Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ В НОТАЦИИ IDEF0'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ В НОТАЦИИ IDEF0 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ГОСТИНИЦА / РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / МЕТОДОЛОГИЯ IDEF0 / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК / ВЫХОД / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Топольник В.Г., Денисова А.Е.

Статья посвящена использованию методологии функционального моделирования в нотации IDEF0 процессов предоставления в гостинице рекреационных услуг. Разработаны контекстная и дочерние диаграммы разного иерархического уровня. Описание каждой функции на диаграммах заключалось в идентификации входов (что преобразуется в процессе), выходов (результат преобразования входа), управления (чем руководствуются при выполнении функции, чтобы получить желаемый результат) и механизмов (с помощью каких ресурсов выполняется функция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Топольник В.Г., Денисова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF PROVIDING RECREATIONAL SERVICES IN THE HOTEL COMPLEX IN IDEF0 NOTATION

The article is devoted to the use of the methodology of functional modeling IDEF0 notation processes provide the hotel recreational services. Developed by context and subsidiary charts of different hierarchical level. The description of each feature on the chart was to identify the inputs (which are converted in the process), outputs (the result of the conversion of the entrance), management (what guided the execution of the function to get the desired result) and mechanisms (what resources function is executed).

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ В НОТАЦИИ IDEF0»

горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». URL: http://service-school72.ru/poleznoe-o-gostepriimstve /prikaz-minkulturyi-rossii-ot-03.12.2012-1488.html (дата обращения 14.06.2016)

3. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. - М.: Метатехнология, 1993. - 240 с.

4. Р50.1.028-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. - М.: Госстандарт России, 2001. URL: http: //www.gosthelp. ru/text/R5010282001Informacionnye.html (дата обращения 03.07.2016).

5. СанПиН 2.1.2.2646-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных. URL: http://snipov.net/c_4655_snip_58775.html (дата обращения 03.07.2016).

Топольник В.Г., доктор технических наук

профессор

кафедра гостиничного и ресторанного дела Донецкий национальный университет экономики и торговли имени

Михаила Туган-Барановского Денисова А.Е. студент магистратуры 5 курса факультет «Ресторанно-гостиничного бизнеса»

Украина, г. Донецк МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ В

НОТАЦИИ IDEF0 Статья посвящена использованию методологии функционального моделирования в нотации IDEF0 процессов предоставления в гостинице рекреационных услуг. Разработаны контекстная и дочерние диаграммы разного иерархического уровня. Описание каждой функции на диаграммах заключалось в идентификации входов (что преобразуется в процессе), выходов (результат преобразования входа), управления (чем руководствуются при выполнении функции, чтобы получить желаемый результат) и механизмов (с помощью каких ресурсов выполняется функция).

Ключевые слова: процессный подход; гостиница; рекреационные услуги; методология IDEF0; функциональный блок; вход; выход; управление; механизм

Topolnik V. G., doctor of technical Sciences, Professor Professor, Department of hotel and restaurant business

Donetsk national University of Economics and trade named after Mikhail

Tugan-Baranovsky Ukraine, Donetsk Denisova A. E., student 5 course, faculty of Restaurant-hotel business

Ukraine, Donetsk

MODELING OF THE PROCESS OF PROVIDING RECREATIONAL

SERVICES IN THE HOTEL COMPLEX IN IDEF0 NOTATION

The article is devoted to the use of the methodology of functional modeling IDEF0 notation processes provide the hotel recreational services. Developed by context and subsidiary charts of different hierarchical level. The description of each feature on the chart was to identify the inputs (which are converted in the process), outputs (the result of the conversion of the entrance), management (what guided the execution of the function to get the desired result) and mechanisms (what resources function is executed).

Key words: process approach; hotel; recreational services; IDEF0 methodology; functional unit; input; output; control; mechanism

Среди отраслей социальной сферы национальной экономики важное место принадлежит активному отдыху населения (рекреации).

Самая большая доля в мировом потреблении рекреационных услуг приходится на европейские страны. Так, доля рекреационных услуг в общем объеме потребления товаров и услуг населением Австрии составляет 8,9%, Норвегии - 6,7, Швейцарии -5,6, Германии - 3,7, Италии - 2,0% [1].

Рекреация - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. Это понятие охватывает все виды отдыха - санаторно-курортное лечение, туризм, любительский спорт, рекреационное рыболовство; восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путем отдыха вне дома: на природе, в туристической поездке.

Рекреационные ресурсы представляют собой совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые могут быть использованы для отдыха, лечения и туризма. Природными считаются побережья тёплых морей, берега рек, озер и водохранилищ, лесные и луговые массивы, предгорья и горы; антропогенными - столичные и исторические центры, города-курорты или курортные местности, религиозно-культовые комплексы.

Как элемент социальной сферы, рекреация способствует не только сохранению здоровья и работоспособности, но и удовлетворению культурно - просветительных потребностей населения.

Потребность в рекреационных услугах является комплексной и включает в себя совокупность частных потребностей, представляющих

физическую, духовную, интеллектуальную, эмоциональную, социальную потребности.

К рекреационным потребностям человека следует отнести:

• потребность в восстановлении сил, поглощаемых сферой труда, которая удовлетворяется посредством питания, сна, движения;

• потребность в оздоровлении, которая удовлетворяется с помощью общения, прогулок, купания, солнечных и воздушных ванн, игр, пассивного отдыха и др.;

• потребность в физическом развитии и самоутверждении (разнообразные виды спорта - спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины и др.);

• потребность в лечении и профилактике болезней, которая удовлетворяется через разнообразные виды санаторно-курортного лечения -климато-, бальнео-, грязелечения и т.д. [2].

Термин «СПА-услуги» всему миру стал известен благодаря популярному бельгийскому курорту Спа. Целебные воды Спа использовали еще древние римляне, которые вероятно и дали название местности «Spa» от валанского слова espa (фонтан). Большинство отелей предлагают всем желающим СПА-услуги в широком ассортименте.

Часто СПА-центры соседствуют с фитнес-залами, поэтому для гостей и жителей города предоставляются отличные условия для активных занятий, последующего отдыха, расслабления и восстановления сил с помощью эффективных и приятных СПА-процедур. В гостиницах имеются специальные аква-зоны с плавательными бассейнами, гидромассажными ваннами и душами, ледяными купелями и водными аттракционами. Обязательно есть банные комплексы с саунами и парными разных типов. Предлагаются разнообразные услуги СПА-салонов с использованием особых косметических средств для лица и тела на основе лечебных грязей, термальной воды и целебных растений. Гостям отеля предлагаются значительные скидки при посещении СПА-центров и обеспечиваются условия для полноценного отдыха [3].

Отели, расположенные в крупных городах, получили возможность перепрофилировать собственные площади, которые ранее были отведены под игорный бизнес. Стоит отметить, что в некоторых странах SPA-центры при гостиницах успешно конкурируют с ресторанами и казино в борьбе за внимание клиента, который планирует свой досуг.

Наиболее типичный гостиничный SPA-центр может содержать такой набор функциональных зон и процедурных кабинетов:

• Входная группа (рецепция, зона ожидания, бутик).

• Бьюти-зона на 3-4 рабочих места (парикмахерская, маникюр, педикюр).

• Косметология (кабинет комплексного ухода за лицом и телом ).

• Бассейны (спортивный, гидромассажный, для аквааэробики, детский, под открытым небом и т.д.).

• Фитнес-зона.

• Технические помещения.

Приобретают популярность СПА-отели, где оздоровление, релаксация с применением разнообразных водных процедур и других средств выходят на первое место. Наличие СПА при гостинице повышает ее привлекательность в глазах потенциального гостя. Спрос на рекреационные услуги зависит от моды, рекламы, популярности услуг, культурного уровня населения [4].

Многосложный процесс по удовлетворению рекреационных потребностей осуществляется, в самом общем виде, в следующих формах: оздоровительного отдыха, туризма, курортно-санаторного лечения.

Под термином "моделирование" мы понимаем процесс создания точного описания системы. Модель является некоторым толкованием системы. Поэтому субъектом моделирования служит сама система с выделенными в ней структурой, элементами, взятыми отдельно от внешней среды или вышестоящей системы [5].

Актуальность моделирования тех или иных процессов с каждым годом растет. Моделирование процессов предоставления рекреационных услуг является хорошим помощником для владельцев гостиничных комплексов, пансионатов, санаториев и т.д., так как рекреационные услуги - это важная сфера в обслуживании, которая нуждается в постоянном совершенствовании.

В Российской Федерации в качестве стандарта принята методология функционального моделирования бизнес-процессов IDEF0 [6].

Цель данной работы заключается в описании процессов оказания рекреационных услуг средствами графического языка в нотации IDEF0.

На контекстной диаграмме А-0 (Рис. 1) представлена модель процесса «Оказать рекреационные услуги», осуществление которого управляется, при этом входы преобразовываются в выход - результат работы процесса. Данная диаграмма описывает процесс в самых общих чертах.

U SED AT: AUTHOR Топольник, Денисова DATE 04.07.2016 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT Статья REV: 12.07.2016 DRAFT TOP

RECOMMENDED

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 PUBLICATION

Внутренние регламенты

Законодательно-нормативные докуме нты

Потребность гостя в лечении Оказать рекреационные услуги 0? 0

П отребность гостя в отдыхе

Потребность гостя в досуге

Цель: Формализовать

технологию процесса

Точка зрения: Руководитель гостиницы

Персонал

Ресурсы природы

Оборудование

Удо влетворенный гость

A-0

Оказать рекреационные услуги

Рисунок 1 - Контекстная диаграмма процесса «Оказать рекреационные услуги»

NODE

NUMBER

Как видно, входами являются: потребность гостя в лечении, потребность гостя в отдыхе, потребность гостя в досуге. Выход -удовлетворенный гость. Процесс управляется законодательно-нормативной документацией и внутренними регламентами. Механизм осуществления процесса - персонал и использование природных и технических ресурсов.

Содержание данного процесса раскрыто на дочерней диаграмме (Рис. 2). Он включает три независимых друг от друга процесса: «Организовать санаторно-курортное лечение», «Организовать туристско-оздоровительный отдых» и «Организовать охоту и рыбалку».

U SED AT: AUTHOR: Топольник, Денисова DATE: 12.07.201f ■ WORKING READER D ATE CONTEXT:

PROJECT: Статья REV: 13.07.2016 DRAFT

RECOMMENDED

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 PUBLICATION A-0

C2 C1

Закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

П отребность гостя в лечении

Законодательно- нормативные документы

Внутренние регламенты

Организовать санаторно-курортное лечение

0? 1

Потребность гостя в отдыхе

П отребность гостя в досуге

П ерсонал

Лечебные источники

Ресурсы природы

Закон "Об основах

туристической

деятельности"

Организовать туристско-оздоровительный отдых

0? 2

Оборудование

Устав охотно-рыболовного сообщества

Организовать охоту и рыбалку

►O1

Удовлетворенный гость

Водоемы, реки, леса

NODE:

A0

TITLE:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оказать рекреационные услуги

NUMBER:

Рисунок 2 - Декомпозированная контекстная диаграмма процесса

и

I2

I3

0?

3

M1 M2

M3

Управление для каждого процесса конкретизировано: Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [7], Закон «Об основах туристической деятельности» [8] и Устав охотно-рыболовного сообщества. Конкретизированы для 1-го и 3-го процессов используемые ресурсы природы (лечебные источники, водоемы, реки, леса).

Более подробно функциональный блок 2 «Организовать туристско-оздоровительный отдых» представлен на рисунке 3.

Как видно, он содержит три блока, которые выполняют своеобразные, логически обособленные функции, однако все они регламентируются одним и тем же законом и имеют одинаковый выход (желаемый результат) -удовлетворенный услугой гость. Персонал и оборудование будет соответствовать выделенным функциям.

Рисунок 3 - Декомпозированная диаграмма процесса «Организовать туристско-оздоровительный отдых»

Рассмотрим третью функцию - «Предоставить SPA-услуги». Декомпозиция этой функции представлена на рисунке 4.

Функции процесса взаимосвязаны и осуществляются последовательно. Первая функция исполняется администратором службы приема и размещения (СПиР) с применением телефона. При этом разговор по телефону регламентируется должностной инструкцией администратора гостиницы, являющейся внутренним стандартом. В результате выполнения функции информация о желании гостя посетить SPA-зону передается администратору SPA-зоны, который заносит соответствующие данные в компьютер службы. Работа администратора SPA регламентируется его должностной инструкцией и соответствующими положениями закона [8], в котором описана работа всех рекреационных служб гостиниц.

USED AT: AUTHOR: Топольник, Денисова DATE: 12.07.201f ■ WORKING READ ER DATE CONTEXT:

PROJECT: Статья REV: 13.07.2016 DRAFT 1—1

RECOMMENDED 1_1 A2

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 PUBLICATION

"CT

"07

Закон "Об основах туристической деятельности"

Должностная инструкция администра тора СПиР

Потребность гостя в отдыхе

O1

П ер со нал

M1

M2

NODE:

A23

TITLE:

Предоставить SPA-услуги

NUMBER:

Рисунок 4 - Диаграмма процесса «Предоставить SPA-услуги»

и

После этого (функциональный блок 3) гость вместе с администратором SPA на основании каталога оказываемых услуг данной гостиницы и пожеланий гостя выбирают конкретный вид SPA-услуги.

Далее (функциональный блок 4) мастер SPA с использованием специального оборудования, руководствуясь положениями закона [8] и своей должностной инструкцией, оказывает гостю выбранный вид SPA-услуги. Цель процесса достигнута - потребность гостя удовлетворена.

Использованные источники:

1. Шульга В.А. Национальная экономика: Учеб. пособие / В.А. Шульга. -М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. - 592 с.

2. Ветитнев A.M., Воинова Я.А. Организация санаторно-курортной деятельности : учебное пособие / A.M. Ветитнев, Я.А. Воинова. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 272 с.

3. СПА-услуги в гостиницах. Отели Новосибирска. URL: http://www.indiansworld.org/Articles/hotel_spa_novosibirsk.html (дата обращения 03.07.2016).

4. Сегмент SPA набирает обороты. URL: http://www.frontdesk.ru/article /segment-spa-nabiraet-oboroty (дата обращения 03.07.2016).

5. Топольник В.Г. Моделирование инновационных процессов : учеб. пособ. для магистров дневной формы обучения спец. 8.14010101 «Гостиничное и ресторанное дело» - Донецк: ДонНУЭТ, 2012.- 86 с.

6. Р50.1.028-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные

технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. - М.: Госстандарт России, 2001. URL: http: //www.gosthelp. ru/text/R5010282001Informacionnye.html (дата обращения 03.07.2016).

7. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/10108541/ (дата обращения 03.07.2016).

8. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/136248/ (дата обращения 03.07.2016).

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

КАДРОВОГО УЧЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА иМЬ

Аннотация: Разработана модель процесса работы информационной системы отдела кадров с использованием языка иМЬ.

Ключевые слова: кадровый учет, иМЬ, моделирование, диаграммы.

Для описания процессов автоматизируемой предметной области и определения требований в информационной системе разработана диаграмма вариантов использования, изображена на рисунке 1. Она описывает функциональное назначение к будущей системе [1, с. 109]. Разработан глоссарий к модели.

Цебренко К.Н., к.т.н.

директор

ИИТиИ Академия ИМСИТ Россия, г. Краснодар

Заполнение анкеты

Пользователь Вход в систему

Соискатель

Оформление приема на работу Оформление увольнения

Рисунок 1 - Диаграмма вариантов использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.