ТРАНСПОРТ
УДК 658.783:656.615
Губенко В.К., Николаенко И.В., Дергаусов М.М.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСК-ФАКТОРА В СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКЕ
Эффективная работа логистической системы (ЛС) подвержена влиянию множества условий и факторов, связанных с организацией деятельности складского хозяйства.
Проблема риска является одной из наиболее важных в функционировании складов логистической системы морского порта Процесс постоянного и систематического выявления источников рисков, оценка значимости факторов рисков способствует принятию решений по оптимальному управлению складами и складскими запасами (рис. 1).
Рис. 1 - Структура расчета рисков в логистической системе
Расчет и анализ рисков включает в себя выбор приоритетных рисков для изучаемой системы и моделирование последствий каждого фактора риска с использованием теории вероятности и математической статистики.
Задача об управлении складскими запасами морского порта с учетом факторов риска сводится к определению минимума ожидаемого риска по всем возможным параметрам риска с учетом их апостериорных вероятностей (стратегия Байеса).
Алгоритм расчета минимума потерь складской системы включает в себя:
1. Наличие исходных данных:
• число факторов риска - к;
• пределы отклонения факторов риска оа к € [а, Ь];
• множество состояний системы О, Г е О;
• множество решений Б, с! е Б.
2. Диапазон ©^ разбивается на п интервалов с определением координат точек деления.
В каждом из диапазонов оптимален определенный складской запас У.
3. Определяются априорные вероятности РК1):
р.(1) = _к_к_5 (1) о - а
где 1 — 1, 2,..., п - порядковый номер интервала.
4. Строится матрица риска (таблица 1).
Ьу - риск, связанный с принятием решения У] вместо У1
иги(У))-ЧУ1). (2)
Таблица 1 - Коэффициенты матрицы риска |Щ,||
Интервал Номер выб занного У
1 2 п
1 0 Ьи и*
2 их 0 и
... ... ... 0 ...
п о
5. Вектор ожидаемого риска:
Щш)= ||Ьу||-Р(т), (3)
где Р(т) - вектор апостериорных вероятностей принадлежности ©^ к интервалу разбиения [а, Ь] на начало периода т.
6. Минимальная составляющая г(т) указывает ту гипотезу, принятие которой и выбор соответствующего ей предельного запаса У на шаге ш связаны с наименьшим риском.
В таблице 2 приведены факторы риска фк, соответствующие основным издержкам, связанным с работой склада.
I
Таблица 2 - Факторы риска ©к, оказывающие влияние на деятельность складских систем
Наименование издержек Факторы риска
Издержки поставок • Риски, связанные с отклонениями времени поставок; • Риски, связанные с объемами поставок; • Риски, связанные с упаковкой и маркировкой товара; • Риски, связанные со способом транспортировки; • Риски, связанные с наличием и типом погрузочно-разгрузочных средств.
• Продолжение таблицы 2.
Издержки по содержанию запасов • Риски, связанные с организацией размещения товаров на складе; • Риски изменения количества и качества товара в зависимости от условий его хранения; • Риски хищения товаров; • Риски повышения стоимости эксплуатации помещения склада.
Издержки из-за отсутствия запасов • Риск потери покупательского интереса; • Риск потерь от бездействия системы.
Издержки по сбору и обработке данных и по управлению складской системой • Информационный риск - отсутствие или недостоверность информации о работе склада.
Анализ факторов рисков, приведенных в таблице 2, определяет стоимостную оценку каждого фактора и выбор приоритетных факторов, исходя из вероятности появления этих факторов в логистической системе.
Предварительная оценка показывает, что наибольшее влияние на работу складов морского порта оказывают: риски, связанные с отклонениями времени поставок; риски, связанные с объемами поставок и информационный риск.
Резюме
В условиях рыночной экономики деятельность логистической системы и всех ее составляющих подвержена влиянию множества факторов.
Выявление, анализ и расчет факторов, оказывающих воздействие на работу складских комплексов, является неотъемлемой частью разработки математической модели управления логистической системой морского порта
Минимальные затраты, необходимые на обслуживание складских комплексов логистической системы, рассчитываются с учетом этих факторов.
Оптимальную стратегию управления складами и складскими запасами можно определить как байесовскую функцию решения, рассчитав предварительно байесовский риск R(m).
Перечень ссылок
1. R Jünemann. Materialfluß und Logistik: Systemtechnische Grundlagen mit Praxisbeispielen / Unter Mitarbeit von M, Daum, U. Piepel und St.Schwinning.- Springer-Verlag, Berlin Heidelberg 1989. -764.-Logistik in Industrie und Dienstleistungen.
2. Губенко B.K. Логистика: Учеб. пособие. -Мариуполь., 1996. - 252 с.
3. Губенко В. К, Дергаусов М.М., Йожеф Челени, Чулочников М.Ю. Концептуальная модель логистической системы морского порта // Вестник Приазовского шстехн. ун-та: Сб. научн. тр. Вып. 1 - Мариуполь, 1995. - С; 225 - 229.