Научная статья на тему 'Моделирование профессиональных ситуаций как компонент психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального мировоззрения'

Моделирование профессиональных ситуаций как компонент психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL OUTLOOK / MODELING / PSYCHOLOGY-AKMEOLOGY SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Седунова Анастасия Сергеевна

Рассматривается проблема разработки психолого-акмеологического сопровождения процесса развития профессионального мировоззрения, предлагается оригинальный подход к моделированию профессиональных ситуаций психолого-акмеологическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING PROFESSIONAL SITUATIONS AS A COMPONENT OF THE PSYCHOLOGY AND AKMEOLOGY PROFESSIONAL OUTLOOK DEVELOPMENT SUPPORT

Addresses the problem of the development of psycho-akmeologiceskogo escort development professional attitudes, is an original approach to modeling professional situations

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональных ситуаций как компонент психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального мировоззрения»

АКМЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ

А.С. Седунова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ

A.S. Sedunova

MODELING PROFESSIONAL SITUATIONS AS A COMPONENT OF THE PSYCHOLOGY AND AKMEOLOGY PROFESSIONAL OUTLOOK DEVELOPMENT SUPPORT

Рассматривается проблема разработки психолого-акмеологического сопровождения процесса развития профессионального мировоззрения, предлагается оригинальный подход к моделированию профессиональных ситуаций

Addresses the problem of the development of psycho-akmeologiceskogo escort development professional attitudes, is an original approach to modeling professional situations

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, моделирование, психо-лого-акмеологическое сопровождение.

Keywords: professional outlook, modeling, psychology-akmeology support.

В современных исследованиях профессионального развития всё чаще уделяется особое внимание нравственным качествам специалиста. Раскрытие основ развития морали и нравственности невозможно без понимания факторов и условий становления профессионального мировоззрения, а также особенностей адаптации специалиста в профессиональной среде. В исследованиях личностно-профессионального развития предложены идеальные модели специалиста, основанные на применении профессио-графических схем [1; 8]. Специфика становления профессионала предполагает интеграцию в культурное сообщество с учётом индивидуальных особенностей, требований профессии, особенностей окружающей среды - в том числе этнокультурных факторов. В связи с этим возникают проблемные вопросы о поиске, выявлении и применении психологических закономерностей развития профессионального мировоззрения молодого специалиста в условиях многонациональной культуры. Спецификой Поволжского региона является его многонациональный состав, в том числе большое количество билингвов, ассимилирующих две культурных традиции. Анализ когнитивных, этно-

культурных и поведенческих факторов позволит способствовать раскрытию резервов личностного и профессионального развития специалистов.

В 2008-2009 гг. в процессе работы над темой проекта «Развитие профессионального мировоззрения молодого специалиста в условиях многонациональной культуры Поволжья» мы проанализировали современное состояние исследований по данной проблеме.

Понятие «профессиональное мировоззрение» в психологической науке и практике применяется гораздо реже, чем категории «профессиональное самосознание» и «профессиональная Я-концепция». Тем не менее образ мира является необходимым компонентом профессиональных представлений. Образ субъекта, в том числе субъекта профессиональной деятельности, рассматривается как компонент образа мира [6]. Таким образом, специфика профессиональной деятельности отражается в специфике мировоззрения субъекта труда, его самосознании, особенностях Я-концепции. Важным этапом персонализации является завершение периода юности, главнейшими новообразованиями которого являются: развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения.

A.К.Маркова рассматривает процесс осознания норм, правил, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств в качестве одного из компонентов профессионального самосознания, в котором закладываются основы профессионального мировоззрения. Благодаря развитию профессионального мировоззрения складывается личная модель профессионала, на которую специалист будет ориентироваться в своём профессиональном развитии, в профессиональной деятельности и общении [8]. Процесс развития профессионального мировоззрения интегрирован с развитием самосознания и самопознания субъекта, составляющей частью которого является формирование профессиональной Я-концепции (В.В.Столин, 1983; В.Г.Маралов, 2002; С.Т.Дженарьян, 2007). В профессиональной Я-концепции фиксируются итоги осознания человеком себя как субъекта деятельности и как личности на каждом этапе профессионального становления, конкретизация моделей профессиональной деятельности и общения. Ряд определений рассматривает Я-концепцию как компонент образа мира. Будучи отражением профессиональной принадлежности субъектов, она специфическим образом конституирует характеристики способа описания объектов мира, личное семантическое пространство и имплицитные теории личности, являясь отправной точкой для самохарактеристики и для характеристики себя другому [4]. Авторы выходят на уровень анализа влияния условий культуры, профессиональной среды на развитие профессиональных представлений специалиста. Процессы социализации и индивидуализации рассматриваются как основополагающие, в число этапов социализации

B.А.Ядов включает освоение профессиональной деятельности и освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений. Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка (В.А.Ядов, 1972). Интерес к исследованию речевой деятельности, семантических особенностей языков, процесса ассимиляции в культурной среде в психологии имеет давнюю традицию. Классические исследования рубежа XIX-XX вв. и первой половины XX в. породили целые направления в психологии: культурно-историческая теория, рассматривающая личностное развитие и развитие мышления в процессе освоения культуры (Л.С.Выготский); психосемантическое направление (Ч.Осгуд, Дж.Брунер, А.Р.Лурия, В.Ф.Петренко и др.) и субъективная психосемантика (Е.Ю.Артемьева, В.Тернер, А.Г.Шмелёв и др.), моделирование языковых процессов (В.Кинч, Т. ван Дейк). Большое значение имеет разработка диагностического арсенала, которая продолжается в настоящее время учёными-психологами, лингвистами, социологами.

Среди современных диагностических подходов наиболее продуктивными для исследования индивидуальных особенностей являются: метод моделирования (В.В.Никандров), семантический дифференциал (Ч.Осгуд), метод репертуарных решёток Дж. Келли (в частности, российская адаптация В.И.Воробьёвым, Н.Л.Коноваловой данной методики «КЕЛЛИ-98», дополненная новыми продуктивными критериями оценки системы конструктов и позволяющая работать с разнообразным контингентом) и др.

В отечественной психологии существует практическая необходимость и имеется опыт исследования образа мира специалистов различных типов профессий и стилевых особенностей их деятельности (Е.А.Климов, М.А.Холодная, Т.В.Корнилова).

Особую важность в контексте поиска путей диагностики и развития профессионального мировоззрения молодого специалиста в условиях многонациональной культуры представляет выбор методологии исследования. С.А.Анисимов, А.А.Деркач показывают возможности интеграции методологии смежных наук для решения важнейших акмеологических задач с целью получения новых знаний о достижении работником вершин профессионального мастерства. Среди теоретических методов выделяются: логические, математико-статистические, междисциплинарные методы-подходы (например, метод моделирования), среди инструментально-практических методов выделяются: общенаучные методы (в том числе - метод экспертной оценки), методы частных наук и собственно акмеологические [9].

В современных подходах к интегративному изучению профессионализма широко применяется моделирование [3]. Использование метода моделирования исследуемого явления позволяет адекватно отразить сущностные характеристики объективной действительности. Классические исследования по психологии труда включают объяснительные модели профессиональной деятельности, профессиографические и акмео-графические требования к профессионально-деятельностным и профессионально-личностным характеристикам человека (М.А.Дмитриева, Е.М. Иванова, Е.А.Климов и др.). В модели специалиста отражаются объём и структура профессионально-деятельностных и профессионально-личностных качеств, в совокупности характеризующих человека как члена общества (А.А.Деркач, А.К.Маркова, В.А.Толочек). Опыт обобщения современного знания о методе представлен в работе В.В.Никандрова (2003).

Необходимо отметить, что метод позволяет отследить динамику исследуемых объектов. Прогностический и развивающий потенциал метода широко используется в психологической теории и практике. Возможности прикладного применения метода с целью моделирования профессиональных ситуаций различного уровня сложности заинтересовали нас в контексте поиска эффективных методов развития профессионального мировоззрения молодых специалистов. Особенности профессионального мировоззрения включают не только отражение внешних, объективных условий профессиональной деятельности, но и представления о субъективных качествах, специфика которых проявляется в реальных ситуациях профессиональной деятельности и общения. Изучение индивидуальной вариативности профессиональных представлений необходимо для разработки технологий помощи молодым специалистам в адаптации к специфике профессиональной деятельности и профессионального общения.

В связи с современными социально-экономическими условиями для многих студентов профессиональная деятельность и, следовательно, этап адаптации к ней начинается уже на старших курсах университета. В работах по психологии личности и возрастной психологии (К.Г.Юнг, Б.Ливехуд, Э.Бёрн, Э.Эриксон, Э.Ф.Зеер и др.) исследуются особенности перехода к новой социальной роли специалиста, необходимость которого сопровождается переживанием нормативного кризиса. В качестве сущностных характеристик кризиса молодого специалиста авторы (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, Е.А. Могилёвкин) выделяют следующие: несоответствие

приоритетов, целей и «Я-образа» в профессии; осознание существенного разрыва между собственными возможностями и карьерными амбициями; поиск возможности к самоутверждению, саморазвитию личности в профессии, интеграции в профессиональное сообщество. Результат разрешения кризиса - профессиональное самоопределение - является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности.

Таким образом, осознание степени адекватности-неадекватности представлений о своих профессиональных возможностях и достижениях, расширение ролевого репертуара молодого специалиста способствуют положительному разрешению кризиса профессиональной адаптации, открывают новые возможности для перспективного целеполагания, самоопределения, рефлексии направлений профессионального и личностного развития.

Перспективных направлением для психологического сопровождения молодых специалистов с учётом выявленных особенностей является моделирование профессиональных ситуаций различного уровня сложности. Данный аспект применения метода моделирования наиболее близок к современному прикладному варианту проблемного обучения - так называемому case-study, или кейс-методу, сутью которого является решение проблемных ситуаций, в том числе с использованием элементов ролевой игры, метода проектов и др.

В исследовании 2008-2009 гг. нами применялся модифицированный вариант технологии А.Гуревич по составлению кейсовых сценариев [2]. Для разработки сценариев, позволяющих моделировать типовые проблемные профессиональные ситуации различного уровня сложности, использовались результаты сравнительного анализа опроса специалистов-экспертов с различным стажем профессиональной деятельности (в количестве 70 человек).

Метод экспертной оценки позволяет решать задачи различного рода аналитических описаний, задачи сбора эмпирических данных в ситуациях лимита информации об исследуемом объекте, задачи получения субъективной оценки проявления личностных особенностей и т.д. Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных. Были выделены следующие показатели: представления о профессиональной деятельности (требованиях, которые предъявляются к профессионально-важным качествам специалиста), представления о типовых проблемных ситуациях, а также уровень оценки поликультурной среды предприятия на примере показателей социально-трудовой активности. В процедуре экспертной оценки требований профессиональной деятельности к профессионально-важным качествам специалиста и представлений о типовых проблемных ситуациях приняли участие 70 экспертов - специалистов профессий типа «человек-техника» и «человек-человек» с различным стажем работы: «опытные» и «молодые специалисты». Опросный лист словаря признаков (в варианте Е.П.Ильина) включал 83 характеристики, объединённые в 11 базовых показателей ПВК: аттенционные, перцептивные, мнемические, моторные, сенсорные, имажини-тивные, мыслительные, эмоциональные, волевые, речевые, коммуникативные. Сравнительный анализ оценок экспертов с помощью методов логического анализа и математической статистики (критерий Манна-Уитни, кластерный анализ) показали значимость различий в оценке молодыми специалистами (стаж от нескольких месяцев до 3 лет) роли моторных навыков по сравнению со специалистами со стажем (от 8 лет и выше) для профессий типа «человек-техника»; перцептивных способностей и наблюдательности для профессий типа «человек-человек». «Опытные» эксперты технических специальностей подчёркивают значение мыслительных и коммуникативных качеств, специалисты в сфере «человек-человек» - способность к саморегуляции, рефлексии и творческие способности. Эксперты также выделили типичные проблемные

ситуации, с которыми сталкивается большинство молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности. Независимо от типа профессиональной деятельности, к ним относятся ситуации профессионального общения, навыки решения конфликта, способность к организации условий труда и самоорганизации. Молодые специалисты чаще выделяют такие проблемные ситуации как монотонность профессионального труда, зависимость от отношения руководства и низкий уровень оплаты труда. Анализ показал также неравномерную дифференцированность профессиональной специфики в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта: ряд молодых специалистов, приглашённых в качестве экспертов, затруднились с оценкой типичных проблемных ситуаций.

По В.А.Бодрову, соотнесение образа «Я-профессионал» и эталонной модели профессионала («образ» профессионала) выступает в качестве и механизма регуляции, и критерия достижения в процессе формирования личности профессионала и его профессиональной пригодности. В представлениях экспертов о главных направлениях развития профессионально-важных качеств молодых специалистов отражены основные компоненты образа «Я-профессионал» и эталонной модели профессионала. Выявлена переоценка молодыми специалистами роли оперативных компонентов деятельности (моторных навыков, перцептивных способностей, наблюдательности и т.д.) по сравнению со специалистами со стажем (значимость различий подтверждается статистическим критерием Манна-Уитни). «Опытные» эксперты подчёркивают значение характеристик, близких по содержанию к акмеологическим инвариантам профессионализма (по А.А.Деркачу, В.Г.Зазыкину): интеллектуальных, коммуникативных качеств, способности к саморегуляции, рефлексии и творческих способностей.

На основе оценки экспертами типичных проблемных ситуаций для молодых специалистов было установлено, что независимо от типа профессиональной деятельности в качестве проблемных оцениваются ситуации профессионального общения, навыки решения конфликта, способность к организации условий труда и самоорганизации. Молодые специалисты выделяют также монотонность профессионального труда, зависимость от отношения руководства и низкий уровень оплаты труда.

По результатам анализа была составлена первичная база данных типовых проблемных профессиональных ситуаций. Уровни сложности ситуаций выделены на основе следующих критериев: частота возникновения, субъективная оценка уровня сложности экспертами, степень опасности ситуации. Кроме того, было введено дополнительное разделение ситуаций по основным причинам и качествам, необходимым для решения проблемы: необходимость расширения профессиональной компетентности; необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности; необходимость обучения саморегуляции (волевой контроль, целеполагание, самоорганизация, эмоциональная саморегуляция и т.д.).

Моделирование проблемных ситуаций использовалось в качестве основного метода в рамках тренинга «Развитие профессиональных представлений» для студентов старших курсов и молодых специалистов, апробация которого прошла в 2008-2009 гг. с участием шести подгрупп, общее количество участников составило 96 человек. Основные задачи тренинга включали: актуализацию компонентов Я-концепции, связанных с представлениями о своих профессиональных целях, ценностях, потенциальных и актуальных характеристиках; расширение ролевого репертуара, навыков принятия решения и поведения в типовых проблемных ситуациях; обучение основным стратегиям самопрезентации. Оценка результатов тренинга участниками с помощью модифицированной шкалы Дембо-Рубинштейн проводилась по показателям жизнеспособности, реалистичности и практической применимости полученных знаний, а также по показателю творческой самореализации в решении проблемных ситуаций, гибкости поведенческих стратегий. Полученные результаты показали положительную динамику по показателю творческой самореализации (значимых различий между оценками сту-

дентов старших курсов и молодых специалистов не выявлено). Моделирование профессиональных ситуаций различного уровня сложности позволило продемонстрировать сложность, неоднозначность и поливариантность поиска проблемных решений, каждый участник разработал адаптивные варианты целеполагания и поведения. Контент-анализ рефлексии участников позволяет сделать вывод об эффективности моделирования как метода развития профессиональных представлений и мировоззрения молодых специалистов. Интеграция моделирования в современные технологии психологического сопровождения является перспективным направлением в поиске инновационных форм работы психолога. Особый интерес моделирование как технологический приём представляет для специалистов, разрабатывающих тренинги развития ме-тапрофессиональных образований (по Э.Ф.Зееру), в частности, тренингов профессионального общения и самопрезентации - наиболее актуальных в контексте адаптации молодого специалиста к поликультурной среде предприятия.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. -М..ПЕРСЭ, 2001.-511 с

2. Гуревич А. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.

3. Деркач А. А. Акмеология: Учеб. пособие /А. А. Деркач, В.Г.Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

4. Дженарьян С.Т. Профессиональная Я-концепция и карьера личности // Психология личности. Учебное пособие под ред.П.Н.Ермакова, В.А.Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 653 с. - с. 405-444.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия; 2006.- 240 с.

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995 - 224 с.

7. Кутбиддинова Р.А. Поликультурная среда вуза как условие развития толерантности у студентов // Перспективы развития системного подхода в психологии: Материалы международной конференции молодых ученых (17 - 18 апреля 2008 г.). - Саратов: Научная книга, 2008. - 319 с. - с. 172-175.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: МПА, 1996 г. - 308 с.

9. Методы акмеологических исследований. Учебное пособие Москва - Издательство РАГС - 2000. - 101 с. Авторский коллектив: Анисимов С.А., Деркач А.А., Конюхов Н.И., Павлов Б. С., Анисимов А. С.

10. Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 55 с.

© Седунова А.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.