Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МАКРОРЕГИОНОВ РОССИИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МАКРОРЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сельское хозяйство / государственная поддержка экономики / анализ данных / визуализация данных / региональная экономика / Agriculture / government support for the economy / data analysis / data visualization / regional economics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертакова Ю.В., Кумратова А.М., Плотников В.А.

В целях обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере принята и реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы. В работе представлена авторская разработка для анализа и визуализации структурированных данных, характеризующих исполнение этой программы одновременно в трех плоскостях: по временной шкале (годы), по макрорегионам, по объемам субсидий развития сельскохозяйственной отрасли. Также проведен анализ объемов субсидирования на базе встроенных инструментов Microsoft Excel (инфолинии). Целью исследования являлось выявление динамики объемов субсидирования в макрорегионах России. Эта цель достигалась в предположении, что применение инструментальных средств при визуализации и анализе структурированных данных позволяет получить оперативную информацию для принятия управленческих бизнес-решений в нечетких условиях. Авторами представлена демонстрация работы инструментального средства для проведения анализа структурированных данных и визуализации круговых диаграмм по выбранным позициям и показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вертакова Ю.В., Кумратова А.М., Плотников В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE STATE SUPPORT RESULTS FOR AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN RUSSIA’S MACROREGIONS

In order to ensure stable growth in agricultural production, scientific and technological support for agricultural development and reducing technological risks in the food sector, the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2030 has been adopted and is being implemented. The work presents the author's development for the analysis and visualization of structured data characterizing the implementation of this program simultaneously in three planes: on a time scale (years), by macro-region, by the volume of subsidies for the development of the agricultural industry. An analysis of the volume of subsidies was also carried out based on built-in Microsoft Excel tools (info-lines). The purpose of the study was to identify the dynamics of subsidization volumes in macro-regions of Russia. This goal was achieved under the assumption that the use of tools in the visualization and analysis of structured data makes it possible to obtain operational information for making management business decisions in unclear conditions. The authors presented a demonstration of the operation of a tool for analyzing structured data and visualizing pie charts for selected positions and indicators.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МАКРОРЕГИОНОВ РОССИИ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МАКРОРЕГИОНОВ РОССИИ

Аннотация. В целях обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере принята и реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы. В работе представлена авторская разработка для анализа и визуализации структурированных данных, характеризующих исполнение этой программы одновременно в трех плоскостях: по временной шкале (годы), по макрорегионам, по объемам субсидий развития сельскохозяйственной отрасли. Также проведен анализ объемов субсидирования на базе встроенных инструментов Microsoft Excel (инфолинии). Целью исследования являлось выявление динамики объемов субсидирования в макрорегионах России. Эта цель достигалась в предположении, что применение инструментальных средств при визуализации и анализе структурированных данных позволяет получить оперативную информацию для принятия управленческих бизнес-решений в нечетких условиях. Авторами представлена демонстрация работы инструментального средства для проведения анализа структурированных данных и визуализации круговых диаграмм по выбранным позициям и показателям.

Ключевые слова. Сельское хозяйство, государственная поддержка экономики, анализ данных, визуализация данных, региональная экономика.

Vertakova Yu.V., Kumratova A.M., Plotnikov V.A.

MODELING OF THE STATE SUPPORT RESULTS FOR AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN RUSSIA'S MACROREGIONS

Abstract. In order to ensure stable growth in agricultural production, scientific and technological support for agricultural development and reducing technological risks in the food sector, the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2030 has been adopted and is being implemented. The work presents the author's development for the analysis and visualization of structured data characterizing the implementation of this program simultaneously in three planes: on a time scale (years), by macro-region, by the volume of subsidies for the development of the agricultural industry. An analysis of the volume of subsidies was also carried out based on built-in Microsoft Excel tools (info-lines). The purpose of the study was to identify the dynamics of subsidization volumes in macro-regions of Russia. This goal was achieved under the assumption that the use of tools in the visualization and analysis of structured data makes it possible to obtain operational information for making management business decisions in unclear conditions.

ГРНТИ 06.71.07 EDN HSWCTX

© Вертакова Ю.В., Кумратова А.М., Плотников В.А., 2023

Юлия Владимировна Вертакова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и информационных технологий Курского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Альфира Менлигуловна Кумратова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных систем Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Плотников В.А.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: Plotnikov.v@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 24.08.2023.

The authors presented a demonstration of the operation of a tool for analyzing structured data and visualizing pie charts for selected positions and indicators.

Keywords. Agriculture, government support for the economy, data analysis, data visualization, regional economics.

Введение

Несмотря на бурное технологическое развитие, которое приводит к кардинальному изменению экономики и общества [1], биологическая природа человека на всем историческом периоде наблюдений не претерпела существенных изменений. И витальные потребности, в частности - потребность в пище, по-прежнему играют важную роль в жизнедеятельности человека. А их удовлетворение, в том числе через обеспечение продовольственной безопасности, является одним из приоритетов государственной политики [2, 3, 4].

Особенно обострилась продовольственная проблема в последние годы, по мере нарастания жесткости политико-экономического противостояния между Россией и «коллективным Западом». В качестве ответной меры на введенные против нашей страны односторонние санкции в связи с воссоединением Крыма, Россией было введено продовольственное эмбарго, что актуализировало значимость проблемы импортозамещения и снижения импортозависимости внутреннего рынка, привлекло к ней внимание не только политиков и общественных деятелей, но и научной и экспертной общественности [5, 6, 7, 8].

Сегодня, в связи с усилением - с 2022 года - жесткости санкционного режима [9, 10, 11], проблемы импортозамещения (в частности - обеспечения технологического суверенитета) в экономике в целом, в частности - устойчивого обеспечения населения страны продовольствием, еще более обострились. Для их успешного решения необходима государственная поддержка субъектов хозяйствования со стороны государства, реализуемая в рамках соответствующих мер экономической политики. Предметом нашего анализа в данной статье являются меры государственной поддержки развития сельского хозяйства в России.

Институциональная рамка государственной поддержки сельского хозяйства

В целях обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 утверждена и успешно реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы (далее - Программа). Ее принятие позволило консолидировать разнообразные меры поддержки сельского хозяйства, придать реализуемой в этой сфере экономической политике должную степень гибкости и цельности.

Как ожидается, реализация Программы позволит не только снизить технологическую зависимость и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции, но и обеспечить наличие на внутреннем рынке высококачественной и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции отечественного производства, а также сделать систему аграрного образования драйвером развития агропромышленного комплекса.

В рамках реализации Программы происходит выделение и доведение для отобранных субъектов сельскохозяйственной деятельности бюджетных ресурсов. Вопрос доведения государственной поддержки до получателей находится на постоянном контроле Минсельхоза России (см.: https://rg.ru/2023/07/03/sredstva-dostizhenij.html), что обусловлено не только необходимостью контроля за законным и эффективным расходованием бюджетных ресурсов, но и стратегической значимостью для страны устойчивого функционирования сельского хозяйства.

Еще один документ, регламентирующий государственную поддержку сельскохозяйственного производства в России - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее - Государственная программа). Хотя срок исполнения Государственной программы истек, заложенные в нее

принципы сохраняют свою актуальность. Кроме того, рассматривая оказанную поддержку сельскохозяйственным организациям в ретроспективе, необходимо учитывать положения и этого документа.

В Государственной программе отмечено, что одной из задач государственного управления в сфере ее реализации является развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также указано на необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения, в целях обеспечения внутреннего потребления сельскохозяйственной продукции. Одной из задач социально-экономического развития агропромышленного комплекса также является необходимость обеспечения условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма [12]. Теоретические аспекты исследования (теоретический бэкграунд)

Вопросам эффективности выполнения и успешной реализации стратегии и мер по развитию сельского хозяйства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых: Н.Н. Батова [13], А.Н. Герасимов, Е.И. Громов и Ю.С. Скрипниченко [14], Г.С. Касенбаев, Т.И. Есполов и У.К. Ке-римова [15], А.М. Кумратова, В.В. Алещенко и О.А. Алещенко [16], Л.В. Тугачева и А.И. Репичев [17], Б.С. Утибаев, А.К. Байдаков и Б.И. Тукенова [18], P. Barry и C. Merfield [19], S. Zhiyentayev и Z. Dosmukhamedova [20] и другие. В том числе, некоторыми из указанных авторов рассматривались вопросы эффективности выполнения программ поддержки сельского хозяйства, оценивалась степень достижения соответствующих целевых индикаторов в макрорегионах Российской Федерации.

Государственные субсидии играют важную роль в сельском хозяйстве, оказывая поддержку фермерам и сельскохозяйственным предприятиям. Однако, величина этих субсидий зависит от нескольких факторов. Рассмотрим их более детально.

Первый фактор - экономическое положение страны. В случае, когда экономика процветает, государство может выделить больше средств на поддержку сельского хозяйства. Однако, в периоды экономического спада, государственные субсидии могут быть сокращены, дабы не допустить бюджетного дефицита.

Второй фактор - политические приоритеты правительства. В зависимости от политических целей и программ, государственные субсидии могут быть направлены на определенные секторы сельского хозяйства, такие как развитие малых фермерских хозяйств, развитие сельских территорий или поддержка экологически устойчивого земледелия (зеленая экономика). Примером введения в систему нового приоритета является проводимая с 2014 года в российском сельском хозяйстве политика им-портозамещения.

Третий фактор - международные соглашения и торговые отношения. В некоторых случаях государственные субсидии в сельском хозяйстве могут быть ограничены международными соглашениями, чтобы предотвратить искажение пропорций мирового товарного рынка и не допускать подрыва принципов справедливой конкуренции.

Четвертый фактор - природные условия и ресурсы. Величина государственных субсидий может зависеть от климатических условий, доступности водных ресурсов или использования технологий, способствующих повышению производительности сельского хозяйства.

В целом, величина государственных субсидий в сельском хозяйстве определяется сложным, многокритериальным взаимодействием различных факторов, включая экономическое положение страны, политические приоритеты, международные соглашения и природные условия. Методика исследования

Исследование включает ретроспективную оценку объема средств государственной поддержки в рамках программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства в РФ. В работе представлена демонстрация авторской разработки Кумратовой А.М. «PieChart» для визуализации структурных данных. В качестве примера расчеты и оценки проводились на материалах об объемах средств государственных субсидий (на конец года) в разрезе федеральных округов (ФО) Российской Федерации (в соответствии с таблицей).

Полученные результаты

Динамика продаж по годам в виде графической визуализации, приведенной в нижней итоговой строке таблицы (спарклайны), дает возможность видеть тенденции для сравнительного анализа всего периода

2013-2022 гг. Для удобства пользования приведенными данными, в таблице отмечены маркером, соответственно, наименьшие и наибольшие величины объемов субсидирования.

Для наглядности и визуального восприятия табличных данных предложено использовать инфогра-фику. За основу окраски ячейки таблицы берется максимальная величина объемов субсидирования за исследуемый период. В соотношении значений 2022 г. к величинам объемов субсидирования 2013 г., имеем неотрицательные приращения для следующих макрорегионов: Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный ФО.

Таблица

Объем средств государственной поддержки в рамках программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства Российской Федерации за период 2013-2022 гг. (млрд руб.)

Макрорегион 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Спарклайн Изм. 2022 г. к 2013 г. Изм. 2022 г. к 2021 г.

% млн руб % млн руб

Российская Федерация 185 170 173 173 170,37 174,29 155,43 150,07 158,92 167,82 ^Л/ 110,35 -17,36 152,08 8,90

Центральный ФО 59 54 52 58 55,79 60,50 51,01 44,79 45,63 46,52 127,86 -12,96 36,38 0,89

Северо-Западный ФО 15 16 14 ] 13 13,88 13,28 12,98 113,60 13,98 15,27 95,37 0,71 16,01 1,29

Южный ФО ] 13 12 13 ] 12 11,82 13,51 11,58 112,53 13,84 15,44 85,10 2,30 18,14 1,60

Северо-Кавказский ФО 7 7 8 8 12,25 9,18 8,37 ] 9,03 8,64 10,28 69,72 3,11 14,74 1,63

Приволжский ФО 47 42 45] 40 36,37 35,63 32,30 32,25 36,35 38,62 121,85 -8,44 31,70 2,28

Уральский ФО 15 ]14 13 ] 14 12,57 14,72 11,71 ]11,38 10,53 10,55 138,90 -4,10 7,60 0,02

Сибирский ФО 20 18 19 17 18,14 17,87 13,43 114,51 15,79 16,32 123,70 -3,87 13,20 0,53

Дальневосточный ФО 9 8 9 8 9,54 Ц 9,61 14,05 111,97 14,15 14,81 60,23 5,89 24,59 0,66

Рис. Круговая диаграмма структурных значений объемов субсидий в разрезе макрорегионов страны

Размах значений объемов субсидий по стране варьируется в пределах от 150 до 185 (млрд руб.). Самой высокой вариативностью обладают временные ряды объемов субсидирования для Центрального ФО и Приволжского ФО (16 и 15 млрд руб., соответственно). Максимум бюджета субсидирования по стране зафиксирован в 2013 г. и отмечен маркером (зеленый цвет). Относительно величины изменения 2022 г. к предыдущему году можно отметить, что в процентном соотношении оно составило 152%, в количественном выражении - 8,9 млрд руб. Увеличение размера бюджета наблюдается с 2019 г. Снижение объемов средств государственной поддержки в рамках программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства наблюдается в Уральском федеральном округе.

На рисунке представлена выполненная с использованием авторской разработки [21] визуализация выбранных показателей и данных одновременно в трех разрезах: по временной шкале (годы), по макрорегионам, по размерам величин объемов субсидий, выделяемых для развития сельскохозяйственной отрасли. Заключение

Исследование динамики объемов субсидий в разрезе макрорегионов России является актуальным вопросом с точки зрения оценки перспектив развития агробизнеса. Визуализация динамики данных в спарклайнах позволяет сделать вывод о том, что все временные ряды объемов госсубсидий являются волатильными, подвержены резким перепадам ежегодных значений. Наименее реверсивным поведением обладает временной ряд объемов субсидий, выделенных для Северо-Западного ФО. Для последнего зафиксировано низкое значение размаха объемов господдержки, равное 3 млрд руб.

Значительную долю бюджета составляет объем субсидий, выделенных для Центрального федерального округа: от 28 до 35% от общего бюджета. Следующим макрорегионом в ранжированном списке находится Приволжский ФО, на который приходится 20-26% от общего бюджета. Ранжированная последовательность по убыванию средних значений выделенных федеральных средств выглядит следующим образом: Центральный ФО (31,4%), Приволжский ФО (8,39%), Сибирский ФО (7,67%), СевероЗападный ФО (5,21%), Южный ФО (22,88%), Уральский ФО (7,52%), Дальневосточный ФО (10,12%), Северо-Кавказский ФО (6,56%).

Государственное субсидирование АПК России имеет значительные результаты. Эти субсидии способствуют увеличению производства сельскохозяйственной продукции, сокращению зависимости от импорта и развитию сельских территорий. Благодаря государственной поддержке, сельскохозяйственные предприятия получили возможность модернизировать оборудование и внедрить новые технологии, что привело к повышению эффективности производства и улучшению качества сельскохозяйственной продукции. Благодаря поддержке государства, компании агропромышленного комплекса стали более конкурентоспособными на международном рынке, что привело к увеличению доходов от экспортных операций.

Это способствует развитию экономики страны и укреплению ее позиций на мировой аграрной арене. Кроме того, внедрение государственных субсидий в агропромышленный комплекс России играет важную роль в развитии сельских территорий. Благодаря финансовой поддержке со стороны государства, создаются новые рабочие места, улучшаются условия жизни и инфраструктура в сельских поселениях. Также субсидии способствуют развитию сельскохозяйственных кооперативов и повышению уровня жизни сельского населения.

Проведенный анализ показал достаточно высокую вариацию данных по объемам субсидирования. Применение инструментальных средств при визуализации и анализе структурированных данных позволяет получить оперативную информацию для принятия управленческих стратегических решений в нечетких условиях, что важно с практических позиций, особенно с учетом наблюдаемой в последние годы неустойчивости многих социально-экономических показателей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Бодрунов С.Д. Мировые тренды экономического развития: роль и место России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. № 3. С. 52-60.

2. Авдийский В.И., Солодовникова В.И., Чаленко Н.Н. Оценка уровня продовольственной независимости государства: анализ риска распространенности отсутствия продовольственной безопасности в мире и странах ЕАЭС // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2020. № 3. С. 155-160.

3. СулеймановаМ.В., Курбанов А.Х. Место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности государства в современных социально-экономических условиях // В мире научных открытий. 2015. N° 5. С. 102-115.

4. Plotnikov V., Nikitin Y., Maramygin M., Ilyasov R. National food security under institutional challenges (Russian experience) // International Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 41 (1/2). P. 139-153.

5. Дремов В.В. Импортозамещение как фактор развития промышленного производства в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. 2023. № 1. С. 100-102.

6. Кемейшо А. С. Результаты импортозамещения в России (оценка на конец 2020 года) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 16-21.

7. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.

8. Черникова А.А., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Импортозамещение как инструмент экономической политики управления рисками импортозависимости: выбор подходов // Экономика и управление. 2016. № 10 (132). С. 28-39.

9. Пешкова Г.Ю., Супатаев Т.М. Методическое сопровождение системы обеспечения экономической безопасности предприятия нефтегазовой отрасли // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2 (134). С. 74-78.

10. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 10371050.

11. Цехомский Н.В. Инвестиционная поддержка промышленного развития в условиях санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 4 (54). С. 5-9.

12. Гамидова А.Э. Перспективы развития аграрного туризма в постпандемийный период // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 3. С. 31-34.

13. Батова Н.Н. Развитие конкурентной среды на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия // Весщ Нацыянальнай акадэмп навук Беларусь Серыя аграрных навук. 2009. № 3. С. 13-19.

14. Герасимов А.Н., Громов Е.И., Скрипниченко Ю.С. Оценка реализации государственной программы Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства" // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2016. № 1 (26). С. 50-53.

15. Касенбаев Г.С., Есполов Т.И., Керимова У.К. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Казахстан // Проблемы агрорынка. 2021. № 3. С. 117-123.

16. Кумратова А.М., Алещенко В.В., Алещенко О.А. Зерно России в контексте мирового производства // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 8. С. 70-75.

17. Тугачева Л.В., Репичев А.И. Эффективность выполнения государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. С. 159-162.

18. Утибаев Б.С., Байдаков А.К., Тукенова Б.И. Ключевые вопросы финансовой поддержки в государственной программе развития сельского хозяйства Казахстана // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2018. № 4-2 (23). С. 111-116.

19. Barry P., Merfield C. Управление развития сельского хозяйства и продовольствия Республики Ирландия // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2014. № 5. С. 98-125.

20. Zhiyentayev S., Dosmukhamedova Z. State regulation of agriculture in Kazakhstan within the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU) // Bulletin of Karaganda University. Economy Series. 2019. Vol. 96, № 4. P. 99-108.

21. Алещенко В.В., Рудой Е.В., Кумратова А.М., Сивков К.А. Программа оценки уровня развития органического земледелия "OrgFarm": свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022666166 от 07.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.