Научная статья на тему 'Моделирование принципов русской орфографии как единиц лингвоперсонологического функционирования языка (на шкале «Отражательное - условное»)'

Моделирование принципов русской орфографии как единиц лингвоперсонологического функционирования языка (на шкале «Отражательное - условное») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUOPERSONAL ASPECT / ORTHOGRAPHY PRINCIPLES / ORTHOGRAPHY CAPACITY / LINGUISTIC PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татаринцева Елена Николаевна

В статье рассматривается моделирование принципов русской орфографии как единиц лингвоперсонологического функционирования языка (на шкале «отражательное условное»). В ней содержатся основные положения исследования; параметры описания орфографических принципов в лингвоперсонологическом аспекте, связанные как с системой языка, так и с ее функционированием; стратегии проведения экспериментов, направленных на изучение и описание различных вариантов орфографической способности языковой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of Russian Orthography Principles as Units of Linguistic Personality Functioning (on the Scale «Reflecting- Conditional»)

The article deals with the modelling of Russian orthography principles as units of language functioning in the aspect of linguistic personality (on the scale «reflecting conditional»). It contains the main idea of the research; the parameters of the orthography principles described in the aspect of linguistic personality, which are connected with the system of Russian language and it's functioning; strategies of experiments for researching and describing orthography capacity variants or linguistic personality.

Текст научной работы на тему «Моделирование принципов русской орфографии как единиц лингвоперсонологического функционирования языка (на шкале «Отражательное - условное»)»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ КАК ЕДИНИЦ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКА (НА ШКАЛЕ «ОТРАЖАТЕЛЬНОЕ - УСЛОВНОЕ»)

Е.Н. Татаринцева

Ключевые слова: лингвоперсонологический аспект, орфографические принципы, орфографическая способность, языковая личность.

Keywords: linguopersonal aspect, orthography principles, orthography capacity, linguistic personality.

Данное исследование находится в русле работ, посвященных описанию языка в аспекте лингвоперсонологии - теории языковой личности [Нерознак, 1996; Караулов, 2004]. В статье представлены теоретические основы экспериментального исследования, в рамках которого осуществляется моделирование принципов русской орфографии в аспекте их функционирования в пространстве разнообразных языковых (орфографических) личностей носителей русского языка. В частности, лингвоперсонологическое функционирование орфографических принципов рассматривается на шкале «отражательное - условное». Идейную базу исследования составляют следующие положения:

1. В современной лингвистике и лингводидактике доминирует традиционный (нормативный, предписательный) подход к описанию орфографии, ориентированный на ее идеальную модель, такую орфографию, какой она должна быть. При этом естественные закономерности функционирования русской орфографии не изучаются в достаточной полноте.

2. Объективистская и традиционная (нормативная) модели русской орфографии не исключают друг друга. Одна из «точек соприкосновения» - рассмотрение системообразующих признаков русской орфографии - орфографических принципов - в аспекте их лингвоперсонологического функционирования (не в качестве закономерностей устройства языковой системы, а как руководящих установок субъектов письма - разнообразных языковых личностей). Предполагается на-

личие корреляционных связей между вариантами реализации орфографической способности, представляемыми индивидами в процессе орфографической деятельности, и принципами русской орфографии, в связи с чем можно говорить о фоно-, фонемо-, морфемо-, семантико- и традиционно-ориентированных вариантах орфографической способности носителей русского языка.

3. Объективистское описание функционирования русской орфографии, а именно ее принципов, направлено на выявление специфики письма рядовых носителей языка. Под рядовыми носителями языка подразумевается массовый тип языковых личностей, иначе говоря, среднестатистический, усредненный, обобщенный тип [Голев, 2006, с. 359]. При таком подходе к выбору аудитории ее составляют потенциально любые носители языка.

4. Описание орфографической деятельности рядовых носителей русского языка осуществляется на основе анализа антропотекстов - тестов, созданных субъектами письма и отражающих специфику реализации ими языковой (орфографической) способности.

5. Изучение лингвоперсонологического функционирования русской орфографии, в частности ее принципов, предполагает, во-первых, осуществление теоретической разработки экспериментального исследования, направленного на выявление и описание (типологическое и индивидуальное) особенностей реализации индивидами орфографической языковой способности и ее вариантов, во-вторых, поэтапную реализацию разработанного исследования на конкретно-исследовательском уровне.

На основе наблюдений и опытов, проведенных исследователями при изучении естественного функционирования русской орфографии [Голев, Киселева, 2001; Пушкарева, 2004], нами были выделены основные системообразующие параметры описания лингвоперсонологического функционирования орфографических принципов русского языка в ходе проведения системы направленных экспериментов. Эти параметры образуют ряды антиномий в рамках наиболее общей антиномии «системно-языковое - функциональное», что является воплощением на гносеологическом уровне идеи о диалектическом взаимодействии категорий «принципы орфографии русского языка» и «варианты реализации орфографической способности носителями русского языка», и приводятся в качестве открытого списка, не исключающего его экстенсивное и интенсивное развертывание.

Системно-языковые параметры описания функционирования орфографических принципов в пространстве качественноразнообразных языковых личностей в рамках экспериментального исследования обусловлены доступными для измерения онтологическими характеристиками предметной области исследования

- орфографических принципов. Указанные параметры отражают специфику языкового, а именно орфографического, материала для экспериментальных заданий, в их число входят: узуальное -окказиональное; следование орфографическому принципу -отступление от него; нормативное - ненормативное; орфографическое

- графическое.

Функциональные (лингвоперсонологические) параметры описания орфографических принципов русского языка предполагают характеризацию последних на уровне реализации орфографической языковой личности как носителя качественно-разнообразной орфографической способности. Эти параметры отражают, во-первых, качественное разнообразие реализаций носителями языка орфографической способности: орфографическое - метаорфографическое; отражательное - условное; интуитивное - рационально-логическое; креативное - копиальное; национальное - вненациональное (в рамках общей антиномии «интра-орфографическое - экстраорфографическое»); во-вторых, виды орфографической деятельности: чтение - письмо (восприятие - (вос)произ-ведение текста); владение - овладение нормами, правилами и алгоритмами орфографической деятельности.

Приведя общий перечень параметров описания функционирования принципов русской орфографии на лингвоперсонологическом срезе, рассмотрим подробнее стратегии проведения системы экспериментов, направленных на выявление и описание особенностей лингвоперсонологического функционирования орфографических принципов в аспекте антиномии «отражательное - условное».

Любой язык, в том числе русский, может быть проанализирован с точки зрения представленности в нем отражательного и условного начал, которые соотносятся с двумя встречными тенденциями, характерными для языка в целом, - к мотивированности и немотивированности [Соссюр, 1977]. Так, например, преимущественно отражательным (мотивированным произношением) является «фонетическое» сербское и белорусское письмо; условным -английское, в большой степени - китайское. В русском языке тенденции к мотивированности и немотивированности проявляются как на интраорфографическом уровне - в рамках антиномий

«отражательное - условное», «орфографическое -метаорфографическое», так и на экстраорфографическом уровне - в аспекте «креативное - копиальное».

Ориентированность носителей языка на отражательность и условность орфографической системы сравнима с двумя стратегиями «обращения с языком», выделяемыми Б. Гаспаровым. Речь идет об операционной стратегии - такой, «при которой материал языка разворачивается по определенным правилам из компактного, многократно свернутого абстрактного отображения этого материала», и репродуктивной стратегии, «основанной на непосредственном запоминании и воспроизведении» [Гаспаров, 1996, с. 57].

Ориентация носителей русского языка на отражательность русской орфографии в процессе письма выражается в их стремлении «вывести» написание слов из языковой системы, обусловить орфографический облик слов системными закономерностями языка: фонетическими, фонемными, морфемными или семантическими.

Фоно-ориентированная орфографическая способность связана с языковой способностью индивидов воспринимать и (вос)производить звуковую сторону языка.

При чтении фоно-ориентированная языковая способность

проявляется, в частности, в актуализации «внутренней речи» (проговаривании про себя, внутреннем озвучивании письменного текста); в умении выразительно читать вслух; в способности к восприятию аллитерационного оформления художественных текстов; в способности к восприятию (а при рассмотрении письма - и произведению) специфического языкового феномена современного интернет-общения - «языка падонкофф»1, в значительной степени характеризующегося гипертрофированной «фонетичностью».

При письме фоно-ориентированная языковая способность

выражается в выборе языковых средств с учетом их благозвучности или неблагозвучности, в использовании звукоподражательных слов (или создании окказиональных вариантов) и др. В процессе речевой коммуникации реализация фонетической языковой способности

определяет употребление разнообразных интонационных конструкций; различение тональных, тембральных и других характеристик

1 В данном случае используется термин «язык падонкафф», выработанный самими пользователями «падонкаффских» орфографических норм в сетевом дискурсе (см.: [URL: http://www.Udaff.com]). Синонимичные наименования, функционирующие в сетевом дискурсе, - «антиорфография» (см.: [URL: http://www.inauka.ru]), «аффтарский язык» (см.: [URL: http://www.Udaff.com]).

собственного голоса и голоса собеседника; способность к имитации чужой речи и т.д.

Фонетическая языковая способность, реализуемая носителями русского языка в орфографической деятельности, - фоноориентированная орфографическая способность - определяется ролью звучащей речи в процессе владения и овладения индивидов орфографическими нормами русского языка. В частности, этот вариант орфографической способности выражается в стремлении пишущих графически передать произношение слов, что возможно как в ситуации воспроизведения воспринятой звучащей речи, так и при продуцировании текста - в последнем случае происходит как бы экспликация внутренней речи субъектов письма. Исследователи отмечают лингводидактический потенциал речи в связи с обучением грамотному письму, выделяя так называемое орфографическое проговаривание [Граник, 1995; Тоцкий, 1991].

Фонемо-ориентированная орфографическая способность связана со степенью выраженности «чувства фонемы» у носителей русского языка. В качестве частного случая реализации этой языковой способности Н.Д. Голев выделяет способность субъектов письма к идентификации гиперфонемы слов. Исследователь на экспериментальном материале рассматривает фонемную языковую способность в качестве одного из компонентов орфографической интуиции [Голев, 2004].

Своеобразной «реализацией-наоборот» фонемо-ориентированной орфографической способности является уже упоминаемый нами «язык падонкафф», распространенный в сфере интернет-коммуникации. Некоторые из типовых орфографических искажений связаны с такой формой реализации фонемо-ориентированной орфографической способности, как преднамеренное соотнесение аллофона в позиции нейтрализации с «неправильной» фонемой [Дедова, 2007, с. 343]. Таким образом обозначаются на письме, например, фонемы в слабых позициях: аффтар, сцылко, аццкий, исчо и др.

Морфемо-ориентированная орфографическая способность носителей языка опирается на их морфемно-деривационную языковую способность.

В процессе письменно-речевой деятельности индивидов указанная языковая способность проявляется, в частности, при выполнении операций морфемного анализа и морфемного синтеза. При чтении этот вариант языковой способности детерминирует поморфемное членение индивидами воспринимаемого текста;

установление словообразовательных связей слов, обнаружение однокорневых слов в тексте; определение этимологических связей слов; знание большого количества морфем русского языка, их значений; различение паронимов и др. При письме реализация указанного варианта языковой способности определяет владение носителей языка синонимическими средствами морфемного запаса русского языка; создание речевой игры, основанной на паронимии; выбор морфем для продуцирования нового слова (окказионализма) и т.д.

Реализация морфемной языковой способности индивидами на уровне орфографической деятельности обусловлена ориентированностью (в разной степени) субъектов письма на морфемный строй русского языка. Морфемо-ориентированная орфографическая языковая способность выражается, в частности, в стремлении индивида к единообразному написанию морфем. Исследования в этой области подтверждают наличие взаимосвязи морфемной и орфографической деятельности субъектов письма [Аввакумова, 2002].

Семантико-ориентированная орфографическая способность связана с языковой способностью индивидов к восприятию и продуцированию смысловой стороны текста, отдельного слова в процессе письменно-речевой деятельности.

При чтении семантическая языковая способность детерминирует выделение индивидом общей идеи текста; восприятие и понимание им авторских намеков, подтекстов; определение контекстуальных синонимов, антонимов; адекватное восприятие логического ударения в тексте; выбор значения полисемичного слова, релевантного контексту, и др.

При письме реализация семантической языковой способности связана с пониманием многозначности слова и употреблением его в различных значениях; использованием синонимических, антонимических и других языковых, в частности лексических, средств; языковой игрой, построенной на актуализации внутренней формы слова; использованием тропов - метафорических, метонимических и

др.

Семантическая языковая способность, рассматриваемая на орфографическом уровне, - семантико-ориентированная орфографическая способность - выражается в значимости для субъектов орфографической деятельности значения слов в тех случаях, когда оно влияет на выбор орфограммы (например, в написаниях типа

намеренна и намерена, уродливо-жалкая и уродливо жалкая, не обычное и необычное). В частности, наиболее распространенными в орфографической практике случаями реализации пишущими семантико-ориентированной способности являются следующие: при различении на письме индивидами омофонов (например, бал - балл, грипп - гриб); при маркировании пишущими грамматических категорий слов (например, плач - плачь, рож - рожь) и др.

Традиционно-ориентированная орфографическая

способность носителей языка выражается в их ориентации на традиционность (конвенциональность, условность) русской орфографии и языка в целом, в актуализации ими узуальных языковых закономерностей, сложившейся практики письма.

Реализация традиционно-ориентированной орфографической способности связана с активизацией языковой копиальной (мнемонической) способности у субъектов орфографической деятельности и, как следствие этого, с функционированием «языковых цитат» [Гаспаров, 1996, с. 14].

Наиболее широко изучение традиционно-ориентированной орфографической языковой способности представлено в сфере лингводидактических исследований, в частности в связи с решением вопроса об эффективности так называемых механических методик обучения орфографии, основанных на активизации в процессе овладения орфографическими нормами всех каналов восприятия: аудиального, визуального, кинестетического [Граник, 1995; Тоцкий, 1991]. Указанные методики обучения орфографии, актуализирующие различные каналы восприятия человеком информации, рассматриваются исследователями в качестве факторов, обусловливающих «врожденную грамотность» носителей языка и способствующих формированию и развитию интуитивно грамотного письма, как правило, не выводимого на осознаваемый уровень (типичный пример из школьной практики обучения грамотному письму: ученик не знает правил, но пишет грамотно; другой - знает правила хорошо, но допускает ошибки чаще, чем первый).

Представленное в статье экспериментальное исследование, направленное на моделирование принципов русской орфографии как единиц лингвоперсонологического функционирования языка, определяет основные стратегии и тактики объективистского, «естественнонаучного» описания орфографических принципов русского языка, в частности на шкале «отражательное - условное», и предполагает дальнейшую реализацию на конкретно-исследовательском уровне.

Литература

Аввакумова Е.А. Морфемно-деривационные основания орфографической интуиции // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Барнаул, 2002. Ч. 1.

Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М.,

1996.

Голев Н.Д., Киселева О.А. Коммуникативная орфография русского языка: задачи и методы экспериментального изучения орфографической деятельности читающего // Фонетика и письмо в диахронии. Омск, 2001.

Голев Н.Д. Лингвоперсонологические аспекты русского метаязыкового сознания // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул ; Кемерово, 2006.

Голев Н.Д. О природе орфографической интуиции (к постановке проблемы) // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения. СПб., 2004.

Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. № 3.

Дедова О.В. Антиорфография в Рунете // Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2007.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004.

Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод. М., 1996.

Пушкарева Л.Г. Вопросы теории орфографии в свете экспериментальных данных о практической ориентации пишущего : дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2004.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.

Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.