Научная статья на тему 'Сценарный подход к прогнозированию системы высшего профессионального образования для учебных заведений, осуществляющих подготовку государственных служащих'

Сценарный подход к прогнозированию системы высшего профессионального образования для учебных заведений, осуществляющих подготовку государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОД СЦЕНАРИЕВ / ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ / СОБСТВЕННЫЙ ВЕКТОР / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ / FORECASTING / THE METHOD OF SCENARIOS / THE HIERARCHY OF CRITERIA / THE EIGENVECTOR METHOD OF ANALYSIS OF HIERARCHIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Владимир Николаевич, Ульзетуева Дарима Дамдиновна

В статье рассмотрен сценарный подход к решению задач краткосрочного и среднесрочного прогнозирования состояния системы высшего профессионального образования. В качестве аналога авторами выбрана задача, решенная Т. Саати в 1980-х гг. для системы высшего образования США. Специфика подхода, предложенного в статье, обусловлена содержанием сформулированных сценариев, выбором переменных и величиной их значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario Approach to Forecasting of the System of Higher Professional Education for Educational Institutions of Public Administration

This article describes a scenario approach to the short-and medium-term forecasting system of higher education. As an analogue was chosen the model proposed by T. A. Saaty in the 1980's for forecasting the state of the system of higher education in the United States. Specificity of given approach is provided by the content of formulated scenarios, choice of variables and the magnitude of their values.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к прогнозированию системы высшего профессионального образования для учебных заведений, осуществляющих подготовку государственных служащих»

Государственная и муниципальная служба

В. Н. НАУМОВ, Д. Д. УЛЬЗЕТУЕВА

СЦЕНАРНЫЙ подход к прогнозированию

СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Ключевые слова:

прогнозирование, метод сценариев, иерархия критериев, собственный вектор, метод анализа иерархий

В статье рассмотрен сценарный подход к решению задач краткосрочного и среднесрочного прогнозирования состояния системы высшего профессионального образования. В качестве аналога авторами выбрана задача, решенная Т. Саати в 1980-х гг. для системы высшего образования США. Специфика подхода, предложенного в статье, обусловлена содержанием сформулированных сценариев, выбором переменных и величиной их значений.

Key words:

forecasting, the method of scenarios,

the hierarchy of criteria, the eigenvector method

of analysis of hierarchies

This article describes a scenario approach to the short-and medium-term forecasting system of higher education. As an analogue was chosen the model proposed by T. A. Saaty in the 1980’s for forecasting the state of the system of higher education in the United States. Specificity of given approach is provided by the content of formulated scenarios, choice of variables and the magnitude of their values.

При оценивании системы высшего профессионального образования следует учитывать, что при выполнении краткосрочного или среднесрочного прогноза необходимо предусматривать различные контрастные сценарии ее развития. Существуют различные методы решения задач прогнозирования, при которых применяются языки формализации различного уровня. При этом, чем больше горизонт прогноза и чем больше степень неопределенности, тем более слабый язык следует выбирать. Для рассматриваемой задачи целесообразно использовать экспертные методы прогнозирования и, в частности, метод сценариев. В настоящей статье выбран ситуационный подход, предполагающий интерпретацию понятия «сценарий», базирующуюся не на динамическом, а на статическом состоянии исследуемой системы и ее среды в будущем. «Ситуационный» подход под сценарием понимает не саму причинно-следственную событийную последовательность, а картину будущей гипотетической ситуации, возникающей вследствие реализации такой событийной последовательности [3].

В основу модели прогнозирования положены такие характеристики, как иерархия влияний на сферу высшего образования, которая предусматривает пять уровней: фокус, факторы, акторы, цели и стратегии системы образования. Данная иерархия учитывает текущие процессы в высшем профессиональном образовании страны, т. к. принятые решения по магистратуре, бакалавриату и организация их исполнения оставляют за учебными заведениями большую степень свободы, что позволяет выбирать свою траекторию образовательного процесса. Кроме того, существующая система менеджмента качества определяет необходимость управления процессами, проектами и др., что требует прогнозирования и моделирования.

Для построения модели с учетом разработок Т. Саати и К. Кернс [1] выявлены сценарии, различающиеся друг от друга направленностью системы образования:

— сценарий «проекция», заключающийся в проекции настоящего на будущее с учетом незначительных изменений;

— сценарий «умение и навыки», предполагающий ориентацию образовательного процесса на приобретение профессиональных навыков. В первую очередь, необходимо обучать будущей профессиональной деятельности, навыкам решения задач, которые стоят перед специалистами данной сферы деятельности. Большинство занятий в этом случае должно иметь практическую направленность. В этой связи особое значение приобретает взаимосвязь процесса обучения с промышленностью, спонсорами. Образовательные учреждения оснащаются современным оборудованием, создаются филиалы или кафедры образовательных учреждений на предприятиях (аналоги втузам) и др. При этом роль научных исследований в образовательном учреждении сравнительно невелика;

— сценарий «обучение для всех», предполагающий обеспечение базового уровня образования, — бакалавриат. Узкой специализации нет, предусмотрена фундаментальная подготовка в широкой области знаний по выбранному направлению. Таким образом, уменьшается доля участия вузов в научных исследованиях, создаются крупные учебные заведения путем объединения более мелких. Роль ведомственных учебных заведений также сокращается. Снижается уровень индивидуализации обучения, не придается должного значения созданию индивидуальных учебных планов. Лаборатории в учебных заведениях в основном оснащаются универсальными средствами образовательных технологий. Уменьшается академическая свобода и преподавателей, и студентов;

— сценарий «обучение для избранных», предполагающий индивидуализацию обучения, ориентацию на подготовку избранных, развитие твор-

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Государственная и муниципальная служба

ческих способностей, навыков самостоятельно решать проблемы. Создаются технопарки, развивается исследовательская база, в вузах создаются научно-исследовательские лаборатории, выполняющие самостоятельные научные исследования. При вузах создаются научноисследовательские институты, налаживаются или укрепляются связи с академическими учебными заведениями. Государство поддерживает и дополнительно финансирует так называемые элитные вузы. При этом развивается система магистратуры, аспирантуры. Большое внимание уделяется активности студентов, их самостоятельности, созданию органов самоуправления, различных научных обществ, формируются факультативы, увеличивается число проводимых семинаров, конференций, форумов. Возрастает роль диссертационных советов, повышаются требования к научно-преподавательскому составу, к его ученым степеням и званиям;

— сценарий «государство» заключается в уменьшении доли частных вузов. Большая роль в финансировании принадлежит государству или муниципальным властям, формируются государственные заказы. Существует система распределения выпускников, при этом велика доля госбюджетных студентов. Увеличивается контроль за деятельностью вузов со стороны государства. Возрастает влияние системы контроля, аттестации и аккредитации, уменьшается степень самостоятельности вузов. Выполняются научные исследования по заказу государственных органов, осуществляется связь с промышленностью;

— сценарий «информационные технологии» заключается в ориентации на применение современных средств обучения, развитие учебных лабораторий, формирование дистанционных методов обучения. Увеличивается академическая свобода преподавателей и студентов. Уменьшается доля аудиторного времени в учебном плане, создаются новые методики преподавания: телеконференции, теледебаты и др. Развиваются информационные образовательные системы, формируются информационные хранилища, компьютерные библиотеки, а также система планирования использования образовательных информационных технологий;

— сценарий «только обучение», в котором акцент делается на процессе обучения, научные исследования по фундаментальным проблемам практически не проводятся, основные работы направлены на совершенствование системы образования. Сокращается сеть диссертационных советов. Авторская работа направлена в первую очередь на формирование учебной литературы. Велика доля аудиторных занятий, текущего и промежуточного контроля успеваемости в учебных планах.

Планируются дополнительные аудиторные, в том числе самостоятельные, занятия студентов. Усиливается контроль за студентами со стороны администрации.

Приведенная иерархия позволяет ввести количественные характеристики, оценивающие состояние образовательного процесса, что соответствует сложившимся основным подходам к оценке качества образования [4].

Каждый из рассмотренных сценариев может быть описан переменными состояния образовательного процесса. Данные переменные определяются свойствами сформулированных сценариев. К ним можно отнести следующие показатели: студенты, преподаватели, учебные заведения, образование, правительство и частные спонсоры. Каждая переменная, в свою очередь, может быть также представлена множеством признаков, которые должны быть оценены с помощью какой-либо количественной шкалы. В исследованиях Т. Саати и К. Кернс [1; 2] предлагается использовать числовую шкалу, принадлежащую диапазону [—8,8]. Интерпретация этой шкалы дана в табл. 1.

Таблица 1

Шкала разностей для сравнения значений признаков

Разность в значениях Определение

0 Значения не изменяются

2 (-2) Несущественное увеличение (уменьшение) значения

4 (-4) Существенное увеличение (уменьшение) значения

6 (-6) Сильное увеличение (уменьшение) значения

8 (-8) Очень сильное увеличение (уменьшение) значения

1, 3, 5,7 -1, -3, -5, -7 Промежуточные значения между двумя смежными суждениями

Оценка переменных состояний для каждого сценария выполнена методами экспертного опроса. Результаты оценки по предложенной шкале приведены в табл. 2.

За ноль принимается существующее значение признака. Если значение отрицательное, то свойство, оцениваемое признаком, ухудшается. Если значение положительное, то соответствующее свойство улучшается. Например, для вузов управляющая структура в шестом сценарии принимает значение 8. Это означает, что для данного сценария будет гораздо большая степень административного контроля по сравнению с нынешним положением. С другой стороны, если пройдет третий сценарий (образование для всех), то значимость ученой степени в системе образования незначительно уменьшится (—3) по сравнению с оценкой состояния данной переменной на сегодня.

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Государственная и муниципальная служба

Оценки переменных состояния по шкале —8... +8 для семи сценариев

Веса критериев 0,099 0,260 0,203 0,165 0,126 0,067 0,079 Обобщенные веса

1 2 3 4 5 6 7

Переменные состояния Проекция и к ы в а н и е и н е Уме Обучение для всех Обучение для избранных Государство Информационные технологии Только обучение

Студенты

Число -3 3 6 -5 -2 3 -3 0,59

Тип -2 -3 -5 5 -2 -3 -2 -1,78

Функции 2 -2 0 0 0 -3 3 -0,29

Работа 2 6 -5 6 2 -3 1 1,86

Преподаватели

Число -3 3 6 -5 -2 -8 -6 -0,74

Тип 2 0 -3 3 2 3 -5 0,14

Функции -3 -5 -3 2 -3 -8 -8 -3,42

Обеспеченность работой -3 2 3 -5 -2 -6 -6 -1,12

Академическая свобода 0 -3 0 3 -2 -6 -8 -1,57

Учебные заведения

Число -2 3 3 -5 -2 -6 -2 -0,45

Тип -2 -6 -5 5 -2 -5 -5 -2,93

Управляющая структура 3 6 4 -3 3 8 8 3,72

Эффективность 3 5 -3 6 -2 -2 0 1,59

Доступность 0 3 8 -5 3 6 2 2,52

Культура и досуг 0 -3 5 5 2 -5 -2 0,82

Денежные средства и другие ресурсы -2 3 3 -3 0 -2 -5 0,17

Образование

Учебная программа 2 -3 3 5 2 0 -2 0,95

Продолжительность обучения 0 -5 3 0 2 3 0 -0,24

Значимость ученой степени -2 0 -3 6 -2 -3 -3 -0,51

Стоимость обучения 5 5 5 6 3 -2 -2 3,89

Исследования, проводимые преподавателями 2 -2 -2 5 2 -5 -6 -0,46

Окончание таблицы 2

Веса критериев 0,099 0,260 0,203 0,165 0,126 0,067 0,079 а с е в е ы н н е & б о б О

1 2 3 4 5 6 7

Переменные состояния Проекция ы в а н и е и н е 1 Обучение для всех Обучение для избранных Государство е ы н ни ои & ® § § £ я & £ -& н н В Только обучение

Правительство и частные спонсоры

Число 2 -3 3 5 2 3 -3 1,07

Квота 0 -5 3 0 2 0 -6 -0,91

Спонсоры -2 0 -3 6 -2 1 -1 -0,08

Государственные заказы 5 5 5 6 3 2 -1 4,23

Социальные программы 2 -2 -2 5 2 0 -1 0,27

Льгота -2 3 3 -3 0 -2 -5 0,17

Для количественной оценки каждого сценария с помощью шкалы Саа-ти [1; 2] выполнен расчет локальных приоритетов всех элементов иерархии по отношению к вышестоящему уровню.

В табл. 3 приведены результаты попарного сравнения влияния первичных факторов (экономического, политического, социального, технологического) на фокус иерархии. Данная матрица позволила оценить собственный вектор применительно к максимальному собственному числу А,тах. Значения координат собственного вектора можно рассматривать как локальный приоритет, определяющий значимость влияния фактора на систему образования (фокус иерархии).

Из этой матрицы видно, что экономический фактор доминирует над политическим фактором по степени воздействия на высшее образование.

Аналогичный подход использован для оценки влияния акторов — элементов третьего уровня иерархии на факторы. Четыре матрицы доминирования акторов на факторы иерархии приведены в табл. 4—7.

В результате попарного сравнения всех целей, включенных в четвертый уровень иерархии (цели студентов, преподавателей, администрации, правительства, спонсоров, промышленности), получены шесть таблиц доминирования и соответственно шесть собственных векторов, приведенных в табл. 8—13.

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Научно-практический журнал

ГО

4^

гс

Д

К

О

с

н

V

о

я

о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

43

Е

Г

я

43

ш

Я

ё

р:

в

и

н

§

5

О

ш

Я

н

Экономика

Студенты

Преподаватели

Администрация

Правительство

Спонсоры

Промышленность

ст->

ст->

ю

оо

о

о

к>

Собственный вектор

Матрица доминирования влияния акторов на экономику

Государственная и муниципальная служба

3

к

а

шах Т ехнологический Социальный Политический Экономический Высшее образование

'и> - Экономический

- и> - -Р^ Политический

- 'и> и> Социальный

- К> - Технологический

4,057 0,111 0,234 0,106 0,549 Собственный вектор

У

к

а

<-о

Влияние первичных факторов на высшее образование

Матрица доминирования влияния акторов на политику

«в * S н S ч о В ы т н е С Преподаватели Администрация Правительство Спонсоры Промышленность Собственный вектор

Студенты 1 1 3 1/7 1/5 1/7 0,05

Преподаватели 1 1 5 1/7 1/5 1/7 0,05

Администрация 1/3 1/5 1 1/7 1/3 1/5 0,03

Правительство 7 7 7 1 7 5 0,48

Спонсоры 5 5 3 1/7 1 1/6 0,12

Промышленность 7 7 7 1/5 6 1 0,27

X max 7,17

Таблица 6

Матрица доминирования влияния акторов на социальный фактор

Социальные исходы ы т н е С Преподаватели Администрация Правительство Спонсоры ь т с о н н ле ы м о р П Собственный вектор

Студенты 1 3 3 1/5 1 1/5 0,102

Преподаватели 1/3 1 4 1/5 1/3 1/4 0,064

Администрация 1/3 1/4 1 1/5 1/5 1/5 0,036

Правительство 5 5 5 1 4 3 0,410

Спонсоры 1 3 5 1/4 1 1/3 0,126

Промышленность 5 4 5 1/3 3 1 0,261

max 6,589

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Государственная и муниципальная служба

Матрица доминирования влияния акторов на технологию

я и ь о л о н х е н ы нты е туде С и л е т а в а ода епо р П я и ц а р т с и н и м Адм о в т с ь л е т и в а р П ы р о с н о п С ь т с о н н е л ш ы м о р П р о кто е в й ы н н е в т с б о С

Студенты 1 1/7 1/3 1/8 1/8 1/9 0,022

Преподаватели 7 1 7 1/4 1/3 1/5 0,101

Администрация 3 1/7 1 1/7 1/7 1/8 0,033

Правительство 8 4 7 1 2 1/3 0,240

Спонсоры 8 3 7 1/2 1 1/5 0,167

Промышленность 9 5 8 3 5 1 0,437

X max 7,036

Таблица 8

Цели студентов

Студенты Профессиональное обучение Самообразо- вание Статус Собственный вектор

Профессиональное обучение 1 4 7 0,687

Самообразование 1/4 1 5 0,244

Статус 1/7 1/5 1 0,069

Xmax max 3,124

Цели преподавателей

Преподаватели Работа Профессиональный рост Улучшение знаний Уверен- ность Собственный вектор

Работа 1 5 4 6 0,022

Профессиональный рост 0,2 1 1 3 0,101

Улучшение знаний 0,25 1 1 5 0,033

Уверенность 1/6 1/3 0,2 1 0,240

max 4,166

Таблица 10

Цели администрации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Администрация Традиции Финансовая уверенность Собственный вектор

Традиции 1 3 0,022

Финансовая уверенность 1/3 1 0,101

X max 2

Таблица 11

Цели правительства

Правительство Благополучие Общественный порядок Люди Интеллектуальная сила Технологии Возможности Собственный вектор

Благополучие 1 1/5 3 3 5 6 0,208

Общественный порядок 5 1 5 7 8 8 0,506

Люди 1/3 1/5 1 1/2 3 5 0,095

Интеллектуальная сила 1/3 1/7 2 1 3 5 0,114

Технологии 1/5 1/8 1/3 1/3 1 4 0,051

Возможности 1/6 1/8 1/5 1/5 1/4 1 0,026

X max 6,563

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Государственная и муниципальная служба

Цели спонсоров

Спонсоры Социальная программа Знания Куль- тура Инвестиро- вание Собственный вектор

Социальная программа 1 3 3 1/5 0,216

Знания 1/3 1 3 1/3 0,142

Культура 1/3 1/3 1 1/6 0,069

Инвестирование 5 3 6 1 0,574

max 4,311

Таблица 13

Цели промышленности

Промышленность Люди Техноло- гии Прибыль Стабильность и уверенность Собственный вектор

Люди 1 1/4 1/9 1/7 0,055

Технологии 4 1 1/7 1/7 0,082

Прибыль 9 7 1 1/3 0,329

Стабильность и уверенность 7 7 3 1 0,535

max 4,308

Полученная система матриц и собственных векторов позволяет проводить анализ ситуационных сценариев. Такая оценка проводится, начиная с вершины иерархии. Для оценки степени важности акторов относительно факторов, влияющих на высшее образование, выполнено умножение справа матрицы собственных векторов акторов относительно каждого фактора на собственный вектор четырех факторов (экономический, политический, социальный и технологический).

0,04 0,05 0,10 0,02 _ _ 0,05

0,02 0,05 0,06 0,10 0,55 0,04

0,07 0,03 0,04 0,03 0,11 0,05

0,46 0,48 0,41 0,24 0,23 0,43

0,13 0,12 0,13 0,17 0,11 0,13

0,28 0,27 0,26 0,44 - 0,29

т ш ш ш

(1)

Результат произведения показывает: т. к. на акторы — «правительство» и «промышленность» — приходится 72% = (0,43 + 0,29) х 100 воздействия на факторы, то данные акторы являются основными для анализа прогнозных сценариев. В частности, для этих акторов можно найти важнейшие цели. Для этого нужно умножить собственный вектор целей на соответствующий вес актора.

Результат произведения: для правительства:

0,43 ■

■ ■

0,21 0,09

0,51 0,22

0,10 0,04

0,11 0,05

0,05 0,02

0,03 0,01

ш ш

(2)

для промышленности:

0,29'

0,06 0,02

0,08 0,02

0,33 0,10

0,54 0,16

(3)

Наиболее влиятельными целями для правительства являются благополучие и общественный порядок, а для промышленности — прибыль, вместе со стабильностью и уверенностью. Используя эти четыре цели и нормализуя их веса, можно получить вектор весов, приведенный в табл. 14. Этот вектор применяется для получения весов сценариев.

Последний этап, который необходим для получения весов сценариев, — построение матриц доминирования относительно каждой цели для семи сценариев.

Таблица 14

Обобщенный вектор весов четырех целей

Вес Цели акторов

0,13 Благополучие

0,32 Общественный порядок

0,21 Прибыль

0,34 Стабильность и уверенность

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Государственная и муниципальная служба

В табл. 15—18 приведены результаты попарного сравнения сценариев для каждой из выбранных целей.

Таблица 15

Весы сценариев для цели «благополучие»

Благополучие Проекция ы в а н и е и н е Уме ех все я для е и н е уче б О Обучение для избранных Государство Информационные технологии Только обучение Собственный вектор

Проекция І І/5 І/5 5 І 5 5 0,ІІ7

Умение и навыки 5 І З 7 І 5 5 0,286

Обучение для всех 5 З І 7 5 5 5 0,З59

Обучение для избранных І/5 І/7 І/7 І І/5 З І 0,0З9

Государство І І І/5 5 І З З 0,І27

Информационные технологии І/5 І/5 І/5 І/З І/З І І/З 0,029

Только обучение І/5 І/5 І/5 І І/5 З І 0,04З

X тах 8,445

Таблица 16

Веса сценариев для цели «общественный порядок»

Общественный порядок Проекция Умение и навыки Обучение для всех Обучение для избранных Государство Информационные технологии Только обучение й ы нн р ен тор тве кт ст е бс в о С

Проекция І І/З І/5 5 І З З 0,І25

Умение и навыки З І І/З 5 І З З 0,І8З

Обучение для всех 5 З І 5 З 5 5 0,З65

Обучение для избранных І/5 І/5 І/5 І І/5 І/З І/2 0,0ЗЗ

Государство І І І/З 5 І 5 5 0,І8І

Информационные технологии І/З І/З І/5 З І/5 І І/З 0,049

Только обучение І/З І/З І/5 2 І/5 З І 0,06З

X max 7,60

Веса сценариев для цели «прибыль»

Л S ю S А В R S Я Ей ф О А В л и «в = S ф S = ф * О О ей К 4 п О 5 = о £ ю о R ^ IS Л ч " О т s g « <§ о а ю ю Is CD О ей Н о а л & и о L. Ф 3 я S в S § <з 5 в S я » * 2 « -& н = В О S = О £ ю о § -а ч о Н « 3 1= -И л а ® £ Ей 5 а VSS в о О

Проекция 1 1/5 4 1/5 3 1/3 1/3 0,065

Умение и навыки 5 1 7 1 3 5 5 0,306

Обучение для всех 1/4 1/7 1 1/8 1/3 1/3 1/3 0,029

Обучение для избранных 5 1 8 1 6 5 5 0,345

Государство 1/3 1/3 3 1/6 1 1/4 1/3 0,046

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные технологии 3 1/5 3 1/5 4 1 3 0,123

Только обучение 3 1/5 3 1/5 3 1/3 1 0,086

X max 7,786

Таблица 18

Веса сценариев для цели «стабильность и уверенность»

uQ Л н н о о о о я я й * Ч Ш Я & VO Ф IS £ О я Проекция и к 3 в «в Я и е и Я е и е О са я ч е и = е £ ю О 1 1= х ^ ^ а !Lю 2 s О с* $ Государство е 3 * S § § ио Э ч ао 5 * 6 * ое = S Только обучение Собственный вектор

Проекция 1 1/7 7 1/5 1 1/3 1/4 0,056

Умение и навыки 7 1 5 1 5 3 5 0,310

Обучение для всех 1/7 1/5 1 1/8 1/5 1/3 1/4 0,025

Обучение для избранных 5 1 8 1 6 5 5 0,348

Государство 1 1/5 5 1/6 1 3 1/3 0,078

Информационные технологии 3 1/3 3 1/5 1/3 1 1/3 0,068

Только обучение 4 1/5 4 1/5 2 2 1 0,115

X max 7,786

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

Государственная и муниципальная служба

Для получения весов сценариев нужно умножить матрицу только что полученных собственных векторов сценариев на вектор весов четырех наиболее важных целей (благополучие, общественный порядок, прибыль, стабильность и уверенность).

благоп. порядок прибыль стаб.

0,117 0,125 0,065 0,056 і- 0,088

0,286 0,183 0,306 0,310 0,13 0,265

0,359 0,365 0,029 0,025 0,32 0,178

0,039 0,033 0,345 0,348 0,21 0,206

0,127 0,181 0,046 0,078 0,34 0,111

0,029 0,049 0,123 0,068 — _ 0,068

0,043 0,063 0,086 0,115 0,083

(4)

Таким образом, второй сценарий имеет наибольший вес — 0,255. Этот результат означает, что наиболее предпочтительным является сценарий — «умение и навыки». Примерно таким же весом обладает третий сценарий «обучение для всех», что соответствует в рассматриваемом понимании ориентации на бакалавриат.

Интегрируя эти два сценария, будущее развитие системы высшего образования можно представить следующим обобщенным сценарием.

Узкой специализации не будет. Высшее образование получит направленность на фундаментальную подготовку в широкой области знаний с ориентацией на приобретение профессиональных навыков по выбранному направлению. Велика роль информационных технологий в обучении, лаборатории оснащаются в основном универсальными средствами образовательных технологий. Учебные программы будут направлены на приобретение студентами практических навыков, хотя, возможно, для развития личности было бы полезнее иное. В процессе обучения примет участие больше студентов с посредственными интеллектуальными способностями. Они будут менее активно участвовать в студенческой жизни, однако у них не возникнут проблемы в трудоустройстве после окончания вуза. Стоимость обучения возрастет.

Будет больше преподавателей примерно такого же интеллектуального уровня, как в настоящее время, однако они смогут играть значительно меньшую роль в управлении вузом. Что касается вузов, то их число увеличится, но они станут в меньшей степени ориентированы на научную работу. Исследовательской работы будет меньше. Обучение станет более доступ-

ным, однако вузы будут играть менее значимую роль в организации культурной жизни и досуга. Вузы смогут располагать большими возможностями, чем сейчас, в получении средств и других ресурсов.

Таким образом, рассмотренная модель, основанная на сценарном методе прогнозирования, позволила определить наиболее желательный ситуативный сценарий. Наряду с такой задачей необходимо оценить ресурсные ограничения, риски, что определяет необходимость ввести еще один уровень иерархии, учитывающий выигрыши, возможности, риски и издержки. Такой подход был предложен Т. Саати [2], он позволяет определить не только желательный, но и вероятный результат развития системы высшего образования.

1. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991.

2. Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

3. Цыгичко В. М. Прогнозирование социально-экономических процессов. М.: Книжный дом «Либ-роком», 2009.

4. Фокина В. В. Проблемы управления качеством образовательных услуг в Российской высшей школе // Управленческое консультирование. 2010. № 4. С. 197-205.

References

1. Saati T., Kerns K. Analiticheskoe planirovanie. Organizatsiya sistem. M.: Radio i svyaz, 1991.

2. Saati T. L. Prinyatie resheniy pri zavisimostyakh i obratnykh svyazyakh: Analiticheskie seti. M.: Izd-vo LKI, 2008.

3. Tsygichko V. M. Prognozirovanie sotsialno-ekonomicheskikh protsessov. M.: Knizhnyy dom «Librokom», 2009.

4. Fokina V. V. Problemy upravleniya kachestvom obrazovatelnykh uslug v Rossiyskoy vysshey shkole // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2010. № 4. S. 197-205.

Наумов В. Н., Ульзетуева Д. Д. Сценарный подход к прогнозированию системы...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.