятельность логистической системы и всех ее составляющих подвержена влиянию множества факторов.

Выявление, анализ и расчет факторов, оказывающих воздействие на работу складских комплексов, является неотъемлемой частью разработки математической модели управления логистической системой морского порта

Минимальные затраты, необходимые на обслуживание складских комплексов логистической системы, рассчитываются с учетом этих факторов.

Оптимальную стратегию управления складами и складскими запасами можно определить как байесовскую функцию решения, рассчитав предварительно байесовский риск R(m).

Перечень ссылок

1. R Jünemann. Materialfluß und Logistik: Systemtechnische Grundlagen mit Praxisbeispielen / Unter Mitarbeit von M, Daum, U. Piepel und St.Schwinning.- Springer-Verlag, Berlin Heidelberg 1989. -764.-Logistik in Industrie und Dienstleistungen.

2. Губенко B.K. Логистика: Учеб. пособие. -Мариуполь., 1996. - 252 с.

3. Губенко В. К, Дергаусов М.М., Йожеф Челени, Чулочников М.Ю. Концептуальная модель логистической системы морского порта // Вестник Приазовского шстехн. ун-та: Сб. научн. тр. Вып. 1 - Мариуполь, 1995. - С; 225 - 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.