Научная статья на тему '«Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр» в системе высшего образования'

«Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр» в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1239
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС ВО / АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР / BACHELOR OF APPLIED ARTS/SCIENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА / REQUIREMENTS FOR IMPLEMENTATION OF AND COMPLETING A BACHELOR''S EDUCATIONAL PROGRAMME / HIGHER EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ACADEMIC BACHELOR / EDUCATIONAL PROGRAMME / COMPETENCIES / FSES HE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна

В статье рассматриваются изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества подготовки выпускников в условиях перехода к эффективному контракту, введение в высшем образовании прикладного и академического бакалавриата, приводится структура и содержание ФГОС ВО уровня бакалавриата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ACADEMIC BACHELOR» AND «BACHELOR OF APPLIED ARTS/SCIENCES» IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article considers the changes in the higher education setting which are designed to improve the efficiency and quality of undergraduate students'' expertise against the background of a comprehensive transition toward effecting contracting and the introduction of''academic'' and application-oriented bachelor degrees. The authors also provide the structure and content of the bachelor-degree Federal state educational standards of higher professional education.

Текст научной работы на тему ««Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр» в системе высшего образования»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:338.46 DOI 10.12737/2675

I «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР» И «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»

I В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru, Илюхина Галина Ивановна, начальник УМЦУМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются изменения в сфере высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества подготовки выпускников в условиях перехода к эффективному контракту, введение в высшем образовании прикладного и академического бакалавриата, приводится структура и содержание ФГОС ВО уровня бакалавриата

Ключевые слова: высшее образование, федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС ВО, академический бакалавр, прикладной бакалавр, образовательная программа, компетенции, требования к реализации и освоению программ бакалавриата

Современное образование находится в центре государственных реформ, направленных на интенсивное развитие экономики страны на основе научно-технического потенциала, состояние которого определяет наличие высокопрофессиональных кадров. Состояние и перспективы социально-экономического развития России устанавливают конкретные требования к подготовке трудовых ресурсов, отвечающих тенденциям инновационных процессов и технологий. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены основные цели достижения к 2020 г. технологического лидерства российской экономики, создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, что предопределило следующие задачи:

• формирование новой экономики — экономики знаний и высоких технологий, которые в дальнейшем станут одним из ведущих секторов национальной экономики, конкурентоспособной на мировом уровне;

• технологическая модернизация экономики на основе тенденций научно-технического и социально-экономического развития;

• повышение производительности труда в ведущих экономических и научно-техниче-

ских секторах, определяющих национальную конкурентоспособность;

• превращение инноваций в образовании в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики и народно-хозяйственного комплекса страны;

• создание современной системы образования, адекватной мировым аналогам;

• обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих компетент-ностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений специалистов;

• введение программ уровневого образования на основе целенаправленной подготовки выпускников для наиболее интенсивно развивающихся видов экономической деятельности, в том числе основных профессиональных образовательных программ академического и прикладного бакалавриата;

• развитие вариативности образовательных программ, позволяющих гибко реагировать на потребности реального сектора экономики и видов экономической деятельности и др.

В связи с введением Федерального закона

РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Прави-

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» в системе высшего образования

Таблица 1

Основные направления совершенствования в системе высшего образования

Основные направления Основные мероприятия по совершенствованию в системе высшего образования

1. Совершенствование структуры и сети государственных образовательных организаций высшего образования Мониторинг эффективности образовательных организаций

Реорганизация государственных образовательных организаций высшего образования

Модернизация системы лицензирования и аккредитации образовательных программ в системе высшего образования

2. Реализация программ стратегического развития образовательных организаций высшего образования Развитие федеральных университетов

Развитие национальных исследовательских университетов

Повышение конкурентоспособности ведущих университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров

Привлечение работодателей к разработке и реализации образовательных программ, оценке качества их освоения

3. Развитие кадрового потенциала высшего образования Информационное и мониторинговое сопровождение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг и эффективности взаимодействия

4. Совершенствование структуры образовательных программ высшего образования Введение прикладного бакалавриата в высшем образовании

Пилотная апробация программ прикладного бакалавриата

Обеспечение высокого качества программ магистратуры

Создание новой модели аспирантуры на базе эффективности научно-исследовательских работ

Инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

5. Оценка качества в сфере высшего образования Создание системы оценки качества подготовки обучающихся и выпускников

Переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема за счет средств федерального бюджета

Введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования

тельством РФ утвержден план мероприятий и изменений в отраслях социальной сферы («Дорожная карта»)1, регламентирующий повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, основные направления которого рассмотрены в таблице 1.

В связи с этим государством и образовательными организациями проводится большая работа по обеспечению реализации мер опережающего формирования государственного кадрового резерва высококвалифицированных специалистов, готовых к трудовой деятельности. В этих условиях выпускники образовательных организаций рассматриваются как основные трудовые ресурсы для интенсивного социально-экономического развития страны. Наибольшее значение приобретают квалификация выпускника и уровень образования, профессиональные качества и компетенции выпускника, которые он осваивает в процессе обучения. В системе высшего образования реализуются основные профессиональные образовательные программы (далее — программа),

1 Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г.

№ 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

по итогам освоения которых присваивается квалификация:

• «академический бакалавр»;

• «прикладной бакалавр»;

• «специалист»;

• «магистр».

Объем программы вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий (реализации программы несколькими образовательными организациями, с использованием сетевой формы или обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения) составляет:

• для программ бакалавриата 240 зачетных единиц (з. е.);

• для программ специалитета 360 зачетных единиц (з. е.);

• для программ магистратуры 120 зачетных единиц (з. е.).

Такая система уровней профессиональных образовательных программ позволяет обосновать, раскрыть и сформировать следующие понятия и процессы в системе высшего образования:

• многоуровневость образовательных программ и образовательных учреждений;

69

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

• интеграция образовательных программ в системе уровневого профессионального образования;

• компетентностный подход к подготовке специалистов в условиях уровневого профессионального образования;

• преемственность и маневренность образовательных программ;

• гибкость организационных форм и технологий обучения;

• подготовка профессиональных специалистов для видов экономической деятельности;

• переподготовка профессиональных кадров;

• целенаправленное, в том числе опережающее обучение;

• обеспечение потребностей экономики компетентными специалистами и др. Представленная таким образом система

уровней основных профессиональных образовательных программ высшего образования направлена на обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта, удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в профессиональной сфере. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации профессиональных образовательных программ. Структура и содержание ФГОС ВО сформированы таким образом, что в соответствии с Техническим заданием на обновление редакции ФГОС бакалавриата в связи с вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ Минобрнауки России реализация и освоение программ бакалавриата обеспечивают следующие параметры в системе уровневого высшего образования:

• единство образовательного пространства Российской Федерации;

• преемственность основных профессиональных образовательных программ;

• качество освоения основных профессиональных образовательных программ;

• участие представителей работодателей в формировании и реализации профессиональных образовательных программ, оценке качества подготовки выпускников.

В соответствии с уже упоминавшейся Дорожной картой и письмами Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России о реализа-

ции образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году2 и о новой редакции ФГОС ВО3 представителями академической общественности проводится активная работа по модернизации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования уровня бакалавриата, уровня магистратуры, уровня специалитета. В этой системе основополагающим фактором является подготовка бакалавров в силу того, что с 2013 г. в системе высшего образования вводится квалификация выпускника «прикладной бакалавр». В 2018 году в соответствии с «Дорожной картой» удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования должен составить 30%.

Актуальность основных профессиональных образовательных программ бакалавриата состоит в том, что они варьируются в соответствии с характеристиками и видами профессиональной деятельности выпускников по двум различным квалификациям:

• «академический бакалавр» (далее — программы с присвоением квалификации «академический бакалавр»);

• «прикладной бакалавр» (далее — программы с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).

Требования к результатам освоения программ академического и прикладного бакалавриата, к их структуре определены Техническим заданием Минобрнауки России на обновление редакции ФГОС в силу Федерального закона № 273-ФЗ. Основные характеристики ФГОС ВО уровня бакалавриата (квалификация «академический бакалавр» и квалификация «прикладной бакалавр») рассматриваются на примере ФГОС ВО по направлению подготовки «Сервис» в табл. 2, 3, 4, 5.

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

• блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

2 Письмо Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России от 3 июня 2013 г. № 05-650 «О реализации образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году».

3 Письмо Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 05-694 «О новой редакции ФГОС ВПО».

70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» в системе высшего образования

Таблица 2

Основные характеристики ФГОС ВО по направлению подготовки «Сервис»

Основные характеристики ФГОС ВО по направлению подготовки «Сервис» независимо от применяемых образовательных технологий

1 Высшее образование по программам бакалавриата (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях.

2 Обучение по программам бакалавриата в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах.

3 Объем программы бакалавриата составляет 240 з. е.

4 Срок получения образования по программе бакалавриата для очной формы обучения, включая каникулы после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з. е.

5 При реализации программ бакалавриата могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, может применяться сетевая форма.

6 При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

7 Область профессиональной деятельности выпускников включает: процессы сервиса, обеспечивающие предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений.

Таблица 3

Основные характеристики профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Сервис» с присвоением квалификации «академический бакалавр»

Основные характеристики профессиональной деятельности выпускников с присвоением квалификации «академический бакалавр»

1 Объекты профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: потребители (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности; процессы сервиса; методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса; материальные и нематериальные системы процессов сервиса, информационные системы и технологии.

2 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: организационно-управленческая; научно-исследовательская.

Таблица 4

Основные характеристики профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Сервис» с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные характеристики профессиональной деятельности выпускников с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»

1 Объекты профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: процессы предоставления услуг в соответствии с потребностями потребителей и формирования клиентурных отношений; запросы потребителей (потребности клиентов — потребителей услуг); технологии формирования, продвижения и реализации услуг в соответствии с потребностями потребителей; средства труда: оргтехника, правовые, нормативные и учетные документы; информационные системы и технологии; первичные трудовые коллективы.

2 Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: производственно-технологическая; сервисная.

Таблица 5

Структура программы академического и прикладного бакалавриата

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»

Блок 1 Дисциплины(модули) 213-216 198-204

Базовая часть 90-111 78-102

Вариативная часть

Блок 2 Практики 15-18 30-33

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 6-9

Объем программы бакалавриата 240

71

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

• блок II «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы;

• блок III «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Структура программы бакалавриата (табл. 5) включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную), что обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки.

Общими требованиями к программам бакалавриата, установленными ФГОС ВО, можно выделить следующие.

Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

В рамках базовой части блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.

В рамках базовой части блока 1 программы бакалавриата должна быть реализована дисциплина (модуль) «Физическая культура» («Физическая подготовка»). Для очной формы обучения объем указанной дисциплины (модуля) должен составлять не менее 400 академических часов, из которых не менее 360 академических часов должны составлять практические занятия для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера и выполнения ими нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом.

Порядок освоения указанной дисциплины (модуля) при реализации программ бакалавриата с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (по очной форме обучения) устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины (модуля).

В блок 2 «Практики» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики.

Особенность программ прикладного бакалавриата состоит в том, что в период практик по усмотрению образовательной организации могут быть предусмотрены условия для приобретения обучающимся рабочих профессий (квалификаций) и (или) должностей.

В блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты. Образовательная организация имеет право включить в блок 3 подготовку и сдачу государственного экзамена.

ФГОС ВО содержит также следующие разделы:

• требования к условиям реализации программ бакалавриата;

• требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;

• требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата;

• оценка качества освоения программ бакалавриата.

Рассмотренные таким образом изменения в сфере высшего образования направлены на повышение эффективности и качества подготовки выпускников в условиях перехода к эффективному контракту, введение в высшем образовании прикладного и академического бакалавриата, что позволит повысить конкурентоспособность выпускников российских образовательных организаций на международном рынке образования. Особенность программ прикладного бакалавриата состоит в увеличении трудоемкости практической подготовки. Кроме того, при реализации программ прикладного бакалавриата должны быть созда-

72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» в системе высшего образования

ны условия для приобретения обучающимся I квалификаций, что обеспечит востребован-в период практик рабочих профессий и (или) I ность выпускников на рынке труда.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Определение характеристик подготовки компетентных кадров в условиях введения уровневого образования // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: Сб. науч. статей Международной научно-методической интернетконференции, посвященной 40-летию УГАЭС, 26 декабря 2011 г. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. 215 с.

2. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Особенности образовательных программ подготовки специалистов для индустрии туризма // Материалы межд. науч.-практ. конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг». М.: Федеральное агентство по туризму, 2012.

«ACADEMIC BACHELOR» AND «BACHELOR OF APPLIED ARTS/SCIENCES» IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Anan’eva Tat’iana Nikolaevna, Doctor of Social Sciences, Professor, Pro-Rector, Deputy Head of the Education in Service and Tourism Board, mosumo@mail.ru,

The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,

Iliukhina Galina Ivanovna, Head of the Education Centre, the Education in Service and Tourism Board, mosumo@mail.ru,

The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article considers the changes in the higher education setting which are designed to improve the efficiency and quality of undergraduate students’ expertise against the background of a comprehensive transition toward effecting contracting and the introduction of‘academic’ and application-oriented bachelor degrees. The authors also provide the structure and content of the bachelor-degree Federal state educational standards of higher professional education.

Keywords: higher education, federal state educational standards, FSES HE, academic bachelor, bachelor of applied arts/science, educational programme, competencies, requirements for implementation of and completing a bachelor’s educational programme

References:

1. Anan’eva T.N., Iliukhina G.I. Opredelenie kharakteristic podgotovki kompetentnykh kadrov v usloviiakh vvedeniia urovnego obrazovaniia [Defining the features of training competent personnel in the framework of level-based education]. Obrazovanie v vysshei shkole: sovremennye tendentsii, problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiia: sbornik nauchnykh statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi internet konferentsii, posviashchennoi 40-letiiu UGAES, 26 dekabria 2011 g. [Innovation in higher education: current trends, problems and prospects. Collection of articles, International Research-to-Practice Virtual-Participation Conference, dedicated to the 40-th anniversary of Ufa state University of Economics and service, December, 26, 2011]. Ufa: Ufa State Academy og Economics and Service, 2011. p. 215.

2. Anan’eva T.N., Iliukhina G.I. Osobennosti obrazovatel’nykh program podgotovki spetsialistov dlia industrii turizma [Features of educational programmes designed for a specialist degree in tourism]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povysheniia kachestva turistskikh uslug» [Proceedings of the International Research-to-Practice Conference «Professional Education in the Sphere of Tourism as a Requisite for Tourist Service Quality Improvement»]. Moscow: Federal’noe Agentstsvo po Turizmu [Federal Agency for Tourism], 2012.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.