Научная статья на тему 'Моделирование маркетинговой стратегии компании на основе формирования системы стратегических карт'

Моделирование маркетинговой стратегии компании на основе формирования системы стратегических карт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование маркетинговой стратегии компании на основе формирования системы стратегических карт»

А. Г. Гарбуз

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ

В условиях финансовой глобализации крупные компании направляют свои инвестиции в нематериальные активы для создания значительной и стабильной стоимости. Сегодня организациям удается производить именно такую стоимость, управляя своими нематериальными активами - человеческим капиталом, базами данных и информационными системами, высокотехнологичными процессами, брэндами и взаимоотношениями с клиентами, инновационными возможностями и культурой компании.

В течение последних десятилетий наблюдается четкая смена тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах и сфокусированной на конечном продукте, к созданию компании, ориентированной, прежде всего, на нематериальные активы: знания и услуги. После появления и бурного развития МЛ8БЛр и множества виртуальных компьютерных сетей нематериальные активы, то есть те, которые никак не отражаются в финансовой системе предприятия, составляют более 75% стоимости компании.

Стратегия компании описывает, каким образом производить ценность для акционеров, клиентов и членов сообщества вообще. Если более 75% стоимости организации составляют нематериальные активы, то создание стратегии и ее реализация должны быть направлены на мобилизацию и стратегическое соответствие нематериальных активов.

Процесс стратегического управления может быть представлен как логический, систематический подход для формирования главных решений в организации, стратегия компании описывает, каким образом производить ценность для акционеров, клиентов, партнеров. Маркетинговый подход в управлении - это ориентация организации на рынок, следовательно, маркетинговые стратегии должны быть нацелены на разработку инструментария, позволяющего чутко и быстро реагировать на рыночные изменения. Это значит - сосредоточиться не только на продукции и ее продажах, а на том, чтоб стать ближе к своим потребителям и в этом опережать своих конкурентов; предвидеть изменения рынка, выявлять новые возможности и использовать их раньше других.

Стратегия организации - это комплекс принципов деятельности и отношение организации с внешней и внутренней средой, комплексная модель реагирования на изменения рынка, проявляющаяся в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенности мотивации и контроля персонала. К вопросам стратегии относятся: цели организации, основные виды деятельности и политика выявления союзников и противников, собственные преимущества и направления их использования.Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования

Большинство организаций уже сформулировали свою миссию и соответствующее видение. Конечно, все они различаются в зависимости от рода деятельности и целей, но есть некоторые общие положения, которые характеризуют эти понятия. Миссия - краткий четко сформулированный внутренний документ, объясняющий цель создания организации, ее задачи и основные ценности, в соответствии с которыми определяется направление деятельности компании и каждого ее сотрудника. Миссия также должна определять способы создания и предоставления клиентам предложения потребительной ценности.

Стратегии школы позиционирования могут быть представлены следующим алгоритмом стратегического маркетинга:

- определение рыночной позиции компании (рыночный лидер, претендент на лидерство и др.), которая может быть дифференцирована (стратегии дифференциации, фокусирования, экономии на издержках);

- формирование конкурентной стратегии маркетинга на основе устойчивой рыночной позиции компании;

- моделирование на основе стратегических карт одной наиболее сильной позиции, чаще всего позиции лидера в перспективном сегменте рынка путем усиления стратегического конкурентного преимущества;

- проектирование стратегических маркетинговых коммуникаций на основе анализа конкурентных технологий и аналитического штурма;

- фиксирование новой стратегии позиционирования, чаще всего агрессивной и стремительно развивающейся на основе стратегических карт.

Как мы уже отмечали, Р. Каплан, Д. Нортон разработали систему стратегических карт, с помощью которых сетевые структуры развивают свои маркетинговые стратегии. Стратегическая карта маркетингового позиционирования сетевой структуры основана на нескольких принципах:

1. Стратегия уравновешивает противоборствующие силы. Обычно инвестиции в нематериальные активы с целью долгосрочного роста прибылей вступают в конфликт с сокращением затрат для достижения быстрых финансовых результатов. Главной целью организаций частного сектора является обеспечение устойчивого роста стоимости для акционеров. Цель подразумевает обязательства длительного характера. В то же время организация должна продемонстрировать улучшение краткосрочных результатов. Краткосрочные результаты можно получить, только принеся в жертву долгосрочные инвестиции, и зачастую это происходит незаметно. Таким образом, первое, что необходимо сделать, приступая к описанию сетевой стратегии, - сбалансировать краткосрочные финансовые цели сокращения расходов и увеличения эффективности с долгосрочными целями устойчивого роста прибыли.

2. Стратегия основывается на дифференцированном по ценности предложении потребителю. Удовлетворение клиентов - это источник устойчивого создания стоимости. Стратегия требует четкого определения целевых клиентов и предложения потребительной ценности, способного угодить им. Модельность этого предложения - один из наиболее важных аспектов стратегии. Моделируются четыре предложения потребительной ценности и клиентские стратегии, которые, реализуются в сетевых структурах: низкие общие издержки (low total cost); лидерство продукта; полное решение для клиента (complete customer solution); система замкнутости (system lock-in). Каждое из предложений потребительской ценности четко определяет те обязательные условия, которые должны быть выполнены, если ставить своей целью удовлетворение запросов клиентов [1].

3. Ценность (стоимость) создается во внутреннем бизнес-процессе. Финансовая и клиентская составляющие в стратегических картах и ССП - это итоги, которые организация намеревается достичь: увеличение стоимости для акционеров посредством роста доходов и повышения эффективности; расширение доли компании в общих расходах клиента, что достигается сохранением и расширением клиентской базы, удовлетворением потребительских запросов, просвещением и лояльностью покупателей.

Эффективные и последовательные внутренние процессы определяют, как создать устойчивую стоимость. Компания должна сосредоточиться на нескольких решающих внутренних процессах, которые дифференцируют предложение потребительной ценности и являются наиболее существенными для повышения эффективности компании и сохранения ее жизнеспособности. Авторы выдвинули кон-

цепцию системного подхода, с помощью которого стратегический маркетинг можно представить как систему компонентов:

- операционный менеджмент: производство и доставка продуктов и услуг клиентам;

- менеджмент клиентов: установление и регулирование взаимоотношений с потребителями;

- инновации: разработка и развитие новых продуктов, услуг, процессов и взаимоотношений;

- соблюдение местных законов и вклад в развитие сообщества: активное участие в жизни сообщества и неукоснительное соблюдение действующего законодательства.

Каждый из этих компонентов может иметь множество составляющих, которые в той или иной мере участвуют в создании и увеличении стоимости. Руководители, разрабатывающие свою стратегию, должны определить несколько решающих процессов, наиболее важных для создания и предоставления клиентам дифференцированного предложения потребительной ценности. Эти процессы школа, моделирующая стратегии называет стратегическими направлениями.

Стратегию составляют взаимодополняющие и синхронно развивающиеся направления. Каждый комплексный компонент (или направление) внутренних процессов создает прибыль одновременно в разных точках. Усовершенствование операционного процесса, например сокращение себестоимости и повышения качества, как правило, дает краткосрочные результаты. Выгоды от улучшения взаимоотношений с клиентами начинают ощущаться через несколько месяцев после внесения изменений в процессы менеджмента потребителей. Увеличения прибыли как результата инноваций приходится ждать значительно дольше, а итоги деятельности компании в данном сообществе и вовсе проявляются в отдаленном будущем, когда ей удается создать положительный имидж и соответствующую репутацию в социуме.

Кроме того, маркетинговая стратегия должна быть сбалансированной и включать в себя, по крайней мере, по одному стратегическому направлению из всех четырех комплексных компонентов. С помощью модельной стратегии сетевая фирма реализует возможности для роста стоимости капитала. Стратегическое соответствие определяет стоимость нематериальных активов. Четвертая составляющая стратегической карты сбалансированной системы показателей - составляющая обучения и развития - описывает нематериальные активы организации и их роль в реализации стратегии маркетинга. Нематериальные активы представители школы позиционирования, рассматривающие стратегический маркетинг как аналитический и организационный процесс, разделяют на три категории:

- человеческий капитал: умения, талант, знания сотрудников;

- информационный капитал: базы данных, информационные системы, сети и технологии;

- организационный капитал: культура, лидерство, соответствующий персонал, работа в команде, а также управление знанием.

Ни один из этих нематериальных активов сам по себе не имеет стоимости, которую можно измерить. Ценность их состоит в том, что они на основе стратегического маркетинга помогают компаниям воплощать в жизнь стратегию увеличения стоимости капитала.

Стратегии развития национальных сетевых структур должна ориентироваться не на догоняющее развитие, а на маркетинговый поиск приемлемых рыночных ниш. Примером реализации стратегии позиционирования является история становления и развития в России сетевой структуры «Патэрсон». Сеть вышла на ры-

нок ритейла значительно позже таких известных игроков, как «Седьмой континент, «Перекресток», однако активно формировала себе сегмент рынка, первоначально копируя действия конкурентов, а затем приступила к формированию маркетинговой стратегии, понятной инвесторам.

Формирование концепции стратегического маркетинга сети «Патэрсон» проводилось с участием специалистов Российской ассоциации маркетинга в четырех направлениях; анализ покупателей; социально-экономический анализ муниципальных районов г. Москвы для определения программы открытия новых универсамов, анализ внешнего регулирования, стратегических и нестратегических барьеров рынка, а также анализ конкурентной среды. Эксперты, прежде всего, выделили целевые группы потребителей и уровень платежеспособного спроса. Для этого были проведены опросы среди покупателей универсамов (сколько тратят, как часто покупают, сколько зарабатывают) и обследован жилой фонд изучаемых районов для определения общей емкости рынка. В результате эксперты выделили три основные потенциально привлекательные группы покупателей [2]:

- малообеспеченные семьи (48%), проявляющие высокую чувствительность к ценам (неустойчивый сегмент);

- группа потребителей, совершающая «большие» покупки (36%), составляющая почти половину емкости рынка (стратегический сегмент);

- средний класс, незначительная группа по численности (16%), но перспективная по финансовой емкости (22%), оказалась наиболее лояльной к сетевым супермаркетам.

Для удовлетворения потребности всех сегментов эксперты тщательно проработали структуру предложения, составили набор товаров, удовлетворяющих каждую группу с учетом ценовой дифференциации. На следующем этапе предстояло решить вопрос о местоположении сетевых магазинов, потому что вариант «случайного» размещения на арендованных площадях маркетинговой стратегии сети уже не соответствовал. В результате были отобраны самые перспективные районы, в которых обеспеченность торговыми площадями была ниже, а уровень товарооборота выше. Самыми перспективными для реализации сформированной маркетинговой стратегии оказались «спальные» районы.

Следующим этапом реализации стратегического маркетинга развития сети выступило проектирование «уникального торгового предложения»: в каком формате необходимо проектировать магазины, чем они должны отличаться от других? Здесь экспертом пришлось анализировать два фактора; отношение потребителей к разным форматам розничной торговли и оценка формата сетевых конкурентов («Перекресок» (соперник по качеству), «Рамстор» (соперник по ассортименту), «Седьмой континент» (соперник по элитному сегменту), «Копейка» (соперник по чувствительным к ценам клиентам).

Сеть «Патэрсон» по совету специалистов Российской ассоциации маркетинга выбрала в качестве перспективного конкурентного преимущества - экономию времени клиента. Отметим, что этот формат не был продекларирован никем из конкурентов, что позволило сети на основе четкой идентификации брэнда сфокусироваться на одном формате и обойти конкурентов. Основой бизнес-плана развития сети стала стратегия маркетинга, разработанная экспертами на 5 лет на основе стратегической карты ведения бизнеса, реализация которой позволила сети сформировать стратегию на уникальном нематериальном активе и получить кредит на ее реализацию.

Рассматривая маркетинговую информацию как фактор развития сетизации, можно выявить в ней сочетание взаимоисключающих свойств - распространенности и редкости. Попытки определить цену информации, связывая ее с ценами то-

варов, производство которых основано на использовании этой информации, все чаще приводят к выводу, что их исчислимость не определяет механизм формирования цены и стоимости самой информации.

Сетевые структуры наиболее эффективно используют информационный фактор в оценке деятельности конкурентов и потребителей. Развитие интегрированных систем маркетинговой информации формирует стратегические конкурентные преимущества сетевых операторов, определяя модель маркетинговых каналов распределения продуктов и услуг. Это свидетельствует о возрастающей роли информации в маркетинговых аспектах управления товаров, в оценке рыночных инноваций, в разработке комплекса маркетинговых коммуникаций. Сегодня такого рода информация формирует корпоративную культуру, следовательно, маркетинговые технологии обеспечивают конкурентоспособность не только фирмы, но и индивида.

В условиях сетевой экономики происходит модификация механизма свободного обмена товарами и услугами, выход его параметров за пределы эквивалентного стоимостного характера. Изменения в экономической жизни под влиянием новой научно-технической революции в сфере информационных технологий носили глобальный характер. Трансформация модели развития бизнеса в условиях глобальной сетевой экономики основана на деструкции стоимостных отношений и изменения характера собственности.

В условиях, когда основным мотивом деятельности оказывается самосовершенствование, а ее непосредственным результатом - характеристики личности, объектом потребления и обмена становится система знаков, и период становления таких условий может уверенно рассматриваться как объективный предел экономической эпохи. Ценность продукта воплощает в себе теперь не столько потенциальную возможность возмездного обмена, сколько результат интерперсонального взаимодействия между людьми.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

2. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2004. - С. 434.

А. М. Литовских

ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

В последние годы конкуренция из-за дешевых финансовых ресурсов, требования Банка России и Базельского комитета по банковскому надзору, вступления банков в систему обязательного страхования вкладов населения подтолкнули кредитные организации раскрывать больше информации о своей деятельности, т.е. должна возникнуть такая благоприятная окружающая среда, в условиях которой участники рынка получат свободный доступ к информации о специфических рисках кредитной организации, о капитале и управлении рисками, данные о методах оценки рисков и о финансовом состоянии кредитной организации. Рекомендуется также включать в информацию описание внутренней методологии оценки кредит-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.