МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДНЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Н. В. МАЛЫШЕВА
Статья посвящена вопросу моделирования проектной деятельности студентов и школьников в условиях интеграции школы и вуза. В статье рассматриваются этапы работы, задачи, единичные рабочие процессы проекта, описывается организационная структура проекта, структура распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, моделирование проектной деятельности, организационная модель проектной деятельности, кластерный подход.
Одним из важных направлений развития современного образования является его ориентация на конечный результат: знания выпускников школы должны быть применимы и практически использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. В связи с этим приоритетным направлением в педагогической теории и практике становится использование педагогических методов, способствующих адаптации школьников в социальной и будущей профессиональной сфере. Одним из таких методов является метод проектов, применение которого предполагает отказ от авторитарности в обучении и поощрение инициативы обучаемых; создает возможность сотрудничества, используя современные средства коммуникации; позволяет получить результат, обладающий личностной и профессионально значимой ценностью.
Особая роль принадлежит проектам, реализация которых предусматривает интеграцию среднего и профессионального образования. В рамках интеграции вуза и школы открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении, происходит знакомство школьников с миром профессий и достигается связь теории с практикой.
В качестве исходного практического базиса в данной статье рассматривается проектная работа школьников г. Котовска в области создания web-сайта системы образования города. Работа выполнялась коллективом: школьники (учащиеся 10-11 классов), преподаватель информатики - аспирант ТГУ имени Г. Р. Державина, дипломники кафедры информатики и информационных техно-
логий ТГУ имени Г. Р. Державина и научный руководитель - профессор кафедры. Участие школьников в реализации социально значимого проекта позволило им приобрести универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности.
Подобные проекты должны иметь эффективную схему управления, которая, прежде всего, сводится к разбивке проекта на:
- этапы работы, задачи, единичные рабочие процессы проекта;
- отдельные мероприятия, согласованные между собой;
- организационную структуру исполнителей по проекту;
- структуру распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту.
Решение вопроса об осуществлении взаимодействия человеческих, организационных, технологических ресурсов потребовало применения новой педагогической практики. В ее основу был положен кластерный подход, который позволил объединить участников проекта - школу и социальных партнеров - вокруг интеллектуального центра -университета - для решения проектных задач.
Для реализации проекта была создана команда проекта, состоящая из проектных групп (рис. 1). Каждый участник команды проекта играл определенную роль в реализации проекта; имел индивидуальную линию отчетности при работе над проектом и уровень ответственности; выполнял определенный объем работ в соответствии с требованиями к результатам работы (конечным и промежуточным).
Рис. 1. Схема создания команды проекта
Кроме команды проекта, была создана команда управления проектом.
Управление проектами является одной из самых сложных и трудоемких областей управленческой деятельности. Успешность выполнения проекта определяется тем, насколько эффективно осуществляется его замысел, в котором сконцентрированы интересы коллективов и организаций, работающих над его реализацией. Эффективная реализация замысла проекта возможна только при согласованном целенаправленном развитии всех процессов, обеспечивающих эту реализацию, т. е. при эффективном управлении процессом выполнения проекта.
Команда управления объединила членов команды проекта, а также внешних партнеров, вовлеченных в управление проектом и принятие управленческих решений, которыми являлись Администрация г. Котовска, администрация образовательных учреждений, а также заведующий кафедрой информатики и информационных технологий, научный руководитель проекта. Задача команды управления заключалась в суммировании опыта всех членов команды для решения возможных проблем. Командой управления была организована работа по заключению договоренности с внешними партнерами по дальнейшему продвижению информационного продукта проекта.
Управление качеством. К качеству результатов проекта были установлены требования, используя которые можно оценить степень успеха проекта. Контроль за ходом и качеством выполнения проекта осуществлялся на протяжении всего жизненного цикла проекта. Мониторинг работы школьников проводился педагогами школы, сту-
дентов - преподавателями кафедры, аспиранта -научным руководителем, команды проекта -представителями регионального сообщества.
Управление временем. Одной из важных характеристик проекта являлось время его реализации. Время - это важнейший ресурс, поэтому все работы и взаимодействие всех участников были тщательно спланированы. В процессе реализации проекта командой управления контролировалось развитие проекта и в случае отклонения от плана принимались соответствующие меры для их ликвидации. Для предотвращения нежелательных отклонений прогнозировался процесс развития проекта.
Реализация проекта потребовала выполнения определенных мероприятий: анализ социального заказа на создание информационного продукта, формирование целей проекта, базовое и детальное проектирование, изготовление программного продукта, выпуск программного продукта, сопровождение и поддержка программного продукта.
Завершенность цикла проекта была определена тремя фазами: фаза проектирования, технологическая фаза и рефлексивная фаза.
Фаза проектирования включала в себя стадии: концептуальную, моделирования, конструирования.
Концептуальная стадия состояла из анализа социального заказа на реализацию проекта, формирования целей и требований к проекту.
Реализация данных этапов значительно повысила вероятность успешного запуска проекта в конкретные сроки. Потребовалось изучить потенциальный спрос на информационный продукт внутри системы образования города, оптималь-
ные возможности команды проекта по реализации проекта; потенциальные возможности по привлечению будущей аудитории; спланировать план продвижения сайта на информационном рынке.
Заказ на разработку информационного продукта был сформирован обучающимися; родительской общественностью; педагогами; образовательными учреждениями дошкольного, среднего и дополнительного образования города. Каждый из заказчиков видел свою социальную значимость информационного продукта, суть которой состояла в следующем:
- для обучающихся и родительской общественности - возможность получить полную информацию о любом образовательном учреждении города, педагогах школы, сравнить образовательные результаты образовательных учреждений города;
- для педагогов - возможность презентовать профессиональную деятельность, обменяться опытом работы с коллегами из других образовательных учреждений;
- для образовательных учреждений - возможность презентовать профессиональную деятельность, установить взаимосвязи с другими образовательными учреждениями и социальными институтами.
Стадия моделирования заключалась в построении организационной модели проекта.
Заказ на разработку проекта, поступивший в университет, был обработан в Центре инновационного развития кафедры информатики и информационных технологий и в виде технического задания передан научному руководителю, который сформировал проектную команду из преподавателей, аспиранта кафедры и студентов - дипломников кафедры. Аспирантом, в свою очередь, была сформирована проектная команда из школьников и преподавателей информатики школы.
Стадия конструирования делилась на декомпозицию и агрегирование проекта, а также иссле-
дование ресурсных возможностей и составление программы и плана проекта.
Командой проекта был составлен план-график проекта с целью получения точного и полного расписания проекта с учетом работ, их длительности, необходимых ресурсов. Планирование включило в себя: планирование содержания проекта; определение последовательности работ; планирование сроков, длительностей работ; определение потребности в ресурсах. В дальнейшем, именно по этому плану-графику отслеживался ход выполнения работ.
План-график проекта в первую очередь разрабатывался преподавателями кафедры и школы, аспирантом кафедры. В соответствии с планом-графиком проекта были созданы проектные группы школьников и студентов.
Планирование работы над проектом согласно план-графику включало коллективное обсуждение и, прежде всего, обмен мнениями и согласование интересов участников проекта; выдвижение первичных идей по реализации проекта. Все это стимулировало поток идей, позволяло определить общее направление проектной работы и сформировать проектные группы, объединившие студентов и школьников с учетом их интересов и потенциальных возможностей каждого (коммуникативных, публицистических, организаторских и т. д.).
В проектных группах была произведена декомпозиция проекта на мини-проекты, деление их на задачи и выбор студентов и школьников, ответственных за их решение. При этом соблюдался принцип: как можно полнее учесть интересы студентов и школьников, ответственных за решение проектных задач, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению их личности (рис. 2).
Рис. 2. Схема создания проектных групп и декомпозиции проекта
В качестве координатора, обеспечившего взаимодействие школы и университета (внутренних партнеров проекта), выступал аспирант кафедры информатики и информационных технологий, который одновременно являлся преподавателем школы.
Технологическая фаза проекта предполагала непосредственную реализацию проекта согласно предложенной организационной модели и плану, осуществлялась средствами информатики и содержала методы оперативного управления проектной работой, а также контроля выполнения плана-графика проекта.
Технологическая фаза проекта включала подготовку материалов проекта, создание, продвижение и сопровождение web-сайта.
Подготовка материалов проекта предполагала поиск, сбор, хранение, передачу и обработку информации, необходимой для создания web-сайта.
Поиск необходимой информации осуществлялся при общении школьников и студентов со специалистами, чтении документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, просмотре фото- и видеоархивов. Задача педагогов заключалась в создании условий для формирования у школьников умений осуществить процесс поиска информации. При этом школьники осваивали способы работы с информационными системами. При обработке полученной информации школьники осваивали способы ее преобразования.
Роль педагога-аспиранта при подготовке материалов проекта заключалась в оптимизации проектной работы студентов и школьников. Аспирант показывал студентам актуальность задачи, предоставлял необходимые информационные ресурсы, помогал в подборе материала и его организации, следил за тем, чтобы работа была максимально результативной и осуществлялась точно по графику, контролировал эффективность взаимодействия школьников со студентами, координировал их самостоятельную работу.
Создание м>вЬ-сайта включало в себя верстку, разработку, наполнение сайта. Версткой сайта занимались студенты, наполнением сайта -школьники.
Рефлексивная фаза включала оценку продукта проектной деятельности, а именно - самооценку результатов реализации проекта командой проекта и оценку независимых экспертов, которыми являлись субъекты ближнего и дальнего окружения проекта.
Оценка результативности проектной работы происходила по следующим направлениям: экономическая, социальная и информационноэмоциональная результативность проекта.
Экономическая результативность предполагала получение возможных доходов от реализации программного продукта, то есть предполагала оценку эффективности коммерциализации идей проекта. Школьники приобрели опыт создания конкурентоспособного товара, востребованного на рынке товаров и услуг, что помогло им произвести оценку своего конкурентоспособного потенциала и своих инновационных возможностей.
Социальная результативность означала повышение эффективности взаимодействия участников проекта с социокультурной средой и опыта выстраивания системы взаимоотношений с социальными партнерами.
Выводу проекта на региональный рынок инновационных продуктов и услуг предшествовала защита проекта школьниками на школьной и городской научно-практической конференции, студентами - на предзащите и защите дипломных работ на кафедре информатики и информационных технологий. Школьники получили возможность принять участие в творческих конкурсах, конференциях, семинарах, «круглых столах», выставках дипломных проектов студентов с привлечением представителей регионального сообщества.
Результаты проектной работы излагались и обсуждались городской общественностью в средствах массовой информации, на областных педагогических конференциях, что позволило проверить правильность полученных результатов и одновременно наметить технологию дальнейшего их внедрения в практику.
Информационно-эмоциональная результа-
тивность предполагала увеличение числа участников проектной деятельности (увеличение масштаба проекта) за счет привлечения дополнительных групп студентов и школьников.
Опыт проектной деятельности позволил сформировать у школьников представление о мире профессий; установить связь с профессиональным учебным заведением; почувствовать свою роль в создании профессионального продукта; поработать в конкретной профессионально-ориентированной атмосфере; понять проблемы, связанные с процессом освоения профессии. Такого рода знания обеспечили возможность школьникам проектировать дальнейшую учебную и профессиональную деятельность, а также прогнозировать свое будущее с позиции личностного опыта.
Проведенные за время эксперимента наблюдения показали, что метод проектов является эффективной технологией, которая значительно повышает коммуникативные навыки, мотивацию школьников к обучению, уровень их самостоятельности,
общее интеллектуальное развитие, дает опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками, подготавливает к будущей учебной и профессиональной деятельности.
Необходимость использования метода проектов в современном школьном образовании определена очевидными тенденциями в образовательной системе, направленными на полноценное развитие личности школьника, его подготовку к реальной деятельности в условиях современного информационного общества, условиях социально ориентированной рыночной экономики. Использование проектной методики имеет свои результаты на всех этапах обучения в школе и является особенно продуктивным на старшей ступени в рамках профильного обучения.
* * *
MODELING OF DESIGNING ACTIVITY OF TRAINEE IN INTEGRATION CONDITIONS OF HIGH AND PROFESSIONAL EDUCATION
N. V. Malysheva
The paper is devoted to issue of modeling of designing activity of students and schoolchildren in integration conditions of school and institute of higher education. This article describes the work stages, tasks and single working project processes. The organization project structure and distribution structure of responsibility and duties of executors in the time of implementation of the works by the project are considered.
Key words: designing activity, project method, modeling of designing activity, organization model of designing activity, cluster approach.