3. Baoan Li, Jianjun Yu. Research and application on the smart home based on component technologies and Internet of Things. Procedia Engineering, 2011. Vol. 15. P. 2087-2092.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАКТОРА СИНТЕЗА МЕТАНОЛА ИЗ СИНТЕЗ-ГАЗА Осипова А.Г.1, Маткулова Л.Ф.2, Мусина А.Р.3
'Осипова Анна Григорьевна — магистрант;
Маткулова Ляйсан Фиратовна — магистрант;
3Мусина Алена Рудольфовна — магистрант, кафедра газохимии и моделирования химико-технологических процессов, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация: в статье анализируется метод получения метанола из синтез -газа, используя адиабатический реактор идеального вытеснения. В целях оптимизации процесса проводилось изменение температуры синтез-газа по длине реактора. Было установлено, что с помощью разработанной программы, задавшись требуемым объемом реактора, можно узнать степень конверсии, так же как и задавшись необходимой конверсией определить объем реактора. Для обеспечения более высокой степени конверсии может быть использована последующая цепь реакторов.
Ключевые слова: синтез-газ, метанол, реактор идеального вытеснения, конверсия, объем.
Метанол - одно из важнейших веществ в современной химической и нефтехимической промышленности. Основная часть производимого в мире метилового спирта, около 60%, отправляется на дальнейшую химическую переработку, разделяющуюся на три направления: производства формальдегида, кислот и метилтретбутилового эфира. Метанол также используется в качестве ингибитора гидратообразования при добыче и транспортировке нефти и газа [3].
Метанол получают из синтез-газа по следующей реакции (1). Кроме этого, возможно протекание вторичных реакций (2), (3), (4).
CO2 +3H2 о CH3OH +H2O (1) 2CH3OH oCH3-O- CH3+H2O (2) CH3OH +nCO+ 2nH2 oCH4+ CH3(CH2)„-OH (3) CH3OH +H2 о CH4+ H2O (4)
Реакции протекают с выделением тепла и уменьшением объема, но различаются величиной теплового эффекта и степенью контракции. Поэтому, хотя с увеличением давления и понижением температуры для всех этих реакций степень превращения возрастает, в наибольшей степени повышение давления влияет на равновесие основной реакции синтеза, для которой степень контракции максимальна и составляет 3:1. В то же время, понижение температуры ниже некоторого предела нецелесообразно, так как при низких температурах скорость процесса синтеза настолько мала, что не существует катализатора, который в этих условиях мог бы существенно ускорить достижение высокой степени превращения сырья.
Синтез метанола под давлением сопровождается образованием побочных продуктов, влияние которых на скорость образования метанола учесть весьма трудно. В то же время побочные продукты - вода, сложные эфиры, высшие спирты, альдегиды, кетоны, кислоты, углеводороды и другие влияют на хемосорбцию исходных и промежуточных продуктов, образование активированных комплексов и в итоге - на кинетику образования метанола. Эти факторы являются одними из основных причин разнообразия применяемых лимитирующих стадий и получаемых кинетических закономерностей, поскольку условия исследований процесса практически всегда в чем-то отличались друг от друга [3].
Реакцию образования метанола из синтез-газа можно описать, приняв ряд допущений: газовая смесь является идеальным газом, основную реакцию можно описать как элементарную реакцию третьего порядка, реакция необратима, а также ряд других.
Теплоемкости основных веществ, участвующих в химических превращениях [1, 2]:
сс = 27.113 + 0.655 • 10-2 • Tm - 0.1-10-5 • T^ (5)
срЩ = 26.113 + 0.435 -10-2 -Т.и -0.033 -10"5 • Т.2 (6) срсиъон = 19.038 + 9.145-10-2-Тт -1.218-10-5 •Т2п -8.034-10-9 • Т^п (7)
Уравнение скорости реакции:
Г = к-Соо'СН22 (8) Для моделирования работы реактора была составлена программа расчета в специальной среде математического моделирования МаНаЬ.
Программа определяет необходимое значение объема смеси для достижения определенного значения конверсии и наоборот. В результате работы программы в качестве примера для объема реакционной смеси 500 литров было получено значение конверсии 41%.
Список литературы
1. Умергалин Т.Г. Математическое моделирование основных химико-технологических процессов. Уфа: Издательство УГНТУ, 2001. 61 с.
2. Умергалин Т.Г., Искакова З.М. Компьютерное моделирование и оптимизация производственных технологических установок: Известия ЮФУ. Технические науки, 2005. № 1 (45). 43-44 с.
3. Кравцов А.В., Попок Е.В., Юрьев Е.М. Математическое моделирование процесса синтеза метанола с помощью квантово-химических методов расчета. Т. 320. № 3 изд. Уфа: Известия Томского политехнического университета, 2012. С. 73-78.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИ НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ КЛАССОВ Махсотова Ц.В.
Махсотова Цагана Валентиновна — студент магистратуры, кафедра компьютерных интеллектуальных технологий, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются различные подходы к обработке данных с несбалансированными классами, а также выясняется эффективность применения различных стратегий для наиболее точной классификации данных подобного типа. Ключевые слова: классификация, большие данные, алгоритмы, дисбаланс.
Проблема несбалансированных данных обычно относится к задаче с проблемами классификации, где классы не представлены в равной степени.
Данная проблема имеет большое значение в современных исследованиях обработки больших данных, т.к. несмотря на достаточное количество алгоритмов, реализующих классификацию подобного типа данных, существует проблема в погрешностях, что приводит к неточным результатам классификации.
К основным методам при обнаружении несбалансированности классов можно отнести следующие методы:
1. Сбор дополнительных данных.
2. Сбалансирование тестового набора данных одним из следующих способов:
a. Дублирование экземпляров класса меньшинства.
b. Удаление экземпляров класса большинства.
c. Синтезирование новых классов меньшинств.
3. На уровне алгоритма:
a. Регулирование веса класса (расходы ошибок классификации).
b. Регулирование порога принятия решения.
c. Изменение существующего алгоритма с целью повышения чуствительности к редким классам.
4. Создание совершенно нового алгоритма.
Примеры алгоритмов для решения проблемы несбалансированных классов:
35