МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мукасеев Е.В., аспирант Института мировой экономики и информатизации
Статья содержит результаты экспертной оценки вероятности контрастных сценариев развития инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования. Опросы группы специалистов сферы управления инновационной деятельностью -преподавателей Высшей школы экономики, - показали, что наиболее вероятным сценарием развития инновационной инфраструктуры системы ВПО является ее ориентация на обучение и привитие студентам профессиональных навыков, тогда как создание инноваций, как самостоятельное направление, в миссии вуза будет играть меньшую роль.
Ключевые слова: моделирование, экспертная оценка, сценарий, инновационная инфраструктура, система высшего профессионального образования, миссия вуза.
SIMULATION OF INNOVATION INFRASTRUCTURE SYSTEM OF HIGHER
EDUCATION
Mukaseev E., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization
This article contains the results of an expert evaluation of the likelihood of contrasting scenarios innovation infrastructure system of higher education. Polls team specialists in the field of innovation management - Higher School of Economics teachers - have shown that the most likely scenario for the development of innovation infrastructure VPO system is its focus on training and instilling students skills while creating innovation as an independent direction in the mission of the university will play smaller role.
Keywords: modeling, expert assessment, scenario, innovation infrastructure, the system of higher education, the mission of the university.
Курс на инновационное развитие и модернизацию экономики вносит существенные изменения во все сферы деятельности, где осуществляются инновации, в том числе и в сферу высшего профессионального образования. Вузы России являются социально значимой частью народного хозяйства, одним из ведущих элементов национальной инновационной системы, играющим определяющую роль в процессах ее организации и функционирования [1]. Высока значимость вузов и в развитии инновационных подсистем страны, что обусловливается сочетанием таких факторов, как высокий научно-технический потенциал, распределенность по всем регионам, универсальность системы высшего образования, ее межотраслевой характер, высокая поддержкой высшей школы общественностью, гибкость системы высшей школы. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям.
Наряду с этим, сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам, российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров. Распределение активности вузов между научной и образовательной деятельностью имеет тренд к увеличению в сторону образовательного процесса, количество преподавателей-исследователей за последние пятнадцать лет уменьшилось почти в два раза, хотя численность профессорско-преподавательского состава в тот же период возросла в полтора раза.
В ряду стоящих перед нашей страной задач по формированию эффективной инновационной системы важной задачей является развитие инновационной инфраструктуры учреждений сектора высшего профессионального образования. Еще в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы [2]. Мировая практика показывает, что основные инновации рождаются в центрах университетской науки, где сосредоточена большая масса интеллектуальной молодежи и ученых, способных создавать новое и представлять этот продукт в виде диссертаций, дипломных проектов, научных публикаций, машин, аппаратов, технологий.
В развивающем этот документ проекте основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [3] данная задача конкретизируется и ставится как расширение инфраструктуры инновационного предпринимательства: особых экономических зон, технопарков, центров трансфера технологий, инжиниринговых и сертификационных центров, венчурных инновационных фондов,
развитие центров коллективного пользования уникальным научным и испытательным оборудованием, обеспечение его доступности частным организациям. При этом подчеркивается необходимость формирования и внедрения учебных курсов по инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования.
Одной из мер, направленных на развитие инновационной инфраструктуры сектора высшего профессионального образования, явилось принятие Федерального закона №217-ФЗ, согласно которому бюджетные научные учреждения и государственные высшие учебные заведения имеют право создавать малые инновационные предприятия (МИП) в форме хозяйственных обществ: обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ [4]. Основной целью закона являлось обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Закон предоставлял возможность учреждениям науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям. Однако вузам и МИП не оказывалось реальной методической и информационной поддержки, что приводило к большому количеству неточностей и ошибок в действиях учебных заведений. По оценкам экспертов, только треть малых инновационных предприятий работает, треть существует лишь «на бумаге» и треть находится в промежуточном состоянии [5].
Развитию инновационной инфраструктуры в российских вузах было посвящено также Постановление Правительства №219 от 9 апреля 2010 г. [6], в соответствии с которым выделялись целевые бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений. Однако, несмотря на предпринимаемые меры и некоторые положительные результаты по отдельным вузам-лидерам, по всей совокупности составляющих национальную систему высшего образования университетов, как отмечалось в Докладе молодых ученых Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию [7], готовность вузов не только к созданию инноваций, но даже и к восприятию новых технологий, все еще низка.
Свидетельством этого, в частности, является состояние Интернет-ресурсов научно-образовательных учреждений в нашей стране: из 662 проанализированных российских вузов в рейтинг «Ве-бометрикс» (ШеЪоте^^) 2011 года попали 450, а остальные (32%) исключены из ранжирования. И хотя рейтниг ШеЪоте^^ анализирует не научно-образовательную деятельность университетов в целом, а «представленность» вуза в Интернет-пространстве [8], и позволяет лишь косвенным образом оценить научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их Интернет-сайтов, эти результаты говорят сами за себя: многие российские университеты еще не полностью освоили даже Интернет-ресурс.
Сказанное выше побудило к постановке следующей задачи: разработать прогноз развития инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования, основанный на реалиях сегодняшнего дня. Эта задача относится в классу слабо структурированных проблем [8], но она может быть решена путем обращения к экспертным знаниям; примером постановки подобных задач может служить описанная в книге американского математика Т. Саати [9] иерархическая модель будущего высшего образования США.
Кратко охарактеризуем подход Т. Саати к оценке вероятного будущего высшего образования США, в основе которого лежит выявление экспертных знаний на базе метода анализа иерархий. В методологическом плане эта оценка основывается на планировании от достигнутого: возможный исход является результатом реализации сценария или состояния систем, определяемым существующим состоянием и действующими силами, которые преследуют свои цели, политику и индивидуальные исходы. Цель планирования - построение обобщенного сценария из обширного множества сценариев, определяющих «конус» будущего. Так, в рассматриваемом примере были оценены следующие сценарии (Т. Саати называет их «контрастными»):
1. «Проекция». Проекция настоящего (1976 г.) на 1985 г. с учетом незначительных изменений.
2. «Навыки». Ориентация на приобретение профессиональных навыков.
3. «Все». Образование для всех (субсидирование образования).
4. «Элита». Образование для избранных (для тех, у кого есть деньги или исключительные способности).
5. «Власти». Отсутствие частных вузов (все субсидируются властями).
6. «Техника». Ориентация на применение современных средств обучения (занятия по телевизору, компьютеру).
7. «Обучение», В вузах не ведутся научные исследования, акцент только на обучение.
В результате опроса группы преподавателей колледжей, специализирующихся в области математических наук и проходивших в феврале 1976 г. курсы повышения квалификации в школе по исследованию операций и системному подходу, оказалось, что наибольший вес - 0,259 получил второй сценарий - навыки. Обобщенный сценарий выглядел следующим образом (приводится лишь частично): «Высшее образование в США после 1985 г. будет ориентировано на приобретение профессиональных навыков. Будет больше студентов с худшими интеллектуальными способностями,
несколько менее активных в общественной жизни учебного заведения. Однако у них не будет проблем в получении работы после окончания вуза» [10, с.153].
Нами подобная методика была применена для разработки наиболее вероятного прогноза развития инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования. В этих целях построена концептуальная модель, содержащая следующие иерархические уровни:
- уровень I - фокус (цель): прогноз развития инновационной структуры системы ВПО;
- уровень II - основные факторы развития: экономические, политические, социальные, технологические;
- уровень III - действующие агенты (акторы): студенты, профессорско-преподавательский состав, администрация вуза, власти (государство, правительство), бизнес-структуры, общество;
- уровень IV - мотивирующие цели акторов: для студентов - достижение высокого социального статуса, профессиональная подготовка, навыки самообразования; для профессорско-преподавательского состава - престиж, стабильная работа, профессиональный рост; для администрации вуза - стабильность, финансовая обеспеченность вуза; для властей - благосостояние населения, общественный порядок, людские ресурсы; для бизнес-структур - прибыль, технология, капиталовложения; для общества - знания, культура;
- уровень V - контрастные сценарии: «проекция» (проекция настоящего на будущее); «профессиональные навыки» (ориентация на приобретение студентами профессиональных навыков; «обучение» (в вузах не проводятся широкие научные исследования, акцент преимущественно на обучение); «инновационное развитие» (в вузах проводятся научные исследования, инициирующие инновационный характер обучения).
Очевидно, что обобщенный сценарий развития инновационной структуры системы ВПО будет являться суперпозицией контрастных сценариев, проявляющих себя с вероятностями, пропорциональными их приоритетам.
В графическом виде данная концептуальная модель развития инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования представлена на рис. 1.
Для наполнения данной иерархической модели экспертными знаниями были привлечены слушатели Института дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ, проходящих подготовку по направлению «Управление строительными проектами». В группу экспертов из семи человек были включены опытные менеджеры проектов, а также высококвалифициро-
Рис. 1. Концептуальная модель развития инновационной инфраструктуры системы ВПО (создана в СППР Expert Decide 2.2)
Рис. 2. Информационная модель влияния акторов на развитие инновационной инфраструктуры системы ВПО (экспортирована из
СППР Expert Decide 2.2)
ванные преподаватели кафедры «Инновационные технологии» -профессора, доктора экономических наук. При создании информационных моделей использовали принцип консенсуса - решение принималось не большинством голосов, а в результате детального обсуждения как состава иерархической модели, так и относительной важности ее элементов. Для формализации и оперативной первичной обработки экспертных суждений использовалась система поддержки принятия решений (СППР) Expert Decide 2.2 [11], синтез результатов проводили в программной среде математической системы MathCAD, вторичный анализ и построение графиков и диаграмм - в пакете статистических программ анализа данных общественных наук SPSS Base [12].
Представленная на рис. 1 пятиуровневая иерархическая модель достаточно сложна для работы с нею, поэтому решено разбить ее на несколько более простых моделей, каждая из которых решает свою частную задачу. Прежде всего, устанавливали соотношение приоритетов акторов, влияющих на развитие инновационной инфраструктуры вуза и системы ВПО в целом. Для этого использовали трехуровневую иерархию, включающую первые три уровня - цель, факторы и акторы. В результате опроса экспертов получена информационная модель, представленная на рис. 2.
Как следует из этой модели, по мнению экспертов наиболее приоритетными являются экономические факторы, на которые падает 51% суммарного приоритета, равного единице, менее значимы социальные и технологические факторы с приоритетами 0,237 и 0,182 соответственно, и завершают ранжирование социальные факторы с приоритетом 0,072.
По совокупности включенных в модель факторов наиболее весомым агентом являются власти (приоритет 0,404), далее следуют бизнес-структуры и общество (приоритеты 0,281 и 0,130 соответственно. Приоритет остальных акторов - студентов, профессорско-преподавательского состава и администрации вузов суммарно равен 0,185.
Поскольку на власти, бизнес-структуры и общество приходится более 80% воздействия на основные факторы, влияющие на развитие инновационной структуры системы высшего профессионального образования, в дальнейшем для прогнозирования приоритетов контрастных сценариев были использованы только эти три агента.
На следующем этапе экспертам для получения информационных моделей, описывающих распределения приоритетов целей акторов, были предложены три двухуровневые иерархии, фокусами которых являлись власти, бизнес-структуры и общество, а на нижнем уровне - мотивирующие цели акторов: для властей - благосостояние населения, общественный порядок, людские ресурсы; для бизнес-структур - прибыль, технология, капиталовложения; для общества - знания, культура. Полученные при этом результаты приведены в табл. 1. В четвертой графе этой таблицы приведены абсолютные приоритеты целей, равные произведению относительных приоритетов (графа 3) на приоритеты акторов, указанные в графе 1. Видно, что наиболее значимыми целями являются: общественный порядок (приоритет 0,279), прибыль (приоритет 0,131) и капиталовложения (приоритет 0,122). После нормирования получено следующее распределение приоритетов этих целей: 0,524 : 0,246 : 0,229.
Поскольку для оценки весов контрастных сценариев можно ограничиться только этими тремя целями (в табл. 1 соответствующие приоритеты выделены полужирным шрифтом), экспертам была предложена иерархия, содержащая три уровня: фокус - развитие инновационной инфраструктуры, мотивирующие цели и контрастные сценарии. В результате получена информационная модель, представленная на рис. 3.
Как видно из этой модели, эксперты очень сдержанно оценивают вероятность перехода системы высшего профессионального образования на инновационный путь развития - этот сценарий, наравне с сценарием «проекция», т.е. сохранение существующей
Таблица 1. Приоритеты целей основных акторов
Актор Цель Приоритет относительный Приоритет абсолютный
1 2 3 4
Власти (приоритет 0,404) Бл агосостояние 0,218 0,088
Общественный порядок 0,691 0,279
Людские ресурсы 0,091 0,037
Бизнес-структуры (приоритет 0,281) Прибыль 0,466 0,131
Технология 0,100 0,028
Капиталовложения 0,433 0,122
Общество (приоритет 0,130) Знания 0,500 0,065
Культура 0,500 0,065
Рис. 3. Информационная модель развития инновационной инфраструктуры системы ВПО (экспортирована из СППР Expert Decide 2.2)
ситуации, получил приоритет 0,170, тогда как сценарий «обучение» получил вдвое больший приоритет - 0,369. Обращает на себя также внимание достаточно высокий приоритет сценария «профессиональные навыки» - 0,293, что, по-видимому, отражает неприятие экспертами усиленно насаждаемой Министерством науки и образования системы «бакалавр-магистр-аспирантура» и желание вернуться к годами проверенной системе высшего профессионального образования «специалитет-аспирантура».
Таким образом, обобщенный сценарий развития инновационной инфраструктуры системы высшего профессионального образования выглядит следующим образом: наиболее вероятным вариантом развития инновационной инфраструктуры системы ВПО является ее ориентация на обучение и привитие студентам профессиональных навыков, тогда как создание инноваций, как самостоятельное направление, будет занимать по-прежнему скромное место в миссии вуза.
Литература:
1. Егоров А.Ю., Логвинов Д.А. Концепция тройной спирали в структуре взаимосвязей инновационной экономики и образования. - М.: Инновационная экономика, 2012, № 4-5.
2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ 30.03.2002 №Пр-576 // Поиск. 2002. № 16(674).
3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект) // Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.uiec.ru/news/0/7788.html.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009.
5. Стерлигов И. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге // Электронный ресурс. Режим доступа : http:// www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450.
6. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. №219 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://archive.government.ru/gov/results/ 10233/.
7. Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы. Доклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. М., 2012.
8. Интернет-ресурс. Режим доступа: www.education-medelle.com.
9. Шуметов В.Г., Лясковская О.В. Теория систем и системный анализ: Учебное пособие. Часть 1. Орел: ОРАГС, 2009.
10. Саати Т. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.
11. Кузнецов А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Ме. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001.
12. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство пользователя. Перевод-Copyright 1998 СПСС Русь.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В
МУНИЦИПАЛИТЕТАХ
Антипова Т.В., д.э.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления Пермского государственного
национального исследовательского университета
В этой статье рассматривается потребность муниципалитетов в организации внутреннего контроля, виды противоправной деятельности, обуславливающие важность внутреннего контроля. А также описываются некоторые контрольные функции, которые могут быть добавлены к стандартной системе бюджетного учета, одной из основных функций которой является анализ каждого процесса, предполагающего финансовые операции, для того чтобы определить возможность потери активов, и установить процедуры контроля, предотвращающие их появление.
Ключевые слова: муниципалитеты, внутренний контроль, меры контроля.
NECESSITY OF INTERNAL CONTROLS IN MUNICIPALITIES
Antipova T., Doctor of Economics, Professor, Perm State University
This paper discusses the necessity for municipalities in the organization of internal control, the types of illegal activities, causing the importance of internal control. And also describes some of the control functions that can be added to the standard accounting system, one of the main functions of which is to analyze each process involving financial transactions in order to determine the possibility of loss of assets , and establish control procedures to prevent the appearance of them.
Keywords: municipalities, internal control, control measures.
Например, возможным крупным недостатком в процедуре выставления счетов-фактур может быть то, что отдел доставки не информирует бухгалтерию об отправке товара, и в результате покупателю не высылается счет-фактура.
Самой распространенной ситуацией, при которой необходим контроль, является невинная ошибка в обработке сделки. Например, бухгалтер по кредиторской задолженности забывает сравнить цену в счете-фактуре поставщика с ценой, указанной в платежке, что приводит к тому, что муниципалитет платит больше, чем следует.
Подобные случаи могут произойти вследствие плохой подготовки работников, невнимательности, либо комбинации специфических обстоятельств, которые не были предусмотрены при первоначальной разработке учетных процедур. Очень много причин могут привести к незамеченным ошибкам, а это, в свою очередь, оборачивается потерей активов.
Однако, потенциальная потеря активов, которой больше всего боится руководство организации, происходит не в результате таких
ошибок, а из-за сознательного мошенничества некоторых работников, поскольку эти операции намеренно маскируются, что сильно затрудняет их выявление. Наиболее распространенным видами мошенничества являются:
•Кража денег. Кража денег является наиболее распространенным видом мошенничества при ослабленном контроле за движением денежных средств. Соответственно, главному бухгалтеру следует тратить какое-то время на разработку мер контроля над движением денежных средств.
•Искажение финансовой отчетности. Хотя внешне никакие активы вроде бы не украдены, сознательная фальсификация финансовой информации является, тем не менее мошенничеством, поскольку она влияет на финансовые результаты. В конечном итоге искажение финансовой отчетности может привести к неверному определению налогооблагаемой базы, в частности по налогу на прибыль. Как следствие, это может привести к крупным штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Меры контроля в этой области должны включать внутренний контроль, обеспечива-