Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекова Марина Руслановна, Османова Патимат Алилаловна, Абдуллаев Абдулла Бабаевич

В статье представлена модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов. Структурно-функциональная модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов в процессе изучения профессиональных дисциплин представлена как система, в состав которой входят такие компоненты (блоки): целевой, концептуальный, ценностно-мотивационный, содержательный, организационно-процессуальный, результативный. Предложенная модель отражает сущность профессиональной подготовки педагога с высоким уровнем креативности как компонента творческих способностей. Анализ литературы позволил автору становить, что для развития креативности как компонента творческих способностей наиболее эффективными являются личностно-ориентированный, компетентностный, синергетический и акмеологический подходы. Структурно-функциональная модель состоит из целевого, концептуального, ценностно-мотивационного, содержательного, организационно-процессуального, результативного блоков, которые выступают как целостная система, элементы которой взаимосвязаны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекова Марина Руслановна, Османова Патимат Алилаловна, Абдуллаев Абдулла Бабаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY AS A COMPONENT OF THE CREATIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS

The article presents a model of the development of creativity as a component of the creative abilities of future teachers. The structural and functional model of the development of creativity as a component of the creative abilities of future teachers in the process of studying professional disciplines is presented as a system that includes the following components (blocks): target, conceptual, value-motivational, meaningful, organizational-procedural, effective. The proposed model reflects the essence of professional training of a teacher with a high level of creativity as a component of creative abilities. The analysis of the literature allowed the author to establish that personality-oriented, competence-based, synergetic and acmeological approaches are the most effective for the development of creativity as a component of creative abilities. The structural and functional model consists of target, conceptual, value-motivational, substantive, organizational-procedural, and effective blocks that act as an integral system, the elements of which are interrelated.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

24. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений / А.С. Прутченков // Методическая разработка занятий. -Москва: Новая школа, 1993. - 47 с.

25. Семенов И.Н. Персонология жизнетворчества А.В. Петровского и развитие истории и теории общей и социальной психологии, и педагогики (к 90-летию со дня рождения) / И.Н. Семенов // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. - № 6, 2014.

26. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 208 с.

27. Хакимова Е.К. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога / Е.К. Хакимова, Р.А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - № 1. - Санкт-Петербург, 2014.

28. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. -16.12.2020. Http: //www. eidos. ru/j ournal/2002/0423.htm

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Бекова Марина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук Османова Патимат Алилаловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики. технологии и методики обучения Абдуллаев Абдулла Бабаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлена модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов. Структурно-функциональная модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов в процессе изучения профессиональных дисциплин представлена как система, в состав которой входят такие компоненты (блоки): целевой, концептуальный, ценностно-мотивационный, содержательный, организационно-процессуальный, результативный. Предложенная модель отражает сущность профессиональной подготовки педагога с высоким уровнем креативности как компонента творческих способностей. Анализ литературы позволил автору становить, что для развития креативности как компонента творческих способностей наиболее эффективными являются личностно-ориентированный, компетентностный, синергетический и акмеологический подходы. Структурно-функциональная модель состоит из целевого, концептуального, ценностно-мотивационного, содержательного, организационно-процессуального, результативного блоков, которые выступают как целостная система, элементы которой взаимосвязаны.

Ключевые слова: моделирование, развитие, креативность, компоненты, творческие способности, будущие педагоги.

Annotation. The article presents a model of the development of creativity as a component of the creative abilities of future teachers. The structural and functional model of the development of creativity as a component of the creative abilities of future teachers in the process of studying professional disciplines is presented as a system that includes the following components (blocks): target, conceptual, value-motivational, meaningful, organizational-procedural, effective. The proposed model reflects the essence of professional training of a teacher with a high level of creativity as a component of creative abilities. The analysis of the literature allowed the author to establish that personality-oriented, competence-based, synergetic and acmeological approaches are the most effective for the development of creativity as a component of creative abilities. The structural and functional model consists of target, conceptual, value-motivational, substantive, organizational-procedural, and effective blocks that act as an integral system, the elements of which are interrelated.

Keywords: modeling, development, creativity, components, creative abilities, future teachers.

Введение. Поскольку одним из наиболее распространенных теоретических методов в педагогических исследованиях является моделирование, и, учитывая данные констатирующего эксперимента, мы считаем необходимым создание модели развития педагогической креативности будущих педагогов в процессе изучения специальных дисциплин.

Одним из определяющих критериев работоспособности любой модели - физической, математической, семантической -является ее степень адекватности действительности. Поэтому нашей задачей является приблизить модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов к современному состоянию профессиональной подготовки. Также заметим, что эффективность модели определяться комплексом педагогических условий, способствующих реализации прогнозируемой цели исследования, разработка и проверка эффективности которых является целью данного исследования.

Учитывая цель, задачи, объект, предмет исследования нами была выбрана структурно-функциональная модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов. Создание модели поможет нам выявить процесс развития педагогической креативности.

Изложение основного материала статьи. Традиционно в состав модели профессиональной подготовки вносят несколько основных компонентов, среди которых:

1) целевой компонент (целемотивационный и т.п.);

2) содержательный компонент (содержательно-деятельностный, содержательно-процедурный) - выявляет специфику содержания профессиональной подготовки, построенной с учетом комплекса принципов;

3) процессуальный (деятельностный, технологический, деятельностно-процедурный) - содержит характеристику основных форм профессиональной подготовки, средств ее осуществления, в том числе авторскую составляющую процесса профессиональной подготовки;

4) результативный (оценочно-результативный, оценочно-рефлексивный, исследовательско-рефлексивный, аксиологический) - каким детерминировано соотнесение цели и результата разработанной модели и осуществляется проверка полученных результатов в процессе эксперимента [4, с. 276].

Структурно-функциональная модель развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов в процессе изучения профессиональных дисциплин представлена как система, в состав которой входят такие компоненты (блоки): целевой, концептуальный, ценностно-мотивационный, содержательный, организационно-процессуальный, результативный. Предложенная модель отражает сущность профессиональной подготовки педагога с высоким уровнем креативности как компонента творческих способностей.

Рассмотрим подробнее каждый из этих блоков. Целевой блок является основным компонентом модели, поскольку определяет ее содержание, структуру и конечную цель, которую необходимо достичь. В контексте нашего исследования целью является: развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

1) сформировать у будущих педагогов мотивацию к развитию креативности как компонента творческих способностей;

2) углубить знания студентов о педагогической креативности и инновационных технологиях педагогической работы;

3) развить умение решать педагогические проблемы; проявлять креативность при подготовке к проведению внеурочных специально организованных занятий, оказанию педагогического сопровождения детей различных категорий, проведение консультационной работы с детьми и родителями в соответствии с их индивидуальных особенностей, проектирование личности ребенка.

Концептуальный блок включает в себя закономерности, принципы, подходы.

Под закономерностями обучения понимают объективные, устойчивые и существенные связи, обусловливающие эффективность учебного процесса. Нами были выбраны закономерности, которые в наиболее полной мере обеспечивают эффективность развития педагогической креативности. К ним относим: 1) воспитательный и развивающий характер обучения; 2) обусловленность обучения общественными потребностями; 3) зависимость обучения от реальных возможностей студентов.

Важным является деятельностный подход, который предполагает наличие у будущих педагогов способности к применению профессиональных умений в собственной практической деятельности; постоянное совершенствование приобретенных умений и навыков для перехода на высший уровень профессионального мастерства.

Анализ литературы позволил установить, что для развития креативности как компонента творческих способностей наиболее эффективными являются личностно-ориентированный, компетентностный, синергетический, акмеологический подходы.

Личностно ориентированный подход предполагает сотворчество студента и преподавателя в образовательном процессе. Этот подход предполагает, что студент является главным во время обучения, а основная задача преподавателя состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальные особенности будущего педагога, его способности и помочь ему раскрыть их.

Компетентностный подход в современной системе образования является одним из ведущих. Это обусловливает значительное количество научных исследований по проблемам компетентностного подхода. Исследователь В. Лунячек, рассматривая профессиональную подготовку студентов (слушателей) в условиях образовательной организации высшего образования с позиций компетентностного подхода, отмечает, что ее результатом является формирование компетентности будущей профессиональной деятельности (соответствующих знаний, пониманий, умений, ценностей, других личных качеств), которые приобрела и способна продемонстрировать лицо после завершения обучения в рамках определенной специальности [1, с. 159-160].

Акмеологический подход для развития педагогической креативности, по нашему мнению, заключается в усилении профессиональной мотивации, выявлении, стимулировании и использовании творческого потенциала личности. Под педагогическими принципами понимают систему основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

Считаем целесообразным соблюдение общих принципов и выделить специальные, которые помогут достичь положительного результата для развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов. Итак, к специальным принципам относим: принцип творческого сотрудничества, саморазвития, стимулирования креативности.

Принцип творческого сотрудничества предусматривает реализацию совместного творческого взаимодействия студентов друг с другом, а также с преподавателем, который нацеливает, руководит творческим процессом и является его активным участником. Этот принцип поможет будущему педагогу проявлять собственные творческие способности, обмениваться творческим опытом с другими, быть активным участником процесса творчества. Указанный принцип поможет студентам с низким уровнем креативности повысить свой уровень за счет взаимодействия с другими будущими педагогами с более высоким уровнем креативности, а включение преподавателя поможет избежать барьеров, могущих тормозить процесс творчества, проявить раскованность, открытость к новому. По мнению Е. Щербаковой «сотворчество способствует преодолению стереотипов, раскрытию творческого потенциала каждой личности в коллективе» [2, с. 21].

Принцип саморазвития. В основе этого принципа положена внутренняя мотивация будущего педагога к собственному профессиональному и личностному развитию. Педагогическая креативность проявляется в процессе саморазвития будущего педагога. Поскольку именно в процессе самосовершенствования личность применяет свои способности, стремится усовершенствовать себя и окружающий мир, что является проявлением креативности. Таким образом, принцип саморазвития предполагает развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов.

Принцип стимулирования креативности. Этот принцип особенно важен в образовательном процессе. Студенты, которые подошли к выполнению заданий творчески, проявили креатив, должны услышать одобрение их работы. По нашему мнению, если студент не будет слышать похвалы, то возможно в будущем он не будет иметь желания осуществить свою работу творческим путем. Каждой личности важно почувствовать, что ее работа достойна внимания. Исследовательница И. Дичкивская по этому поводу отмечает, что в процессе развития творческих способностей нелестная оценка творческих попыток является недопустимым для педагога [4, с. 156-158].

Все определенные принципы взаимосвязаны друг с другом и создают вместе с общедидактическими принципами оптимальную систему требований, реализация которых обеспечит развитие креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов.

Ценностно-мотивационный блок модели включает в себя мотивы, потребности, интересы. Этот блок отражает личностную составляющую профессии педагога. Под мотивами в психологии понимают осознанные побуждения человека к деятельности или поведению.

Понятие интерес трактуется как направленность личности на определенный предмет, явление. В интересах более всего выражается познавательная потребность человека. Наличие интересов выступает благоприятной предпосылкой деятельности, обучения. Мы определили интересы, которые, по нашему мнению, будут наиболее благоприятны для

развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов. Ими являются: интерес к профессии, к процессу творчества, детей и их развития.

Содержательный блок включает в себя теоретическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка представлена профессиональными дисциплинами (дисциплины цикла профессиональной и практической подготовки). Определенный дидактико-развивающий потенциал профессиональных дисциплин, дал нам возможность учесть основные теоретические акценты подготовки будущих специалистов на которые следует сосредоточить внимание. Однако, мы выделим цикл занятий в рамках деятельности студенческого научного кружка «Инновации педагогической деятельности».

Теоретическая подготовка включает также цикл занятий из цикла «Основы креативности в педагогической деятельности». В программу курса включены инновационные методы обучения, а также нетрадиционные формы организации учебной деятельности. Выбор каждого метода определялся целью, которую нужно достичь на занятии, а также избирался самый оптимальный метод, который, по нашему мнению, способствовал лучшему усвоению материала, совершенствованию умений, навыков. Поскольку целью нашего исследования является развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов мы предусматриваем практические, лабораторные и семинарские занятия.

Организационно-процессуальный блок включает в себя формы, методы, технологии и средства обучения, этапы развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов и педагогические условия.

Наряду с традиционными методами обучения широкое распространение получили инновационные методы, которые инициируют студентов к инициативности, творческого подхода и активной позиции во всех видах учебной деятельности, предусматривает не получение, а добывание, создание, конструирование знаний, умений, компетенций самим студентом, что значительно повышает результативность обучения.

Несмотря на активное распространение инновационных методов обучения считаем, что их целесообразно рационально использовать вместе с традиционными. Для лучшего усвоения студентами учебного материала используют различные средства обучения. К средствам обучения относим: учебники, пособия, наглядный материал, интернет ресурсы и ТСО.

Важным компонентом организационно-процессуального блока модели является выделение этапов креативности как компонента творческих способностей. Семантика лексемы «развитие» имеет процессуальное содержание. В педагогической мысли под процессом обучения понимают педагогически обоснованную, последовательную, непрерывную смену актов обучения, в процессе которой выполняются задачи развития и воспитания личности. Акты обучения обозначим понятием «этапы», а их внедрение будет способствовать реализации нашей цели.

Итак, мы выделили такие этапы развития педагогической креативности будущих педагогов:

1. Мотивационно-ценностный (начальный) этап развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов профессиональных ценностей, содействие положительного настроя на будущую профессионально-креативную деятельность. На этом этапе важное место занимает мотивация к развитию креативности как компонента творческих способностей. Будущие педагоги должны ознакомиться с качествами, которыми должен обладать педагог, осознать важность этой профессии и ее ответственность. В этот период актуально осветить положительные моменты развития педагогической креативности, объяснить студентам особенности этого интегрального личностно-профессионального качества, рассказать каким образом оно проявляется в профессиональной деятельности. Этот этап характеризуется активным стимулированием студентов к творчеству и сотворчеству.

Указанный этап соответствует ценностно-мотивационному блоку нашей модели и призван сформировать мотивы, потребности и интересы студентов, которые будут способствовать развитию креативности.

Конечным результатом внедрения мотивационно-ценностного (начального) этапа развития педагогической креативности являются положительная настроенность будущих педагогов на развитие креативности как компонента творческих способностей, осознание ее важности; сформированность профессиональных ценностей, ознакомление с профессиограммой педагога; подготовленностью студентов к активной творческой (индивидуальной и групповой)деятельности. Таким образом, этот этап является так называемой «подготовкой» студентов для дальнейшего развития креативности.

2. Креативно-деятельностный (основной) этап нацелен на активное привлечение студентов к креативной деятельности в учебно-воспитательном процессе при изучении профессиональных дисциплин; приобретение знаний о педагогической креативности и инновационных технологиях обучения. На этом этапе активизируется когнитивный, личностный и деятельностный критерии педагогической креативности; происходит смещение акцента с репродуктивной педагогической деятельности на инновационно-креативную. Характерным является исчезновение психологических барьеров, которые препятствуют проявлениям творческих способностей. Итак, этот этап является основным в процессе развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов.

Последствиями реализации креативно-деятельностного (основного) этапа является владение знаниями о педагогической креативности, инновационные технологии в педагогической деятельности; повышение уровня развития креативных личностно-профессиональных качеств; усиливается стремление к совершенствованию профессиональных компетентностей.

3. Рефлексивно-оценочный (заключительный) этап прогнозирует осознание студентом себя как креативной личности, способной реализовывать креативные решения педагогических проблем, проявлять креативность во время будущей профессионально-педагогической деятельности и тому подобное; сформированностью профессиональных ориентиров, в частности на креативно-инновационную деятельность; осмысление будущими педагогами своего креативного потенциала, желанием применять его в дальнейшем; закрепление приобретенных знаний и умений; осознание значения приобретенных качеств в условиях образовательной организации высшего образования. Таким образом, на этом этапе все критерии педагогической креативности объединяются в одну целостную систему.

Результатом вышеупомянутого этапа должно быть комплексное развитие креативности как компонента творческих способностей будущего специалиста, осознанность значение этого качества, желание развивать ее в будущем.

Организационно-процессуальный блок включает определенные и обоснованные педагогические условия. Результативный блок модели развития креативности как компонента творческих способностей будущих педагогов включает в себя критерии, показатели и уровни развития указанного качества. Этот блок поможет осуществить диагностику и оценить результаты эффективность определенных организационно-педагогических условий.

Выводы. Итак, структурно-функциональная модель состоит из целевого, концептуального, ценностно-мотивационного, содержательного, организационно-процессуального, результативного блоков, которые выступают как целостная система, элементы которой взаимосвязаны.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А.,

Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. -Москва, 2021.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974. - 167 с.

4. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология. - М.: Российский открытый университет, 1994. - 129 с.

5. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально-активной личности учителя // Формирование социально-активной личности учителя / Под ред.

B.А. Сластенина. - М.: МГПИ, 1987. - С. 36-46.

6. Кудрявцев В.Т. Проблемы формирования творческих способностей // Психологический журнал. - 1988. - N 4. -

C. 156-158.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Белова Ирина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙН-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные со спецификой обучения профильным дисциплинам студентов-дизайнеров в педагогическом вузе, исследуется роль метода визуального моделирования как средства формирования профессиональной компетентности, эффективного способа развития специальных способностей и творческой активности студентов, приобретения индивидуального опыта проектной деятельности. Авторы рассматривают метод моделирования в рамках дизайнерской деятельности. Под процессом моделирования принимают построение и изучение модели. В художественном контексте моделирование является отображением, представлением объекта. Дизайн вобрал в себя знания из различных сфер. Художественно-эстетичного, историко-культурного, социального, эргономического и многих других. Все профессиональные познания и навыки находят применение в процессе моделирования.

Ключевые слова: дизайн-педагогическое образование, метод обучения, визуальное моделирование, специальные способности, творческая активность.

Annotation. The article highlights issues related to the specifics of teaching specialized disciplines to design students at a pedagogical university, examines the role of the visual modeling method as a means of forming professional competence, an effective way of developing special abilities and creative activity of students, acquiring individual experience in project activities. The authors consider the modeling method in the framework of design activities. The modeling process is understood as the construction and study of the model. In an artistic context, modeling is a representation, a representation of an object. The design has absorbed knowledge from various fields. Artistic and aesthetic, historical and cultural, social, ergonomic and many others. All professional knowledge and skills are used in the modeling process.

Keywords: design-pedagogical education, teaching method, visual modeling, special abilities, creative activity.

Введение. Находясь на пути перемен, учитывая постоянно изменяющиеся условия, современная система высшего дизайн-педагогического образования ставит перед собой задачу подготовки универсальных специалистов, ориентированных на потребительскую культуру XXI века. Современные требования к подготовке дизайн-педагогической деятельности заставляют ориентироваться на передовые методы и образовательные технологии. Как показывает практика, педагог в области дизайна изучает огромное количество информации, систематизирует данные, анализирует аналоги, разрабатывает программы, проектирует и моделирует образовательные процессы [5].

Актуальность исследования состоит в обосновании необходимости применения новейших технологий и методов обучения студентов дизайнерской деятельности в педагогическом вузе. Как показывает практика, современные методы, заимствованные из дизайна и пришедшие в педагогику, дают хорошие результаты в процессе профессиональной подготовки будущего педагога-дизайнера.

Целью исследования является анализ и обоснование метода визуального моделирования, применяемого в процессе обучения студентов-дизайнеров профильным дисциплинам, в качестве эффективного средства их профессионального становления и развития творческого потенциала.

Изложение основного материала статьи. Специальность «Дизайн» как профессия претендует на самый широкий спектр объектов проектирования - от элементов прикладного характера и интерьера до объектов среды, ландшафта, малых архитектурных форм и городского благоустройства. Широкое массовое распространение дизайн получил в конце XIX века и прочно встал на ноги к середине XX как художественно-техническое проектирование утилитарных изделий массового производства. К концу столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватывая все новые и новые области проектной графики, промышленной графики, рекламы.

Современный дизайн в своем понимании означает не только проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, но и создание комфортной для человека среды - жилой, производственной, эстетической, социально-культурной. В современном дизайн образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.