Научная статья на тему 'Моделирование профессионального сознания руководителя в теории управления'

Моделирование профессионального сознания руководителя в теории управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
912
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / СИСТЕМА / ПРОЦЕСС / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / THE MANAGEMENT THEORY / THE MANAGER / SYSTEM / PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечаев Владимир Иванович, Нечаев Юрий Владимирович

Выполнен обзор литературы по проблеме профессионального сознания. Проанализированы достоинства и недостатки определений и компонентного состава профессионального сознания. Публикации, рассматривающие профессиональное сознание руководителя, обнаружить не удалось. Предложена модель профессионального сознания руководителя, актуальная для теории управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF MANAGER PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS IN THE MANAGEMENT THEORY

The literature review on a problem of professional consciousness is executed. Merits and demerits of definitions and component structure of professional consciousness are analyzed. The publications considering manager professional consciousness, it was not possible to find out. The model of manager professional consciousness, actual for the management theory is offered.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессионального сознания руководителя в теории управления»

Головина Татьяна Александровна, д-р экон. наук, доц., проф., golovinaj78@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУВО «ОГУ им. И.С. Тургенева»

MODERN MODELS OF ADOPTION OF STRATEGIC AND TACTICAL DECISIONS IN SYSTEM OF FUNCTIONING OF THE INDUSTRIAL STATE CORPORATION

AS BUSINESS - THE PARTNER

T.A. Golovina

In article models of functioning of the industrial state corporations on the principles business - partnership for increase of level of their development, and also adoption of reasonable solutions of strategic and current character on the realization chosen as an economic entity business - strategy are considered

Key words: industrial state corporation, business partnership, strategic and tactical administrative decisions.

Golovina Tat'jana Aleksandrovna, doktor of economic sciences, professor at the department of «Jekonomika i menedzhment», golovina t78 a mail.ru, Russia, Orel, Orlovksky State University I.S. Turgeneva.

УДК 658.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

В.И. Нечаев, Ю.В. Нечаев

Выполнен обзор литературы по проблеме профессионального сознания. Проанализированы достоинства и недостатки определений и компонентного состава профессионального сознания. Публикации, рассматривающие профессиональное сознание руководителя, обнаружить не удалось. Предложена модель профессионального сознания руководителя, актуальная для теории управления.

Ключевые слова: профессиональное сознание, теория управления, руководитель, система, процесс.

Деятельность управленческого персонала организаций различных отраслей экономики и в первую очередь промышленных предприятий приобретает всё более динамичный и инновационный характер. Необходимым условием успешной деятельности предприятия в турбулентной экономической среде является высокий уровень профессионализма руководителей всех уровней управления.

Профессионализм руководителя представляет собой систему, на первом структурном уровне которой выделяются следующие компоненты:

- профессионально значимые личностные характеристики психически и физически здорового человека;

- профессиональное сознание руководителя;

- профессиональное самосознание руководителя.

Традиционно самосознание рассматривается как часть сознания.

Однако в теории управления целесообразно выделить профессиональное самосознание руководителя как отдельный компонент. Такое представление является не более чем аналитическим приёмом. В действительности в системе все компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе функционирования системы.

Каждый из указанных компонентов профессионализма также является системой.

Далее рассматривается один из компонентов профессионализма, а именно профессиональное сознание руководителя, исследованное в теории управления в недостаточной степени. Очевидно, профессиональное сознание руководителя является частью сознания человека. Сознание исследуется в философии, социологии, психологии. Представители различных наук выделяют различные интересующие их свойства сознания.

Сознание определяется как:

- идеальная форма отражения и воспроизведения действительности, которая является объективным фактором, непосредственно влияющим на деятельность человека [1];

- состояние психической жизни человека, которое соединяет в субъективном переживании события внешнего мира и жизни самого человека в настоящем и прошлом [2];

- результат тесного взаимодействия труда, общения и познания [3];

- условие осуществления рефлексии и одновременно её результат [4];

- рефлексия человеком действительности, своей деятельности и самого себя [5].

Для теории управления принципиальное значение имеет исследование сознания с применением системного и процессного подходов. Представляет интерес структура сознания и взаимообусловленность сознания и деятельности, в том числе профессиональной.

В работе А.Г. Спиркина [6] отмечается, что сознание осуществляет воспроизведение объективной реальности и мысленную подготовку к преобразующей практической деятельности, в том числе к принятию решений. Сознание рассматривается как система, элементами которой являются ощущения, чувства, эмоции, восприятие, представление, внимание, мышление, воля, память и т.д.

По мнению Ю.В. Мацнева [7] сознание представляет собой систему, в которой можно выделить следующие группы компонентов (подсистемы):

- компоненты, связанные с объективным миром и взаимодействующие посредством сигналов внимания (ощущения, восприятия, представления, мысли, понятия);

- компоненты, связанные с самопознанием человека;

- компоненты, связанные с отношением человека к содержанию отражённых в сознании образов;

- компоненты общественно-исторической практики, сформированные в совместно осуществляемой деятельности (мотивы, цели, смысл деятельности, воля к её осуществлению).

Компоненты всех подсистем можно разделить на эмоциональные и рациональные.

Исследуя сознание, В.Л. Чечулин [8] приходит к выводу, что структуры создаваемых человеком социальных, экономических и информационных систем воспроизводят структуру сознания человека.

В классическом научном труде С.Л. Рубинштейна [9] сознание определяется как специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания. Сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного. Сознание не только знание и отображение — рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта. Вследствие разделения теоретической и практической деятельности возникает теоретическое сознание как относительно самостоятельное образование, связанное с специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение — отношение производное; первичным и определяющим является отношение практическое, которое в конечном счёте охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это влияет на структурные элементы сознания: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции, воля, действия, направленность личности, способности.

Сознание выражает бытие человека. Каждый человек связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Эта реальная, материальная, практическая связь человека с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в человеке то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека как личности не сводится к одному лишь личностному, оно включает и общественно значимое, которое, становясь личностно значимым, не перестаёт от этого оставаться общественно значимым. Практическое сознание человека как общественного существа является в высших своих проявлениях нравственным сознанием. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нём динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения. Деятельность и сознание не являются разноплановыми аспектами. Они образуют не тождественное, но единое органическое целое. В начале деятельности частные задачи приобретают относительную самостоятельность и действия, на

них направленные, становятся сознательными (контролируются верхним уровнем сознания). Затем по мере того как частные задачи вбираются в более общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из верхнего уровня сознания и переходят подсознательное (контролируются нижним уровнем сознания).

Результаты исследования сознания в указанной работе С.Л. Рубинштейна в значительной мере применимы к проблеме профессионального сознания руководителя в теории управления.

Структура профессионального сознания, по мнению А.В. Косова [10], включает следующие элементы: ощущения, восприятие, чувства, эмоции, представления, мышление, мотивы, нормы, установки, интересы и связующие отношения, главным из которых является отношение к себе как профессионалу.

В системе профессионального сознания, рассматриваемой в работе О.В. Усовой [11], на первом уровне структуризации выделяются подсистема осознания объектов деятельности и подсистема отношения человека к осознаваемым объектам. На втором структурном уровне профессиональное сознание включает следующие элементы: профессиональные знания и навыки; индивидуальные особенности личности; стилевые особенности выполнения деятельности; профессиональные качества; профессиональные цели и планы; профессиональные отношения, прогнозы, оценки.

Профессиональное сознание объективируется в профессиональной деятельности. Такая формулировка, схожая по лаконичности и информативности с математической формулой, даётся в работе А.А. Ангеловского [12]. Автор предлагает следующую развёрнутую структуру профессионального сознания.

Профессиональное сознание включает гносеологический, практический и аксиологический компоненты. В свою очередь:

- гносеологический компонент включает необходимые для профессиональной деятельности теоретические знания и представления о предмете, принципах, функциях и общественной значимости профессиональной деятельности;

- практический компонент включает практические умения и навыки, отражающие особенности профессиональной деятельности;

- аксиологический компонент включает нравственные ценности и образцы поведения, соответствующие моральные установкам человека как члена профессионального сообщества.

Большое значение для управленческого моделирования профессионального сознания руководителя представляют исследования Е.А. Климова [13]. На первом структурном уровне профессиональное сознание включает следующие элементы:

- комплекс личностных характеристик профессионала;

- праксис профессионала;

- гнозис профессионала;

- информированность профессионала;

- психодинамика профессионала;

- оценка психофизиологических характеристик профессионала.

Структура перечисленных элементов первого уровня определяется

следующим образом.

Комплекс личностных характеристик профессионала включает следующие элементы:

- общее мировоззрение;

- направленность личности (общая социальная и профессиональная);

- отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности, к себе;

- интеллектуальные характеристики личности;

- операторные характеристики личности;

- эмоциональные характеристики личности;

- представление о профессионально важных способностях;

- представление о положительном и отрицательном влиянии профессиональной деятельности на характеристики личности;

- представление о своём месте в профессиональной общности.

Праксис профессионала включает следующие элементы:

- специфические характеристики, обозначаемые только на профессиональном сленге;

- моторика;

- умения и действия предметного, информационного и организационного характера;

- умения и действия, направленные на саморегуляцию.

Гнозис профессионала включает следующие элементы:

- специфические характеристики, обозначаемые только на профессиональном сленге;

- профессиональные характеристики приёма информации: внимание, ощущение, восприятие;

- профессиональные характеристики обработки информации: память, представление, мышление, понимание, воображение;

- профессиональные характеристики принятия решений: наблюдение, распознавание, ориентация в нестандартных ситуациях, воля и пр.

Информированность профессионала включает следующие элементы:

- специфические характеристики, обозначаемые только на профессиональном сленге;

- профессиональные области теоретического знания;

- специальные профессиональные знания о предметной области, о целях деятельности, о средствах труда, об условиях своего профессионального развития.

Психодинамика профессионала включает следующие элементы:

- интенсивность переживаний и быстрота их смены, характерные для профессиональной деятельности;

- психологические нагрузки в профессиональной области.

Оценка психофизиологических характеристик профессионала

включает следующие элементы:

- оценка профессиональным сообществом и собственная оценка соответствия возрастной и половой принадлежности требованиям профессии;

- оценка профессиональным сообществом и собственная оценка соответствия физических качеств, внешности, здоровья требованиям профессии.

Представленный выше обзор исследований по вопросам профессионального сознания показывает, что разработка модели профессионального сознания руководителя остаётся актуальной задачей теории управления.

Авторы данной работы предлагают следующую модель профессионального сознания руководителя для применения в теории управления и в деятельности управленческого персонала организаций.

Профессиональное сознание руководителя - это система субъективного отражения объективной реальности, которая управляет профессиональной деятельностью и в то же время сама формируется под воздействием профессиональной деятельности. Система профессионального сознания руководителя включает следующие взаимосвязанные компоненты:

- профессиональные знания: знания, необходимые для осуществления производственной деятельности организации или подразделения; знания, необходимые для осуществления управленческой деятельности на уровне организации или подразделения (знания в области организационного управления, социологии труда, психологии труда);

- профессиональные умения: умения, необходимые для осуществления производственной деятельности организации или подразделения; умения, необходимые для осуществления управленческой деятельности на уровне организации или подразделения (умения принимать и реализовы-вать управленческие решения в любых ситуациях с приемлемым уровнем достижения цели);

- профессиональные навыки: навыки, необходимые для осуществления типовых операций производственной деятельности организации или подразделения; навыки, необходимые для осуществления типовых операций управленческой деятельности на уровне организации или подразделения (навыки принятия и реализации управленческих решений в типовых ситуациях с высоким уровнем достижения цели);

- профессиональная культура: профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональное достоинство, профессиональная гордость профессиональная этика.

В системе профессионального сознания руководителя осуществляются следующие процессы:

- профессиональная мотивация: направленность на осуществление профессиональной деятельности с высоким уровнем достижения поставленной цели; уверенность в правильности принятого решения; настойчивость в достижении цели; направленность на постановку новой цели на более высоком уровне качества профессиональной деятельности;

- профессиональное познание: внимание; восприятие; наблюдение; представление; воображение; интуиция; мышление; понимание; формирование нового знания; включение нового знания в базу имеющихся знаний; переосмысление базы знаний; формирование нового умения как программы верхнего уровня сознания, управляющей определёнными профессиональными действиями; формирование нового навыка как программы нижнего уровня сознания, управляющей определёнными профессиональными действиями;

- профессиональная оценка: оценка хода и результатов профессиональной деятельности данного руководителя со стороны его непосредственного начальника, коллег и исполнительных работников; оценка данным руководителем хода и результатов профессиональной деятельности его непосредственного начальника, коллег и исполнительных работников.

Более подробное описание предложенной модели профессионального сознания руководителя и её применение в теории управления будет дано в последующих работах.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ, 2008. 639 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Новая философская энциклопедия. Т. 3 (Н - С) / под ред. В.С. Стёпина [и др.]. М.: Мысль, 2010. 692 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гарда-рики, 2005. 584 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

303с.

7. Мацнев Ю.В. Структура экономического сознания // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы всероссийской интернет-конференции, декабрь 2004 - январь 2005. Омск: Изд-во ОмГМА, 2005. С. 36 - 41.

8. Чечулин В.Л. Внутренняя психосоциальная 6-уровневая структура экономической деятельности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы III Международной научной

интернет-конференции, март - июнь 2009. Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. С. 156 - 165.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

781 с.

10. Косов А.В. Основная компонента экономического сознания -мифологическая // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы II Международной интернет-конференции, январь - май 2007. Омск: Полиграфический центр КАН, 2007. С. 42 - 50.

11. Усова О.В. Профессиональное сознание будущих менеджеров: значимые факторы формирования // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы II Международной интернет-конференции, январь - май 2007. Омск: Полиграфический центр КАН, 2007. С. 241 - 250.

12. Ангеловский А.А. Анализ понятий профессии, профессионального сознания, профессиональной деятельности, профессионализма // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 5 (2). С. 306 - 314.

13. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. 400 с.

Нечаев Владимир Иванович, канд. техн. наук, доц., vi_nechaev@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Нечаев Юрий Владимирович, соискатель, unique foio amail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MODELLING OF MANAGER PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS IN THE MANAGEMENT THEORY

V.I. Nechaev, Y.V. Nechaev

The literature review on a problem of professional consciousness is executed. Merits and demerits of definitions and component structure of professional consciousness are analyzed. The publications considering manager professional consciousness, it was not possible to find out. The model of manager professional consciousness, actual for the management theory is offered.

Key words: professional consciousness, the management theory, the manager, system, process.

Nechaev Vladimir Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, vi_nechaev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Nechaev Yury Vladimirovich, competitor, unique foto@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.