УДК 621.396.988.6:629.19
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
АС. Деева, А.Г. Щипицын
В состав навигационной системы (НС) обычно входит система непрерывного определения навигационных параметров, обычно это инерциаль-ная навигационная система (ИНС), чувствительными элементами которой являются измерители ускорений (акселерометры) и углов ориентации или угловой скорости (гироскопы). Использование ИНС обеспечивает непрерывность работы, автономность НС и возможность выработки практически всех основных навигационных параметров.
При описании ИНС используются правые прямоугольные системы координат, с которыми соотносятся измеряемые и вырабатываемые параметры:
1. ^ - инерциальная система координат (ось т| направлена по оси Мира, ось ^ лежит в плоскости Гринвичского медиана в момент г = 0).
2. ^ЭЛЭСЭ _ экваториальная система координат (ось г|э совпадает с осью т|, ось С,э лежит в
плоскости меридиана объекта).
3. хуг - географическая система координат (ось г совпадает с внешней нормалью к поверхности референц-эллипсоида Земли, ось у направлена на север).
1. Описание погрешности ИНС
Погрешность автономно работающей ИНС можно разделить на две части. Первая - это описание зависимости основных навигационных параметров от инструментальных погрешностей чувствительных элементов (гироскопов и акселерометров). Вторая часть описывает погрешности чувствительных элементов.
Описанная ниже модель погрешности справедлива при следующих допущениях:
• отсутствует влияние средств коррекции и демпфирования;
• отсутствует взаимное влияние между северным, восточным и вертикальным каналами географического трехгранника;
• отсутствует влияние движения объекта.
Описанные допущения сделаны по причине
малого влияние описанных факторов [1].
Для описания погрешностей чувствительных элементов использованы упрощенные модели в виде диффузионных Марковских процессов первого порядка, так как в данном случае более существенно различие уровней номинальной и аномальной погрешностей, а не характер поведения этих погрешностей во времени.
Модель для скоростей уходов гироскопов относительно экваториальных осей (диффузионные Марковские процессы первого порядка):
1
ш5э =------юЕэ + gx^vi■,
тг
1
=-т-шсэ+^2;
тг
<4 = ~°>ъ+8М>
хг
где м>1,м/2,щ - белошумные возмущения единичной интенсивности; gl, £2> 8з ~ коэффициенты интенсивности возмущений; тг - интервал корреляции дрейфов гироскопов.
Погрешность акселерометров в виде диффузионных Марковских процессов первого порядка:
5 а =—— 5ат+ g^wA•,
5а =-------Ъа +g5wi■,
*а
---Ьау+ёб™б>
где ха - интервал корреляции погрешностей акселерометров; •н>4,-н>5,к6 - белошумные возмущения единичной интенсивности; g/^,g5,g6 - коэффициенты интенсивности возмущений
Модель для скоростей уходов гироскопов относительно географических осей в виде случайных констант: ёх = 0; ъ>у = О,
где = Ъу и тх = 5^ .
Погрешности 5^,5^,5^ построения экваториального трехгранника:
Чэ =“55э+т4э;
кэ =ц§Сэ+со4э;
Ч =%’
где <Й^э,СО^э,ШТ1э - скорости ухода гироскопов в
проекциях на оси ^Э’Сэ’^э» а и ~ скорость вращения Земли.
При ненулевых начальных условиях и постоянных скоростях ухода гироскопов, поведение 5^э
и 5^э близко к колебательному, с периодом 24 часа (суточный контур). А для 5^ очевидно нарастание со временем значения погрешности при ненулевом Ют1э .
Погрешности построения географического трехгранника:
8УЕ =~шау +.£5 ах;
^М=вах+Ьау;
8УН = £аг;
ЬУЕ с
ау = ~Т+Ъ-
аг = -5^+бг
X к 1
V
где 8УЕ,8УМ,8УН - погрешности составляющих скорости в географической системе координат; g - ускорение свободного падения; ах,ау - погрешности вертикали; ах, ау, а, - проекции погрешности акселерометров на оси географической системы координат (в угловой мере); Я - радиус
Земли, принимаемой за шар, 5у - скорость ухода экваториального трехгранника но оси у :
К =-5^э этф + бт^ сое 9, где ф - широта.
В погрешностях 8УЕ,8УЛг,ах,ау присутствует
колебательная составляющая при ненулевых погрешностях акселерометра (шулеровский контур).
Погрешности выработки основных навигационных параметров:
5ф = ~ах + 5^э;
5^ = 5А.соБф = ау -8у;
аг = ку *§Ф + 8(-,, —-—,
^ СОЭф
где 5ф - погрешность широты; - погрешность отшествия; а, - погрешность курса.
Для прецизионных ИНС кроме погрешностей чувствительных элементов (гироскопов и акселерометров) необходимо учитывать так же и погрешности измерения углового положения гироскопов, в том числе погрешности изготовления карданова подвеса. В этом случае, полные погрешности построения экваториального трехгранника §^э, 8^э, 5Лэ содержат составляющие, обусловленные погрешностями измерений положения гироскопов:
кэ
■Чэ
+ 8? : ьэ 9
5«э =5сэ+5сэ; бпэ = ^лэ + '
Будем учитывать только погрешности измерения вызванные неточным изготовлением карда-
новых колец, в которые помещены свободные электростатические гироскопы - полярный и экваториальный. Введем обозначения для проекций этих погрешностей на оси ^э,^э,цэ,: а^,а^,
ащ’а1э’а1э’аЭт\э '
81 = ~а1э «тф + а^ соБф;
Сэ “ ~а1э ’
8^э =-^э8Шф-^эС05ф.
Описанные процессы приводят к неограниченному нарастанию погрешностей выходных параметров ИНС.
2. Результаты моделирования погрешностей
Скорости уходов гироскопов относительно экваториальных осей - это решения стохастических дифференциальных уравнений:
1 ^ 1
ЮСэ (0 =----©Сэ (*0 ) - [— 82 ^ (е)^0;
ТГ (0 Тг
1 * 1
Пэ (0 =----®лэ^о)- Яз^(0)^0;
ГоТг
,(0 = -—в>бз(<ь)-/— ^(еуе.
со
Юс
Результат моделирования скоростей уходов гироскопов представлен на рис. 1. Аналогично для погрешности акселерометров:
8ах (0 =--------------------------5ах (Г0) - [— g4w4 (0)й?6;
т •> т
8 а.
8а,
V 1
,(0 =-----Ъау(^)- Г— £5м,5(0М0;
X J Т
ь л и ь п
а
.(0 = -—5а,Оо)-«6^б(0)^-
Т * X
Моделирования погрешности построения экваториального трехгранника:
§5э^о)-^э(?)
------“
-сов(к?) -
и и
8С? (0 = —2-----------------2 С08(мО -
* и
и и
8ть(0 = 81,э(/0)+ (0)^0.
На рис. 2 приведены графики, отражающие результаты моделирования погрешности построения экваториального трехгранника за двое суток.
Моделирование погрешности определения навигационных параметров инерциальной..
На графике явно видна колебательность процессов 0£э (!) и §;;э(0 (суточный контур) и «накапли-
вающаяся» погрешность 51|э (().
::: ^V'" ■ Йг
№. к Ь
: / V к “Л, Ч Мг
Л/
Ш'
. $. ■
«ТО 5000
Рис. 1. Скорости ухода гироскопов (диффузионные Марковские процессы первого порядка)
экваториального трехгранника
Погрешность построения экваториального трехгранника для прецизионных ИНС, учитывающая так же и погрешности измерения углового положения гироскопов, в том числе погрешности изготовления карданова подвеса изображена на рис. 3. Погрешности построения географического трехгранника:
5Гя(0 =
-1/2
= — (5 УБ (*0 ) + £§>> + 8&С1х (0) соэ
{йуЕ(*о) + 8Ьу + £5ал(фш
>
V1''2
я;
У
5^(/) =
= Ц| (5^^) + ^5з+гЧ«)
-1/2 (, Л1/2
I Г
СОБ
г +
-1/2
+1 — 1 (йУАг(*о) + ё%э + g8ay(t))sin
а
( У1/2
Ч*; (^э +5^(?));
I
8УН(0 = 8УН({0)+ ]8аг(еув;
*0
ау(0 =
Гау(?0) + б;г+^^|со8
(г \1/2 >
I)
8ах{Г)
МО =
<М'о) + ^э +
8а^ К
СОЗ
Л)
У
-ХП[ 5ау(0Л
а;с(А)) + 8§э +-
V
-1/2 г
Л
/V \1/2 ’\
^ , 1/2 Л
зт| I
На рис. 4 и рис. 5 приведены результаты моделирования погрешности построения географического трехгранника.
трехгранника прецизионной ИНС
Погрешности выработки основных навигационных параметров изображены на рис. 6.
Рис. 4. Погрешность построения географического трехгранника - ориентация
Рис. 5. Погрешности построения географического трехгранника - скорости
навигационных параметров
Описанную математическую модель погрешности предполагается использовать для решения задачи контроля и диагностики ИНС.
Литература
1 .Дмитриев С.П., Колесов Н.В., Осипов А.В. Информационная надежность, контроль и диагностика навигационных систем. - СПб.: ГНЦРФ ЦНИИ «Электроприбор», 2003. -207 с.