энергосистему будет осуществляться переток в Читинскую энергосистему (350 МВт) и Монголию (120 МВт).
Для обеспечения социального и экономического развития Республики Бурятия, ликвидации дефицита электроэнергии и мощности при технологическом присоединении потребителей к электрическим сетям необходимо ввести энергетические объекты, опережающие развитие экономики на три года, в том числе: объекты генерации общей установленной мощностью 2060 МВт и электрические сети 220-500 кВ общей протяженностью 2550 км.
Еще одним важным технологическим фактором является физический и моральный износ основных фондов энергетических предприятий, который в настоящее время достиг 70%, что приводит к многочисленным технологическим нарушениям и снижает надежность энергоснабжения потребителей республики.
Основу для стабильного развития энергетики республики Бурятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе определяют конкурентные преимущества, которые сводятся к следующим направлениям:
- наличие крупного предприятия энергетики в центральной части республики - Гусиноозерская ГРЭС. Предприятие имеет возможность расширения блочной части до проектной мощности 2100 МВт. Вся инфраструктура станции построена на полную мощность,
- построенная в городе Улан-Удэ крупная тепловая электростанция - ТЭЦ-2. Станция имеет возможность расширения блочной части до проектной мощности 840 МВт.
- пограничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной Азии дает возможность наращивания внешнеторгового оборота. Через энергосистему республики возможно
организовать значительный транзитный переток электроэнергии в энергосистемы Забайкальского края, в Монголию и Китай.
- наличие значительного количества энергоресурсов для развития возобновляемой энергетики.
Перспективы, цели и задачи по развитию энергетики республики соответствуют стратегическим документам Российской Федерации и Республики Бурятия: энергетической стратегии России на период до 2020 г.; проекту энергетической стратегии России на период до 2030 г.; генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики; стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2025 г.; программе социальноэкономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г.; постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 68 «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».
Базовая цель, указанная выше, соответствует стратегической цели «Программы социальноэкономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г.», а именно: повышение уровня и качества жизни населения Республики Бурятия.
Литература
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020
года.
2. Постановление №625-1 от 25.12.97 о законе РБ «Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов РБ».
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г.
Борталевич Светлана Ивановна, канд. экон. наук, доцент Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 670050, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26. Тел./ факс: (3012)293100/293005, e-mail: [email protected] Bortalevich Svetlana Ivanovna, са^(Ме of economical sciences, associate professor of East-Siberian State Technological University. 670050, Ulan-Ude, Smolin str. 26, tel. 8 (301-2) 2931-00, e-mail: [email protected]
УДК 330.4:378 (571.54) О.А. Хохлова, Д.Ц.-Д. Будажанаева
Моделирование потенциального спроса на высшее профессиональное образование в Республике Бурятия
В связи с увеличением спроса на высшее образование и введением двухуровневой системы подготовки в вузах актуальным является исследование формирования спроса на высшее образование и его факторов. Для решения данной проблемы в работе представлена логистическая регрессионная модель потенциального спроса на выс-
шее образование, построенная на основе выборочного обследования мнений выпускников общеобразовательных школ Республики Бурятия.
Ключевые слова: высшее образование, выборочный метод, логистическая регрессионная модель.
O.A. Khohlova, D.Ts.-D. Budazhanaeva Modeling of potential demand for higher professional education in the Republic of Buryatia
Because of the increasing demand for higher education and introduction of two-level system of training in high schools a research offormation the demandfor higher education and its factors is urgent. For the decision of this problem the logistic regressive model ofpotential demand for higher education, constructed on the basis of selective investigation of the Republic of Buryatia comprehensive schools graduates’ opinions is presented.
Keywords: higher education, selective method, logistic regressive model.
Совершенствование высшего профессионального образования, являющегося одним из важнейших факторов социальноэкономического развития регионов и страны в целом, оказывает существенное влияние на процесс формирования интеллектуального потенциала.
Спрос на высшее образование в России значительно вырос и намного превышает спрос в других сегментах профессионального образования (среднего и начального). Прием в высшие учебные заведения в 2,3 раза больше приема студентов в образовательные учреждения среднего профессионального образования и в 3 раза превышает численность принятых в начальные профессиональные учебные заведения в 2009/10 учебном году.
Основная причина возникновения данной тенденции заключается в том, что уровень квалификации работника, его интеллектуальные способности во многом определяют конкурентоспособность работника на рынке труда. Кроме экономического эффекта образование оказывает влияние на общий уровень культуры, здоровья и благополучия людей.
В связи с усилением роли национальнотерриториальных и других местных структур все более проявляет себя процесс регионализации. Образовательная политика в регионе взаимосвязана с проблемами занятости и трудоустройства населения, миграции и т.д. Каждый регион создает свою систему высшего образования со своими структурами, правилами управления для выполнения конкретных социальных целей и в соответствии с этим выбирает нужную ему образовательную политику.
При выборе будущей профессии абитуриент ориентируется на дальнейшее трудоустройство. Но вчерашнему школьнику трудно правильно
оценить, каков будет спрос на выбранную им специальность через 5 лет. В результате структура спроса со стороны абитуриентов будет отличаться от спроса рынка труда, что, в свою очередь, приводит к проблеме перенасыщения рынка одними специалистами и в то же время появления потребностей в работниках других профессий.
В соответствии с вышеизложенным актуальным становится проблема изучения предпочтений будущих абитуриентов и факторов, влияющих на их выбор. Для решения данной задачи используется выборочное обследование потенциальных потребителей образовательных услуг. Рассматривается потенциальный спрос на высшее профессиональное образование в Республике Бурятия и совокупность статистических показателей, методов и приемов анализа потенциального спроса на высшее образование.
На основе анализа построена модель потенциального спроса на высшее образование в Республике Бурятия.
В соответствии с этим проведено выборочное обследование выпускников общеобразовательных школ Республики Бурятия, основным содержанием которого является оценивание потенциального спроса на высшее профессиональное образование и выявление факторов, влияющих на их выбор специальности.
В качестве статистического инструментария использовались методы описательной статистики, выборочный метод, корреляционнорегрессионный анализ.
Выборочный метод используется для изучения части некоторой генеральной совокупности для статистических выводов относительно ее свойств. К существенным достоинствам выбо-
рочного метода можно отнести минимальные затраты финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, оперативность, гибкость, а также при соблюдении определенных правил и процедур выборочное обследование может обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошное. Основными вопросами при применении выборочного метода являются способ отбора единиц и обеспечение репрезентативности выборки, т.е. полноты и адекватности представления интересующих свойств анализируемой генеральной совокупности.
Для проверки годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и общих походов к отбору единиц наблюдения используется пилотное обследование.
Логистическая регрессионная модель является статистической моделью для решения задач предсказания значения непрерывной зависимой переменной, при условии, что эта зависимая переменная может принимать значения на интервале от 0 до 1. В силу такой специфики ее часто используют для предсказания вероятности наступления некоторого события в зависимости от значений некоторого числа предикторов, т.е. факторных признаков.
Обработка информации выполнялась с помощью пакетов прикладных программ SPSS, MS Excel.
С целью изучения потенциального спроса на образовательные услуги со стороны выпускников общеобразовательных школ использовалась анкета, которая содержала 3 блока вопросов:
Первый блок содержит информацию о поле, возрасте, месте обучения, проживания, составе семьи, уровне доходов на одного члена.
Второй блок включает вопросы, связанные с выбором будущей профессии, места обучения или работы.
Третий блок состоит из вопросов, относящихся к выбору дополнительных образовательных услуг.
Для изучения регионального потребительского спроса на высшее профессиональное образование выбран рынок Республики Бурятия. По данным на 1 января 2009 г., в республике работали 576 общеобразовательных школ [1]. При исследовании потребительского спроса на образовательные услуги и факторов, влияющих на их вы-
бор, единицами наблюдения явились выпускники школ. С целью формирования репрезентативной выборки из общего количества школ Республики Бурятия в 2009 г. отобрано 10%, т.е. 58 общеобразовательных учебных заведений. Отбор школ осуществлялся пропорционально исходя из соотношения численности городского и сельского населения. Так как доля городского населения в Республике Бурятия составляет примерно 55%, то число городских школ равно 31, а сельских - 26. С вероятностью 0,954 и ошибка выборки равна 5%. Собрано 1180 анкет. Средний коэффициент заполнения анкет составляет не менее 0,99.
В марте 2010 г. провели пилотажное обследование 1% (115 анкет) выпускников школ с вероятностью 0,954 и ошибкой выборки 4,5%. Выборочная совокупность сформирована на основе результатов обследования 2009 г. В итоге в выборку вошло 7 школ Республики Бурятия, из них 3 находятся в городской местности, а 4 - сельской.
В результате проведенного исследования выявлено, что доминирующая часть школьников (85%) планирует поступать в вузы. Из них 86% выбрали очную форму обучения. Необходимо отметить, что большая часть выпускников (72,5%) определилась с будущей профессией. Специальности группы «Экономика и управление» выбрали 21% респондентов [2, с.77].
Полученные результаты выборочного обследования свидетельствуют о том, что пока еще не наблюдается полной переориентации современных школьников на технические профессии, но определенные тенденции к этому имеются. Выбор профессии во многом определяется не только склонностями учащегося к тем или иным видам деятельности, а общественным престижем различных профессий в данный момент времени. Результаты выборочного обследования, проведенного в марте 2010 г., лишь подтвердили выводы первичного обследования.
Проведенное выборочное обследование позволило составить реальную картину отношения школьников к различным профессиям и специальностям высшего образования, получить представление об их профессиональном самоопределении. Исследования показали, что Республика Бурятия по-прежнему остается привлекательным регионом на поле распространения образовательных услуг.
Анализ спроса и предложения на рынке образовательных услуг позволил сделать вывод о том, что учебные заведения, в первую очередь, пыта-
ются удовлетворить потребности непосредственных потребителей данных услуг и лишь затем потребности общества. Формирование спроса на образовательные услуги сопряжено с потребностью получения «престижной» специальности, а не информацией о реальных потребностях специалистов на рынке труда.
В качестве основных факторов спроса на рынке образовательных услуг предлагается использовать следующие:
• Ценовые: стоимость образовательной
услуги (плата за обучение), среднедушевые доходы семьи.
• Неценовые: демографические факторы (численность родившихся, население младше трудоспособного возраста и т.д.); социальные
факторы (престижность специальности, вуза); географические (место проживания); уровень подготовки, успеваемость.
Но количественно измерить некоторые факторы практически невозможно, поэтому воспользуемся при построении модели потенциального спроса номинативными признаками.
Для построения модели логистической регрессии в отличие от множественной и используется в качестве зависимой переменной не количественная, а дихотомическая переменная, которая имеет лишь два значения, например, «да» или «нет» [3, с. 360].
Логистическая регрессия представляет собой статистическую модель для предсказания вероятности возникновения определенного события и имеет вид:
1 - Р.
= а0 + £
а.
і=1
где р - вероятность наступления или не наступления определенного значения, бинарный показатель; х; - независимая переменная, или предиктор, / = 1, п ; а0 - свободный параметр регрессии; а; - коэф-
фициент логистической регрессии, / = 1, п; п - число предикторов.Выражение 1 — р представляет собой отношение вероятности того, что событие произойдет, к вероятности того, что оно не произойдет,
и называется отношением шансов, а его логарифм И модель определяется уравнением регрессии:
1 - Р
- логитом. Таким образом, логистическая
о=ао +£
і=1
где у - логит.
Для определения шанса наступления или не наступления события модель можно записать в следующем виде:
1 - Р
= а
і=1 = аао а=
£ аіх
Следовательно, если модель верна, то изменение хі на единицу при условии неизменности осталь-
а
ных показателей вызывает изменения шансов в а раз.
В связи с тем, что указанная формула логистической регрессии не определяет значение вероятности, после определенных преобразований она представляется в виде модели, содержащей линейную регрессию:
р = (1 + е у ) 1
П
у = ао +£ аіхі
і=1
Решив последнее уравнение, получим значения регрессионных коэффициентов, по которым затем можно восстановить вероятность р. В отличие от шанса вероятность показывает ожидаемую относительную частоту некоторого события, поэтому для дальнейшего исследования выбора вуза Республики Бурятия наибольший интерес представляет вероятностная модель.
В качестве результативного признака использовалась дихотомическая переменная со следую-
щими значениями: 1, если потенциальный потребитель образовательных услуг выбирает получение высшего образования в Республике Бурятия; 0 - в остальных случаях.
В качестве факторных признаков, или предикторов, выступают показатели, влияющие на выбор потребителя образовательных услуг: х1 - место проживания; х2 - уровень среднедушевого дохода семьи; х3 - уровень подготовки поступления в вуз.
Перечисленные показатели являются категориальными, их значения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Численные значения факторов формирования спроса на высшее образование
Предиктор Численные значения предикторов
х1 1, если проживает в городской местности 0, если проживает в сельской местности
х2 1 - низкий, если доход на 1 члена семьи в месяц меньше 10 тыс. р. 2 - средний, если доход на 1 члена семьи в месяц от 10 тыс. р. до 20 тыс. р. 3 - высокий, если доход на 1 члена семьи в месяц больше 20 тыс. р.
х3 1 - низкий уровень подготовки 2 - средний уровень подготовки 3 - высокий уровень подготовки
При определении значений результативного и факторных признаков использовались результаты выборочного обследования выпускников общеобразовательных школ Республики Бурятия, проведенного в 2009 г. Следовательно, исходный массив информации включал 1180 значений исследуемых показателей.
С использованием ППП SSРS модуля «Логистическая регрессия» построена логистическая регрессионная модель, которая имеет следующий вид:
р = (1 + е—*)—1
у = 2,244 — 1,923х1 + 0,072х2 — 0,805х3
(-6,78) (5,41) (-4,96)
К 2(McFadden) = 0,802 где р - результативный признак - вероятность получения высшего образования в Республике Бурятия, принимает значения от 0 до 1.
Значения статистики Вальда, приведенные в скобках, свидетельствуют о значимости коэффициентов уравнения. Показатель К 2(McFadden) является аналогом коэффициента детерминации и определяется на основе статистики Вальда.
Логистическая регрессионная модель позволяет определить вероятность наступления события,
а именно поступление в вуз Республики Бурятия, если известно место проживания предполагаемого потребителя услуг, среднедушевой доход семьи и уровень его успеваемости. Например, по данным выборочного обследования выпускников общеобразовательных школ, проведенного в 2010 г. для ученика 11 кл., обучающегося в сельской школе, из семьи со средним уровнем среднедушевого дохода и с достаточно высокой успеваемостью по предметам вероятность получения высшего образования в Республике Бурятия составит 0,493.
Интерпретация построенной логистической регрессионной модели свидетельствует о том, что при выборе места обучения значительное влияние оказывает уровень доходов семьи, чем он выше, тем больше вероятность получения высшего образования за пределами республики. Немаловажным фактором при выборе вуза является место проживания предполагаемого потребителя услуг высшего образования, если же большая часть выпускников городских школ желает учиться в других городах, за пределами региона, то основная доля выпускников сельских школ - в Республике Бурятия.
Анализ результатов выборочного обследования показывает, что те, кто выбирает специальности в области здравоохранения, желают по-
ступать в вузы за пределами республики. Большинство выпускников городских школ выбирает иногородние вузы. С введением ЕГЭ вероятность поступить в престижный вуз для каждого желающего увеличилась, при условии, если набраны достаточно высокие баллы по необходимым предметам. Поэтому многие вузы в настоящее время сталкиваются с проблемой «недобора» студентов на некоторые специальности. Одним из способов
устранения данной проблемы является прогнозирование объема и структуры спроса на услуги высшего профессионального образования. Представленная логистическая регрессионная модель может быть использована для предсказания такого события, как выбор вуза Республики Бурятия для получения высшего образования, о чем свидетельствует классификационная таблица 2.
Таблица 2
Классификационная таблица
Оценить качество построенной модели можно, если оценить параметр «отношение несогласия», который вычисляется как отношение произведения чисел правильно расклассифицированных наблюдений к произведению чисел неправильно расклассифицированных. Отношение несогласия больше 1 показывает, что построенная классификация лучше, чем если бы мы провели классификацию наугад. Данный коэффициент для рассматриваемой совокупности равен 18,2, поэтому представленная логистическая регрессионная модель качественно определяет вероятность отнесения того или иного объекта к определенной группе.
Таким образом, по результатам выборочного обследования было правильно классифицировано 80,99% всей совокупности.
Основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги высших образовательных учреждений республики в среднесрочной перспективе, являются выпускники школ. Спрос имеет выраженную региональную локализацию: большинство абитуриентов - жители республики. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения численности потенциальных потребителей образовательных услуг, обусловленная негативными демографическими процессами. Формирование спроса на высшее образование зависит от множества факторов: престижность специальности, вуза, личностные предпочтения потребителя, место проживания, уровень доходов семьи и т.д.
Особенностью функционирования рынка услуг высшего профессионального образования в
Республике Бурятия является то, что в современных условиях при сложившейся структуре предложения, которая соответствует потребностям рынка труда, особое место занимает регулирование формирования спроса посредством проведения образовательной политики, направленной на профориентацию молодежи.
Литература
1. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс]. URL: http://burstat.gks.ru/
2. Хохлова О.А., Будажанаева Д.Ц-Д. Выборочное обследование спроса на региональном рынке образовательных услуг. Сб. науч. трудов. Серия: Экономические науки.Ч.1. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - С. 72-81.
3. Наследов А.Д. SPSS 15: Профессиональный статистический анализ данных [Текст]. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
Хохлова Оксана Анатольевна, д-р. экон. наук, профессор кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет». 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 81, кв. 59, тел.: /факс: 8 (301-2) 21-56-21. Будажанаева Дарима Цырен-Доржиевна, аспирант кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет». 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 81, кв. 59, тел.: 8 (301-2) 21-56-21, е-mail: [email protected] Khohlova Oksana Anatolievna, doctor of economical sciences, professor of department «Macroeconomy, economic computer science and statistics», East-Siberian State Technological University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 81, tel. 8(301-2) 21-56-21. Budazhanaeva Darima Tsyren-Dorzhievna, post-graduate student of department «Macroeconomy, economic computer science and statistics», East-Siberian State Technological University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 81, tel. 8(301-2) 21-56-21, е-mail: [email protected]