Научная статья на тему 'Личностные особенности российских студентов в новых образовательных условиях'

Личностные особенности российских студентов в новых образовательных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / БАКАЛАВРИАТ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УЧЕБНО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / BACCALAUREATE / PERSONALITY / PERSONALITY DIFFERENCES / PERSONALITY CHANGES / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нижегородцева Надежда Викторовна, Собакина Ольга Андреевна

В статье рассматриваются проблемы развития личности студентов в процессе их обучения. В основу проведенного авторами исследования положена гипотеза о наличии личностных различий у студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета. На статистически значимом уровне доказано, что студенты бакалавриата отличаются более высоким уровнем развития таких качеств, как общительность, понимание, аккуратность, настойчивость, ответственность расслабленность и самоконтроль. При этом студенты бакалавриата, в сравнении со студентами специалитета, в меньшей степени склонны к конструктивному разрешению проблемы, предпочитают искать социальную поддержку или избегать решения проблем. Студенты бакалавриата приспосабливаются к требованиям балльно-рейтинговой системы, выполняют только те виды работ, которые позволяют гарантированно получить достаточное количество баллов для зачета или экзамена, что не способствует мобилизации собственных ресурсов для преодоления трудностей. Вместе с тем у студентов, обучающихся по программам специалитета, наблюдаются более высокие показатели интернальности в сфере производственных (деловых) отношений, по сравнению со студентами бакалавриата. На основе полученных результатов авторы приходят к выводу о намечающемся изменении психологического портрета студенчества под влиянием новых условий высшего образования, что необходимо учитывать в процессе учебно-воспитательной работы со студентами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нижегородцева Надежда Викторовна, Собакина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Features of Russian Students in New Educational Conditions

The article deals with the problems of students' personality development in their learning. The basis of the research conducted by the authors is the hypothesis of the presence of individual differences among students enrolled in baccalaureate and specialist programmes. At a statistically significant level it is proved that undergraduate students have a higher level of development of such qualities as sociability, understanding, accuracy, perseverance, responsibility and self-control relaxation. At the same time, undergraduate students in comparison with students of specialist programmes are less likely to engage in constructive resolution of the problem, prefer to look for social support or to avoid solving problems. Undergraduate students adapt to the demands of the score-rating system, perform only those types of work that can guarantee to earn enough points to offset or exam, and it does not contribute to mobilize their own resources to overcome the difficulties. However, students, enrolled in the specialist programmes, have higher intemality in the field of production (business) relationships compared to undergraduate students. Based on these results, the authors conclude that there is a planned change in the psychological portrait of college students under the influence of the new environment of higher education, which should be considered in the process of educational work with students of the university.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности российских студентов в новых образовательных условиях»

УДК 159

Н. В. Нижегородцева, О. А. Собакина

Личностные особенности российских студентов в новых образовательных условиях

В статье рассматриваются проблемы развития личности студентов в процессе их обучения. В основу проведенного авторами исследования положена гипотеза о наличии личностных различий у студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета. На статистически значимом уровне доказано, что студенты бакалавриата отличаются более высоким уровнем развития таких качеств, как общительность, понимание, аккуратность, настойчивость, ответственность расслабленность и самоконтроль. При этом студенты бакалавриата, в сравнении со студентами специалитета, в меньшей степени склонны к конструктивному разрешению проблемы, предпочитают искать социальную поддержку или избегать решения проблем. Студенты бакалавриата приспосабливаются к требованиям балльно--рейтинговой системы, выполняют только те виды работ, которые позволяют гарантированно получить достаточное количество баллов для зачета или экзамена, что не способствует мобилизации собственных ресурсов для преодоления трудностей. Вместе с тем у студентов, обучающихся по программам специалитета, наблюдаются более высокие показатели интернальности в сфере производственных (деловых) отношений, по сравнению со студентами бакалавриата.

На основе полученных результатов авторы приходят к выводу о намечающемся изменении психологического портрета студенчества под влиянием новых условий высшего образования, что необходимо учитывать в процессе учебно-воспитательной работы со студентами вуза.

Ключевые слова: студенты, бакалавриат, личность, личностные различия, личностные изменения, учебно-профессиональная деятельность.

N. V. Nizhegorodtseva, O. A. Sobakina

Personal Features of Russian Students in New Educational Conditions

The article deals with the problems of students' personality development in their learning. The basis of the research conducted by the authors is the hypothesis of the presence of individual differences among students enrolled in baccalaureate and specialist programmes. At a statistically significant level it is proved that undergraduate students have a higher level of development of such qualities as sociability, understanding, accuracy, perseverance, responsibility and self-control relaxation. At the same time, undergraduate students in comparison with students of specialist programmes are less likely to engage in constructive resolution of the problem, prefer to look for social support or to avoid solving problems. Undergraduate students adapt to the demands of the score-rating system, perform only those types of work that can guarantee to earn enough points to offset or exam, and it does not contribute to mobilize their own resources to overcome the difficulties. However, students, enrolled in the specialist programmes, have higher internality in the field of production (business) relationships compared to undergraduate students. Based on these results, the authors conclude that there is a planned change in the psychological portrait of college students under the influence of the new environment of higher education, which should be considered in the process of educational work with students of the university.

Keywords: students, baccalaureate, personality, personality differences, personality changes, educational and professional activity.

Высшее профессиональное образование направлено на формирование творческой личности студента, ориентированной на высокие профессиональные достижения. В этих условиях возникает необходимость становления и развития качеств, которые могут помочь выпускнику вуза найти свое место, быть успешным в выбранной профессии, развиваться и совершенствоваться. В связи с этим, наряду с развитием когнитивных способностей, особую значимость приобретает проблема развития личности студента в процессе профессионального обучения.

Личность человека формируется в ходе социального развития. И ее становление начина-

ется задолго до получения профессиональной подготовки. Но именно студенческий возраст Б. Г. Ананьев считал сенситивным для развития основных социальных качеств человека. Он отмечал, что «в личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-

политические, профессионально-трудовые» [2, с. 231].

© Нижегородцева Н. В., Собакина О. А., 2016

Перемены в личности зависят от образа жизни и индивидуального опыта человека [7]. К наиболее существенным условиям, определяющим развитие личности в студенческом возрасте, можно отнести изменение социального статуса учащихся вуза, смену их круга общения, переход на новый возрастной этап и др. На личностное развитие студентов также могут оказывать влияние учебная и внеаудиторная работа, воспитательная работа в вузе.

Личностное становление человека зависит от социокультурных, политических, экономических, правовых условий развития общества [9].

При рассмотрении проблемы личностного развития студентов вуза особое внимание, с нашей точки зрения, нужно обратить на их ведущую деятельность, так как всестороннее и целостное развитие личности человека происходит прежде всего в процессе ведущей деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития» [5, с. 286]. Для студентов ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Она, как и учебная деятельность младших школьников, не дается человеку с рождения, а формируется в процессе обучения [8].

Вузы Российской Федерации с 1 сентября 2011 г. приступили к обучению студентов в рамках уровневой модели высшего профессионального образования в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В новых условиях изменились организация учебного процесса и учебной деятельности обучающихся, помимо когнитивных способностей, новые образовательные стандарты ориентированы на развитие личностных качеств студентов, формирование компетенций, позволяющих эффективно решать задачи взаимодействия, общения и саморазвития в профессиональной деятельности. В связи с этим возникло предположение о том, что личностные свойства обучающихся в разных формах высшего профессионального образования (специалитет и бакалавриат) различаются.

Для проверки гипотезы о наличии различий личностных свойств обучающихся разных форм подготовки в вузе было проведено эмпирическое исследование в выборке студентов 2 курса спе-циалитета и бакалавриата, обучающихся на одном факультете вуза. В соответствии с задачами

исследования использован адаптированный А. Б. Хромовым к условиям русской культуры «Пятифакторный опросник личности» Р. МакКрэй и П. Коста [10]. Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS. После проверки распределения результатов по каждой шкале на нормальность распределения (критерий K-Z Колмогорова - Смирнова) мы определили наличие значимости различий показателей с помощью критерия t-Стьюдента.

В результате математической обработки данных были получены следующие статистически значимые результаты: студенты-бакалавры отличаются более высоким уровнем развития таких качеств, как общительность (р<0,01), понимание (р<0,05), аккуратность (р<0,05), настойчивость (р<0,05), ответственность (р<0,05) и расслабленность (р<0,05). Также у бакалавров, по сравнению со специалистами, в большей степени развит самоконтроль (р<0,05). Процентное соотношение числа студентов с разным уровнем развития данных качеств представлено на рис. 1.

Рассмотрим полученные результаты подробнее.

Общительность студентов бакалавриата развивается благодаря более широкому использованию активных методов обучения, которые способствуют организации общения внутри студенческой группы (например, дискуссионные формы работы). В условиях бакалавриата на занятиях студенты чаще взаимодействуют с преподавателями и друг с другом.

Деление дисциплин на модули, выделение отдельных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся к концу усвоения курса, позволяет бакалаврам спланировать учебную деятельность и соотнести свои результаты с предъявляемыми требованиями. Теперь их работа оценивается в большей степени не в период сессии, а в течение всего семестра. Бакалавры вынуждены постоянно прослеживать причинно-следственные связи их успеваемости (выяснять, что повлияло на итоговую отметку), что развивает способность студентов к пониманию.

Частое выполнение различных заданий (написание эссе, решение кейсов и пр.), подготовка отчетов, работа с документами развивают аккуратность, так как выполненная и оформленная аккуратно работа может быть выше оценена и лучше понята педагогом.

Рис. 1. Процентное соотношение числа студентов с разным уровнем развития личностных качеств

Наличие четких требований и ориентиров в учебной деятельности развивают целеустремленность обучающихся, так как они знают, каких результатов должны добиться. Таким образом, при выполнении разнообразных заданий и проявлении активности в течение семестра у студентов-бакалавров развивается настойчивость.

Постоянно необходимый для успешного обучения студентов-бакалавров обстоятельный анализ ситуации, предварительный прогноз последствий своих действий или бездействий способствует пониманию и принятию последствий выбора. В этом проявляется их ответственность.

Такие факторы, как аккуратность, настойчивость и ответственность, рассматриваются как частные проявления самоконтроля, который у бакалавров выше, чем у специалистов.

Экзамен для бакалавров в меньшей степени является источником стресса, чем для студентов специалитета. Студент, работая в течение семестра, может получить возможность не сдавать экзамен в традиционной форме (по билетам). Отсутствие стрессовой ситуации во время экзамена

способствует расслабленному состоянию личности студента и отсутствию напряженности.

Рассмотрим иные личностные свойства студентов.

Студенты сталкиваются с трудностями, характерными в целом для молодежи (необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, брачного партнера, малая вероятность найти высокооплачиваемую работу в силу отсутствия опыта и пр.); а также учащиеся молодые люди могут сталкиваться со специфическими для них сложностями (отсутствие адресной социально-экономической поддержки студентов, низкая организация научно-технического творчества и досуга студентов, ухудшение состояния здоровья в связи с повышенной утомляемостью, экзаменационные стрессы).

При рассмотрении процессов, направленных на преодоление трудностей, используют понятие «копинг-поведение» («copmgbehavюr», «совла-дающее поведение»). Мы предположили, что способы реагирования студентов-специалистов и бакалавров в сложных ситуациях будут отличаться. Для проверки выдвинутой гипотезы в прове-

денном нами исследовании мы опирались на взгляды Д. Амирхана, объединившего стратегии совладающего поведения в три группы: 1) разрешение проблем; 2) поиск социальной поддержки; 3) избегание. Эти базовые стратегии, по мнению автора, соответствуют основным реакциям человека, характеризуя общие тенденции копинг-поведения [1].

В нашем исследовании принимали участие студенты 2 курса одного факультета: специалисты и бакалавры.

Для математической обработки данных использовалась программа SPSS. Для проверки

нормальности распределения результатов по каждой шкале был применен критерий К-2 Колмогорова - Смирнова, для проверки значимости различий был использован критерий 1;-Стьюдента. Мы выявили статистически значимые различия по шкале «разрешение проблем» (р < 0,05). По другим копинг-стратегиям значимых различий не выявлено.

Процентное соотношение студентов с разным уровнем выраженности показателя копинга «разрешение проблем» в выборках бакалавров и специалистов представлено на рис. 2.

Рис. 2. Процентное отношение количества студентов бакалавров и специалистов с разным уровнем выраженности показателя копинга «разрешение проблем»

Полученные результаты показывают, что студенты бакалавриата, в сравнении со студентами специалитета, в меньшей степени склонны прибегать к разрешению проблемы, они предпочитают искать социальную поддержку или избегать решения проблем.

Учащийся в условиях бакалавриата может автоматически сдать зачет или экзамен, так как уже обеспечил себе желательную отметку еще до зачетов и экзаменов. Таким образом, сессия перестает быть для студентов стрессовой ситуацией. В соответствии с нашими рассуждениями, балльно-рейтинговая оценка позволяет избежать негативных эмоций, связанных с ситуацией оценивания, но не приводит к необходимости преодолевать трудности, связанные с зачетами и экзаменами.

Другая важная характеристика личности - ло-кус контроля. Она представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстерналь-ный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля) [4].

Мы предположили, что локус контроля у студентов-бакалавров и студентов-специалистов от-

личается. В нашем исследовании принимали участие студенты последнего года обучения: выпускники специалитета и бакалавриата.

В исследовании был использован опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда

[3].

Для проверки нормальности распределения использовался критерий К-2 Колмогорова -Смирнова. Эмпирическое распределение признаков отклоняется от нормального, поэтому определение достоверности различий выборочных средних проводилось по и-критерию Манна -Уитни для независимых выборок. В результате проведенного статистического анализа выявлены значимые различия по одному из семи показателей: по «интернальности в сфере производственных отношений» (р<0,05). По остальным шкалам значимые различия не выявлены.

У студентов, обучающихся по программам специалитета, наблюдаются более высокие показатели интернальности в сфере производственных (деловых) отношений, по сравнению со студентами бакалавриата. Среди будущих специалистов 38 % учащихся обладают интернальным ло-кусом контроля в сфере производственных отношений, в то время как среди бакалавров не бы-

ло выявлено учащихся с такой характеристикой (0 %).

На основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что студенты специалитета в большей степени склонны считать свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности (в том числе и учебной), складывающихся отношений в коллективе.

Для того чтобы получить более содержательную информацию, мы решили определить УСК в сфере производственных отношений у студентов-бакалавров разных курсов обучения. Для этого проведен сравнительный анализ показателей УСК у студентов бакалавриата 1, 2 и 4 годов обучения.

Эмпирическое распределение признака отклоняется от нормального, поэтому для проверки гипотезы о различии более двух выборок по уровню выраженности изучаемого признака использовался непараметрический критерий Крускала-Уоллеса. В результате проведенного статистического анализа выявлены значимые различия по показателям интернальности в сфере производственных отношений (р<0,05).

Процентное отношение количества студентов разных курсов обучения с интернальностью в сфере производственных отношений представлено на рисунке 3.

29

6

I курс 2 курс 4 курс

Рис. 3. Процентное отношение количества студентов разных курсов обучения с интернальностью в сфере производственных отношений

На основании анализа полученных результатов можно сделать вывод о том, что уже ко второму году обучения резко снижается число бакалавров с интернальным локусом контроля в сфере производственных отношений.

Студенты быстро приспосабливаются к требованиям балльно-рейтинговой системы (БРС), выполняют те виды работ, которые позволяют заработать достаточное количество баллов для так называемого «автоматического» зачета или экзамена. Студент не мобилизуется для преодоления трудностей, не прикладывает усилия для достижения поставленной цели. Это не позволя-

ет ему оценить роль собственных усилий при получении зачетов и экзаменов.

Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о появлении тенденции к изменению личностных свойств современных студентов вуза. На психологический облик студентов влияют не только факторы, действующие еще до поступления в вуз, но и условия и организация обучения в высшей школе. Именно это в значительной степени и определяет особенности личности студентов. По мере изменения системы высшего образования, по нашему мнению, перемены личностной сферы студентов будут проявляться все отчетливее. Намечается изменение психологического портрета студенчества под влиянием действующих на него новых условий высшего образования, что необходимо учитывать в процессе учебно-воспитательной работы со студентами вуза.

Библиографический список

1. Амирхан, Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий [Текст] / Д. Амирхан. - М. : Медицина, 1990. - 98 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.

3. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. - 1983. - Т. 5. - № 3. - С. 152-162.

4. Краткий психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. - 2-е изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 505 с.

5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.

6. Нартова-Бочавер, С. К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -1997. - № 4. - С. 20-30.

7. Немов, Р. С. Психология [Текст] : словарь-справочник : в 2 ч. / Р. С. Немов. - М. : Владос Пресс,

2003. - Ч. 1. - 304 с.

8. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль : Аверс Пресс,

2004. - 338 с.

9. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Межд. пед. акад., 1994. - 192 с.

10. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.

flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2016 - № 1

Bibliograficheskij spisok

1. Amirhan, D. Faktor analiticheskogo izmerenija kopingov: pokazatel' koping-strategij [Tekst] /

D. Amirhan. - M. : Medicina, 1990. - 98 s.

2. Anan'ev, B. G. O problemah sovremennogo chelovekoznanija [Tekst] / B. G. Anan'ev. - SPb. : Piter, 2001. - 272 s.

3. Bazhin, E. F. Metod issledovanija urovnja sub#ektivnogo kontrolja [Tekst] / E. F. Bazhin,

E. A. Golynkina, A. M. Jetkind // Psihologicheskij zhurnal. - 1983. - T. 5. - № 3. - S. 152-162.

4. Kratkij psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod obshh. red. A. V Petrovskogo i M. G. Jaroshevskogo ; red.-sost. L. A. Karpenko. - 2-e izd., rassh., ispr. i dop. - Rostov n/D. : Feniks, 1998. - 505 s.

5. Leont'ev, A. N. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija [Tekst] : v 2 t. / A. N. Leont'ev. - M. : Pedagogika, 1983. - T. 1. - 392 s.

6. Nartova-Bochaver, S. K. Koping-povedenie v sisteme ponjatij psihologii lichnosti [Tekst] / S. K. Nartova-Bochaver // Psihologicheskij zhurnal. -1997. - № 4. - S. 20-30.

7. Nemov, R. S. Psihologija [Tekst] : slovar'-spravochnik : v 2 ch. / R. S. Nemov. - M. : Vlados Press, 2003. - Ch. 1. - 304 s.

8. Nizhegorodceva, N. V. Sistemogeneticheskij analiz gotovnosti k obucheniju [Tekst] : monografija / N. V. Nizhegorodceva. - Jaroslavl' : Avers Press, 2004. -338 s.

9. Fel'dshtejn, D. I. Psihologija stanovlenija lichnosti [Tekst] / D. I. Fel'dshtejn. - M. : Mezhd. ped. akad., 1994. - 192 s.

10. Hromov A. B. Pjatifaktornyj oprosnik lichnosti: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. universiteta, 2000. - 23 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.