Научная статья на тему 'Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников'

Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадетское учреждение / образовательное пространство / моделирование образовательного пространства / самореализация кадет

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна, Камаева Елена Владимировна, Файзрахманов Александр Павлович

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью потенциала образовательного пространства кадетских учреждений в ракурсе влияния на самореализацию воспитанников. Цель: изучить возможности образовательного пространства кадетской школы-интерната в аспекте определения комплекса условий для самореализации обучающихся. Гипотеза: моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната, включающее теоретико-методологическое обоснование, выявление ресурсов и условий успешной самореализации кадет, определение критериев, показателей и диагностического инструментария, разработку и апробацию курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, инновационных технологий, методов, форм и социокультурных практик будет способствовать успешной самореализации кадет. Исследование рассчитано на три года (2021–2024 гг.). Методы: теоретический анализ научной литературы; анализ и обобщение опыта работы педагогов кадетских школ-интернатов; моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната. Теоретическая модель включает в себя концептуальный, ресурсно-средовой, мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты образовательного пространства кадетской школы-интерната. В качестве ведущей деятельности, предоставляющей кадетам возможности для самореализации, рассматривается участие в проектах. Для изучения самореализации разработана авторская анкета «Изучение самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната» (авторы Е.В. Камаева, Л.П. Шустова, Н.А. Лобанкова), позволяющая диагностировать удовлетворенность воспитанников условиями образовательного пространства кадетской школы-интерната с позиции их самореализации в различных видах деятельности. Результаты: осуществлен теоретический анализ проблемы создания образовательных пространств кадетских учреждений; выявлены ресурсы и условия успешной самореализации воспитанников кадетской школы-интерната, определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать результативность данного процесса; выявлены направления и содержание деятельности по самореализации кадет. Основные выводы: моделирование и апробация на практике образовательного пространства кадетской школы-интерната будут способствовать успешному развитию процессов личностного и профессионального самоопределения кадет и самореализации в различных видах общественно-полезной деятельности. Разработанное на основе педагогической модели учебно-методическое и научно-методическое обеспечение процесса самореализации воспитанников кадетской школы-интерна та может быть использовано для создания образовательных пространств кадетских учреждений Ульяновской области и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна, Камаева Елена Владимировна, Файзрахманов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the learning environment of a cadet boarding school as a potential for self-realization of pupils

The research is relevant because there are not enough studies investigating the potential of cadet institutions' learning environment regarding its impact on pupils' self-realization. The purpose of the research is to study a set of conditions of the learning environment of a cadet boarding school that shape pupils' self-realization. Hypothesis: successful self-realization of cadets at a boarding school depends on three factors: modeling of the learning environment (it should include theoretical and methodological justification, identification of resources and conditions for successful self-realization of cadets), determination of criteria, indicators and diagnostic tools, and development and testing of extracurricular activities, additional education programs, innovative technologies, methods, forms and socio-cultural practices. The study is designed to last three years (2021-2024). Methods: theoretical analysis of scientific literature; analysis and synthesis of teachers' experience in cadet boarding schools; modeling of the learning environment of a cadet boarding school. The theoretical model includes such components of the learning environment of a cadet boarding school as conceptual, resource-environmental, motivational-value, content-activity and evaluative-effective. Participation in projects is considered to be a leading activity that provides cadets with opportunities for self-realization. To study self-realization, the authors' questionnaire "The study of self-realization of cadets in the learning environment of a cadet boarding school" was developed (the authors are E.V. Kamaeva, L.P. Shustova, N.A. Lobankova). This questionnaire diagnoses pupils' satisfaction with the conditions of the learning environment in a cadet boarding school in terms of their self-realization in various activities. Results: the authors have carried out a theoretical analysis of the problem of how to create a learning environment in cadet institutions; the authors have also identified the resources and conditions for successful self-realization of pupils at a cadet boarding school; additionally, the authors have determined the criteria and indicators to monitor the effectiveness of this process as well as the directions and content of cadet self-realization activities. Main conclusions: modeling the learning environment of a cadet boarding school and testing it in practice will contribute to the successful development of the processes of personal and professional self-determination of cadets and their self-realization in various types of socially useful activities. The educational-methodical and scientific-methodical support of the process of self-realization of pupils at a cadet boarding school developed on the basis of the pedagogical model can be used to create the learning environment in cadet institutions of the Ulyanovsk region and Russia.

Текст научной работы на тему «Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников»

J

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 256-266

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 3 (47), рр. 256-266

https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-256-266

EDN: JOCHUN

Научная статья УДК 37.018.32: 37.035.7

Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников

Л. П. Шустова1 Е. В. Камаева2, А. П. Файзрахманов2

1Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Россия, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5

2Кадетская школа-интернат им. генерал-полковника В. С. Чечеватова, Россия, 433210, Ульяновская область, р. п. Карсун, ул. Ленина, д. 6

Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела перспективных исследований и проектов, lp_shustova@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-2552-2310

Камаева Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, karsunkadet@rambler.ru

Файзрахманов Александр Павлович, директор, karsunkadet@rambler.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью потенциала образовательного пространства кадетских учреждений в ракурсе влияния на самореализацию воспитанников. Цель: изучить возможности образовательного пространства кадетской школы-интерната в аспекте определения комплекса условий для самореализации обучающихся. Гипотеза: моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната, включающее теоретико-методологическое обоснование, выявление ресурсов и условий успешной самореализации кадет, определение критериев, показателей и диагностического инструментария, разработку и апробацию курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, инновационных технологий, методов, форм и социокультурных практик будет способствовать успешной самореализации кадет. Исследование рассчитано на три года (2021-2024 гг.). Методы: теоретический анализ научной литературы; анализ и обобщение опыта работы педагогов кадетских школ-интернатов; моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната. Теоретическая модель включает в себя концептуальный, ресурсно-средовой, мотивационно-ценностный, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты образовательного пространства кадетской школы-интерната. В качестве ведущей деятельности, предоставляющей кадетам возможности для самореализации, рассматривается участие в проектах. Для изучения самореализации разработана авторская анкета «Изучение самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната» (авторы Е. В. Камаева, Л. П. Шустова, Н. А. Лобанкова), позволяющая диагностировать удовлетворенность воспитанников условиями образовательного пространства кадетской школы-интерната с позиции их само-

реализации в различных видах деятельности. Результаты: осуществлен теоретический анализ проблемы создания образовательных пространств кадетских учреждений; выявлены ресурсы и условия успешной самореализации воспитанников кадетской школы-интерната, определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать результативность данного процесса; выявлены направления и содержание деятельности по самореализации кадет. Основные выводы: моделирование и апробация на практике образовательного пространства кадетской школы-интерната будут способствовать успешному развитию процессов личностного и профессионального самоопределения кадет и самореализации в различных видах общественно-полезной деятельности. Разработанное на основе педагогической модели учебно-методическое и научно-методическое обеспечение процесса самореализации воспитанников кадетской школы-интерната может быть использовано для создания образовательных пространств кадетских учреждений Ульяновской области и России.

Ключевые слова: кадетское учреждение, образовательное пространство, моделирование образовательного пространства, самореализация кадет

Информация о вкладе каждого автора. Л. П. Шустова - анализ литературных источников, написание текста; Е. В. Камаева - обобщение опыта работы педагогического коллектива; А. П. Файзрахманов - обзор и анализ нормативных документов. Для цитирования: Шустова Л. П., Камаева Е. В., Файзрахманов А. П. Моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала для самореализации воспитанников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмео-логия образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3 (47). С. 256-266. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-256-266, EDN: JOCHUN

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Modeling the learning environment of a cadet boarding school as a potential for self-realization of pupils L. P. Shustova1 E. V. Kamaeva2, A. P. Fayzrakhmanov2

Ulyanovsk State University of Education, 4/5 Lenin Sq., Ulyanovsk 432071, Russia

2Cadet boarding school named after Colonel-General V. S. Chechevatov, 6 Lenin St., r. p. Karsun, Ulyanovsk region 6433210, Russia

Lyubov P. Shustova, lp_shustova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2552-2310 Elena V. Kamaeva, karsunkadet@rambler.ru Alexander P. Fayzrakhmanov, karsunkadet@rambler.ru

Abstract. The research is relevant because there are not enough studies investigating the potential of cadet institutions' learning environment regarding its impact on pupils' self-realization. The purpose of the research is to study a set of conditions of the learning environment of a cadet boarding school that shape pupils' self-realization. Hypothesis: successful self-realization of cadets at a boarding school depends on three factors: modeling of the learning environment (it should include theoretical and methodological justification, identification of resources and conditions for successful self-realization of cadets), determination of criteria, indicators and diagnostic tools, and development and testing of extracurricular activities, additional education programs, innovative technologies, methods, forms and socio-cultural practices. The study is designed to last three years (2021-2024). Methods: theoretical analysis of scientific literature; analysis and synthesis of teachers' experience in cadet boarding schools; modeling of the learning environment of a cadet boarding school. The theoretical model includes such components of the learning environment of a cadet boarding school as conceptual, resource-environmental, motivational-value, content-activity and evaluative-effective. Participation in projects is considered to be a leading activity that provides cadets with opportunities for self-realization. To study self-realization, the authors' questionnaire "The study of self-realization of cadets in the learning environment of a cadet boarding school" was developed (the authors are E. V. Kamaeva, L. P. Shustova, N. A. Lobankova). This questionnaire diagnoses pupils' satisfaction with the conditions of the learning environment in a cadet boarding school in terms of their self-realization in various activities. Results: the authors have carried out a theoretical analysis of the problem of how to create a learning environment in cadet institutions; the authors have also identified the resources and conditions for successful self-realization of pupils at a cadet boarding school; additionally, the authors have determined the criteria and indicators to monitor the effectiveness of this process as well as the directions and content of cadet self-realization activities. Main conclusions: modeling the learning environment of a cadet boarding school and testing it in practice will contribute to the successful development of the processes of personal and professional self-determination of cadets and their self-realization in various types of socially useful activities. The educational-methodical and scientific-methodical support of the process of self-realization of pupils at a cadet boarding school developed on the basis of the pedagogical model can be used to create the learning environment in cadet institutions of the Ulyanovsk region and Russia.

Keywords: learning environment, modeling of learning environment, cadet institution, self-realization of cadets

Information on the authors' contribution. Lyubov P. Shustova analyzed literary sources, wrote the text; Elena V. Kamaeva synthesized the experience of the teaching staff; Alexander P. Fayzrakhmanov reviewed and analyzed regulatory documents.

For citation: Shustova L. P., Kamaeva E. V., Fayzrakhmanov A. P. Modeling the educational space of a cadet boarding school as a potential for self-realization of pupils. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 3 (47), рр. 256-266 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-256-266, EDN: JOCHUN

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков является одним из приоритетов современной российской государственности. Подтверждение этому находим в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, в которой говорится, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей в РФ является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [1].

Уникальные возможности для гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах России имеет система кадетского образования. Согласно Концепции кадетского образования, воспитательная компонента должна обеспечивать подготовку и воспитание кадета как свободной личности, способной к саморазвитию, к принятию решений, реализации собственных способностей, планов и проектов [2, 3]. В условиях сложного и нестабильного VUCA-мира кадетское образование призвано формировать личность с активной гражданской позицией, способствовать становлению в качестве субъекта собственной деятельности, направленной на познание, преобразование, самоопределение и самореализацию.

Вместе с тем, несмотря на высокий воспитательный потенциал кадетских учреждений, попытки изучения влияния образовательного пространства на самореализацию его воспитанников носят локальный характер. Нами предпринято моделирование образовательного пространства кадетской школы-интерната с позиции влияния на самореализацию кадет в значимых видах деятельности.

Цель исследования - создание условий для самореализации воспитанников в образовательном пространстве кадетской школы-интерната.

В качестве задач выступают: теоретико-методологическое обоснование и разработка теоретической модели образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала самореализации воспитанников; выявление ресурсов и условий успешной самореализации кадет; определение критериев, показателей и диагностического инструментария для отслеживания результативности данного

процесса; разработка и апробация курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, инновационных технологий, методов и форм самореализации кадет в рамках учебной и внеурочной деятельности; апробация новых механизмов партнерства с целью приобретения опыта социально значимой деятельности кадет и др. Решение поставленных задач призвано способствовать успешной самореализации воспитанников в образовательном пространстве кадетской школы-интерната.

Материалы

Процедура и участники исследования. Срок проведения исследования - 3 года. Первый этап (2021/22 учебный год) - разработка теоретической модели на основе анализа литературных источников, составление пакета диагностических методик. Второй этап (2022/23 учебный год) - разработка специальных курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, способствующих самореализации кадет, проведение диагностического исследования и интерпретация полученных данных. Третий этап (2023/24 учебный год) - апробация курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, создание электронного банка сценариев метапредметных учебных и внеучебных занятий, ситуаций развития, социальных практик, образовательных событий, организация и проведение научно-практической конференции. Эмпирическую часть исследования планируется выполнить на выборке обучающихся в возрасте от 12 до 17 лет из Карсунской кадетской школы-интерната имени генерал-полковника В. С. Чечеватова в Ульяновской области.

Методы. Исследование построено на основе применения методов теоретических (анализ научной литературы, обобщение опыта работы педагогов кадетских школ-интернатов), эмпирических (анкетирование, наблюдение и эксперимент), прогностических (математическая статистика и моделирование).

Методики. Для получения эмпирических данных разработана авторская анкета «Изучение самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната» (Е. В. Камаева, Л. П. Шустова, Н. А. Лобанко-ва), позволяющая диагностировать удовлетворенность кадет условиями образовательного пространства кадетской школы-интерната с позиции самореализации личности.

Результаты и их обсуждение

Проблема создания, развития, обогащения, моделирования образовательной среды и пространства стоит в ряду актуальных проблем современного образования. Обсуждаются вопросы гуманизации образовательного пространства [4, 5], моделирования пространства событийности [6], становления поликультурного и социокультурного образовательного пространства [7-9], образовательного пространства для инновационного развития, позволяющие рассматривать его как основополагающее понятие теории образования [10].

Моделирование образовательного пространства включает в себя определение цели и задач, выделение методологических подходов и принципов, учет необходимых ресурсов и условий, определение компонентов среды и отношений между ними, выстраивание различных видов деятельности в образовательной организации и др. [11].

Разработанная нами теоретическая модель опирается на деятельностный, антропологический, средовой подходы в образовании (И. Д. Фрумин, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эль-конин, Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др.) [12-17]. Теоретическое исследование заявленной проблемы в свете перечисленных подходов и обобщение опыта работы педагогического коллектива позволили разработать модель образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала самореализации воспитанников (рисунок).

Теоретическая модель представляет собой совокупность концептуального, ресурсно-средо-вого, мотивационно-ценностного, содержатель-но-деятельностного и оценочно-результативного компонентов [18]. В ней применяется понимание образовательного пространства как результата целенаправленной педагогической деятельности и комплекса условий, которые оказывают влияние на образование кадет, их развитие и реализацию в различных видах деятельности, основанных на текущих и перспективных интересах обучающихся и собственном опыте. Результатом формирования является самореализация воспитанников в кадетской школе-интернате как стремление к самоосуществлению, наиболее полному раскрытию своего потенциала, как процесс полноценного развития, саморазвития, самопознания и самосовершенствования личности.

В качестве структурных элементов данной модели выступают такие специфические ха-

рактеристики, как методологические подходы, цель, задачи по самореализации воспитанников кадетской школы-интерната, психолого-педагогические условия и ресурсы, система ценностей, потребностей и мотивов, направления и практики самореализации, критерии, показатели и результат.

Рассматривая образование в качестве социокультурного пространства в соответствии с концепцией В. И. Слободчикова как места зарождения смыслов, ценностей и целей человека, а также способов их проживания обучающемуся предстоит освоить и осмыслить это пространство и собственное положение в нём и на основе соотнесения индивидуальных норм, ценностей, опыта собственной инициативы получить возможность активной самореализации на практике [19].

Образовательное пространство является системой, включающей компоненты среды и отношения между ними, управленческие технологии, учебные, внеучебные, внешкольные виды деятельности, связи с внешними партнерами и др. Согласно Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Д. В. Григорьеву, образовательное пространство вмещает также насыщаемую событием субъектов образования «педагогизиро-ванную» сферу социальной среды [20].

В отношении понятия «самореализация» в психологической науке применяются рядополо-женные категории, такие как самоактуализация, самоутверждение, самосовершенствование, самовыражение и др. В гуманистической психологии, например, самоактуализация понимается как источник возможной самореализации [21-23]. В нашей модели самореализация рассматривается в качестве возможности полноценного раскрытия способностей, потенциала личности в разных сферах жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем (см. рисунок).

Самореализацию подростков можно рассматривать в разных смысловых контекстах -как мотив (тенденции личности), процесс (механизмы самореализации), результат (саморазвивающаяся, самосовершенствующуюся личность) [12]. Таким образом, потребность в реализации накопленных сил и саморазвитии, стремление к росту и самосовершенствованию, способность к самоидентификации, открытию своего «Я», являясь важнейшими качествами личности подростка, делают этот возрастной период сенситивным с позиции развития процесса самоактуализации и самореализации.

14) о

Методологические подходы: деятельностный, антропологический, средовой.

Цель: создание условий для самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната.

Задачи

1. Формирование системы ценностей и устойчивой мотивации кадет к самореализации.

2. Обеспечение условий, способствующих постоянному личностному росту, саморазвитию и самореализации, максимальному раскрытию человеческого потенциала.

3. Содействие практикам самореализации воспитанников в образовательном пространстве кадетской школы-интерната в разнообразных видах деятельности и получению нового опыта.

4. Создание единого пространства «школа - социум - семья».

5. Развитие сетевого взаимодействия с кадетскими учреждениями Ульяновской области и РФ.

Ресурсно-средовой компонент образовательного пространства кадетской школы-интерната

/I

СП «

н

а

г §

э:

1 о-

5<

о й

Психолого-педагогические условия

1. Подготовка педагогического коллектива к деятельности, направленной на самореализацию воспитанников кадетской школы-интерната.

2. Обогащение социально-воспитательной среды кадетской школы-интерната посредством символики российской государственности, портретов известных военнослужащих, знаменитых людей в российской истории, биографий замечательных педагогов и выпускников школы, плакатов, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы, памятным датам национальной истории и др.

3. Расширение сотрудничества школы с социальными партнерами.

4. Интеграция учебной, внеурочной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно-полезной, хозяйственно-бытовой деятельности в образовательном пространстве кадетской школы-интерната.

5. Обеспечение опыта самореализации воспитанников в различных видах деятельности, его направленность на развитие системы ценностей и мотивации кадет к успеху и достижениям.

6. Развитие детско-юношеских движений и организаций и др.

Ресурсы: организационно-правовые, методические, кадровые, материально-технические.

I

1

I

5

I

1 $

К

N

и)

>4

Оценочно-результативный компонент образовательного пространства кадетской школы-интерната

Критерии

Показатели

Результат ->

Внутриличностные предпосылки активности, готовность и потребность в самореализации, наличие интересов

1. Сформированность мотивов участия в различных видах деятельности

2. Сформированность ценностей

3. Выраженность интересов и предпочтений

Продуктивность деятельности, освоение и воспроизводство социального опыта

-Ж-

1. Опыт самореализации кадет

в различных видах деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Успехи и достижения воспитанников

Ресурсы и условия образовательного пространства кадетской школы-интерната

Ж-

1. Удовлетворенность кадет условиями образовательного пространства

2. Релевантность параметров образовательной среды задачам самореализации кадет

Самореализация воспитанников в образовательном пространстве кадетской школы-интерната

Модель образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала самореализации воспитанников Fig. The model of the learning environment of a cadet boarding school as a potential for self-realization of pupils

No i-j

Для реализации цели были определены следующие задачи: 1) формирование системы ценностей и устойчивой мотивации кадет к самореализации в различных видах деятельности; 2) обеспечение необходимых условий, способствующих постоянному личностному росту, совершенствованию, саморазвитию и самореализации, максимальному раскрытию потенциала обучающихся школы-интерната; 3) содействие самореализации воспитанников в образовательном пространстве кадетской школы-интерната в разнообразных видах деятельности (учебной, внеурочной, исследовательской, проектной, спортивной, творческой и т. д.) и получению нового опыта; 4) создание единого пространства «школа - социум - семья»; 5) развитие сетевого взаимодействия с кадетскими учреждениями Ульяновской области и Российской Федерации и др.

Модель образовательного пространства предусматривает создание в кадетской школе-интернате комплекса психолого-педагогических условий: а) рассмотрения проблемы самореализации воспитанников кадетской школы-интерната в качестве значимого направления образовательной деятельности с вовлечением всего педагогического коллектива; б) обогащения и преобразования социально-воспитательной среды кадетской школы-интерната; в) создания эколого-эстетической воспитательной среды кадетской школы-интерната, воссоздающей ценности здорового образа жизни, гармонии с собой и окружающим миром; г) расширения сотрудничества школы-интерната с социальными субъектами (ветеранскими, экологическими, военно-патриотическими объединениями, армией, органами правопорядка, СМИ и др.); д) выстраивания многопланового взаимодействия образовательной организации с родительской общественностью; е) интеграции в образовательном пространстве кадетской школы-интерната различных видов деятельности - внешкольной и семейно-воспитательной, учебной и внеучебной, хозяйственно-бытовой и общественно полезной; ж) широкого использования в образовательном процессе практик самореализации воспитанников в различных видах деятельности (учебной, внеурочной, исследовательской, проектной, спортивной, творческой); з) направленности содержания практик самореализации на развитие системы ценностей и мотивации воспитанников к успеху и достижениям в различных видах деятельности и получение нового опыта; и) развития детско-юношеских движений и организаций.

К ресурсам, обеспечивающим самореализацию воспитанников на основе использования возможностей образовательного пространства кадетской школы-интерната, следует отнести:

1) организационно-правовые условия, регламентирующие образовательную деятельность;

2) методические условия, направленные на систематизацию организационно-методической работы, программно-методического обеспечения образовательного процесса; 3) кадровые условия, позволяющие осуществлять оптимальную кадровую политику и использовать кадровые ресурсы для эффективной инновационной деятельности; 4) материально-технические условия, необходимые для качественной реализации широкого спектра образовательных услуг.

Особенностью деятельности кадетской-школы интерната является ее направленность на интересы и потребности обучающихся, создание ситуации успеха, предоставление им возможности почувствовать себя значимыми, поверить в свои силы. В качестве ведущей деятельности, предоставляющей кадетам возможность широкой самореализации, нами определена проектная деятельность. Исходя из специфики кадетского учреждения выделены основные направления деятельности и практики самореализации кадет в следующих проектах.

1. Проект «Кадет — это звучит гордо».

Цель: создание условий для самоопределения и самореализации подростков в рамках кадетского компонента, развитие интереса к военной и государственной службе.

Подпроект «Школа сержанта». Цель: создание условий для самореализации кадет в кадетском компоненте, формирование ценностно-нравственной основы военно-профессиональной деятельности.

Подпроект «Школа безопасности». Цель: создание условий для формирования у кадет туристко-краеведческой культуры.

Подпроект «Клуб ОФП "Равнение на Победу"». Цель: создание условий для формирования установки на здоровый образ жизни, укрепления здоровья и самореализации кадет в соревновательной деятельности.

Подпроект «ЮИД». Цель: создание условий для самореализации кадет в рамках движения ЮИД.

Подпроект «Полевые сборы». Цель: создание условий для подготовки учащихся к выполнению долга перед Родиной.

2. Проект «Дерзайте, вы талантливы!». Цель: создание условий для самореализации

кадет в различных видах творческой деятельности на основе индивидуальных возможностей и личностных интересов.

Подпроект «Медиацентр "Кадетские вести"». Цель: создание условий для формирования ключевых компетенций и начальных профессиональных навыков медийной и журналистской деятельности.

Подпроект «Студия творчества "Кадетские звездочки"». Цель: создание условий для проявления и развития у обучающихся художественных, музыкальных и хореографических способностей, интересов и склонностей, духовно-нравственных и культурных ценностей.

Подпроект «Клуб выходного дня "КаДет-ство"». Цель: создание условий для творческой самореализации воспитанников в праздничные и выходные дни.

Подпроект «Студия актерского мастерства "Первые роли"». Цель: создание условий для развития у детей творческих способностей, умений и навыков средствами театрального искусства.

3. Проект «Интеллектуалы». Цель: создание условий для выявления и развития интеллектуально одаренных детей, их самореализации в научно-образовательных видах деятельности.

Подпроект «Стартуем в науку». Цель: создание условий для самореализации кадет в научно-исследовательской деятельности.

Подпроект «Белая Ладья». Цель: создание условий для развития кадет посредством игры в шахматы.

4. Проект «Сыны Отечества». Цель: создание условий для формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.

Подпроект «Мы наследники великой Победы». Цель: создание условий для патриотического воспитания кадет и их самореализации в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Подпроект «Герой моей семьи, герой моей страны». Цель: создание условий для воспитания любви к своей малой родине.

Подпроект «Школьный музей "Вехи истории"». Цель: создание условий для самореализации в музейной работе, формирование ответственности за сохранение истории края, гордости за Отечество, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.

5. Проект «Школа технологий будущего».

Цель: создание условий для самореализации кадет в освоении технологий будущего.

Подпроект «Юный робототехник». Цель: создание условий для самореализации кадет в технических видах творчества, робототехнике.

Подпроект «Клуб БЮ-моделирования, виртуальной реальности и беспилотного транспорта "УЯеале"». Цель: создание условий для самореализации кадет в сфере 3Б-моделирования и виртуальной реальности.

Реализация проектов и подпроектов предусматривает добровольное включение в них как педагогов, так и воспитанников кадетской школы-интерната на основе их взаимных интересов.

В качестве обязательных элементов теоретической модели выступают критерии и показатели, позволяющие определить сформи-рованность всех компонентов образовательного пространства с позиции самореализации воспитанников кадетской школы-интерната (таблица).

Для выявления результативности предполагается использовать также вспомогательные методы исследования - наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности, портфолио обучающихся. Обобщенным результатом реализации модели является самореализация воспитанников в образовательном пространстве кадетской школы-интерната. В качестве наиболее значимых составляющих результата станут осознание кадетами своих жизненных целей и смыслов, сформированность мотивации к достижению успеха и общечеловеческих ценностей, позитивный опыт самореализации кадет в различных видах социокультурной деятельности.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что впервые в региональной образовательной практике изучаются возможности использования образовательного пространства кадетской школы-интерната с целью успешной самореализации кадет. Реализация данного проекта в полном объеме позволит найти новые механизмы приобретения субъектного опыта продуктивного взаимодействия с социумом, позволяющего кадету самореализоваться в социально значимой деятельности. Теоретическое обоснование образовательного пространства кадетской школы-интерната как потенциала самореализации воспитанников, включающее педагогическую модель, ресурсы и условия, критериальные характеристики и диагностический инструментарий, делает возможным переход к следующему этапу исследования - апробации программного, методического, диагностического и организаци-

Система критериев и показателей, характеризующих результативность реализации

педагогической модели

Table. A system of criteria and indicators characterizing performance of the pedagogical model implementation

Компонент Критерии Показатели Диагностические методики

Мотивационно-ценностный Внутриличностные предпосылки, готовность и потребность в самореализации, наличие интересов, предпочтений Сформированность мотивов для участия в различных видах деятельности Сформированность гуманистических ценностей Выраженность интереса и предпочтений в различных видах деятельности «Изучение мотивов участия школьников в деятельности» Л. В. Бай-бородовой «Волшебник» В. И. Петрова (модификация Д. А. Тулинова) - для изучения ценностных ориентаций учащихся 5-6-х классов Анкета исследования ценностных ориентаций Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасовой «Сфера интересов» О. И. Моткова

Содержательно-деятельностный Продуктивность деятельности, освоение и воспроизводство социального опыта Опыт самореализации кадет в разнообразных видах деятельности (учебной, внеурочной, познавательной, исследовательской, проектной, спортивной, творческой и др.). Успехи и достижения воспитанников Портфолио участия и достижений в разнообразных видах деятельности

Ресурсно-средовой Ресурсы и условия образовательного пространства кадетской школы-интерната Удовлетворенность воспитанников условиями обра-зователь-ного пространства кадетской школы-интерната с позиции самореализации личности Релевантность параметров образовательной среды задачам самореализации кадет Анкета «Изучение самореализации кадет в образовательном пространстве кадетской школы-интерната» Е. В. Камаевой, Л. П. Шустовой, Н. А. Лобанковой Методика экспертизы образовательной среды В. А. Ясвина

онного обеспечения деятельности по созданию образовательного пространства кадетской школы-интерната в аспекте самореализации кадет.

Методические разработки курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, электронный банк сценариев ме-тапредметных учебных и внеучебных занятий, ситуаций развития, социальных практик, образовательных событий могут быть рекомендованы для использования педагогами кадетских образовательных учреждений Ульяновской области и России для организации образовательной, воспитательной и профориентационной деятельности, направленной на самореализацию кадет.

Библиографический список

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/ documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.01.2023).

2. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России (проект). URL: http://www.kadet.ru/OSSNKR/ Kontseptsiya.htm (дата обращения: 10.01.2023).

3. Концепция развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017-2020 годы. Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июня 2017 года № 386. URL: https:// docs.cntd.ru/document/446461708 (дата обращения: 14.01.2023).

4. Бурмистрова М. Н. Гуманизация образовательного пространства - 2022: итоги международного форума // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 185-189. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-185-189

5. Александрова Е. А., Григорьева М. В., Селиванова Ю. В., Плешкевич Е. А. Гуманизация образовательной среды. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. 160 с.

6. Шустова И. Ю. Моделирование образовательной ситуации в пространстве со- бытийности // Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 4-11. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-4-11

7. Дегтярева Т. С. Иностранный язык как фактор становления поликультурного личностно развивающего образовательного пространства вуза: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2010. 23 с.

8. Чекунова Е. А. Особенности построения образовательного пространства школы в контексте социокультурных инноваций // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1 (41). С. 344-348.

9. Александрова Е. А., Корчагин В. Н. Культурные практики детства как условие развития образовательного пространства. Саратов : ИЦ «Наука», 2018. 178 с.

10. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. М. : МАКС Пресс, 2014. 100 с.

11. Лукьянова М. И., Шустова Л. П. Моделирование процесса формирования поликультурной компетентности обучающихся в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 259. URL: http://www.science-education. ru/127-21295 (дата обращения: 13.01.2023).

12. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.

13. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24-32.

14. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М. ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2002. 157 с.

15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

16. Современное дополнительное образование взрослых / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Гле-бовой. М. : Инфра-М, 2018. 203 с.

17. Лукьянова М. И., Шустова Л. П., Данилов С. В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 102-109. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109

18. Гриценко Э. В., Данилов С. В., Данилова А. С., Данилова Л. Д., Зарубина В. В., Камаева Е. В., Касаткина Н. М., Кудряшова Т. В., Кузнецова Н. И., Лукьянова М. И., Михайлова И. В., Николаев А. В., Рябова М. А., Суетин И. Н., Солтис В. В., Фахретдинова М. А., Федотова Н. Г., Шустова Л. П., Щеглова А. Е. Инновации в образовании: тенденции, практики, исследования / под ред. Л. П. Шустовой, С. В. Данилова. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2022. 192 с.

19. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры //

Новые ценности образования: культурные модели школ. М. : Инноватор ; Bennett college, 1997. Вып. 7. С. 177-184.

20. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. И. Селивановой, А. В. Мудрика. М. : ПЕР СЭ, 2010. 335 с.

21. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб. : Питер, 2009. 351 с.

22. Воронкова Г. В. Самореализация обучающихся кадетской школы в процессе воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. С. 55-56. https:// doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10007

23. Шустова Л. П., Данилов С. В., Бодина Н. С., Чена-кина А. Г. Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 260-270. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-260-270

References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025). Available at: https://rg.ru/documents/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (accessed 10 January 2023) (in Russian).

2. Osnovy Kontseptsii i Gosudarstvennogo standarta ka-detskogo obrazovaniya v Rossii (proekt) (Fundamentals of the Concept and State standard of Cadet education in Russia (draft)). Available at: http://www.kadet.ru/ OSSNKR/Kontseptsiya.htm (accessed 10 January 2023) (in Russian).

3. Kontseptsiya razvitiya kadetskogo obrazovaniya v Respublike Tatarstan na 2017-2020 gody. Utverzhdena Postanovleniem Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 14 iyunya 2017 goda № 386 (The concept of Cadet education development in the Republic of Tatarstan for 2017-2020. Approved by the Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated June 14, 2017 No. 386). Available at: https://docs.cntd.ru/docu-ment/446461708 (accessed 14 January 2023) (in Russian).

4. Burmistrova M. N. Humanization of the educational space - 2022: Results of the international forum. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 2 (42), pp. 185-189 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-185-189

5. Alexandrova E. A., Grigorieva M. V., Selivanova Yu. V., Pleshkevich E. A. Gumanizatsiya obrazovatel'noy sredy [Humanization of the Educational Environment]. Saratov, ITs "Nauka" Publ., 2019. 160 p. (in Russian).

6. Shustova I. Yu. Modeling of the educational situation in the space of co-existence. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 1 (37), pp. 4-11 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-4-11

7. Degtyareva T. S. Foreign language as a factor in the formation of a multicultural personality-developing educational space of the university. Thesis Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Rostov-on-Don, 2010. 23 p. (in Russian).

8. Chekunova E. A. Features of the construction of the educational space of the school in the context of socio-cultural innovations. Herald Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2012, iss. 1 (41), pp. 344-348 (in Russian).

9. Alexandrova E. A., Korchagin V. N. Kul'turnye praktiki detstva kak uslovie razvitiya obrazovatel'nogo prostran-stva [Cultural Practices of Childhood as a Condition for the Development of Educational Space]. Saratov, ITs "Nauka" Publ., 2018. 178 p. (in Russian).

10. Ponomarev R. E. Obrazovatel'noeprostranstvo [Educational Space]. Moscow, MAKS Press, 2014. 100 p. (in Russian).

11. Lukyanova M. I., Shustova L. P. Modeling of the process of formation of multicultural competence of students in an educational organization. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 4, pp. 259. Available at: http:// www.science-education.ru/127-21295 (accessed 13 January 2023) (in Russian).

12. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya [Anthropological Perspective of Domestic Education]. Ekaterinburg, Publishing Department of the Yekaterinburg Diocese Publ., 2009. 264 p. (in Russian).

13. Frumin I. D., El'konin B. D. Educational space as a development space. Questions of Psychology, 1993, no. 1, pp. 24-32 (in Russian).

14. Manuylov Yu. S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Environmental Approach in Education]. Moscow, Nizhni Novgorod, Volga-Vyatka Academy of Public Service Publ., 2002. 157 p. (in Russian).

15. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational Environment: From Modeling to Design]. Moscow, Smysl Publ., 2001. 365 p. (in Russian).

16. Danilov S. V., Shustova L. P., Glebova Z. V., eds. Sovre-mennoe dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh [Modern Additional Adult Education]. Moscow, Infra-M Publ., 2018. 203 p. (in Russian).

17. Lukyanova M. I., Shustova L. P., Danilov S. V. Development of teachers' competence in the context of modern scientific approaches to the innovative activity of educational organizations. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 2 (26), pp. 102-109 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-102-109

18. Gritsenko E. V., Danilov S. V., Danilova A. S., Danilo-va L. D., Dubrova T. I., Zarubina V. V., Kamaeva E. V., Kasatkina N. M., Kudryashova T. V., Kyznetsova N. I., Lykyanova M. I., Mikhaylova I. V., Nikolaev A. V., Ryabova M. A., Suetin I. N., Soltis V. V., Fakhretdino-va M. A., Fedotova N. G., Shustova L. P., Shcheglo-va A. E. Innovatsii v obrazovanii: tendentsii, praktiki, issledovaniya [Innovations in Education: Trends, Practices, Research. Ed. by L. P. Shustova, S. V. Danilova]. Ulyanovsk, Kachalin Alexander Vasilyevich Publ., 2022. 192 p. (in Russian).

19. Slobodchikov V. I. Educational environment: realization of educational goals in the space of culture. New Values of Education: Cultural Models of Schools. Moscow, Innovator Publ., Bennett college Publ., 1997, iss. 7, pp. 177-184 (in Russian).

20. Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya: izbrannye peda-gogicheskie trudy [Pedagogy of Education: Selected Pedagogical Works. Ed. by N. I. Selivanova, A. V. Mudrik]. Moscow, PER SE Publ., 2010. 335 p. (in Russian).

21. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. 3rd ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 351 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Voronkova G. V. Cadet school students' self-realization in education process. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 2, pp. 55-56 (in Russian). https://doi. org/10.24411/1813-145X-2018-10007

23. Shustova L. P., Danilov S. V., Bodina N. S., Chenaki-na A. G. Socio-cultural practices as a means of self-actualization of students of additional education institutions. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, no. 3 (43), pp. 260-270 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-260-270

Поступила в редакцию 17.03.2023; одобрена после рецензирования 20.05.2023; принята к публикации 15.06.2023 The article was submitted 17.03.2023; approved after reviewing 20.05.2023; accepted for publication 15.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.