Профилактические составляющие повышения эффективности услуг
здравоохранения Preventive components of improving the efficiency of health care services
Лихтанская Ольга Иосифовна аспирант кафедры «Экономики и права» ФГОУ ДПО Академии
повышения квалификации руководящих работников курортного дела,
спорта и туризма, г.Сочи, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы повышения функциональной роли профилактических составляющих услуг здравоохранения, которые обладают характером как частных, так и общественных благ. Особое внимание уделяется организационно-экономическим инструментам снижения так называемых предотвратимых потерь здоровья, также реорганизации системы предоставления услуг здравоохранения и ее переориентации на профилактические виды деятельности, в которых туристско-рекреационный комплекс может играть основообразующую роль.
Abstract
In article problems of increase of a functional role of preventive components of health care services which possess character both private, and the public blessings are considered. The special attention is given to organizational-economic tools of decrease in so-called preventable losses of health, also to reorganization of system of granting of services of health care services and its reorientation to preventive kinds of activity in which the tourist-recreational complex can play a stem-forming role.
Ключевые слова
Услуги здравоохранения, общественное здоровье, предотвратимые потери здоровья, заболеваемость населения, туристско-рекреационный комплекс.
Keywords
Health care services, public health, preventable losses of health, disease of the population, a tourist-recreational complex.
Введение
На Гайдаровском форуме 20 января 2012 года был затронут вопрос о необходимости увеличения государственных расходов и повышении эффективности их реализации в сфере здравоохранения. В частности руководством здравоохранения подчеркивалось, если не в следующем году, то хотя бы через год, нужно будет обратить внимание на бюджетные приоритеты, посмотреть, с одной стороны, на то, насколько эффективно расходуются средства в здравоохранении, а с другой стороны, вынуждены будем вкладывать дополнительные бюджетные деньги. Кроме того, указывалось на факт того, что в концепции долгосрочного развития планируется, что в 2020 году на здравоохранение будет тратиться 5,5% ВВП. Это серьезный прирост к тому, что мы имеем сейчас, но этот ресурс еще придется изыскивать1. Другими словами, министерство предполагает существенное увеличение расходов на здравоохранении в ближайшие два года при том, что дополнительные источники финансирования этих расходов до сих пор не определены в стратегических документах.
В этом контексте следует обратить внимание еще на один факт. Обращение к цифрам о предполагаемом увеличении государственных расходов на здравоохранение основывается на содержании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, составленной на основе прежней
1 Министр Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме рассказала об увеличении государственных расходов на здравоохранение // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/modernization/46.
2
Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Однако данная Стратегия была утверждена Правительством в начале 2008 года, еще до вступления России в общий тренд, вызванный началом мирового финансового кризиса, и приведший к структурным потрясениям мировой экономики. Необходимость существенной корректировки этих документов, подтверждаемая работой экспертных групп по обновлению Стратегии-2020, заставляет задуматься о том, насколько рационально вообще связывать улучшение «качества» функционирования сферы услуг здравоохранения с увеличением государственных расходов в данной отрасли.
Следовательно, к решению задачи повышения результатов функционирования отечественной системы здравоохранения необходимо подходить с иной стороны и, прежде всего, оценить насколько эффективно расходуются средства в здравоохранении. Т.е., прежде, чем увеличивать государственные расходы на здравоохранение, необходимо переосмыслить принципы функционирования самой системы общественного здравоохранения и подойти под другим углом к оценке эффективности предоставляемых в ней услуг.
Специфика состояния общественного здоровья
В связи с тем, что услуги системы здравоохранения обладают характером как частных, так и общественных услуг, а процесс их потребления, зачастую, оказывает воздействие не только на конкретного потребителя, но и на общество в целом, то государственные расходы на медицину необходимо рассматривать с позиций финансирования услуг «развития»2. Применение данной методологии к развитию объекта приводит к переоценке ценностей в таких категориях, как индивидуальный и общественный уровень здоровья. С точки зрения социальноэкономического развития, исходя из чисто прагматических соображений,
2 Манджиева Д.А. Услуги развития // РИСК: Ресурсы, информация, снабжения, конкуренция. - 2010. - №3. - С.257-260.
как индивидуальное, так и общественное здоровье следует рассматривать с позиций наследуемого, приобретаемого и текущего уровня человеческого капитала, формально выражающегося в продолжительности периода активной трудовой деятельности. При этом продолжительность периода активной трудовой деятельности следует рассматривать в качестве основы формирования «доходов на инвестицию» - создания национального богатства в процессе эксплуатации трудовых ресурсов, расширяемого при непосредственном участии механизма государственных расходов-вложений в сферу здравоохранения.
ч
и
р
о
о
о
ей
К
«
к
К
ей
И
ч
о
ю
ей
ГО
820 800 -780 760 740 720 -700 -680 660 640
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рисунок 1 Динамика изменения значений показателей зарегистрированных заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни в период с 1995 по 2010 годы, в расчете на 1000 чел. населения (диаграмма построена автором на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - С.312-313)
На рисунке 1 отражена информация, прямым образом свидетельствующая об эффективности функционирования отечественной системы здравоохранения. Видно, что за рассматриваемый период времени (в период с 1995 по 2010 годы) увеличилось число зарегистрированных заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни. Так, если в 1995 году этот показатель находился на уровне в 676 случаев на 1000 человек населения, то в 2009 году он достиг своего пика в 802,5 случаев на 1000 человек населения. При этом можно отметить
периодические изменения значений анализируемого показателя, состоящих из трех-четырех фаз, заключающихся в максимуме в фазе п, минимуме в фазе п+1 и последующем росте значений показателя в фазе п+2 (п+3), и переходе в новый период, с установлением нового максимума. Следовательно, если данная тенденция продолжится, что имеет высокую вероятность реализации при отсутствии кардинальных изменений в организации системы здравоохранения, то в следующем году следует ожидать повышения числа зарегистрированных заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, а через год или два, высока вероятность установления нового пика.
С какими факторами может быть связана эта тенденция? Можно утверждать, что большее влияние на формирование данной тенденции оказывает фактор НТП, а именно: внедрение новых методик и технологий, улучшающих качество диагностических процедур и способствующих более раннему выявлению многих заболеваний. Очевидно, что роль данного фактора не стоит недооценивать. Однако увеличение зарегистрированных заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, не может объясняться целиком и полностью лишь фактором НТП.
На рисунке 2 представлен график, отражающий естественный прирост населения в период с 1970 по 2010 годы. Видно, что в середине девяностых произошло резкое увеличение естественной убыли населения России, и пик этой тенденции был отмечен значением почти в 1 млн. человек убыли в начале нового тысячелетия. В настоящее время (20092010 годы), естественная убыль населения, по сравнению с локальным минимумом 90-х, сократилась практически в 4 раза, достигнув значения порядка 250 тыс. чел. в год. При этом основной вклад в снижение естественной убыли населения привнесли как показатели увеличения рождаемости, так и показатели снижения смертности населения, что вкупе
с информацией на рисунке 1 подтверждает вывод о том, что в последнее
5
время увеличение эффективности системы здравоохранения может объясняться фактором НТП и улучшением лечебно-диагностических процедур.
населения и численности населения Российской Федерации в период с 1970 по 2010 годы, выраженных в абсолютных значениях (график построен автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2011: Статистический сборник. - М.:
Росстат, 2011. - С.77, 84)
Кроме того, на рисунке 1 представлен график изменения численности населения Российской Федерации в период с 1970 по 2010 годы. Из графика видно, что численность населения в период с середины 90-годов и по настоящее время снижалась в среднем на 350 тыс. человек в год при том, что естественная убыль населения за тот же самый период составляла в среднем 500-600 тыс. человек (что в 1,5 раза больше значения показателей снижения численности населения страны). Отсюда напрашивается вывод о том, что львиную долю естественной убыли населения России компенсировал миграционный прирост из стран с более низким уровнем социально-экономического развития. При этом существуют опасения ухудшения на этом фоне общей ситуации со
здоровьем населения, выраженной «спецификой» миграционных потоков, особенно неофициальных.
Рисунок 3. Динамика изменения значений показателей заболеваемости населения России по основным классам болезней в период с 1990 по 2010 годы, на 1000 чел. населения: 1 - болезни системы кровообращения; 2 - болезни костно-мышечной системы; 3 - осложнения беременности, родов и послеродового периода у женщин в возрасте 15-49 лет; 4 - новообразования (диаграмма построена автором на основе данных: Здравоохранение в России. 2007: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2007. - С.51-52; Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - С.50-51; Здравоохранение в России. 2009: Статистический сборник. - М.:
Росстат, 2009. - С.21-22.)
Между тем, на наш взгляд, стоит обратить внимание на то, что в последнее время в научном сообществе активно обсуждаются вопросы снижения так называемых предотвратимых потерь здоровья. К предотвратимым потерям здоровья относят заболеваемость и смертность населения, вызываемых факторами, считающими предотвратимыми при своевременности оказания медицинских услуг.
На рисунке 3 представлена диаграмма, отражающая динамику изменения значений показателей заболеваемости населения России по основным классам болезней в период с 1990 по 2010 года. На долю
представленных классов приходится порядка трети всех случаев заболеваний. При этом в 2010 году на долю болезней системы кровообращения пришлось порядка 14,3% всех случаев, а в 2000 году на долю данного класса приходилось всего 10,5% случаев всех заболеваний. На долю болезней костно-мышечной системы в 2010 году пришлось 8,1% всех случаев, в то время как в 2000 году на долю этого класса заболеваний приходилось только 6,7% всех случаев. На долю осложнения беременности, родов и послеродового периода в 2010 году пришлось 6,3% всех случаев заболеваемости населения, а в 2000 году - 4,8%. На долю новообразований в 2010 году пришлось 2,6%, а в 2000 году - 2,3%.
Между тем, болезни, относящиеся к данным классам, во многом являются предотвратимыми. В частности, ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России был проведен опрос экспертов, согласно средней оценки которого, предотвратимость смертности населения от болезней сердечно-сосудистой системы и заболеваний, вызванных внешними причинами, составляет 45%3.
Основываясь на работе А.В.Немцова, можно утверждать, что в России от причин, прямо (например, отравления алкоголем) и косвенно (смерть от сердечнососудистых заболеваний, осложнения которых были вызваны злоупотреблением алкоголя) связанных с алкоголизмом, погибает порядка 486,8 тыс. человек, в том числе 351,7 тыс. мужчин (72,2%) и 135,1 тыс. женщин (27,8%). Причем экстремальные показатели приходятся на населения в возрасте 25-54 лет - активный период трудоспособной
4
жизнедеятельности .
Иванова А.Е. Тенденции смертности в России и резервы сокращения ее от преодолимых причин. Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической конференции. - М.: Экон-Информ, 2010. - С.27-37.
4 Немцов А.В. Алкогольная смертность в России и пути снижения алкогольных потерь. Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической конференции. - М.: Экон-Информ, 2010. - С.66-74.
8
Потенциал профилактических услуг здравоохранения
Большинство из опрошенных экспертов ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России схожи во мнении, что для предотвращения большего числа причин смертности от внешних факторов порядка 70% от ресурсов, сконцентрированных в настоящее время на этих направлениях, следует направить на обеспечение профилактических мероприятий и оздоровление образа жизни, и лишь порядка 25% следует направить на повышение качества оказываемых услуг. Если же рассматривать случаи смертей от заболеваний системы кровообращения, то на вопросы профилактики должно быть направлено порядка трети от всех ресурсов, сконцентрированных на проблеме снижения заболеваемости и смертности населения от данного класса причин, порядка трети - на вопросы обеспечения своевременного выявления заболеваний, и порядка трети на повышение качества медицинской помощи. Примечательным фактом является то, что опрошенные эксперты практически единогласны в том, что расходование средств только лишь в медицинскую помощь для предотвращения заболеваемости и смертности является неэффективным5.
Считается, что реализация данных мероприятий позволит увеличить
продолжительность жизни населения Российской Федерации на 2,5-3,5
6
года .
Данные цифры означают, что «бремя» социально-значимых заболеваний при соответствующей профилактической организации системы здравоохранения может быть сокращено почти в два раза.
5 Иванова А.Е. Тенденции смертности в России и резервы сокращения ее от преодолимых причин. Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической конференции. - М.: Экон-Информ, 2010. - С.27-37.
6 Лещенко Я.А. Роль системы охраны здоровья в обеспечении устойчивого развития общества // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2010. - №4. - С.249-255.
Таблица 1. - Выгоды от профилактической переориентация системы ________________общественного здравоохранения*_________________
Общие выгоды Выгоды по возрастным группам населения
Моложе трудоспособного В трудоспособном Старше трудоспособного
- снижение уровня заболеваемости. - снижение расходов на лечение. - снижение расходов на лечение; - снижение расходов на выплаты по социальному страхованию; - сокращение численности временно нетрудоспособного населения. - снижение расходов на лечение; - продолжение трудовой деятельности.
- снижение уровня инвалидности. - снижение расходов на лечение - снижение расходов на выплату пенсий по инвалидности; - сокращение численности нетрудоспособного населения. - снижение расходов на лечение; - снижение расходов на выплату пенсий по инвалидности; - сокращение численности нетрудоспособного населения. - снижение расходов на лечение; - снижение расходов на выплату пенсий по инвалидности;
- снижение уровня смертности. - снижение численности выбывших трудовых ресурсов из воспроизводственного процесса. - снижение численности выбывших трудовых ресурсов из воспроизводственного процесса - снижение расходов на социальные выплаты в связи с потерей кормильца. - «лояльность общества».
* таблица составлена автором на основе данных: Реутова Ю.Н.
Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса // Тегга Есопотісш. - 2011.
- Том 9. - №1-2. - С.77-82.
Учитывая тот факт, что услуги системы здравоохранения обладают
как характером частных, так и характером общественных услуг, а процесс
их потребления, зачастую, оказывает воздействие не только на
конкретного потребителя, но и на общество в целом, то профилактическая
переориентация системы общественного здравоохранения способна
повысить эффективность расходуемых в медицине ресурсов (таблица 1).
10
При этом услуги системы здравоохранения действительно будут являться услугами «развития», способствующими увеличению продолжительности периода активной трудовой деятельности - основы создания национального богатства в процессе эксплуатации трудовых ресурсов.
И здесь важно отметить роль туристско-рекреационного комплекса. Например, в ходе исследований, проведенных отечественными учеными ГНИИ Курортологии г. Пятигорска, было установлено, что у рекреантов после отдыха и лечения в санатории наблюдается отчетливый медикосоциальный и экономический эффект. В частности, исследователями была выделена связь, позволяющая судить о том, что потребление услуг санаторно-курортных организаций способствует сокращению численности больных, пользующихся больничными, в 1,8-2,6 раз, уменьшению количества дней временной нетрудоспособности в среднем в 2,3-3,0 раз, снижению потребности в госпитализации в 2-4 раза, уменьшению расходов на лечение в поликлиниках и стационарах в 2,6-3,0 раз, сокращению выплат пособий по больничным листам в 1,8-2,6 раз, снижению издержек производства от недополученной прибыли в 2-3 раза7.
Заключение
Таким образом, с достаточным на то основанием можно сделать вывод о том, что значительное повышение эффективности отечественной системы здравоохранения в современных условиях следует начинать с вопросов реорганизации системы предоставления услуг и ее переориентации на профилактические виды деятельности, где туристско-рекреационный комплекс может играть основообразующую роль.
Библиографический список
1. Иванова А.Е. Тенденции смертности в России и резервы сокращения ее от преодолимых причин. Демографические перспективы
Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии. Официальный сайт. - Режим доступа: www.kmv-niikurort.ru.
11
России и задачи демографической политики: материалы научно-
практической конференции. - М.: Экон-Информ, 2010. - С.27-37.
2. Лещенко Я.А. Роль системы охраны здоровья в обеспечении устойчивого развития общества // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - №4. - С.249-255.
3. Манджиева Д.А. Услуги развития // РИСК: Ресурсы, информация, снабжения, конкуренция. - 2010. - №3. - С.257-260.
4. Министр Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме рассказала об увеличении государственных расходов на здравоохранение // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/health/modernization/46.
5. Немцов А.В. Алкогольная смертность в России и пути снижения
алкогольных потерь. Демографические перспективы России и задачи демографической политики: материалы научно-практической
конференции. - М.: Экон-Информ, 2010. - С.66-74.
6. Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии. Официальный сайт. - Режим доступа: www.kmv-niikurort.ru.
References
1. Ivanova A.E. Tendencies of death rate to Russia and reserves of its reduction from the surmountable reasons. Demographic prospects of Russia and a problem of a demographic policy: materials of scientifically-practical conference. - М: the Ekon-Inform, 2010. - P.27-37.
2. Leshenko J.A. Role of health protection system in maintenance of a sustainable development of a society // News of Irkutsk state economic academy. - 2010. - №4. - P.249-255.
3. Mandzhieva D.A. Service of development // RISK: Resources, the information, supply, a competition. - 2010. - №3. - P.257-260.
4. The minister Tatyana Golikova at the Gajdarovsky forum has told about increase in the State expenditure at public health services // the Official site of Ministry of health and social development of the Russian Federation. -An access mode: http:// www.minzdravsoc.ru/health/modernization/46.
5. Nemtsov A.V. Alcoholic death rate in Russia and a way of decrease in alcoholic losses. Demographic prospects of Russia and a problem of a demographic policy: materials of scientifically-practical conference. - M: the Ekon-Inform, 2010. - P.66-74.
6. Pyatigorsky state scientific research institute of balneology. An official site. - An access mode: www.kmv-niikurort.ru.