1 (94) - 2009
Экономика и управление
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМ УКРУПНЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
а. В. иаумов доктор экономических наук, профессор
и. в. нохрин
Сургутский государственный университет
Российская экономика—сложная открытая система региональных экономик, участвующих в мировой интеграции. Региональная промышленная политика опирается на корпоративные стратегии отдельных компаний в рыночных условиях. Соответственно, присутствует и конкуренция между регионами как субъектами экономических отношений. Эта конкуренция ограничена специализацией по отраслям, т. е. горизонтальной интеграцией. В мировой практике структуры, интегрированные горизонтально, обеспечивают создание единого экономического пространства, а следовательно, кооперация и сотрудничество способны обеспечить наиболее весомые стратегические преимущества. Конкуренция уступает место координации, а корпоративные структуры занимают главенствующие места в структуре экономики.
Реализация стратегии регионального развития влечет необходимость поиска организационных форм интеграции хозяйствующих субъектов, действующих на территории региона [8, с. 95]. Состояние региональной промышленности определяется динамикой процессов экономической интеграции и территориальной структуризацией сфер деятельности. Для развития производственно-технологических связей требуется координация деятельности технологических составляющих и привлечение существенных финансовых ресурсов. Решение этой задачи путем создания ассоциаций хозяйствующих субъектов неэффективно. Требуется решение этой проблемы через корпоративное укрупнение хозяйствующих субъектов, позволяющее углубить взаимодействие и развить связи между ними.
Появление интеграции связано с углублением международного разделения труда, глобализацией,
повышением открытости экономик. Поэтому система регионального управления в первую очередь должна быть адаптирована к основным алгоритмам, по которым происходит интеграция, которую по степени активности интеграционного процесса следует классифицировать как:
• кооперирование;
• корпоративное укрупнение хозяйствующих
субъектов (КУХС).
Основное отличие кооперирования от КУХС заключается в том, что кооперация характеризуется наличием договорной основы для распределения производства, совместной гарантии рисков, общей защитой инвестиций, коммерческим сотрудничеством и носит добровольный характер объединения, отличается коллективным ведением дел и умеренными финансово-экономическими интересами участников.
Через КУХС возможны существенная консолидация финансовых потоков, объединение финансовой и бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых хозяйственных обществ, изменение множества обязательств в одно и солидарная ответственность. Иными словами, КУХС — это процесс существенной консолидации, т. е. объединения хозяйственных систем, в основе которого лежат экономические мотивы и интересы через участие в собственности этих субъектов.
По существу, в процессе КУХС возникают интегрированные предпринимательские структуры как сложные управляемые системы. Как управляемая система КУХС характеризуется двумя группами факторов [2, с. 5]: 1) совокупность факторов, определяющих состояние системы; 2) совокупность управляющих воздействий внешней среды.
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
21
К факторам внутренней среды относятся синергия, индукция, корпоративная концепция и структура, системы менеджмента, технологическая общность.
Факторами внешней среды являются социальные, технологические, экологические, политические, экономические (которые для целей исследования выделим отдельно).
Корпоративное укрупнение хозяйствующих субъектов является сложной системой, так как характеризуется системообразующими факторами, принятыми в теории организации сложных систем:
• время (длительность проектируемых организационных изменений в процессе создания системы);
• будущее (состав целей, идей, стратегий, миссии, результатов);
• прошлое (опыт взаимодействия в составе отрасли, инфраструктура связей и отношений, информационных и материальных потоков). Для управления КУХС необходимо применение со стороны администрации региона комплекса регулятивных мер. Региональное управление следует рассматривать как систему управляющих воздействий, элементами которой выступают конкретные функции управления:
• создание и регулирование правовой основы функционирования региональной экономики;
• антимонопольное регулирование;
• проведение региональной промышленной политики;
• воздействие на размещение ресурсов;
• деятельность региона в сфере распределения доходов и имущественных отношений. Исполнение этих функций является основной
составляющей процесса регионального управления структурными преобразованиями предприятий различных отраслей промышленности, вызванными соответствующими обстоятельствами.
В зависимости от сферы деятельности, в которой происходят интеграционные процессы, можно выделить организационную, экономическую, финансовую, промышленную, торговую, технологическую направленности интеграции и их комбинации. В рамках указанной классификации объединения могут различаться по признакам:
• формы собственности (государственная, муниципальная, частная)
• степени самостоятельности по функции управления (картель, концерн, синдикат и пр.) Приемлемая методологическая основа исследования процессов КУХС — системный подход.
Регион как территориальное образование характеризуется всеми существенными свойствами открытой системы: обладает упорядоченной внутренней структурой, представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Динамическое единство с окружающей средой есть основной признак, отличающий открытую систему от закрытой.
Достаточными признаками эффективной хозяйственной системы можно считать такие свойства, которые обеспечивают результирующие показатели эффективности (воспроизводство, целесообразность интеграции, сбалансированность, управленческую синхронность, необходимые статус и форму, безопасность и жизнеспособность). Эти признаки можно свести к таким категориям, как конкурентоспособность, устойчивость, безопасность. Приемлемое соотношение уровней конкурентоспособности, устойчивости и безопасности является поиском оптимального функционирования объединения. Поэтому для интеграционных процессов КУХС важен поиск приемлемого соотношения, с одной стороны, внутрисистемного корпорирования, а с другой — интеграции с внешней средой.
Интеграционные процессы КУХС являются многоуровневыми системными преобразованиями. На каждом уровне действуют различные группы факторов интеграции, которые соответствуют целям и мотивам объединения. На уровне кооперации это, как правило, — технологическая целесообразность, на уровне КУХС основные мотивы — финансовая устойчивость, конкурентоспособность, на уровне страны и региона объединение является способом обеспечения стратегической конкурентоспособности, устойчивости и безопасности на основе механизмов интеграции. Принципиально важно, что цель объединения является ключевым фактором выбора способа и формы интеграции.
От принципов и форм объединения предприятий будет зависеть степень интенсивности и силы воздействия регуляторных мер системы государственного управления. В случаях, когда субъект федерации (регион) участвует в структурных преобразованиях как субъект имущественных отношений , будем дифференцировать прямое региональное управление (по отношению к государственным акционерным обществам, унитарным предприятиям и государственным корпорациям). Тогда воздействие на процесс объединения предприятий частных форм собственности, которое имеет регуляторный характер, определим как государственное регулирование (косвенноерегиональное управление).
Недостатком действовавших и действующих нормативных актов, устанавливающих нормы государственного управления объединениями предприятий является их локальный, а часто и взаимоисключающий характер. Для устранения этих недостатков требуется создание концептуальной модели государственного управления, обеспечивающей инвариантность и максимально возможную независимость от конкретных характеристик отрасли или типа корпорации. Основываясь на модифицированном принципе Гейзенберга, суть которого состоит в том, что точность и практический смысл неадекватны, метод нашего исследования базируется на теории нечетких множеств для обеспечения гибкого синтаксиса и достаточной семантики модели. В этом случае мы считаем целесообразным использование логико-лингвистического подхода в процессе моделирования системы регионального управления КУХС.
В модели регионального управления будем рассматривать государство как субъект управления, воздействующий на процесс структурных преобразований в интегрированных объединениях промышленности через систему управляющих параметров.
Для анализа состояния системы КУХС и определения направления отдельных функциональных элементов системы регионального управления на деятельность соответствующих структурных единиц управляющей компании объединения необходимо обозначить распределение конкретных функций управления подразделений внутрикорпоративного взаимодействия:
• определение основных направлений корпоративной стратегии;
• разработка, экспертиза, анализ и координация основных стратегических планов;
• управление процессом финансового планирования (консолидированное бюджетирование, финансирование и контроль);
• бухгалтерское и налоговое планирование, консолидация и оптимизация отчетности;
• общее управление кадровыми ресурсами объединения;
• юридическая проработка и защита корпоративных интересов;
• техническое и информационное обеспечение объединения;
• обеспечение материальными ресурсами и имуществом.
Таким образом, применение логико-лингвистического подхода к концептуальному моделиро-
ванию государственного управления выражается в создании модели макроуровня с использованием гипертекстовой технологии информационного моделирования [5, с. 56]. Для моделирования системы государственного (регионального) управления КУХС будем использовать семантические представления, реализуемые с помощью современных информационных технологий.
Исследование нормативно-правовой и методической документации, в которой регламентируется и формализуется явление КУХС и процесс государственного управления, позволяет построить реальные семантические модели. Традиционно подобные модели интерпретируются как фреймы или семантические сети и представляются в виде графов. Для обозначения типов связей тезаурусных статей используются следующие символьные обозначения, допускаемые в предлагаемой реализации гипертекста:
R — вид-род; V — род-вид; и — укрупнение; f — фрагментация; п — процесс-надпроцесс; е — процесс-этап процесса; г — процесс-исполнитель роли; с — предмет-процесс; р — следствие-причина; s — причина-следствие; а — ассоциативные отношения [5, с. 74].
Гипертекстовую модель, содержащую смысловое описание объекта «Корпоративное укрупнение хозяйствующих субъектов» системы государственного управления КУХС, в аналитическом виде можно описать следующим образом:
МКорпоративное_укрупнение_хозяйствую-щих_субъектов = ^ (Предприятия и предпринимательская деятельность), V (Запрещенные виды интеграции | Преобразование крупных предприятий с выделением подразделений | Объединение самостоятельных предприятий | Учреждение новых хозяйствующих субъектов | Предложение о создании холдинговой компании), г (Субъекты предпринимательской деятельности | Государственные комитеты | Источники финансирования | Органы корпоративного управления), е (Государственное (региональное) управление корпоративным укрупнением хозяйствующих субъектов | Прекращение, приостановление или ограничение деятельности предпринимательских объединений | Споры при осуществлении интеграции хозяйствующих субъектов), р (Организация общественного производства), а (Права субъектов предпринимательской деятельности | Обязанности субъектов предпринимательской деятельности | Отношения между субъектами предпринимательской деятельности | Антимонопольное законодательство | Налоговое законодательство | Таможенное законодательство)}.
я.
Корпоративное укрупнение хозяйствующих субъектов
Предприятия и предпринимательская деятельность Запрещенные виды интеграции
Преобразование крупных предприятий с выделением подразделений
Объединение самостоятельных предприятий
Учреждение новых хозяйствующих субъектов
Предложение о создании холдинговой компании
Субъекты предпринимательской деятельности
Государственные комитеты
Источники финансирования
Органы корпоративного управления
Государственное управление корпоративным укрупнением хозяйствующих субъектов
Прекращение, приостановление или ограничение деятельности предпринимательских объединений
Споры при осуществлении интеграции хозяйствующих субъектов Организация общественного производства Права субъектов предпринимательской деятельности Обязанности субъектов предпринимательской деятельности Отношения между субъектами предпринимательской деятельности Антимонопольное законодательство Налоговое законодательство Таможенное законодательство
Рис. 1. Тезарусная статья объекта «Корпоративное укрупнение хозяйствующих субъектов»
Организация общественного производства
Предприятия и предпринимательская деятельность
Запрещенные
виды интеграции
Государственное управление корпоративным укрупнением хозяйствующих субъектов
Прекращение, приостановление или ограничение деятельности предпринимательских объединений
Споры при осуществлении интеграции хозяйствующих субъектов
Корпоративное
укрупнение хозяйствующих субъектов
Субъекты предпринимательской
Государственные комитеты
Источники финансирования
Органы корпоративного управления
Права субъектов предпринимательской деятельности
Обязанности субъектов предпринимательской деятельности
Антимонопольное законодательство
Налоговое законодательство
Рис. 2. Графическое представление объекта «Корпоративное укрупнение хо зяйствующих субъектов»
Полная концептуальная модель, представляющая собой сеть понятий, формируется и хранится в виде гипертекстового тезауруса, пример которого для МКорпоративное_укрупнение_хозяйствую -щих_субъектов представлен на рис. 1.
На рис. 2 дана графическая интерпретация объекта «Корпоративное укрупнение хозяйствующих субъектов».
Концептуальное моделирование на основе логико-лингвистического подхода позволяет определить новые перспективные направления реализации информационных моделей в целом и разработать комплекс методических рекомендаций, который позволит построить эффективную систему государственного и регионального управления структурными преобразованиями в интегрированных предпринимательских объединениях промышленности — процессами корпоративного укрупнения хозяйствующих субъектов, в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голдберг И., Десаи Р. Корпоративное управление в России. Доклад на симпозиуме «Россия: политика реформы предприятий» Министерства экономики РФ, Общественного совета по реформе предприятий, Всемирного банка, 10—11 июня 1998. С. 13—14.
2. Егоров А. И. Основы теории управления. — М: ФИЗ-МАТЛИТ, 2004. — 504 с.
3. Лапыгин Ю. Н. Теория организаций. Уч. пособие. — М: ИНФРА-М, 2007. — 311 с.
4. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. — М.: Дело, 2005. — 720 с.
5. Морозов В. П., Тихомиров В. П., Хрусталев Е. Ю. Гипертексты в экономике. Информационная технология моделирования: Уч. пособие. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 256 с.
6. Организационный инжиниринг. Уч. пособие. — М: Приор, 1999.
7. Поспелов Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления — М.: Наука, 1986. - 288 с.
8. Точеная Т. И. Основы и современные формы региональной промышленной политики: Уч. пособие. - Волгоград, ВолГУ, 2005. - 180 с.
Преобразование крупных предприятий с выделением подразделений
Объединение самостоятельных предприятий
Учреждение новых хозяйствующих субъектов
Предложение о создании холдинговой компании
Отношения между субъектами предпринимательской
Таможенное законодательство