УДК 378.1 Климова Татьяна Владимировна
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Klimova Tatyana Vladimirovna
Senior Lecturer of the Psychology and Education Science Department, Amur State University [email protected]
MODELING OF PROFESSIONAL CORPORATE CULTURE OF THE UNDERGRADUATE STUDIES IN THE LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM
Аннотация:
В статье обоснована необходимость формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата в вузе. Рассмотрено моделирование как один из путей ее формирования. Определены принципы, задачи и методологические предпосылки моделирования профессиональнокорпоративной культуры бакалавриата в университете.
Ключевые слова:
уровневая система высшего образования, бакалавриат, компетентностный подход, моделирование, профессионально-корпоративная культура бакалавриата.
Summary:
The article substantiates a need for formation of the professional corporate culture of the undergraduate studies in the higher educational institution. The author considers modeling as a way of its developing, and defines principles, tasks and methodological prerequisites for modeling the professional corporate culture of the undergraduate studies in the university.
Keywords:
level educational system of higher education, undergraduate studies, competence approach, modeling, professional corporate culture of the undergraduate studies.
В условиях модернизации общества перед высшими учебными заведениями стоят задачи повышения своей конкурентоспособности на рынке услуг. В связи с этим наиболее значимым становится фактор внутренней среды организации, или ее корпоративная культура. Усложнение образовательной среды вуза, связанное с введением уровневой системы подготовки, привело и к усложнению социокультурных основ образования. Если корпоративная культура специалитета и магистратуры является отражением основных идей академической культуры университета как научно-профессионального сообщества, то корпоративная культура бакалавриата - это совершенно новое образование.
Уровневая система подразумевает компетентностный подход, выражающийся в требованиях к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». При подготовке бакалавров большое значение придается установлению тесных связей с работодателями, а выделяемые компетенции носят профессионально-прикладной характер. Задача корпоративной культуры бакалавриата - соединить в единстве культуру университета и культуру профессионального сообщества. В этом контексте уместнее использовать понятие профессионально-корпоративная культура, так как оно в большей степени связано с личностно-профессиональным становлением студента как носителя профессионально-корпоративных ценностей своего вуза, факультета, направления подготовки, фирмы (организации), в которую он будет трудоустроен.
Так, профессионально-корпоративную университетскую культуру бакалавриата можно определить как систему материальных и духовных ценностей, присущих тому или иному направлению подготовки, принимаемую всеми участниками образовательного процесса, задающую людям ориентиры их профессионального поведения и действий, обеспечивающую саморазвитие личности профессионала.
Поиски путей и способов формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата связаны, прежде всего, с преобразованием самой образовательной среды вуза, ее социокультурной инфраструктуры и создаваемого на ее основе корпоративного пространства, обеспечивающего личностное становление будущего профессионала. Из всех возможных спо-
собов наиболее перспективным является проектирование. Моделирование можно представить как элемент или этап проектирования.
Построить модель - значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы ее организации и функционирования. Н.М. Амосов определяет модель как универсальный способ познания, как язык науки будущего [1].
Однако не стоит забывать, что любая, даже казалось бы совершенная модель, носит ограниченный характер по отношению к оригиналу. По мнению В.А. Ясвина, «модель отображает основные характеристики исследуемой реальности, неизбежно внося в образ этой реальности ряд допустимых упрощений» [2, с. 36].
Выстраиваемая модель должна соответствовать трем основным требованиям, обеспечивающим ее функционирование. Во-первых, создаваемая модель должна быть согласована с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать. Во-вторых, это простота модели, которая оставляет возможность для импровизации. И, в-третьих, требование, предъявляемое к модели, - ее адекватность, что означает «возможность с ее помощью достичь поставленной цели проекта в соответствии со сформулированными критериями» [3, с. 235].
Особенность и сложность моделирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата связаны с тем, что данная модель представляет собой переплетение «живых» активных сложных систем. Последнее обязывает нас рассматривать это взаимодействие и как своеобразную организационную структуру, и как развивающийся механизм. Моделирование затрудняется еще и тем, что профессионально-корпоративная культура неоднородна, а в модели требуется в единстве показать многообразие целей, содержания, взаимодействия субъектов, форм и технологий, их разнообразие и т.п.
Корпоративная культура очень сложное, многогранное и зачастую противоречивое явление. Посредством научного моделирования и проектирования возможно устранить эти противоречия и основные аспекты культуры привести в согласование друг с другом.
В основу формирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата легли фундаментальные идеи культурологического, средового, системного и аксиологического подходов к изучению явлений и процессов окружающего мира, диалектика взаимосвязи явлений и процессов, теории и практики, методологические основания, принципы, соответствующие идеи гуманизации образования.
Разработка модели профессионально-корпоративной культуры бакалавриата должна опираться на принципы, выступающие концептуально-организующим началом. К ним можно отнести принципы, выделенные и обоснованные А.Н. Галагузовым: принцип непрерывной культурной преемственности, принцип интеграции профессиональных ценностей в корпоративную культуру вуза, принцип личностно-культурной субъектности участников образовательного процесса, принцип социально-коммуникативной направленности корпоративной культуры вуза, принцип социокультурной целостности образовательного пространства вуза [4, с. 10].
Моделирование профессионально-корпоративной культуры бакалавриата позволяет решить следующие исследовательские задачи:
а) систематизация, осмысление, формирование консолидирующих идей, отражающих содержание моделируемого явления;
б) создание и оптимизация инфраструктуры образовательной среды университета, способствующей становлению личности профессионала;
в) осмысление, разработка организационно-методического обеспечения функционирования профессионально-корпоративной культуры бакалавриата, позволяющего учесть личностные потребности каждого субъекта, университета в целом, работодателя, отразить особенности факультета и направления подготовки в возможностях профессионального становления будущего бакалавра.
При разработке модели профессионально-корпоративной культуры бакалавриата мы исходили из следующих методологических предпосылок:
- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - это системное образование, включающее ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, тесно взаимодействующее с внешней средой и обладающее интегральным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - система саморазвивающая-ся, динамичная, в ее структурных элементах идет внутреннее развитие, осуществляется процесс накопления опыта;
- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - открытая система;
- данная культура зависит от «возраста» учебного заведения, выпускающей кафедры, направления подготовки, каждому этапу ее развития присущи свои смыслы;
- профессионально-корпоративная культура бакалавриата - явление сложное и в некоторой степени противоречивое;
- профессионально-корпоративная культура бакалавриата является элементом многокультурной среды университета, где наряду с ней функционируют культуры специалитета и магистратуры;
- профессионально-корпоративная культура бакалавриата представляет собой сложное взаимодействие (единство) академической культуры университета, культуры профессиональных корпораций (работодателей), культуры выпускающей кафедры и культуры личности.
Важен момент, касающийся структурного представления профессионально-
корпоративной культуры бакалавриата, радиус которого выходит за рамки корпоративной культуры университета и может расширяться до радиуса всего города, региона и т.д.
Формирование профессионально-корпоративной культуры бакалавриата происходит под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Влияние некоторых из них невозможно подчинить общей идее формирования профессионально-корпоративной культуры. Но привести их действие к некоторому общему знаменателю вполне возможно, если при моделировании профессионально-корпоративной культуры бакалавриата будут учтены и согласованы такие крупные факторы, как образовательная среда вуза и профессиональное сообщество, членом которого в будущем станут выпускники университета.
Ссылки:
1. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. Киев, 1968.
2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
3. Новиков А.М. Методология образования. М., 2006.
4. Галагузов А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2011.
References (transliterated):
1. Amosov N.M. Modelirovanie slozhnykh sistem. Kiev, 1968.
2. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M., 1997.
3. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. M., 2006.
4. Galaguzov A.N. Kul'turologicheskiy podkhod v professional'noy podgotovke spetsialistov sotsial'noy sfery: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. M., 2011.