Научная статья на тему 'Моделирование процессов компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения с электродвигательной нагрузкой'

Моделирование процессов компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения с электродвигательной нагрузкой Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
336
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ / SYSTEM OF ELECTRICAL POWER SUPPLY / REACTIVE POWER COMPENSATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ещин Е. К.

Моделирование процессов компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения с электродвигательной нагрузкой / Ещин Е.К. // Вестник.КузГТУ, 2012, № 2. С. 48-52. Предложена модель асинхронного электродвигателя, описывающая его состояние в системе электроснабжения произвольной структуры с учетом емкостей компенсирующих устройств КРМ. На примере показана возможность управления процессом компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения задаваемой структуры на всех электродвигателях системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation of processes of reactive power compensation inthe system of electric motor with power loading /Eschin EK // The bulletin of KuzSTU, 2012, No 2. P.48-52. A model of induction motor proposed, describing his state of the system of electrical power supply of any structure taking into account compensation devices CRP. On the example shown the ability to manage the process of reactive power compensation in system of electrical power supply of given structure on all system's motors..

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения с электродвигательной нагрузкой»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 621.316. 621.313

Е.К.Ещин

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОИ МОЩНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ

Проблема компенсации реактивной мощности (КРМ) остается одной из важнейших при эксплуатации систем электроснабжения (СЭС) с электродвигательной нагрузкой в виде асинхронных электродвигателей (АД) из-за продолжающегося роста мощностей используемых в приводах АД и цен на электроэнергию [1,2]. Ясно, что она напрямую связана с проблемой энергосбережения, т.к. около 60% всей реактивной мощности, связанной с образованием переменных магнитных полей, потребляют АД.

Особого внимания заслуживает проблема КРМ в СЭС, где существенно влияние изменения состояния одного электродвигателя на состояние остальных (например, см. рис. 1).

Рис.1 Последовательный пуск АД АВР280L4 в СЭС по рис. 3.

В этой связи представляет интерес разработка расчетных процедур оценки необходимых величин компенсирующих емкостей в варианте индивидуальной КРМ АД, находящихся в общей системе электроснабжения.

В [3] рассмотрено моделирование процессов электромеханического преобразования энергии в СЭС произвольной структуры (рис.2). Обозначения на рисунке: индекс 0 - соответствует общему участку питающего кабеля. Для остальных кабелей первый индекс означает принадлежность уровню, второй -ветви соответствующего уровня.

Диапазон изменения значений уровней ке(1,М), диапазон изменения индексов ветвей Уе(1,2 ). При помощи такой системы индексации будем идентифицировать конкретные кабельные участки (ветви) системы электроснабжения. Например, Ь^, - индуктивность и активное сопротивление кабельного

участка к-го уровня, У-ой ветви, являющиеся функциями его длины.

Там же [3] получена математическая модель асинхронного электродвигателя, работающего в этой сети без учета возможных емкостей, присоединенных к статорам электродвигателей.

Состояние каждого /-го двигателя, работающего в одиночном варианте, обычно [4] описывается совокупностью дифференциальных и алгебраических связей (1):

— Ч = и — Я I

^ ящ ящ я_ ящ ’

—ч„ = и я. — Я .I я ,

— о

— = — — = /_ ,

¥ к .

I _ ЯЩ г_ ч

I" I" га_

у *_

Ч я к

I « _ Я® —_ чя.,

Я® I" I" г®

я_

ч к .

I _ ГЩ = _ ч

ГЩ

г

г

1 V* — - + РА, ■?,,— Г‘

V к

г _ ^У® ку ^

і.я,- — —;-----------1— V,

УШ

Ш’

Рис.2 Общая структура системы электроснабжения с электродвигательной нагрузкой

Здесь параметры, начинающиеся с Я и индексами 5, г - активные сопротивления обмоток статоров и роторов АД, Р] - число пар полюсов, а- геометрическая угловая скорость вращения ротора электродвигателя, Ч'ц Ч'г и 15,1г с индексами аШ - составляющие потокосцеплений и токов статора и ротора по осям неподвижной системы координат, к, Ь - с индексами 5], г] коэффициенты электромагнитной связи и переходные индуктивности двигателей, ] - в индексном обозначении определяет номер двигателя.

Ясно, что состояние каждого ]-го электродвигателя по рис.2 определяется скоростью вращения ротора а и - составляющими и5аі, и,в по (1) напряжений статоров двигателей.

В этой связи рассмотрим алгоритм формирования упомянутых напряжений в системе электроснабжения по рис.2 с целью синтеза математической модели _|-го асинхронного электродвигателя. В отличие от [3] будем производить учет компенсирующих емкостей - С], _/є(1,Ж) на рис.2.

1п — 1 + ЇМI ~^г \іт-к, I — ЇМ(

0 | т-к ’ 1 л т-к

2 + 2 , V — 1 + М

J

(2)

г^ш-К I 1 I г^т-К I I г^ш-

Основная идея при определении напряжений на обмотках статора ] -го электродвигателя - идентификация путей от двигателей до источника питания и идентификация диапазонов номеров двигателей, токи которых участвуют в формировании суммарных падений напряжений на каждом кабельном отрезке -ветви при помощи аналитических конструкций (2), где 10, 11 - начальное и конечное значения индекса, определяющего номер двигателя, токи которого участвуют в формировании падения напряжения на к, V -участке кабельной сети.

С учетом последнего, искомое напряжение на обмотке статора у-го электродвигателя (для составля-

■МІ 1 ь8 II '5? Ґ \ь 1 ь л V ('і \ (і&аЇ + 1 с аЇ) VЇ—10 к '\ + + X аЇ + 1 с аЇ ) Ї—10 у 13 и

Здесь 1саі - емкостная составляющая тока статора. Учитывая, что последнее выражение можно переписать следующим образом:

^ ш Іі Іі ш2г/

и а — Уа-^ 1<*І.-^І.а, + КЪ1.« + 'а

к—0

Ї—1п

Ї—1п

Ї—1п

Ж

2 +

“1

к X с

Ї—1п

У

где Су - компенсирующая емкость фазы обмотки статора 1-го АД), из (1) следует, что

УУ

УУ

1.

1 Для составляющей напряжения по оси ® записи аналогичны.

&1яо, = 1 & Ґ ио, - V (Шо V 4 к ^ кг— Ш т’ ГО— Ь°— Л 1 кг— - Т/— Л я—

и тогда для составляющей напряжения статора АД пишем

т

и о = иа-^

к=0

*1

к Е

ґ , ґ

і—=

V V

ияоа

ҐШ к

я о—_____г

т' т' Г О

V Л Л

к— г3

- т/—

л л +

11 +*к* Е Іяо—+^к* Е с—

& 2и..

IV

V —=10

і =1п

і = 1п

&и,оС

&

Дальнейшие преобразования дают

Ґ , 2 - и

ът .

I2 Яку -

—І 1=1,

т ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е ь, Е с

к. л

к=0 у *=1§

ши .1 т 1

я Е с—о = и -Е ь Е—и - и -

ку і т, о к ' ът $т

ш к=0 1=10

т

Ет

к=0

-1

А*, Е

( ( г

я

і=іп

ь . „.

V ■« V V ■«

ш к

ът п

і ь'

ГО1

Ъ1 J J

\\

к з

п /°

ь'. 1

Ъ1

JJ

т ч

ЕЕ я Е і

ку ът

к=0 V і=/0 J

Обозначив ~ % 1, в итоге получим совокупность алгебраических и дифференциальных свя-

зей, описывающих состояние 7-го асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором в общей системе электроснабжения.

Ш к

J ____ ът г х^/

■ 30/ ' ' го/ ’

0 ь ь 0

У У

Ш к

J _ гт _ ъ/ ^

гт -г' -г' ^оі ’

о ь ь

г г

■ оо

т = ШШ - к?_ ш

Ш ь' ь' г/

ъ/ д

т = ш'гШ ш

ГШ £ ь\ Ш

г г

4

7. = — Я I - р аШ „, f. =-Я I + р аШ

^ і гі гоі * і і гШ ’ ^ і г гШ * і і

т Іі Ш7

Е ь. Е с.—°о-=и - и -Е К Е СІ

к, і о ъо/ ку і

к=0 і=/л

7 ~г/ гШ ^ у у гт

т 11

к=0 і=/(

Г JL г к

т ч ^ т 11

Е1 ь*, Е1 ' иъот Е1 ьк Е 1

к=0 і=/0 ьй

т 11

Е ьк, ЕЕ с =иш - и.ш-Е я, Е с*2

к

к=0 V і=10 V ь*і ь*і J J

т 11

'ку

к=0 і=/0

т 11

т 11 л т 11

Е^.Е—иФ-ЕЕ ь,Е

к=

к. Т к=0 і=/0 ь!ІІ

к. і^1 Ш

к=0 і=/0

( 1 ( Я к 4^

- ^і і - г -е4

І. ф ь і

к.

к=0 і=/

&т ^

— 00 ’

V і=/0 V ъі

JJ

т Г 11 1

ЕЕ Я ЕI

к. $оі

к=0 V і=/0 J

т Г 11 1

Як. 150і

к=0 V і=10 у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 2

№:

—Ш = и - ЯІ , —Шя = и я - Я.1„.,

^ ъо/ ъо/ д ъоо ’ ^ А’Ш А’Ш $ А’Ш ’

—ш = ї3

-і гт ’

— Ш = ї4

-і гШ 7 7 ’

1

где je(1,N).

Для использования в расчетной практике полученной математической модели электромеханического преобразования энергии с возможностью КРМ совокупностью N асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, находящихся в системе электроснабжения произвольной структуры разработано соответствующее программное обеспечение, которое позволяет задавать конфигурацию системы электроснабжения, длины и параметры ветвей кабелей, количество электродвигателей, параметры электродвигателей, последовательности включения или отключения электродвигателей для имитации реальных процессов пусков и отключений приводов машин, характера нагрузки на электродвигателях при моделировании режимов работы реальных машин и величины емкостей устройств КРМ.

Пример. На рис.1 приведены результаты расчетных осциллограмм изменений электромагнитных моментов при последовательном пуске трех асинхронных электродвигателей АВР280L4 номинальной мощностью 160 кВт, подключенных к источнику питания в соответствии с рис.3.

Временные интервалы включения двигателей уменьшены с целью иллюстрации влияния изменений в режиме работы каждого из них на состояние остальных. Пуски производились до уровней установившихся значений моментов сопротивлений на валах электродвигателей соответственно Мс1=1000Нм, Мс2=1250Нм, Мс3=1500Нм. Включение КРМ происходило через 1.6С после пуска первого АД. Величины компенсирующих емкостей принимались одинаковыми - 72.2 мкФ.

Значения косинусов ф вычислялись как значения косинусов углов между мгновенными значениями векторов напряжений и токов электродвигателей.

Изменение значений косинусов Фи лпигателей

0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 0 9 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1 6 1 7 1.8 1.9 2

Время, С

Изменение значений косинусов Фи двигателей

0.15 0.20.250.30.350 4 0 450 50.55 0 60 650.7 0.750 80 85 0 90 95 1 1.051 .1 1 .151.21.251 31 35 141 451.51 551 61 65 1 .71 751 81 851 9 1 95 2

Время, С

Рис. 3 Расчетная схема к примеру

Рис. 4. Пример. Сверху вниз: Характер изменения величин косинусов ф при пусках АД и включении КРМ при: одинаковых величинах емкостей (72.2 мкФ); обеспечении одинаковых значений cos(^)=0.833 АД. Характер изменения напряжений на АД и падения напряжений в кабельных сетях от источника питания до двигателей.

В результате применения КРМ величина тока в общем участке кабельной сети уменьшилась (амплитудные значения) с 420А до 318А. Потребляемая мощность из сети при этом уменьшилась с 680 кВт до 510 кВт.

При обеспечении всем АД номинального для этих двигателей значения cos(9)=0.833 потребляемая мощность из сети уменьшилась с 680 кВт до 430 кВт при значениях компенсирующих емкостей соответственно для М1 - С1=129 мкФ, М2 - С2=110.6 мкФ, М3- С3=76.8 мкФ.

Таким образом, на основе предложенной математической модели возможно получение необходимой информации о состоянии электромеханических систем при преобразовании электрической энергии в системе электроснабжения произвольной структуры с электродвигательной нагрузкой в виде АД и, в том числе, с применением КРМ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овсейчук Г. Компенсация реактивной мощности, к вопросу о технико-экономической целесообразности / Овсейчук Г. [и др.] // Новости электротехники: информационно - справочное издание.-2008. -№4(52) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.news.elteh.ru/arh/2008/52/08.php. -(Дата обращения: 10.01.2012).

2. Dixon J. Reactive Power Compensation Technologies, State - of - the Art Review / Dixon J. [and others], [Электронный ресурс]. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - Режим доступа: http://web.ing.puc.cl/~power/paperspdf/dixon/32.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2012).

3. Ещин Е.К. Модель асинхронного электродвигателя в системе электроснабжения // Электротехника. - 2002. -№1. C.40-43.

4. Ковач К., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. -М. -Л.: Госэнергоиздат, 1963. -744 c.

□ Автор статьи:

Ещин

Евгений Константинович, докт.техн.наук, проф. каф. прикладных информационных технологий КузГТУ.

Email: eke@kuzstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.