Научная статья на тему 'Моделирование налогообложения предприятий-загрязнителей и субсидирования разработки экологически чистых технологий'

Моделирование налогообложения предприятий-загрязнителей и субсидирования разработки экологически чистых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова Наталья Витальевна

В работе предложена модель эколого-экономического регулирования, состоящая в налогообложении фирм-загрязнителей и субсидировании фирм-инноваторов, разрабатывающих экологически чистые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование налогообложения предприятий-загрязнителей и субсидирования разработки экологически чистых технологий»

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ-ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ И СУБСИДИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г орохова Наталья Витальевна, старший преподаватель Российского государственного торгово-экономического

университета (филиал в г. Пермь) e-mail: [email protected]

Аннотация: В работе предложена модель эколого-экономического регулирования, состоящая в налогообложении фирм-загрязнителей и субсидировании фирм-инноваторов, разрабатывающих экологически чистые технологии.

Ключевые слова: экономико-математическая модель, экологическое регулирование, налогообложение, субсидирование, оптимизация

Abstract. In this paper we develop mathematical model of a combined scheme of ecological regulation, which involves a tax on polluting firms and an abatement subsidy of innovating firms, designing ecologically clean technologies.

Keywords: mathematical model, ecological regulation, taxation, subsidizing, optimization

Экономико-математическая модель

В работе [1] построена модель комбинированной схемы экологического регулирования, состоящая в установлении ставки налогового платежа в размере t за единицу выбросов и предоставлении загрязняющей окружающую среду фирме субсидии по ставке s в расчете на единицу инвестиций фирмы в сокращение вредных выбросов. В отличие от предыдущей работы будем предполагать, что регулятор эколого-экономической политики устанавливает ставку t за единицу выбросов и предоставляет фирмам научноисследовательского сектора, разрабатывающим инновационные более эколо-

гически чистые технологии, субсидию по ставке 5 в расчете на единицу ин-

новационной продукции. Прибыль фирмы записывается в виде

п = Рх - С(х) - qa - ^(х) - £(а)],

(1)

а условия максимизации прибыли определяются уравнениями Р - С'(х1) - ^'(х1) = 0, - д + 1е'(а5) = 0. Сравнение этих уравнений с выражениями (10) и (11) из [1] показывает, что оптимальная ставка налогообложения должна быть установлена на традиционном уровне [2,3] t = V, если

/ а ^

д = G' — . Заметим, что прибыль фирмы научно-исследовательского секто-

V п )

ра в рассматриваемом случае составляет П. = д(а)а. - G(а.) + 5а1, так что такая фирма будет поставлять на рынок объем инновационной продукцию и услуг экологического назначения а., удовлетворяющий уравнению

а

д (а) = G' (а) + -

п

1

а

5

(2)

Регулятор эколого-экономической политики может в таком случае устано-

Г . Л

, чтобы назначае-

вить ставку субсидии 5 следующим образом 5 * = —

п

1

а

V )

мая цена продукции и услуг экологического назначения соответствовала

/ а ^

предельным затратам G' — . Действительно, в рассматриваемом случае оп-

V п )

тимум с точки зрения максимизации национального благосостояния будет достигаться при следующей комбинации налог-субсидия t *= V,

5

а

п

1

Эта схема выглядит достаточно похожей на рассмотренную в предыдущем разделе: предлагаемая ставка эмиссионного налогового платежа соответствует предельному ущербу окружающей среде, вызванному производственным загрязнением, а размер субсидии соответствует надбавке к цене продукции

*

(сверх затрат) научно-исследовательского сектора, разрабатывающего инновационные более экологически чистые технологии. Получаем следующее Утверждение.

Утверждение 1. Если инновационная продукция и услуги экологического назначения предлагаются специализированным научно-исследовательским сектором, в котором имеет место несовершенная конкуренция, то налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, дополненное предоставлением ограниченной субсидии фирмам научно-исследовательского сектора, позволяет достичь оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния.

Для осуществления этой политики регулятор должен оценивать предельный ущерб окружающей среде, вызванный производственным загрязнением, v, и иметь информацию относительно затрат G(•) и воздействия £(•) при использовании соответствующих продукции и услуг экологического назначения. При осуществлении этой политики могут иметь место также административные затраты, важный аспект которых рассматривается в следующем разделе.

Влияние экономических искажений при осуществлении общественных трансфертов

Теперь опустим предположение о том, что осуществление управления государственными средствами не предполагает экономических искажений. Общественные затраты государственных денежных трансфертов описываются параметром X е [0,1]. При сборе налоговых поступлений часть X из них будет потеряна. Аналогично, при распределении субсидий часть X из них не сможет достичь потенциальных реципиентов. Регулятор экологоэкономической политики сталкивается поэтому с проблемой выбора между двумя вариантами политики:

1. регулятор использует только экологическое налогообложение, что приводит к субоптимальному решению, при котором обеспечивается недос-

таточное сокращение вредных выбросов и более низкий по сравнению с оптимумом первого порядка объем выпуска продукции;

2. регулятор эколого-экономической политики устанавливает ставку налогового эмиссионного платежа в размере t за единицу выбросов и предоставляет фирмам научно-исследовательского сектора, разрабатывающим инновационные более экологически чистые технологии, субсидию по ставке 5 в расчете на единицу инновационной продукции; такой подход лучше решает проблемы загрязнения окружающей среды и рыночной власти в научно-исследовательском секторе, однако создает дополнительные искажения, если часть субсидий в процессе распределения не достигают реципиентов.

При использовании первого варианта эколого-экономической политики национальное благосостояние представляется в виде

Wt = | Р(и)йи - С(х ) - nG

( Л а

V п

- v[w( хг) - б(— )] - Х^( хг) - б(— )]. (3)

При использовании госрегулятором второго варианта национальное благосостояние представляется в виде

Wt5 = | Р(и)йи - С(X5) - nG

V п

- v[w(хи) - б—)] -

(4)

- Х^( х^) - )] - Ъа15.

Сравнение выражений (3) и (4) не может быть проведено аналитически. Какой из вариантов политики предпочтительнее, зависит от степени искажения, связанного с несовершенной конкуренцией в научно-исследовательском секторе, отрицательных экстерналий, связанных с вредными выбросами (определяемых V) и стоимостью государственных трансфертов (определяемых X). Рис. 1 соответствует малым значениям X, а рис. 2 более высоким значениям X. Область, обозначенная Т, соответствует значениям п, V и X, при которых первый вариант эколого-экономической политики более эффективен. Область, обозначенная TS, соответствует значениям п, V и X, при которых первый вариант эколого-экономической политики более эффективен. За-

штрихованные области соответствует значениям п, V и X, в которых ни один из вариантов не эффективен.

Утверждение 2. Области параметров (п, V), при которых схема «налогообложение-субсидирование» более эффективна, чем налогообложение, сужается с ростом общественных затрат на государственные денежные трансферты X. Однако, при условии, что предельные ущербы обществу от загрязнения V не слишком велики, комбинированная схема эмиссионного налогообложения фирм-загрязнителей и субсидирования фирм научноисследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, более эффективна, чем использование только эмиссионных налоговых платежей, если количество фирм в научноисследовательском секторе п мало.

п

>

0

Рис. 1. Низкие значения X

Рис. 2. Высокие значения X

поскольку эти фирмы не имеют рынка сбыта. Поэтому при низких значениях V не должно использоваться ни экологическое налогообложение, ни субсидирование. При высоких значениях V и п, с другой стороны, национальное благосостояние будет выше при использовании только экологического налогообложения. В этом случае выбросы загрязняющих веществ оказывают большее негативное воздействие на национальное благосостояние, чем несовершенная конкуренция в отрасли, разрабатывающей экологически чистые технологии (поскольку наличие большого числа научно-исследовательских фирм означает, что конкуренция в этой отрасли относительно сильна), так что госрегулятор должен сосредоточить активность на нейтрализации отрицательного экстернального эффекта, вызванного загрязнением. Напротив, если число научно-исследовательских фирм п достаточно мало, искажение,

вызванное несовершенной конкуренцией в отрасли, разрабатывающей экологически чистые технологии, становится достаточно значительным для того, чтобы стоило применять схему «налогообложение-субсидирование». Область, где такая комбинация предпочтительна, сокращается с ростом X .

Итак, в работе показано, что если инновационная продукция и услуги экологического назначения предлагаются специализированным научноисследовательским сектором, в котором имеет место несовершенная конкуренция, то налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, дополненное предоставлением ограниченной субсидии фирмам научноисследовательского сектора, позволяет достичь оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния. Если общественные трансферты предполагают значительные административные затраты, комбинированная схема эмиссионного налогообложения фирм-загрязнителей и субсидирование фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, более эффективна, чем использование только эмиссионных налоговых платежей, если количество фирм в научно-исследовательском секторе мало.

Литература

1. Горохова Н.В. Комбинированная схема экологического налогообложения и субсидирования предприятий производственного сектора // Управление экономическими системами (электронный научный журнал), 2011. - № 12 (33).

2. Kolstad C. D. 2006. Environmental Economics. Oxford University Press: New York, Oxford.

3. Гофман К.Г., Рюмина Е.В. Кредитные отношения общества и природы // Экономика и математические методы. - 1994. - Т. 30. - Вып. 2. - С. 155161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.