Научная статья на тему 'Развитие теории логистики в образовательных и научных программах университета'

Развитие теории логистики в образовательных и научных программах университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жежеленко И. В., Губенко В. К., Дергаусов М. М., Челени Й.

Проанализирована система логистического образования в Европе. Совместные исследования ПГТУ с промышленностью, с научными школами Венгрии, Германии, Италии обусловили в 90-х годах лидерство ПГГУ в образовательных и научных программах украинских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жежеленко И. В., Губенко В. К., Дергаусов М. М., Челени Й.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие теории логистики в образовательных и научных программах университета»

ВIСНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ

2000 р.

Вип.№10

ТРАНСПОРТ

УДК658.787

Жежеленко И.В.1, Губенко В.К.2, Дергаусов М.М.3, Челени Й.4,

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ ПРОГРАММАХ УНИВЕРСИТЕТА

Проанализирована система логистического образования в Европе. Совместные исследования ПГТУ с промышленностью, с научными школами Венгрии, Германии,

Италии обусловили в 90-х годах лидерство ПГГУ в образовательных и научных

программах украинских университетов.

Интеграционные процессы в сфере образования являются закономерным итогом изменений, произошедших в Европе.

Роль и место университетов в общеевропейских интеграционных процессах весьма велика. Университетское образование в триаде учебных, научных и культурных воздействий готовит поколение специалистов XXI века - носителей новых человеческих ценностей.

Стремление широких кругов ученых и исследователей к разработке многоаспектных проблем экономических и социальных процессов вызвало вполне обоснованный интерес к теории и практике логистики, к методам планирования, реализации и контроля технологически и экономически эффективных процессов перемещения, складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также передачи соответствующей информации от места производства к местам потребления в соответствии с интересами потребителей.

Участники международных перевозок первыми ощущают необходимость внедрения ев-рологистических технологий грузопереработки, интермодальных и терминальных систем, телекоммуникационных систем сопровождения грузов.

Регион Приазовья - хорошая база для создания логистических товаропроизводящих структур: логистического распределительного центра, транспортной инфраструктуры, информационных систем.

Именно материальные потоки в экономике европейских государств являются естественной основой интеграции и новых образовательных устремлений.

Логистика не молодая наука, но ее интенсивное развитие в европейских странах началось в 70-е годы этого столетия.

По мере продвижения рыночных реформ в Европе с запада на восток в этом же направлении шло и продвижение идей логистики.

Изучение опыта подготовки научных, педагогических и инженерных кадров, владеющих теорией и практикой логистики, позволяет правильно рассчитать усилия, которые надлежит предпринимать образовательной отрасли государства и, в частности, университетам.

1 ПГТУ, д-р техн. наук, проф.

г ПГТУ, д-р техн. наук, проф.

3 МГМТП, начальник порта

4 Мишкольцский университет (Венгрия), д-р техн. наук, проф.

В странах западной Европы уже сложилась определенная система логистического образования, включающая лекционные курсы лабораторные практикумы и целевую подготовку специалистов в области международной логистики, логистики менеджмента, ойщей логистики (см. табл. 1).

Таблица 1 ~ Логистическое образование в Европе

Страна Швейцария Нидерланды Швеция Испания Великобритания Франция Италия Германия

Квалификация в области логистики - (7) - - (7) (8) - (9)

Логистическая ориентация учебного процесса - да да - да да - да

Лекции по логистике да да да Да да да да да

Возраст оканчивающих высшую школу 24-25 (1) или 22-23 (2) 22 23-24 21-24 (3) или 21(4) 21-22 21-22 24(3) или 21-22(4) 23 |

Возраст окончания среднего образования 16 15 16 16 14 16

Возраст начала среднего образования 6 4 7 6 4/5 6 6 6

(1) В немецко-говорящих университетах

(2) Во франко-говорящих университетах

(3) Полное образование

(4) Сокращенное образование

(5) Для местных студентов

(6) Для иностранных студентов

(7) Диплом специалиста международной дога-стики

(8) Сертификат менеджмент-логистика

(9) Диплом логистика

Вслед за этим в 80-х годах началась активизация образования в центральной и восточной Европе.

Ежегодные международные конференции, симпозиумы, итоги выполнения программ и проектов TEMPUS и PHARE, создание кафедр транспорта и логистики в университетах Европы, издание учебной и методической литературы позволило задействовать широкую сеть университетов в этом образовательном процессе (см. табл. 2).

Таблица 2 - Университеты центральной Европы, осуществляющие учебную и научную деятельность в области логистики

Страна Высшее учебное заведение

Венгрия Технический университет в Будапеште Университет в Мишкольце, Университет сельского хозяйства в Гёделе Экономический университет в Будапеште

Чехия и Словакия Университеты в Праге, Брно, Остраве, Кошице

Польша Университеты в Варшаве, Вроцлаве, Познане? Щецине, Гданьске

Болгария Технический университет в Софии

Словения Технический университет в Любляне

Международное общество инженеров логистики (SOLE), штаб-квартира которого находится в США, организует семинары, конференции, конгрессы и выставки, где происходит обмен опытом в области логистики. Ассоциации и общества способствуют повышению профессионального уровня специалистов, занимающихся логистикой.

Россия в области логистики имеет приоритеты по количеству и качеству учебников и монографий, защищенным диссертациям, конференциям и симпозиумам, а главное продвижению логистических идей в практику среди стран СНГ.

Мотивация, распространение и научное обоснование логистики повсеместно исходит из университетов и институтов, а практическое применение логистики и признание ее значимости для конкурентоспособности тесно связано со структурными преобразованиями, приватизацией и появлением иностранных капиталов.

Таким образом, закономерности возникновения, становления и развития логистики в Приазовском государственном техническом университете, являются объективным процессом развития этой области знаний как в Европе, так и в целом в мировом процессе развития экономики.

В Приазовье этот процесс развивался в рамках совместной украинско-венгерско-немецкой образовательной программы «Логистика Приазовья».

Целью программы, утвержденной в Минобразования Украины, является подготовка в Приазовском государственном техническом университете (ГОТУ)совместно с университетами в Мишкольце (Венгрия), Дортмунде (Германия), Институтом материальных потоков и логистики им. Франгофера (Дортмунд).руководящего звена специалистов транспорта в промышленности по овладению новой технологией управления материальными, информационными и энергетическими потоками.

Базой развития логистики в Приазовском государственном технической университете стали результаты научно-исследовательской работы «Разработка логистической системы Мариупольского государственного морского торгового порта (МГМТП)», выполненной Мишко-лыгским университетом (Венгрия) и кафедрой промышленного транспорта ПГТУ.

Эта первая на Украине работа такой направленности ставила целью создать концептуальную основу образовательной деятельности на основе опыта работы кафедр транспорта и логистики в Венгрии и Германии, работы логистических систем в центральной и западной Европе.

Стремление к интеграции с образовательными программами ЕС требует соответствующей системы подготовки специалистов - отсюда новые курсы и новые требования к учебным программам. Для решения новых образовательных задач в области транспорта в составе ПГТУ образован институт транспорта и логистики (ИТиЛ).

Первым итогом деятельности ИТиЛ стало постановка в 1995 году лекционного курса и издание в 1996 году учебного пособия 'Логистика" для специальностей университета «Организация перевозок и управление на промышленном транспорте» и «Организация международных перевозок».

В последующие годы в университете создана лаборатория логистики, стад читаться itypc логистики на инженерно-экономическом факультете университета.

В 1998 г. в ПГТУ прошла первая в Украине научно-практическая конференция с международным участием. Идеи и учебный опыт логистики ПГТУ стал быстро распространяться в университетах Запорожья, Луганска, Донецка, Харькова, Киева, Одессы.

В 1999 г. университет получил большой заказ от итальянского консорциума «Евроим-преза» на разработку логистического распределительного центра Западной зоны СЭЗ «Азов».

Предложенная ИТиЛ парадигма логистического распределительного центра СЭЗ «Азов», легла в основу предпроектных разработок выполненных группой специалистов, а результаты этой работы отмечены дипломом международной выставки «Транспорт+Логистика» в г. Киеве.

От теории к практике - так обозначен нынешний этап развития логистических идей. В Мариупольском государственном морском торговом порту проводятся разработки логистической цепочки «МГМТП - Интерпорт». Это коллективное сотрудничество порта с ПГТУ, Ми-школьцким университетом, консорциумом «Евроимпреза» теперь уже сосредотачивается на

важных направлениях экономики - развитии еврологиетики, интеграции в международное экономическое сообщество.

Выводы

1. Структурные изменения в экономике Украины определяют необходимость внедрения логистического мышления в практику работы руководителей предприятий, транспортников, менеджеров.

2. Регион Приазовья - хорошая база для создания логистических товаропроизводящих структур: логистического распределительного центра, транспортной инфраструктуры, информационных систем.

3. Участники международных перевозок первыми ощущают необходимость внедрения евро-логистических технологий грузопереработки, интермодальных и терминальных систем, телекоммуникационных систем сопровождения грузов.

Перечень ссылок

1. Жежеленко /, Губенко В., Дергаусов М., Челени Й. Сумшна украшсько-угорсько-шмецька ocbíthh програма "ЛоНстика Приазов'я" // The problems of economic integration of Ukraine into the European Union: Theory and strategy: I.GC — У97. International Scientific Conference. Yalta — Phoros, Ukraine, September 25 -27,1997.

2. Logistikaktivitten in mittel- und Osteuropa. Prof Dr.-Ing. Dipl-Math. Laszló Cser, Prof. Dr.-Ing. Dr. h. с. mult. JózsefCselenyi. Dortmund: Verl. Praxiwissen, 1997.

3. Теоретические основы создания и управления СЭЗ «Азов» (Предпроектные начала систематического комплекса)/ Губенко В.К, Дергаусов М.М., Мальцев Н.В., Лактионова O.E. -Мариуполь: ПГТУ, 1999,- 149 с.

Жежеленко Игорь Владимирович. Ректор Приазовского государственного технического университета. Академик АН Высшей школы Украины, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой "Электроснабжение предприятий" ПГТУ, окончил Московский энергетический институт в 1954 году. Координатор программы «Логистика Приазовья». Основные направления научных исследований - образовательные проблемы высшей школы, проблемы качества электроэнергии. Губенко Владимир Константинович. Директор института транспорта и логистики, академик ПТ АНУ, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой "Промышленный транспорт" ПГТУ, окончил Запорожский машиностроительный институт в 1959 году. Основные направления на-учно-исследовательской работы - специальный транспорт, рециклинг, логистические системы, моделирование логистической системы морского порта, гармонизация транспортных систем, работа транспорта в СЭЗ.

Дергаусов Михаил Михайлович. Начальник Мариупольского государственного морского торгового порта, куратор направления «Логистика морского порта», окончил Одесский институт инженеров морского флота. Основные направления научных исследований - теория и практика логистики морских портов в свободных экономических зонах.

Иожеф Челени. Декан технологического факультета Мишкольцкого университета, заведующий кафедрой материальных потоков и транспорта. Д-р техн. наук, профессор. Основные направления научных исследований - теория логистики материальных потоков и транспорта, транспортно-складские системы и логистические центры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.