Научная статья на тему 'Моделирование профессиональнокорпоративной культуры бакалавриата в условиях уровневой системы образования'

Моделирование профессиональнокорпоративной культуры бакалавриата в условиях уровневой системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА БАКАЛАВРИАТА / LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / UNDERGRADUATE STUDIES / COMPETENCE APPROACH / MODELING / PROFESSIONAL CORPORATE CULTURE OF THE UNDERGRADUATE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Татьяна Владимировна

В статье обоснована необходимость формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата в вузе. Рассмотрено моделирование как один из путей ее формирования. Определены принципы, задачи и методологические предпосылки моделирования профессиональнокорпоративной культуры бакалавриата в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROFESSIONAL CORPORATE CULTURE OF THE UNDERGRADUATE STUDIES IN THE LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM

The article substantiates a need for formation of the professional corporate culture of the undergraduate studies in the higher educational institution. The author considers modeling as a way of its developing, and defines principles, tasks and methodological prerequisites for modeling the professional corporate culture of the undergraduate studies in the university.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональнокорпоративной культуры бакалавриата в условиях уровневой системы образования»

УДК 378.1 Климова Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Klimova Tatyana Vladimirovna

Senior Lecturer of the Psychology and Education Science Department, Amur State University [email protected]

MODELING OF PROFESSIONAL CORPORATE CULTURE OF THE UNDERGRADUATE STUDIES IN THE LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация:

В статье обоснована необходимость формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата в вузе. Рассмотрено моделирование как один из путей ее формирования. Определены принципы, задачи и методологические предпосылки моделирования профессиональнокорпоративной культуры бакалавриата в университете.

Ключевые слова:

уровневая система высшего образования, бакалавриат, компетентностный подход, моделирование, профессионально-корпоративная культура бакалавриата.

Summary:

The article substantiates a need for formation of the professional corporate culture of the undergraduate studies in the higher educational institution. The author considers modeling as a way of its developing, and defines principles, tasks and methodological prerequisites for modeling the professional corporate culture of the undergraduate studies in the university.

Keywords:

level educational system of higher education, undergraduate studies, competence approach, modeling, professional corporate culture of the undergraduate studies.

В условиях модернизации общества перед высшими учебными заведениями стоят задачи повышения своей конкурентоспособности на рынке услуг. В связи с этим наиболее значимым становится фактор внутренней среды организации, или ее корпоративная культура. Усложнение образовательной среды вуза, связанное с введением уровневой системы подготовки, привело и к усложнению социокультурных основ образования. Если корпоративная культура специалитета и магистратуры является отражением основных идей академической культуры университета как научно-профессионального сообщества, то корпоративная культура бакалавриата - это совершенно новое образование.

Уровневая система подразумевает компетентностный подход, выражающийся в требованиях к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». При подготовке бакалавров большое значение придается установлению тесных связей с работодателями, а выделяемые компетенции носят профессионально-прикладной характер. Задача корпоративной культуры бакалавриата - соединить в единстве культуру университета и культуру профессионального сообщества. В этом контексте уместнее использовать понятие профессионально-корпоративная культура, так как оно в большей степени связано с личностно-профессиональным становлением студента как носителя профессионально-корпоративных ценностей своего вуза, факультета, направления подготовки, фирмы (организации), в которую он будет трудоустроен.

Так, профессионально-корпоративную университетскую культуру бакалавриата можно определить как систему материальных и духовных ценностей, присущих тому или иному направлению подготовки, принимаемую всеми участниками образовательного процесса, задающую людям ориентиры их профессионального поведения и действий, обеспечивающую саморазвитие личности профессионала.

Поиски путей и способов формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата связаны, прежде всего, с преобразованием самой образовательной среды вуза, ее социокультурной инфраструктуры и создаваемого на ее основе корпоративного пространства, обеспечивающего личностное становление будущего профессионала. Из всех возможных спо-

собов наиболее перспективным является проектирование. Моделирование можно представить как элемент или этап проектирования.

Построить модель - значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы ее организации и функционирования. Н.М. Амосов определяет модель как универсальный способ познания, как язык науки будущего [1].

Однако не стоит забывать, что любая, даже казалось бы совершенная модель, носит ограниченный характер по отношению к оригиналу. По мнению В.А. Ясвина, «модель отображает основные характеристики исследуемой реальности, неизбежно внося в образ этой реальности ряд допустимых упрощений» [2, с. 36].

Выстраиваемая модель должна соответствовать трем основным требованиям, обеспечивающим ее функционирование. Во-первых, создаваемая модель должна быть согласована с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать. Во-вторых, это простота модели, которая оставляет возможность для импровизации. И, в-третьих, требование, предъявляемое к модели, - ее адекватность, что означает «возможность с ее помощью достичь поставленной цели проекта в соответствии со сформулированными критериями» [3, с. 235].

Особенность и сложность моделирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата связаны с тем, что данная модель представляет собой переплетение «живых» активных сложных систем. Последнее обязывает нас рассматривать это взаимодействие и как своеобразную организационную структуру, и как развивающийся механизм. Моделирование затрудняется еще и тем, что профессионально-корпоративная культура неоднородна, а в модели требуется в единстве показать многообразие целей, содержания, взаимодействия субъектов, форм и технологий, их разнообразие и т.п.

Корпоративная культура очень сложное, многогранное и зачастую противоречивое явление. Посредством научного моделирования и проектирования возможно устранить эти противоречия и основные аспекты культуры привести в согласование друг с другом.

В основу формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата легли фундаментальные идеи культурологического, средового, системного и аксиологического подходов к изучению явлений и процессов окружающего мира, диалектика взаимосвязи явлений и процессов, теории и практики, методологические основания, принципы, соответствующие идеи гуманизации образования.

Разработка модели профессионально-корпоративной культуры бакалавриата должна опираться на принципы, выступающие концептуально-организующим началом. К ним можно отнести принципы, выделенные и обоснованные А.Н. Галагузовым: принцип непрерывной культурной преемственности, принцип интеграции профессиональных ценностей в корпоративную культуру вуза, принцип личностно-культурной субъектности участников образовательного процесса, принцип социально-коммуникативной направленности корпоративной культуры вуза, принцип социокультурной целостности образовательного пространства вуза [4, с. 10].

Моделирование профессионально-корпоративной культуры бакалавриата позволяет решить следующие исследовательские задачи:

а) систематизация, осмысление, формирование консолидирующих идей, отражающих содержание моделируемого явления;

б) создание и оптимизация инфраструктуры образовательной среды университета, способствующей становлению личности профессионала;

в) осмысление, разработка организационно-методического обеспечения функционирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата, позволяющего учесть личностные потребности каждого субъекта, университета в целом, работодателя, отразить особенности факультета и направления подготовки в возможностях профессионального становления будущего бакалавра.

При разработке модели профессионально-корпоративной культуры бакалавриата мы исходили из следующих методологических предпосылок:

- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - это системное образование, включающее ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, тесно взаимодействующее с внешней средой и обладающее интегральным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - система саморазвивающая-ся, динамичная, в ее структурных элементах идет внутреннее развитие, осуществляется процесс накопления опыта;

- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - открытая система;

- данная культура зависит от «возраста» учебного заведения, выпускающей кафедры, направления подготовки, каждому этапу ее развития присущи свои смыслы;

- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - явление сложное и в некоторой степени противоречивое;

- профессионально-корпоративная культура бакалавриата является элементом многокультурной среды университета, где наряду с ней функционируют культуры специалитета и магистратуры;

- профессионально-корпоративная культура бакалавриата представляет собой сложное взаимодействие (единство) академической культуры университета, культуры профессиональных корпораций (работодателей), культуры выпускающей кафедры и культуры личности.

Важен момент, касающийся структурного представления профессионально-

корпоративной культуры бакалавриата, радиус которого выходит за рамки корпоративной культуры университета и может расширяться до радиуса всего города, региона и т.д.

Формирование профессионально-корпоративной культуры бакалавриата происходит под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Влияние некоторых из них невозможно подчинить общей идее формирования профессионально-корпоративной культуры. Но привести их действие к некоторому общему знаменателю вполне возможно, если при моделировании профессионально-корпоративной культуры бакалавриата будут учтены и согласованы такие крупные факторы, как образовательная среда вуза и профессиональное сообщество, членом которого в будущем станут выпускники университета.

Ссылки:

1. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев, 1968.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

3. Новиков А.М. Методология образования. М., 2006.

4. Галагузов А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2011.

References (transliterated):

1. Amosov N.M. Modelirovanie slozhnykh sistem. Kiev, 1968.

2. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M., 1997.

3. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. M., 2006.

4. Galaguzov A.N. Kul'turologicheskiy podkhod v professional'noy podgotovke spetsialistov sotsial'noy sfery: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. M., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.