ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ
УДК 621.316. 621.313
Е.К.Ещин
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОИ МОЩНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ
Проблема компенсации реактивной мощности (КРМ) остается одной из важнейших при эксплуатации систем электроснабжения (СЭС) с электродвигательной нагрузкой в виде асинхронных электродвигателей (АД) из-за продолжающегося роста мощностей используемых в приводах АД и цен на электроэнергию [1,2]. Ясно, что она напрямую связана с проблемой энергосбережения, т.к. около 60% всей реактивной мощности, связанной с образованием переменных магнитных полей, потребляют АД.
Особого внимания заслуживает проблема КРМ в СЭС, где существенно влияние изменения состояния одного электродвигателя на состояние остальных (например, см. рис. 1).
Рис.1 Последовательный пуск АД АВР280L4 в СЭС по рис. 3.
В этой связи представляет интерес разработка расчетных процедур оценки необходимых величин компенсирующих емкостей в варианте индивидуальной КРМ АД, находящихся в общей системе электроснабжения.
В [3] рассмотрено моделирование процессов электромеханического преобразования энергии в СЭС произвольной структуры (рис.2). Обозначения на рисунке: индекс 0 - соответствует общему участку питающего кабеля. Для остальных кабелей первый индекс означает принадлежность уровню, второй -ветви соответствующего уровня.
Диапазон изменения значений уровней ке(1,М), диапазон изменения индексов ветвей Уе(1,2 ). При помощи такой системы индексации будем идентифицировать конкретные кабельные участки (ветви) системы электроснабжения. Например, Ь^, - индуктивность и активное сопротивление кабельного
участка к-го уровня, У-ой ветви, являющиеся функциями его длины.
Там же [3] получена математическая модель асинхронного электродвигателя, работающего в этой сети без учета возможных емкостей, присоединенных к статорам электродвигателей.
Состояние каждого /-го двигателя, работающего в одиночном варианте, обычно [4] описывается совокупностью дифференциальных и алгебраических связей (1):
— Ч = и — Я I
^ ящ ящ я_ ящ ’
—ч„ = и я. — Я .I я ,
— о
— = — — = /_ ,
¥ к .
I _ ЯЩ г_ ч
I" I" га_
у *_
Ч я к
I « _ Я® —_ чя.,
Я® I" I" г®
я_
ч к .
I _ ГЩ = _ ч
ГЩ
г
г
1 V* — - + РА, ■?,,— Г‘
V к
г _ ^У® ку ^
і.я,- — —;-----------1— V,
УШ
Ш’
Рис.2 Общая структура системы электроснабжения с электродвигательной нагрузкой
Здесь параметры, начинающиеся с Я и индексами 5, г - активные сопротивления обмоток статоров и роторов АД, Р] - число пар полюсов, а- геометрическая угловая скорость вращения ротора электродвигателя, Ч'ц Ч'г и 15,1г с индексами аШ - составляющие потокосцеплений и токов статора и ротора по осям неподвижной системы координат, к, Ь - с индексами 5], г] коэффициенты электромагнитной связи и переходные индуктивности двигателей, ] - в индексном обозначении определяет номер двигателя.
Ясно, что состояние каждого ]-го электродвигателя по рис.2 определяется скоростью вращения ротора а и - составляющими и5аі, и,в по (1) напряжений статоров двигателей.
В этой связи рассмотрим алгоритм формирования упомянутых напряжений в системе электроснабжения по рис.2 с целью синтеза математической модели _|-го асинхронного электродвигателя. В отличие от [3] будем производить учет компенсирующих емкостей - С], _/є(1,Ж) на рис.2.
1п — 1 + ЇМI ~^г \іт-к, I — ЇМ(
0 | т-к ’ 1 л т-к
2 + 2 , V — 1 + М
J
(2)
г^ш-К I 1 I г^т-К I I г^ш-
Основная идея при определении напряжений на обмотках статора ] -го электродвигателя - идентификация путей от двигателей до источника питания и идентификация диапазонов номеров двигателей, токи которых участвуют в формировании суммарных падений напряжений на каждом кабельном отрезке -ветви при помощи аналитических конструкций (2), где 10, 11 - начальное и конечное значения индекса, определяющего номер двигателя, токи которого участвуют в формировании падения напряжения на к, V -участке кабельной сети.
С учетом последнего, искомое напряжение на обмотке статора у-го электродвигателя (для составля-
■МІ 1 ь8 II '5? Ґ \ь 1 ь л V ('і \ (і&аЇ + 1 с аЇ) VЇ—10 к '\ + + X аЇ + 1 с аЇ ) Ї—10 у 13 и
Здесь 1саі - емкостная составляющая тока статора. Учитывая, что последнее выражение можно переписать следующим образом:
^ ш Іі Іі ш2г/
и а — Уа-^ 1<*І.-^І.а, + КЪ1.« + 'а
к—0
Ї—1п
Ї—1п
Ї—1п
Ж
2 +
“1
к X с
Ї—1п
У
где Су - компенсирующая емкость фазы обмотки статора 1-го АД), из (1) следует, что
УУ
УУ
1.
1 Для составляющей напряжения по оси ® записи аналогичны.
&1яо, = 1 & Ґ ио, - V (Шо V 4 к ^ кг— Ш т’ ГО— Ь°— Л 1 кг— - Т/— Л я—
и тогда для составляющей напряжения статора АД пишем
т
и о = иа-^
к=0
*1
к Е
ґ , ґ
і—=
V V
ияоа
ҐШ к
я о—_____г
т' т' Г О
V Л Л
к— г3
- т/—
л л +
11 +*к* Е Іяо—+^к* Е с—
& 2и..
IV
V —=10
і =1п
&г
і = 1п
&и,оС
&
Дальнейшие преобразования дают
Ґ , 2 - и
ът .
I2 Яку -
—І 1=1,
т ч
Е ь, Е с
к. л
к=0 у *=1§
ши .1 т 1
я Е с—о = и -Е ь Е—и - и -
ку і т, о к ' ът $т
ш к=0 1=10
т
Ет
к=0
-1
А*, Е
( ( г
я
і=іп
ь . „.
V ■« V V ■«
ш к
ът п
і ь'
\Л
ГО1
Ъ1 J J
\\
к з
п /°
ь'. 1
Ъ1
JJ
т ч
ЕЕ я Е і
ку ът
к=0 V і=/0 J
-и
Обозначив ~ % 1, в итоге получим совокупность алгебраических и дифференциальных свя-
зей, описывающих состояние 7-го асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором в общей системе электроснабжения.
Ш к
J ____ ът г х^/
■ 30/ ' ' го/ ’
0 ь ь 0
У У
Ш к
J _ гт _ ъ/ ^
гт -г' -г' ^оі ’
о ь ь
г г
■ оо
т = ШШ - к?_ ш
Ш ь' ь' г/
ъ/ д
т = ш'гШ ш
ГШ £ ь\ Ш
г г
4
7. = — Я I - р аШ „, f. =-Я I + р аШ
^ і гі гоі * і і гШ ’ ^ і г гШ * і і
т Іі Ш7
Е ь. Е с.—°о-=и - и -Е К Е СІ
к, і о ъо/ ку і
к=0 і=/л
7 ~г/ гШ ^ у у гт
т 11
к=0 і=/(
Г JL г к
т ч ^ т 11
Е1 ь*, Е1 ' иъот Е1 ьк Е 1
к=0 і=/0 ьй
т 11
Е ьк, ЕЕ с =иш - и.ш-Е я, Е с*2
к
к=0 V і=10 V ь*і ь*і J J
т 11
'ку
к=0 і=/0
т 11
т 11 л т 11
Е^.Е—иФ-ЕЕ ь,Е
к=
-и
к. Т к=0 і=/0 ь!ІІ
к. і^1 Ш
к=0 і=/0
( 1 ( Я к 4^
- ^і і - г -е4
І. ф ь і
к.
к=0 і=/
&т ^
— 00 ’
V і=/0 V ъі
-и
JJ
т Г 11 1
ЕЕ Я ЕI
к. $оі
к=0 V і=/0 J
т Г 11 1
Як. 150і
к=0 V і=10 у
—
= 2
№:
—Ш = и - ЯІ , —Шя = и я - Я.1„.,
^ ъо/ ъо/ д ъоо ’ ^ А’Ш А’Ш $ А’Ш ’
—ш = ї3
-і гт ’
— Ш = ї4
-і гШ 7 7 ’
1
где je(1,N).
Для использования в расчетной практике полученной математической модели электромеханического преобразования энергии с возможностью КРМ совокупностью N асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, находящихся в системе электроснабжения произвольной структуры разработано соответствующее программное обеспечение, которое позволяет задавать конфигурацию системы электроснабжения, длины и параметры ветвей кабелей, количество электродвигателей, параметры электродвигателей, последовательности включения или отключения электродвигателей для имитации реальных процессов пусков и отключений приводов машин, характера нагрузки на электродвигателях при моделировании режимов работы реальных машин и величины емкостей устройств КРМ.
Пример. На рис.1 приведены результаты расчетных осциллограмм изменений электромагнитных моментов при последовательном пуске трех асинхронных электродвигателей АВР280L4 номинальной мощностью 160 кВт, подключенных к источнику питания в соответствии с рис.3.
Временные интервалы включения двигателей уменьшены с целью иллюстрации влияния изменений в режиме работы каждого из них на состояние остальных. Пуски производились до уровней установившихся значений моментов сопротивлений на валах электродвигателей соответственно Мс1=1000Нм, Мс2=1250Нм, Мс3=1500Нм. Включение КРМ происходило через 1.6С после пуска первого АД. Величины компенсирующих емкостей принимались одинаковыми - 72.2 мкФ.
Значения косинусов ф вычислялись как значения косинусов углов между мгновенными значениями векторов напряжений и токов электродвигателей.
Изменение значений косинусов Фи лпигателей
0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0 7 0 8 0 9 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1 6 1 7 1.8 1.9 2
Время, С
Изменение значений косинусов Фи двигателей
0.15 0.20.250.30.350 4 0 450 50.55 0 60 650.7 0.750 80 85 0 90 95 1 1.051 .1 1 .151.21.251 31 35 141 451.51 551 61 65 1 .71 751 81 851 9 1 95 2
Время, С
Рис. 3 Расчетная схема к примеру
Рис. 4. Пример. Сверху вниз: Характер изменения величин косинусов ф при пусках АД и включении КРМ при: одинаковых величинах емкостей (72.2 мкФ); обеспечении одинаковых значений cos(^)=0.833 АД. Характер изменения напряжений на АД и падения напряжений в кабельных сетях от источника питания до двигателей.
В результате применения КРМ величина тока в общем участке кабельной сети уменьшилась (амплитудные значения) с 420А до 318А. Потребляемая мощность из сети при этом уменьшилась с 680 кВт до 510 кВт.
При обеспечении всем АД номинального для этих двигателей значения cos(9)=0.833 потребляемая мощность из сети уменьшилась с 680 кВт до 430 кВт при значениях компенсирующих емкостей соответственно для М1 - С1=129 мкФ, М2 - С2=110.6 мкФ, М3- С3=76.8 мкФ.
Таким образом, на основе предложенной математической модели возможно получение необходимой информации о состоянии электромеханических систем при преобразовании электрической энергии в системе электроснабжения произвольной структуры с электродвигательной нагрузкой в виде АД и, в том числе, с применением КРМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Овсейчук Г. Компенсация реактивной мощности, к вопросу о технико-экономической целесообразности / Овсейчук Г. [и др.] // Новости электротехники: информационно - справочное издание.-2008. -№4(52) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.news.elteh.ru/arh/2008/52/08.php. -(Дата обращения: 10.01.2012).
2. Dixon J. Reactive Power Compensation Technologies, State - of - the Art Review / Dixon J. [and others], [Электронный ресурс]. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - Режим доступа: http://web.ing.puc.cl/~power/paperspdf/dixon/32.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2012).
3. Ещин Е.К. Модель асинхронного электродвигателя в системе электроснабжения // Электротехника. - 2002. -№1. C.40-43.
4. Ковач К., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. -М. -Л.: Госэнергоиздат, 1963. -744 c.
□ Автор статьи:
Ещин
Евгений Константинович, докт.техн.наук, проф. каф. прикладных информационных технологий КузГТУ.
Email: [email protected]