Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЧЕТКО-ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КВАДРОКОПТЕРОМ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЧЕТКО-ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КВАДРОКОПТЕРОМ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
294
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КВАДРОКОПТЕР / БПЛА / НЕЧЕТКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИНАМИКА / КРЕН / ТАНГАЖ / РЫСКАНИЕ / QUADROTOR / UAV / FUZZY-LOGICAL CONTROL / DYNAMICS / ROLL / PITCH / YAW

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Хтет Сов Паинг, Е Тет Линн, Хан Мью Хтун

В настоящее время беспилотник используется во многих ситуациях, когда пилотируемый полет считается сложным, слишком рискованным или в некоторых случаях невозможным. В последние годы ,беспилотники (дроны) стали очень популярными, благодаря простоте использования и своей универсальности. Актуальность задачи синтеза систем управления беспилотным летательным аппаратом характеризуется сложностью их математической модели и большим числом экспериментально определяемых параметров. В данной статьи предложена методика проектирования модели системы регулирования с нечетким логическим контроллером. Приведены результаты имитационного моделирования системы с нечетким логическим контроллером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Хтет Сов Паинг, Е Тет Линн, Хан Мью Хтун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING AND CONTROL FOR QUADROCOPTER BASED ON FUZZY LOGIC CONTROLLER

Currently, the drone is used in many situations where a manned flight is considered difficult, too risky, or in some cases impossible. In recent years, drones (drones) have become very popular due to their ease of use and their versatility. The urgency of the task of synthesis of control systems for unmanned aerial vehicles is characterized by the complexity of their mathematical model and a large number of experimentally determined parameters. This article proposes a methodology for designing a model of a regulatory system with a fuzzy logical controller. The results of simulation of a system with a fuzzy logic controller are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЧЕТКО-ЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КВАДРОКОПТЕРОМ»

Моделирование нечетко-логического управления квадрокоптером

Хтет Сое Паинг, Е Тет Линн, Хан Мьо Хтун

Национальный исследовательский университет «Московский Институт

Электронной Техники»

Аннотация: В настоящее время беспилотник используется во многих ситуациях, когда пилотируемый полет считается сложным, слишком рискованным или в некоторых случаях невозможным. В последние годы беспилотники (дроны) стали очень популярными, благодаря простоте использования и своей универсальности. Актуальность задачи синтеза систем управления беспилотным летательным аппаратом характеризуется сложностью их математической модели и большим числом экспериментально определяемых параметров. В данной статье предложена методика проектирования модели системы регулирования с нечетким логическим контроллером. Приведены результаты имитационного моделирования системы с нечетким логическим контроллером.

Ключевые слова: квадрокоптер, БПЛА, нечетко-логическое управление, динамика, крен, тангаж, рыскание.

Введение

Многие типы дронов в настоящее время используются и тестируются во многих областях для выполнения ряда задач. К таким задачам относятся, главным образом, гражданские миссии, например, наблюдение за дорожным движением, мониторинг нефте- и газопроводов и линий электропередачи, а также миссии по обеспечению гражданской безопасности, такие, как обнаружение людей. Многие другие виды использования разрабатываются в различных областях, таких как сельскохозяйственное опрыскивание, мониторинг растительности, картирование регионов, рекламные фильмы для туризма и спорта, экологические исследования, пожаротушение и так далее. Следовательно, беспилотники являются предметом постоянных исследований с целью разработки таких беспилотников, которые могут выполнять свои функции с наименьшей вероятностью ошибок [1-2].

Моделирование движения квадрокоптера

Квадрокоптерный БПЛА летает с помощью четырех двигателей, как показано на рисунке ниже. С целью вертикального полета два противоположных двигателя вращаются в одном направлении. Комбинация противоположных моторов вращается в аналогичном направлении для стабилизации по оси х, другая комбинация противоположных моторов удерживает ее стабилизирующейся по оси у [3].

Рис. 1. Движение квадрокоптера

Квадрокоптер БПЛА имеет 6 степеней свободы. Таким образом, у него есть 6 переменных (х, у, 7,0,0 и ф), которые используются, чтобы выразить свою ориентацию в пространстве. 0, 0 и ф также известны как углы Эйлера. Сведения о каждой переменной приведены ниже [4];

1) х и у: эти переменные используются для представления положения квадрокоптера в пространстве.

2) Ъ определяет высоту квадрокоптера

3) ф: угол крена; он представляет угол вокруг оси х

4) 0: угол тагажа; его представляют углом относительно оси у

5) ф: угол ф или рыскания; он представляет собой угол вокруг оси z В данной работе для получения динамики квадрокоптера используется

формализм Ньютона-Эйлера. Ниже приведены допущения, сделанные для проектирования [5];

1) жесткая структура и симметричная

2) винты жесткие

3) тяга и лобовое сопротивление пропорциональны квадрату скорости вращения винтов. В данной работе представленная модель учитывает следующее уравнение движения:

x" = (cos ф sin О cos щ + sin ф sin I//) — U

m

y" = (cos ф sin О cos щ + sin ф sin щ) — U

m

z" = -g + (cos ф cos О) —- U (1)

m

ф« = О'щ'(I-JLyL)- (J-О'п+у-U2

1X 1x 1X

О" = Оф •( ) - (J- )ф'п + J- U2

1y 1y 1y

x)— 1 1

щ ' = О'ф' (^xy -(—)U4

В уравнении (1) т [kg] представляют массу квадрокоптерного вертолета, тогда как /хх [Ктв2], /уу[КтБ2], I[Ктв2] - (момент инерции) описывают коэффициенты матрицы инерции, выраженные в системе тел, I [КтБ-1]-угловой момент, а О [radians-1] - скорость винта. Ш, И2, ИЗ, и4-это входные данные или коэффициенты вектора трансляции. Основные движения и скорость винта могут быть представлены следующим уравнением 2 [6].

V = ь(Ц2+Ц +Ц2 +Ц2) и = 1Ь(-о2 +ц2)

V, = 1Ь(-Ц2 + Ц2) (2)

V = ^(-ц2+Ц -Ц+Ц2) ц = (-ц2+Ц -Ц2+^2)

В уравнении (2) 1[т], b[Ns2] и d[Nms2] описывают расстояние между центром пропеллера и центром квадрокоптера, подъем и сопротивление соответственно. Ш [рад-1], О2[рад-1], О3[рад-1] и О4[рад-1] - это скорость переднего, правого, заднего и левого пропеллера.

Нечеткое логическое управление

Нечеткое логическое управление делится на пять основных компонентов: определение входных переменных, фаззификация, нечеткие правила, дефаззификация, определение выходных переменных. Система нечеткой логики показана на рисунке ниже [7].

правило

вход_

фаззифпкатор I

нечеткий входной набор

Рис. 2. Нечеткая система управления

Таблица № 1

Height (Высота)

E dE dT NB N Z P РВ

N GDM GD GD S ои

Z GUM GD S GU оим

P GD S GU GUM оим

В данной таблице представлены нечеткие правила для всех четырех контроллеров. Путем экспериментов и тщательного наблюдения определяется следующая база правил для всех четырех контроллеров [8]: для управления квадрокоптером треугольной, трапециевидной и Гауссовой формы используются функции принадлежности. Входной диапазон от [-2, 2] тогда, как выходная переменная, лежит в диапазоне [-15, 15]. Ниже перечислены члены, определенные для каждого контроллера.

и

Рис. 3. Функция принадлежности входного сигнала ошибки

Рис. 4. Производная от функции принадлежности входного сигнала ошибки. В этой статье используются параметры, показанные в таблице, расположенной ниже.

Таблица № 2

Параметры квадрокоптера

¡XX 7.5 . 10_3

Ьу 7.5 . 10"3

^гг 1.30 . 10"2

}г 6.50х10_5

В 3.13х10_5

Б 7.5х10_5

Ь 0.23

М 0.65

Simulink используется для разработки контроллера. Для того, чтобы

и

управлять квадротором, используются четыре регулятора нечеткого типа для достижения желаемого результата [9]. В этой статье мы будем обсуждать только контроллер крена, а остальные остаются похожими. Для целей управления углом крена квадрокоптера управляющий вход может быть определен как [10].

и2=К_р. (ф_а-ф) + ( [ф'Ц _ё- ф')

(3)

где К_р - пропорциональное усиление, K_d-производное усиление, ф_d-требуемый угол, ф - фактический угол, и2 - управляющий вход.

Рис. 5. Поверхность нечетких правил

Рис. 6. Нечеткий регулятор

Моделирование и результаты

Общая схема всех контроллеров в МайаЬ приведена на рис 9.

Рис.7. Основная схема системы управления подобного регулятора на основе

нечеткой логики

Здесь в этом случае желаемым входом является единичный шаг, и желаемый выход также единичный шаг. Результаты моделирования по отношению к желаемому входу показаны на рисунках ниже [11].

Рис. 8. Результаты моделирования процессов стабилизации угла крена (а) и угла

тангажа (б)

Рис. 9. Результаты моделирования процессов стабилизации высота квадрокоптера

(а) и угла рыскания (б)

Исследование динамики нечеткой системы управления проводилось в среде графического моделирования Simulink пакета МАТЬАВ. В данной статье предлагается новый подход к синтезу нечеткого управления беспилотным летательным аппаратом по упрощенной динамической модели и минимальной исходной информации о параметрах. Таким образом, динамика САУ с нечетким регулятором всецело определяется архитектурой системы нечеткого вывода: методом построения и содержанием базы продукционных правил, а также способом реализации алгоритма нечеткого вывода.

Литература

1.Шляйхер М. Техника автоматического регулирования для практиков Москва, JUMO GmbH, 2006, 124 с.

2.Целигорова Е.Н.Современные информационные технологии и их использование для исследования систем автоматического управления // Инженерный вестник Дона, 2010, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/222.

3.Павловский В.Е., Яцун С.Ф., Емельянова О.В., Савицкий А.В. Моделирование и исследование процессов управления квадрокоптером // Робототехника и техническая кибернетика, 2014. № 4(5). С. 49-57.

4.Гэн К., Чулин Н.А. Алгоритмы стабилизации для автоматического управления траекторным движением квадрокоптера. Наука и образование, 2015, № 5. DOI: 10.7463/0515.0771076.

5. Гурьянов А.Е. Моделирование управления квадрокоптером. Инженерный вестник, 2014, № 8. URL: engbul.bmstu.ru/doc/723331.html.

6. Сайфеддин Д.Г, Булгаков А.Г., Круглова Т.Н. Нейросетевая система отслеживания местоположения динамического агента на базе квадрокоптера // Инженерный вестник Дона, 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2293.

7. Чжо Мьят Ту, Моделирование Системы Автоматического Управления Квадрокоптером // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014. №11. URL: sntbul.bmstu.ru/doc/741283.html.

8. Нечеткое управление пид с ФИС типа-2. URL: mathworks.com/help/fuzzy/fuzzy-pid-control-with-type-2-fis.html.

9. Козловский В.Б., Паршенцев С.А., Ефимов В.В. Вертолет с грузом на

внешней подвеске. Москва, Машиностроение, 2008, 304 с.

10. Htet Soe Paing. New Designing Approaches for Quadcopter Using 2D Model Modelling a Cascaded PID Controller// 2020 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (EIConRus), pp.23702373.

11. Pounds P., Mahony R., Corke P., "Modelling and control of a large quadrotor robot". Control Engineering Practice. Elsevier Vol. 18, no. 7, pp. 691699, 2010.

References

1. Shlyaykher M. Tekhnika avtomaticheskogo regulirovaniya dlya praktikov [Automatic control engineering for practitioners]. Москва, JUMO GmbH Publ., 2006, 124 p.

2. Alegorov E.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2010, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2010/222.

3. Pavlovsky V. E., Yatsun S. F., Yemelyanova O. V., Savitsky A.V. Robotics and technical Cybernetics, 2014, № 4(5). Pp.49-57.

4. Gen K., Chulin N.A. Nauka i obrazovanie. Science and Education, 2015, № 5. DOI: 10.7463/0515.0771076

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Guryanov A.E. Inzhenernyj vestnik, 2014, № 8. URL: engbul.bmstu.ru/doc/723331 .html.

6. Saifeddin D.G., Bulgakov A.G., Kruglova T.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2293.

7. Kyaw Myatt Tu. Electron. journal 2014. №11. URL: sntbul.bmstu.ru/doc/741283.html.

8. Nechetkoe upravlenie pid s FIS tipa-2. [Fuzzy pid control with FIS type-2]. URL: mathworks.com/help/fuzzy/fuzzy-pid-control-with-type-2-fis.html.

9. Kozlovskiy V.B., Parshentsev S.A., Efimov V.V. Vertolet s gruzom na

vneshnej podveske. [Outside load helicopter]. Moskva, Mashinostroenie Publ., 2008, 304 p.

10. Htet Soe Paing. 2020 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (EIConRus) pp.2370-2373.

11. Pounds P., Mahony R., Corke P. Elsevier Vol. 18, № 7, pp. 691-699, 2010.

(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.