удк 338.46 Гневашева В. А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА
На основе концепции общественного блага рассматривают понятия «рынок высшего образования» и «образовательная услуга», а также особенности последней. Анализируются взаимосвязи между доходами от образования и числом специалистов на рынке труда, издержки получения образования, факторы, определяющие спрос на высшее образование.
Ключевые слова: общественное благо; рынок высшего образования; образовательная услуга; рынок труда; равновесие на рынке высшего образования; спрос на высшее образование.
Общественным благом в теории экономики признается товар или услуга, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат. При этом определяющими характеристиками общественных благ выступают: во-первых, неконкурентность в потреблении, это означает, что потребление блага одним индивидом не снижает его доступности для других, а значит предполагает формирование иных механизмов взаимодействия спроса и предложения при установлении цены; во-вторых, неисключаемость, т. е. если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению его кем бы то ни было. Когда потребление неконкурентно, назначение цены товара или услуги согласно принципу Парето* является неэффективным, поскольку прибавление дополнительной единицы потребления приносит выгоду потребителю без всяких затрат, тогда как назначение цены сократит потребление, вызвав таким образом чистую потерю удовлетворения или полезности. Из этого следует, что даже тогда, когда возможно предложен общественного блага через рынок, это не обеспечит достижения наилучшего или оптимального уровня производства.
Предложение общественного блага является предметом коллективного выбора. Обычно предполагается, что общественное благо поставляется государством и оплачивается за счет обязательного налогообложения.
Функция спроса на общественное благо представляет собой зависимость между получаемой индивидом предельной выгоды (marginal benefit - MB) и объемом потребления блага.
В данном случае предельная выгода - это полезность для индивида потребления дополнительной единицы общественного блага, выраженная в денежных единицах. Предельная выгода отражает готовность индивида платить за данную дополнительную единицу. Линия спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, что отражает убывающую предельную полезность от потребления дополнительной единицы блага.
Поскольку в отличие от частных благ каждый индивид потребляет весь объем общественного блага, а не какую-либо его часть (свойство неконкурентности), цена общего спроса представляет собой при каждом объеме сумму цен индивидуального спроса.
Кривая совокупного спроса соответственно находится путем суммирования цены каждого потребителя при заданном объеме (так называемое вертикальное суммирование в отличие от горизонтального суммирования при нахождении кривой рыночного спроса на частное благо).
Таким образом, равновесие на рынке производства общественных благ - равенство суммарной предельной выгоды (готовности платить) для потребителей и цены (предельных затрат), по которой данное количество общественного блага готов предложить производитель, т. е. в общем смысле государство. В точке равновесия можем говорить об оптимальном объеме произведенных общественных благ в соответствии с потребностями общества. Условие равновесие можно представить следующим соотношение:
X Р< (б) = MSC (б).
* Оптимум по Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий, по крайней мере, положение одного индивида и не ухудшающий положения других. Состояние конкурентного равновесия является Парето-эффективным.
26
© Гневашева В. А., 2009
Практикой подтверждается невозможность предоставления общественного блага в чистом виде, поэтому те блага, которые в обычной жизни условно считаем общественными, несут на себе определяющие черты таковых, но не отвечают им полностью. Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен. Затраты на исключение кого-либо из числа потребителей могут быть слишком высоки, чтобы предлагать такие блага за деньги. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством. В этой связи можно рассматривать образование или комплекс предоставляемых населению образовательных услуг, где производителем выступает государство, как общественное благо. Принято считать, что высшее образование имеет три социально обозначенные функции:
- подготовка высококвалифицированного персонала (функция преподавания);
- производство новых знаний (исследовательская функция);
- оказание услуг обществу.
Экономическая теория определяет рынок
высшего образования как интеллектуально обусловленную систему, где спрос на продукт удовлетворяется высшими учебными заведениями. Появление платных форм обучения предполагает формирование рыночных отношений и определение цены подобного рода услуг. Рынок высшего образования возникает вместе с реформированием иных сфер хозяйственной жизнедеятельности общества с целью превращения образования как общественного блага в коммерческий продукт или частное благо, отвечающее всем его характеристикам. Но социально значимая роль рассматриваемого продукта не позволяет квалифицировать образование как чистый продукт рынка.
Возможность становления образования как рыночного продукта формируется и в связи с существующей неотделимостью системы образовательных услуг от рынка труда как конечного потребителя. Тот продукт, что будет сформирован в результате прохождения через образовательные механизмы, в конечном счете оценивается на рынке труда потенциальным работодателем. В этой связи производность
спроса на рабочую силу определяет невозможность полной оценки потенциала работника, а соответственно и оценки необходимого объема инвестирования в будущем для производства аналогичных рабочих качеств. В нормативных общечеловеческих понятиях право на образование гарантировано ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Пункт 1 статьи 26 этого документа гласит: «Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Далее приводится формулировка, выработанная в результате длительных дискуссий и декларирующая, что доступ к высшему образованию не должен быть ограничен «по таким признакам, как расовая принадлежность, пол, язык, вероисповедание, социальное положение, финансовое положение или политические взгляды».
Признание высшего образования правом человека влечет за собой необходимость признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем «обладающим достаточными способностями», что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении данного блага, характерного именно для общественных благ. Положение о необходимости постепенного перехода к бесплатному высшему образованию также свидетельствует о том, что высшее образование понимается как общественное благо. Предоставление его при условии «достаточных способностей» - единственный механизм исключаемости.
Вопрос о том, насколько высшее образование соответствует общепринятому пониманию общественного блага, носит комплексный характер. Сегодня широко обсуждаются вопросы возможного сосуществования системы государственного финансирования образования и рыночных схем предоставления образовательных услуг. Велика ли степень коммерциализации данного сектора услуг? Эта тема важна и для дальнейшей реализации Болонского процесса.
Высшее образование можно посчитать (хотя бы отчасти) также и личным благом, поскольку большинство выпускников вузов пользуются преимуществами своей подготовки, получая согласно теории инвестиций в человеческий капитал на протяжении последующий жизни изначально более высокий доход, нежели доход тех людей, которые вместо уче-
бы предпочли начать трудовую деятельность и тем самым единственной по сути дела формой обучения для себе выбрали так называемое «обучение на рабочем месте». Подобное обучение, естественно, несопоставимо по объему получаемых знаний и навыков с университетским образованием, зато обладает узкой практической направленностью и дает возможность обладателю соответствующих навыков получать определенные дисконтированные доходы от своей трудовой деятельности, продавая по сути накопленные навыки и знания.
Очевидно, высшее образование имеет как социальные, так и индивидуальные аспекты, тесно связанные между собой. Ответственность общества является необходимым условием существования государственной системы высшего образования. Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (1997), основана на концепции государственных систем высшего образования. Болонский процесс представляет собой взаимодействие опять-таки государственных систем высшего образования в пределах Европейского региона.
Финансирование высшего образования также можно посчитать областью государственной ответственности. Однако в любой системе получатели благ, помимо прочего, должны участвовать в затратах. Самое сложное здесь - определить долю государственных ассигнований и условия их предоставления. Студенты требуют, чтобы с них не взимали платы за обучение. Остается только надеяться, что в европейском пространстве высшего образования государственные властные структуры сохранят за собой большую часть ответственности за финансирование высшего образования.
Параллельно с деятельностью по созданию европейского пространства высшего образования, направленной на выработку общих целей и развитие сотрудничества, развивалась глобальная торговля образовательными услугами в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), инициированного ВТО. До сих пор не представилось возможности оценить последствия ГАТС для качества, доступности и равенства в области высшего образования. В университетских кругах опасаются, что ГАТС подтолкнет государственные
власти к избыточному регулированию систем высшего образования и будет иметь непредсказуемые последствия на его финансирование государством. Ассоциация европейских университетов (European University Association -EUA) и Союз студентов Европы (European Students' Union) весьма критически настроены по отношению к ГАТС, равно как и американские университетские объединения.
Правительства некоторых стран заняли достаточно решительную позицию против вхождения образовательного сектора в рынок в рамках ГАТС. С другой стороны, ряд стран, а также и Евросоюз, еще в 1994 г. провели либерализацию торговли услугами третичного образования.
На сегодняшний момент ВТО получила лишь несколько общих предложений касательно высшего образования - от Австралии, Японии, Новой Зеландии и США. В этих предложениях подчеркнута необходимость сохранения суверенного права правительств определять свои внутренние политики в области образования, которое также подтверждается положениями ВТО. При этом однозначно предполагается, что образование, в том числе и высшее, является предметом общественной ответственности. Поскольку большинство стран допускает существование частного сектора образования наряду с государственным, предложения предусматривают, что частное образование будет дополнять, но не замещать государственную систему.
Важной особенностью предложений Японии является упор на качество образования и исследований. В японских предложениях указано на необходимость уделить внимание:
- поддержанию и повышению качества образовательной деятельности в каждой стране;
- защите потребителей (учащихся) от некачественных услуг;
- учреждению мер по обеспечению международной эквивалентное степеней и дипломов.
Общественная значимость и определение образования как в большей степени общественное благо обусловлены функциями, которые возложены на данный продукт системы жизнеобеспечения общества. Государственные власти несут полную ответственность за высшее образование, включая структуру степеней, институциональные рамки, процедуры обеспечения качества и предоставление достоверной инфор-
мации о системе в целом Государственная политика должна определять основные, рамочные условия функционирования и развития сектора образования как части рыночного комплекса, при этом нельзя игнорировать тот факт, что образование является продуктом, возникшим на стыке двух секторов: образовательного комплекса и рынка труда. Образовательный комплекс, будучи в некотором смысле создателем специалистов с определенной системой знаний и навыков для потенциальных потребителей на рынке труда, поднимает проблемы эффективности функционирования в условиях рынка, что, как и в любой другой рыночной системе, предполагает возможность достижения равновесия, а значит равенства позиций предложения и спроса. Одной из наиболее рациональных форм достижения подобного равновесия в кратчайшие сроки выступают интегративные формы образования, которые подразумевают формирование точек соответствия потребностей работодателей и возможностей работника еще на этапе формирования «продукта», носителем которого и являются обучающиеся в рамках образовательных систем.
Спрос на платное образование зависит от различий в заработках лиц с разным образовательным уровнем. Получение образования связано с вложениями капитала, т. е. с явными и неявными издержками. Но на уровень доходов от образования влияет количество людей, получивших его и предлагающих свои услуги на рынке труда.
Для анализа взаимосвязей между доходами от образования и числом специалистов на рынке труда рассмотрим простую модель рынка труда, представленную на рис. 1.
Кривая предложения труда направлена вверх, так как с ростом заработной платы специалистов с высшим образованием увеличивается количество желающих получить его, и соответственно через некоторое время растет число специалистов. Кривая спроса D наклонена вниз, так как с уменьшением заработной платы растет спрос на специалистов. Если данная сфера применения труда быстро расширяется, как, например, число коммерческих банков и прием на работу в них бухгалтеров и финансистов в России в 1991-1995 гг., то кривая спроса на специалистов данного профиля сдвигается вправо - вверх (кривая D2), что сопровождается ростом заработной платы и их численности. Но поскольку подготовка специалистов происходит с запаздыванием, так как на получение образования уходит 4-5 лет, резкое повышение заработной платы банковских служащих не сопровождается быстрым ростом их предложения на рынке труда. Более того, быстрое увеличение спроса на финансовое образование (как это было в России в первой половине 90-х годов) может привести в последующие годы к перепроизводству банковских работников.
Неспособность системы высшего образования быстро реагировать на изменения спроса на специалистов может стать причиной возникно-
Заработная плата \У
Количество работающих ыС2 N выпускников
Рис. 1. Рынок для выпускников высших учебных заведений с учетом изменений в спросе
вения циклов на рынке труда, состоящих из подъемов и спадов. Например, первоначальная нехватка банковских служащих в России привела к росту их заработной платы и спроса на услуги образования по финансовым дисциплинам. Затем, через 5-6 лет пришедшие на рынок труда молодые специалисты создали избыток предложения работников с высшим образованием по финансам и банковскому делу. Заработная плата банковских служащих снизилась, и привлекательность получения данной профессии упала, что уменьшило спрос на этот вид образования. Но большая часть студентов, уже обучающихся по специальности «Финансы и банковское дело», с всего, будет продолжать учебу, и избыточное предложение на рынке труда финансистов сохранится еще несколько лет. Однако со временем числа учащихся по данной специальности студентов начнет уменьшаться, и приток финансистов на рынок окажется ниже спроса на них. Результатом станет новое повышение заработной платы банковских служащих и новый виток роста спроса на этот вид образования. Описанный циклический процесс изменения заработной платы и числа специалистов, предлагающих свои услуги на рынке труда финансистов, иллюстрируется на рис. 2. Приведенный здесь график процесса приспособления рынка к сдвигу кривых спроса (или предложения) называют паутинообразной моделью. Для достижения равновесия в паутинообразной модели необходимо, чтобы кривая спроса была менее крутой, чем кривая предложения. В ином случае амплитуда колебаний
будет с каждым циклом увеличиваться, и рынок труда никогда не придет к равновесию. Такая ситуация «хаоса» может возникнуть на рынке товаров с неэластичным спросом, когда рынок «идет вразнос» при небольших нарушениях первоначального рыночного равновесия.
Существуют два критерия оценки эффективности инвестиций в образование:
- метод расчета настоящей (текущей) ценности потока будущих доходов и сравнения с ней объема инвестиций в образование;
- метод внутренней нормы отдачи, показывающий, при какой ставке процента текущая ценность потока будущих доходов равна инвестициям в образование.
В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.
Поэтому можно сделать четыре предположения, касающиеся спроса на высшее образование:
- вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем вероятность поступления людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);
- в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;
Ыо N3 И* N1 N
Количество работающих выпускников N Рис. 2. Рынок труда финансистов: паутинообразная модель
- количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении расходов на обучение (при прочих равных условия);
-количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников школ увеличатся (при прочих равных условиях).
Ориентация на будущее и на настоящий момент. Психологи используют термин «ориентированные на настоящее» для людей, которые не просчитывают последствия своих поступков или решений на будущее. Эти люди или полностью игнорируют будущее, или имеют норму дисконтирования выше среднего, что приводит к занижению оценок будущих доходов (или затрат). Человек, ориентированный на настоящее, ниже оценивает выгоды, связанные с получением образования. Такие люди гораздо реже принимают решения о получении высшего образования, чем люди, ориентированные на будущее. Это утверждение трудно подтвердить или опровергнуть. Хотя логика теории человеческого капитала приводит к выводу, что люди, склонные к инвестициям в образование, занимаются также и другой деятельностью, ориентированной на будущее (например, больше заботятся о своем здоровье). Медицинские статистические данные подтверждают этот вывод.
Например, в США наблюдается сильная корреляция между образованием и состоянием здоровья. Для людей, получивших высшее образование, характерен более низкий уровень смертности, меньшее количество симптомов различных заболеваний и хорошее здоровье.
Причиной такой корреляции может быть более серьезное отношение к будущему со стороны людей с высшим образованием. Люди с низкими индивидуальными ставками дисконтирования с большей вероятностью будут стремиться к обучению в высших учебных заведениях и в большей степени заботиться о своем здоровье (чаще выбирать здоровую диету, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни и избегать ненужного риска). Можно считать, что люди, вкладывающие капитал в образование, также контролируют свое поведение с учетом будущего.
Влияние возраста. При одинаковых (или даже меньших) затратах на образование у моло-
дых людей впереди более долгая трудовая жизнь, поэтому при одинаковых ежегодных дополнительных доходах от образование выше текущая ценность потока будущих доходов и соответственно выше эффективность инвестиций в образование, чем у людей старших возрастов.
Издержки, связанные с образованием. Инвестиции в человеческий капитал тем более вероятны, чем ниже затраты, связанные с образованием. Затратами, связанными с получением образования, являются расходы на оплату обучения и учебников, питание, одежду, жилище и транспорт. Кроме того, необходимо учитывать упущенные заработки и моральные издержки. Последние тем выше, чем старше человек, получающий образование. С возрастом увеличиваются опыт и производственные навыки и соответственно заработная плата, поэтому альтернативные издержки выше, чем у молодежи.
Моральные издержки связаны с возрастом и способностями. Для людей, не относящихся по возрасту к молодежи, получение образования связано с большими моральными издержками, им труднее выделять время на обучение, отрывая его от исполнения семейных обязанностей (или отказываясь от семейной жизни). Они отвыкли от учебного процесса и многое забыли. Давно окончив школу, они менее комфортно чувствуют себя студенческой аудитории.
Более способным студентам, легко и хорошо учившимся в школе, учеба в высшем учебном заведении дается легче и приносит больше радости, чем менее способным. Кроме того, более способные тратят на учебу меньше времени и меньше денег. При повышении издержек, связанных с получением образования, чаще отказываются от поступления в колледжи люди со средними способностями и люди, для которых моральные издержки при обучении и на экзаменах оказываются сравнительно высокими.
Влияние различий в заработках у лиц с высшим и средним общим образованием на принятие решения о получении образования. Спрос на образование растет с увеличением разрыва в заработках у лиц с высшим и средним образованием. В экономической теории ожидаемые выгоды являются главным мотивом при принятии тех или иных решений. Но будущие заработки любого человека трудно предсказать с до-
статочной степенью определенности. Кроме того, студенты не могут быть полностью уверены в правильности выбора профессии и успешности завершения программы обучения. В первом приближении можно предположить, что средние доходы, получаемые выпускниками высших учебных заведений, влияют на решения студентов. Если различие в средних доходах выпускников вузов и средних школ невелико, то можно ожидать невысокого спроса на высшее образование. Если эти различия велики, то можно ожидать увеличения числа желающих обучаться в вузах.
Рынок труда постепенно становится сферой обеспечения сбалансированности спроса общественного производства на рабочую силу и ее предложения. Здесь происходит признание профессии и ее общественной полезности через цену рабочей силы и регулирование затрат индивидуального воспроизводства с учетом квалификации работников. Место рынка груда в системе общественного воспроизвод-
ства - связующее звено между производством и потреблением через обмен, что позволяет этому рынку быть каналом «перетока» рабочей силы не только в региональном, но и в национальном масштабе.
Библиографический список
Х.Захарова О. Л., Муравьева И. В., Осанов А. Б. Система высшего образования стран Запада: В 2 ч. Ч. 2. / Отв. ред. В. И. Зубарев. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.
2.Корицкий А. В. Введение в теорию человеческого капитала. Новосибирск: СибУПК, 2000.
3.Dill D. D. Higher education markets and public policy // Higher Education Policy. 1997. Vol. 10. № 3-4.
4.Weiler H. N. States, markets, and university funding: New paradigms for he Reform of higher education in Europe // Compare. 2000. Vol. 30. № 3.
5.Birdsall N. Public spending on higher education in developing countries: Too much or too Little // Economics of Education Review. 1996. Vol. 15. № 4.
6.Meek V. L. Diversity and marketisation of higher education: Incompatible concepts? // Higher Education Policy. 2000. Vol. 13. № 1.
Gnevasheva V. A.
SOCIAL AND ECONOMIC IMPORTANCE OF EDUCATION AS PUBLIC GOOD
Concepts of 'market of higher education' and 'educational service' and its special features are considered in the article on the basis of the concept of public good. Interconnections between income from education and a number of specialists on labor market, education expenses, factors affecting on demand for higher education are analyzed.
Key words: public good; market of higher education; educational service; labor market; balance on a market of higher education; demand for higher education.
УДК 331 Смирных Л. И.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ: ВЫБОР МЕЖДУ СТАБИЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ И ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ*
В статье оценивается удовлетворенность работой на российском рынке труда, проводится анализ ее детерминант и сравнительный анализ удовлетворенности работой стабильных и мобильных работников. Информационной базой исследования являются данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 2002-2006 гг. Результаты проведенного регрессионного анализа свидетельствуют о влиянии трудовой мобильности на удовлетворенность работой в России.
Ключевые слова: Удовлетворенность работой, трудовая мобильность, стабильность занятости.
* Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта Научного Фонда ГУ-ВШЭ (№ 09-01-0066).
32
© Смирных Л. И., 2009