Научная статья на тему 'Моделирование педагогической системы формирования проектных компетенций школьников'

Моделирование педагогической системы формирования проектных компетенций школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование педагогической системы формирования проектных компетенций школьников»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Н.В. Малышева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия

Моделирование педагогической системы формирования проектных компетенций школьников обусловлено следующими социально-экономическим факторами:

лавинообразным потоком информации во всех областях знаний, а также потребностью общества в гибких, адаптивных педагогических системах, обеспечивающих возможность сформировать такие качества личности школьника, как ответственность и инициативность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам.

Исходным практическим базисом служит проектная работа школьников г. Котовска в области создания сайта системы образования города. Работа выполнялась коллективом: школьники, преподаватель

информатики - аспирант ТГУ имени Г.Р. Державина, дипломники кафедры

информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина и научный руководитель - профессор кафедры. Каждый участник в проектной деятельности выполнял свою роль. Аналогичная работа проводилась на базе Педагогического колледжа имени Ушинского. Практика позволила исследовать функционирование соответствующей системы и представить ее в виде модели.

Педагогическая система рассматривается как социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе

сотрудничества между собой, внешней средой, ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.

Целостность предложенной

педагогической системы исходит из целевых установок на формирование личности школьника, обладающего проектными компетенциями. Данные установки являются востребованными и заказанными как самим субъектом исследования (школьником), так и его ближайшим социальным окружением и носят универсальный характер, так как ориентированы на практическое применение в

дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

В состав педагогической системы формирования проектных компетенций школьников мы включили следующие структурные элементы: цель, содержание, технологии, результат проектной

деятельности, обучающих, обучаемых и

партнеров (внешних и внутренних).

Основная цель, которой подчинена деятельность педагогической системы -формирование проектных компетенций

школьников. Цель, являясь

системообразующим фактором, выступает в качестве внешней по отношению к педагогической системе силы и находит воплощение в содержании, технологиях,

деятельности обучающих, обучаемых,

партнеров и полностью ориентирована на конечный результат. Именно цель обеспечивает системообразующие связи со всеми элементами системы.

Содержание учебного материала представляет собой учебную информацию, которая соответствует достижению основной цели, является атрибутом, без которого не может существовать конечный результат и теряет смысл деятельность обучающих,

обучаемых и партнеров. Это знания о планировании деятельности; о применении технологий для решения задач проекта; об осуществлении текущего контроля и оценки деятельности; о планировании

информационного поиска для решения задач проекта; об извлечении и систематизации информации для решения задач проекта; о точном изложении информации в контексте решаемой проблемы; о способах представления результатов проектной деятельности; о распределении обязанностей в команде; о работе в команде; о сотрудничестве с коллегами и партнерами; об информации и информационных процессах; о способах представления информации; о формализации и моделировании; об алгоритмизации; о технологиях обработки текста, графики и звука, числовой информации, хранения,

поиска и сортировки информации; о технологиях мультимедиа.

Обучающие организуют взаимодействие обучаемых с внешними и внутренними партнерами и при этом являются основными носителями знаний о целях, содержании, технологиях, обучаемых и о себе, владеют искусством организации проектной деятельности, оценки ее эффективности и результативности. Деятельность обучающих и обучаемых в ходе реализации проекта претерпевает структурные изменения, и, как показала практика, для его осуществления идеально приспособлены структуры, в основе которых, наряду с иерархическим, лежит неиерархический тип отношений. При этом выстраиваются различные цепочки сотрудничества с целью получения и создания недостающих ресурсов. Роли обучающих и обучаемых, а также внутренних партнеров и координаторов проекта в исследуемой нами педагогической системе принадлежат научному

руководителю, преподавателям кафедры ИиИТ ТГУ имени Г.Р. Державина и школы, аспирантам, школьникам, студентам.

Рассмотрим классификацию внутренних связей между участниками проектной деятельности: обучающими, обучаемыми и внутренними партнерами (рис. 1).

Связь (1-2) научного руководителя с преподавателями кафедры - связь

руководителя и обучающего. Научный руководитель формулирует преподавателям общую учебную цель, производит ее

декомпозицию на отдельные задачи, составляет план работы, контролирует

педагогический процесс.

Связь (1-3) научного руководителя с аспирантом кафедры - связь руководителя и обучаемого. Научный руководитель формулирует научную проблему, руководит научно-исследовательской деятельностью аспиранта.

Связь (2-5) преподавателей со студентами кафедры - связь обучающего и обучаемого. Преподаватель формулирует студентам общую учебную цель, производит ее

декомпозицию на отдельные задачи, выделяет студентов, ответственных за их решение, составляет план работы, контролирует эффективность взаимодействия студентов внутри группы, их сотрудничество с

педагогом-аспирантом.

Связь (3-6) аспиранта со школьниками -связь обучающего и обучаемого. Аспирант формулирует школьникам общую учебную цель, производит ее декомпозицию на отдельные задачи, составляет план работы, контролирует эффективность

взаимодействия школьников со студентами.

1. Научный руководитель

О

б

р

В

о

в

ате

е

л

ь

н

ы

о

в

я

1-2

1-3

Я

арт

тне

е

р

о

к

и

е

с

в

я

Связь (4-6) преподавателей школы со школьниками - связь обучающего и обучаемого. Преподаватели школы вместе с аспирантом формулируют школьникам общую учебную цель, производят ее декомпозицию на отдельные задачи, выделяют школьников, ответственных за их решение, контролируют эффективность взаимодействия школьников внутри группы.

Связь (2-3, 3-4) преподавателей и

аспиранта кафедры, аспиранта и преподавателей школы - связь партнеров. Аспирант выступает в роли координатора проекта, который является посредником, обеспечивающим сотрудничество школы с ТГУ имени Г.Р. Державина.

Связь (3-5) аспиранта со студентами -связь обучающего и обучаемого. Аспирант вместе с преподавателем формулирует студентам общую учебную цель, производит ее декомпозицию на отдельные задачи, контролирует эффективность

взаимодействия студентов и школьников.

Связь (5-6) студентов со школьниками -связь внутренних партнеров. Участвуя в совместной проектной деятельности, студенты и школьники работают над созданием одного программного продукта, используя ресурсы ТГУ имени Г.Р. Державина и школы.

Таким образом, субординационные связи между элементами системы позволяют выделить официального руководителя, которым в нашем случае является научный руководитель. Наряду с

субординационными, можно выделить образовательные и партнерские связи между участниками проекта.

Внешней средой мы называем совокупность объектов, которые оказывают воздействие на систему, заставляя ее совершенствовать свою структуру, сохранять свою целостность и обеспечивают ее развитие. Внешнюю среду, оказывающую влияние на функционирование

педагогической системы, мы разделили на ближнее и дальнее окружение.

Ближнее окружение - среда, оказывающая наиболее сильное воздействие на педагогическую систему, а именно: на формирование целей, выбор содержания, средств и состава участников проектной

деятельности. Субъекты ближнего

окружения являются внешними партнерами для участников проектной деятельности

(Центры инновационного развития, образовательные учреждения Тамбовской

области, некоммерческие общественные организации, бизнес, СМИ, родительская общественность).

Дальнее окружение - среда, в которой существуют сами образовательные учреждения. Дальнее окружение

непосредственно не оказывает влияния на педагогическую систему, но их действие носит опосредованный характер

(Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Администрация Тамбовской области).

Изученная педагогическая система, являясь социальной системой, обладает достаточно сложной внутренней

организацией и сложными отношениями с внешней средой. При рассмотрении вопросов управления подобными системами целесообразно обращение к кластерному подходу.

Технологии, применяемые для достижения поставленной цели,

представляют собой совокупность средств, форм, методов и приемов в системе взаимосвязанных действий обучающих и обучаемых и являются технологиями реализации личностно ориентированного обучения, построенного на практико ориентированной основе. К средствам обучения мы относим учебники и учебные пособия; средства наглядности; средства для осуществления практических действий; технические средства обучения. В качестве методов обучения мы рассматриваем исследовательские (метод моделирования, метод «черного ящика»); проблемные (проблемное изложение, дискуссия); логические (метод индукции, метод дедукции, метод пошаговой детализации); эвристические (метод эмпатии, метод ошибок, метод аналогии, метод рефлексии). При этом нами использовались традиционные формы организации занятий -индивидуальная, групповая, самостоятельная; и нетрадиционные - творческая, игровая.

Оценка результативности педагогической системы позволяет корректировать

содержание учебного материала, выбор форм, методов, средств обучения, деятельность обучающих и обучаемых на отдельных этапах функционирования системы и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Рассмотренная педагогическая система позволяет провести оценку уровней сформированности проектных компетенций школьников, а именно: уровня развития творческой активности школьников в проектной деятельности; уровня

сформированности

у школьников готовности к проектной деятельности; умения оценивать

результативность проектной деятельности; информационной, коммуникативной,

социальной компетентности школьников. Для определения уровней сформированности проектных компетенций школьников нами был разработан соответствующий критериально-диагности-ческий аппарат, включающий разнообразные методики, адаптированные к предмету исследования и дополненные специально разработанными анкетами и тестами, позволяющие наиболее точно проводить диагностическое

исследование. Использованные

диагностические методики носят

универсальный характер и могут быть применены в практике любого образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.