Раздел VII. ПЕДАГОГИКА, ПОЛИТОЛОГИЯ, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
Т.С. Александрова Т.И. Уткина
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: моделирование, методическая система, математическая деятельность, развитие, обеспечение качества, компонент, программа начального общего образования.
В условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) необходимо построение нового образовательного пространства, что повлечет за собой смену подходов к обучению. Данная ситуация актуализирует проблему развития математической деятельности младших школьников.
В данной работе представлены результаты теоретического исследования по проектированию модели методической системы развития математической деятельности младших школьников, ориентированной на обеспечение качества начального общего образования. Методическая система развития математической деятельности включает следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
Целевой компонент включает цели и задачи методической системы развития математической деятельности младших школьников.
Целями методической системы являются:
- развитие компонентов математической деятельности младших школьников -учебно-познавательных мотивов, целей и задач математической деятельности и универсальных математических действий;
- развитие системы математических знаний, умений и навыков через универсальные математические действия (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные);
- воспитание духовно-нравственной сферы личности в ходе математической деятельности.
© Александрова Т.С., Уткина Т.И., 2013
Методическая система определяет ряд задач, решение которых ориентировано на развитие основных компонентов математической деятельности младших школьников: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных математических действий. Их подробное описание представлено в раннее опубликованных работах [2; 3; 6].
Потребностно-мотивационный компонент заключается в совокупности психолого-педагогических факторов, влияющих на формирование у учащихся потребности в учении и интереса к овладению математическими знаниями:
- личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания;
- доброжелательные отношения между учителем и учащимся, внутри коллектива учащихся;
- специально используемые учителем методические приемы обучения;
- стимуляция познавательного интереса.
В содержательный компонент методической системы заложено предметно-смысловое наполнение процесса развития математической деятельности младших школьников. Данный компонент методической системы представлен тремя блоками:
- комплекс математических задач по основному курсу «Математика»;
- дополнительная образовательная программа «Математические проекты»;
- курс внутришкольного компонента «Тайны математики».
Операционно-деятельностный компонент. Процессуальная сущность обучения
обеспечивается соответствующим методическом сопровождением, ориентированным на развитие математической деятельности младших школьников. Составляющими методического сопровождения являются: методика организации решения учащимися начальных классов комплекса математических задач; методика реализации дополнительной образовательной программы во внеурочной деятельности учащихся; методика организации курса внутришкольного компонента.
Методика организации решения учащимися комплекса математических задач по развитию математической деятельности младших школьников.
Предлагаемая методика по организации решения учащимися комплекса математических задач включает в себя: комплекс математических задач, направленных на развитие всех компонентов математической деятельности младшего школьника; классификацию и типологию предлагаемых задач; алгоритмы решения математических задач с учащимися начальной школы, имеющими различный уровень развития математической деятельности; описание применяемых на практических занятиях активных методов обучения. Комплекс математических задач спроектирован таким образом, что математические задачи сгруппированы по дидактическим линиям изучения предмета «Математика» в начальной школе: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Также каждая математическая задача содержит в себе такое требование, которое направлено на развитие определенного вида в каждом блоке универсальных математических действий (личностном, регулятивном, познавательном, коммуникативном).
Методика реализации дополнительной образовательной программы во внеурочной деятельности учащихся по развитию математической деятельности младших школьников.
В ФГОС НОО внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся рассматривается как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана (отличная от урочной системы обучения), занятия по направлениям которой
Раздел VII. Педагогика, политология, право, психология, социология, филология, философия
позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС. Предлагаемая методика организации дополнительной образовательной программы во внеурочной деятельности включает в себя: рабочую программу для 1-4 классов «Математические проекты» [3]; тематику математических проектов, направленных на развитие компонентов математической деятельности младшего школьника; типологию математических проектов; структура математического проекта; этапы работы над математическим проектом; критерии оценки работы над проектом; описание применяемых активных методов обучения.
Методика организации курса внутришкольного компонента, направленного на развитие математической деятельности младших школьников.
Согласно ФГОС НОО базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Вторая часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и может быть использована на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части (в данном случае математики); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Введение учебных курсов внутришкольного компонента в 1-м классе не предусмотрено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в пределах максимально допустимой недельной нагрузки первоклассников. Предлагаемая методика организации учебного курса внутришкольного компонента с углубленным математическим содержанием включает в себя: рабочую прорамму для 2-4 классов «Тайны математики» [2]; курс занятий, направленных на углубленное развитие компонентов математической деятельности младшего школьника; мультимедийное сопровождение к данным занятиям; комплекс математических заданий; описание применяемых активных методов обучения.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося осуществляется с помощью средств и форм обучения. В данной методической системе будут использоваться следующие средства развития математической деятельности младших школьников: дидактические; материально-технические; информационные. В данной методической системе будут использоваться следующие формы организации математической деятельности младших школьников: коллективная; групповая; индивидуальная.
Эмоционально-волевой компонент методической системы основан на организации математической деятельности таким образом, при котором у младших школьников возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной математической деятельности. Данный компонент тесно связан с потребностно-мотивационным компонентом методической системы развития математической деятельности младших школьников: демонстрация учебно-наглядных пособий, использование технических средств обучения, высокая содержательность изложения нового материала учителем, привлечение ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций.
Контрольно-регулировочный компонент данной методической системы основан на управлении качеством развития математической деятельности младших школьников на каждом из этапов обучения математической деятельности, с помощью специально отобранного для этого методического и материально-технического обеспечения. Контрольно-регулировочный компонент представлен тестовыми заданиями, итоговыми контрольными заданиями, проектами, разноуровневыми заданиями для самоконтроля, электронными ресурсами «Диагностика уровня развития математической деятельности младших школьников» [4], «Тест-опрос-математика» [5].
Оценочно-результативный компонент методической системы развития математической деятельности младших школьников очень важен, так как с его помощью оценивается эффективность методической системы, виден результат функционирования методической системы, соответствующий ее цели, а также осуществляется возможность корректирования содержания составляющих компонентов данной системы. Оценочно-результативный компонент включает программу «Компьютерная поддержка модели диагностики математической деятельности младших школьников» [1], позволяющая определить уровень развития математической деятельности младшего школьника, включающая критерии оценки математической деятельности младшего школьника и диагностический инструментарий.
Методическая система развития математической деятельности младших школьников является педагогической системой и подсистемой системы качества образовательной организации. Как системе ей присущи соответствующие признаки: целостность, наличие структурных компонентов и их взаимосвязи, наличие показателей качества развития математической деятельности младших школьников, иерархичность. Структурное представление модели методической системы развития математической деятельности учащихся начальных классов приведена на нижеследующем рисунке.
Библиографический список
1. Александрова Т.С. Программа «Компьютерная поддержка модели диагностики математической деятельности младших школьников» / Т.С. Александрова // ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (ЦИТиС).
2. Александрова Т.С. Проектирование курсов внутришкольного компонента как фактор развития математической деятельности младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции / Под общ. ред. А.Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 143-147.
3. Александрова Т.С. Формирование универсальных математических действий у младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: сборник материалов Международной заочной научно-практической интернет-конференции / Под общ. ред. проф. И.Г. Липатниковой. - Екатеринбург: АМБ, 2012. - С. 73-79.
4. Александрова Т.С. Электронный ресурс «Диагностика уровня развития математической деятельности младших школьников» / Т.С. Александрова // Государственная академия наук Российская академия образования Институт научной и педагогической информации Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование».
5. Александрова Т.С. Электронный ресурс «Тест-опрос-математика» / Т.С. Александрова // Государственная академия наук Российская академия образования Институт научной и педагогической информации Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование».
6. Куценкова Т.С. Структура и содержание математической деятельности младших школьников // Преемственность математического образования в системе «ДОУ - начальная школа - основная школа»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Т.И. Уткина. - Орск: ОГТИ, 2010. - 235 с.
ю 00
¡э
Е
8
0
1
й со
и
сг
со
н §
X со
о §
о 8 о н со
В 13 8 й
о
Й к
сг< Н
В 8
8 » § £
8 3
со
К
П
5 X СО
о §
КС
й
со »
и со ¡э сг В О о н
5
Н Я
V
И о
в
%
о •л
>я
о й о
ч
о
о к 3 т н
н =
У о
о о я
в в о
ю я я
(и « £
р, м
ь я о И
с -
с о 3
§ 3
в
с к В"
с Е
н в и в о в
о
>в о а о
3
03
55
3 В
л
5
ь я
8-8
« У
О
и
-
Я
0
1 О
в
1. Комплекс математических задач по основному курсу "Математика";
2. Дополнительная образовательная программа "Математические проекты";
3. Курс внутришкольного компонента "Тайны математики"
1. Методика организации решения учащимися комплекса математических задач по развитию математической деятельности младших школьников;
2. Методика реализации дополнительной образовательной программы во внеурочной деятельности учащихся по развитию математической деятельности младших школьников;
3. Методика организации курса внутришкольного компонента, направленного на развитие математической деятельности младших школьников
5Я
о л
я — н я <и я о я
я о И о
я о
в Э я
Оч И р.
о о о
с н ч и се И
о
ЭК
В В
^ а
£ о о & о. Б и я §
г
в
о *
и
и о.
о к в о
В
и В
О
:В
X а
К
н
св
5
с;
& *
и &
1. Тестовые задания;
2. Итоговые контрольные задания;
3. Проекты;
4. Разноуровневые задания для самоконтроля;
5. Электронный ресурс "Диагностика уровня развития математической деятельности младших школьников";
6. Электронный ресурс "Тест-011рос-математика"_
Программа «Компьютерная
поддержка модели диагностики математической деятельности младших школьников»
¡Г
О/
§
!? О/
с &
я §
§
я
3
§
о
§
с
05
о
о к
к §
о
§
о о -я
я §
о
§
§
о
§
§
о о
о ^
§