ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES
Вестник Челябинского государственного университета.
2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 110—119.
УДК 338.47 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10313
ББК 65.386.71-592
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ ЗНАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ФИРМЫ
Е. В. Попов1, М. В. Власов1'2, А. В. Носова2
1 Институт экономики УрО РАН, Екатеринбург, Россия 2 Уральский федеральный университет им. первого президента РФ Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант РФФИ 18-00-00665 «Институциональное моделирование устойчивого развития городской среды в условиях формирования цифровой экономики».
Целью настоящего исследования является разработка принципов моделирования логистики знаний предприятия информационных услуг на примере телекоммуникационной фирмы. Введено авторское понятие «логистика знаний». Под логистикой знаний подразумевается непрерывный процесс создания, формирования и структурирования информации, которая в процессе передачи и обработки генерируется в новое знание и используется как ключевой ресурс в развитии организации. На основе сравнения типичного производственного предприятия и телекоммуникационной фирмы определены различия в логистике знаний между ними. Для телекоммуникационной организации логистика знаний необходима для высокой конкурентоспособности на рынке услуг. В связи с активной мобильностью для телекоммуникационной организации требуется столь же подвижная модель логистики знаний. Определены показатели специфичности логистики знаний телекоммуникационной фирмы. Специфичность логистики знаний телекоммуникационной фирмы проявляется в неоднородности информации, множественности поставщиков и потребителей знаний, сложности информационных маршрутов и многовариантности оптимизации информационных потоков. Разработаны принципы моделирования логистики знаний телекоммуникационной фирмы. Показано, что уменьшение издержек на передачу знаний предопределяется институциональной инфраструктурой логистических процессов, системой экономических институтов по распространению и потреблению информации, формированием иерархии информационных маршрутов, институциональной инфраструктурой по последовательности и целесообразности применения оптимизационных моделей. Формализована модель организационной структуры логистики знаний телекоммуникационной фирмы на основе создания отдельного органа, отвечающего за процессы распределения и передачи знаний.
Ключевые слова: логистика знаний, телекоммуникационная фирма, моделирование, снижение издержек, экономические институты.
Развитие экономики, построенной на знаниях, предъявляет особые требования к институциональному структурированию хозяйственной и творческой деятельности. Решению проблем экономики знаний посвящено значительное количество исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными. Так, проанализирован и систематизирован основной инструментарий моделирования экономики знаний (см. работу В. Л. Макарова [14]), оценены социально-экономические аспекты становления общества знаний в России (см. работу Г. Б. Клейнера [10]), выявлена важность развития социально ориентированной рыночной экономи-
ки (см. работу О. Т. Богомоловой [6]), разработаны модели управления технологическим развитием инновационной экономики (см. работу К. А. Багриновского, М. К. Исаевой [5]).
При этом, как показано в публикациях отечественных исследователей, основным социально-гуманитарным аспектом модернизации страны является резкий поворот к поддержке исследований инновационных процессов. Подобный поворот возможен на основе усиления внимания к первой фазе инновационного процесса — генерации и распространению знаний. Вместе с тем анализ разработок современной экономической
теории демонстрирует недостаточное количество институциональных исследований, посвященных изучению процесса передачи знаний, на что указывают А. Д. Некипелов и его коллеги [16].
Целью настоящего исследования является разработка принципов моделирования логистики знаний предприятия информационных услуг на примере телекоммуникационной фирмы.
Характерной особенностью успешной экономической организации является процесс передачи знаний и информации в этой организации. На сегодняшний день знание — ключевой ресурс любой организации. Процесс генерации знания — анализ, обработка, систематизация и выведение новых данных из конкретной информации. Активно развивающаяся организационная структура в условиях современной экономики требует новых инстру-ментариев для получения и передачи информации. Телекоммуникационная организация — пример такой организации, в которой информация является ключевым ресурсом ее позитивного развития. Поэтому необходимо смоделировать процесс логистики знаний телекоммуникационной фирмы в условиях современной экономической системы и определить универсальную модель знаний для телекоммуникационных фирм, определив основные принципы логистики знаний.
Отметим, что логистика — это управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (см. работу В. А. Шумаева [20]). Следовательно, логистика знаний преследует основную задачу оптимизации издержек на передачу знаний.
Терминологией понятия «логистика знаний» занимаются многие авторы. Так, в [21] дано определение термину «управление знаниями»: это систематическое формирование, обновление, передача и применение знаний. В. И. Кучер и его коллеги рассматривают варианты подхода к управлению знаниями и говорят о том, что информация при обработке превращается в качественные знания: 1) маркетинг — процесс сбора информации; 2) информационный менеджмент — процесс обработки данных; 3) логистика — процесс использования знаний; 4) управление знаниями — процесс хранения/накопления опыта [13].
Согласно точке зрения Н. Генри и С. Пинча, более важными являются «конкурентные преимущества, обеспеченные фирме через получение быстрого доступа к знаниям, касающимся инноваций, методов и стратегий фирмы конкурентов» [1]. В табл. 1 представлены различные определения логистики
знаний. Исходя из данных табл. 1, логистика знаний — это непрерывный процесс создания, формирования и структурирования информации, которая в процессе передачи и обработки генерируется в абсолютно новое знание и используется как ключевой ресурс в развитии организации.
Обращая внимание на теорию неявного и явного знания, необходимо исследовать точку зрения таких авторов, как И. Нонака и Г. Такеучи [2]. В теории знания авторы представляют неявное знание как совокупность накопленного опыта, навыков, носителями которых являются сотрудники организации. Соответственно, явное знание является более стабильной базой, в основном передается через литературу, базу данных и другие носители информации.
Согласно теории, между неявными и явными знаниями происходит постоянный обмен и изменение. Преобразование знаний в пределах одной формы или при переходах между формами происходит в результате следующих процессов.
В. Н. Носуленко и В. А. Терехин считают, что, согласно современным представлениям, передача знаний в широком смысле включает не только обмен знаниями, но также их приобретение и применение. Эффективная передача знаний требует способности поглощать, разъяснять, интерпретировать и применять новые знания [22].
Проблемой излишнего насыщения информации занимается Г. Б. Бронфельд [7]. В своей работе он описал новый способ моделирования знаний, который заключается в трансформации лингвистики и семантики сети. Данный метод называется мо-лингой [Там же] и заключается в том, что простое предложение текста (сложные делятся на простые) представляется семантической сетью с составлением словарей терминов (включая синонимы), отношений, качественных признаков и т. д. Из предложений убирается эмоциональная окраска, они упрощаются с сохранением основных риторических отношений.
В современных условиях информационного общества конкурентоспособность организации определяется уровнем внедрения методов и способов, которые позволят создавать, накапливать и распределять знания. А именно: конкурентоспособность определяется уровнем логистики знаний в организации. Таким образом, способность накапливать знания, умения и ноу-хау — один из важнейших ресурсов в управлении организацией. Значит, логистика знаний для современной организации является стратегической целью.
Управление знаниями, или логистика знаний, содержит широкую область, в которой дополняют
Таблица 1
Определения логистики знаний
Автор Определение Критика определения
В. И. Сергеев [18] Обеспечение эффективного управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и сервисными потоками для наиболее полного удовлетворения целей предприятия и потребностей покупателя с минимальными издержками Логистика рассматривается как некий ресурс для достижения материальных целей фирмы, знания — как поток информации для удовлетворения потребностей
А. Л. Носов [15] Термин «логистика» широко используется в экономике как название дисциплины, представляющей методологию управления потоковыми процессами. В практической деятельности логистикой называют деятельность, направленную на рациональную организацию процессов движения товаров от места их возникновения до потребителей Логистика не рассматривается как ценный ресурс передачи знаний с целью повышения конкурентоспособности. Автор говорит о рациональном движении материальных товаров и услуг
В. И. Кучер, Р. З. Давлетьяров, В. В. Шевченко, А. В. Самохвалов [13] Логистика, как концепция управления предприятием, осуществляет управление потоком, которое зависит от содержания потока. Так, если рассматривать информационный поток, то можно сказать, что логистика — это управление информацией Данное определение более точно отражает процесс потока передачи информации, генерируемой в актуальное знание
С. А. Чеховская Инструмент, позволяющий рационально управлять материальными, информационными и людскими потоками с минимальными затратами. Логистика как наука занимается разработкой методов управления потоками, целью которых является их оптимизация. Данная наука устанавливает причинно-следственные связи в процессе товародвижения и, используя полученные данные, выстраивает эффективные организационные формы управления потоками Рациональное управление потоками информации в данном контексте рассматривается в качестве процесса товародвижения, что отвергает гипотезу о логистике конкретных знаний
Н. Н. Костина [11] Перспективная научно-практическая дисциплина, имеющая стратегическое значение в компании и фокусирующаяся на эффективном управлении совокупностью материальных и нематериальных потоков, сопутствующих им информации, финансов и сервиса для удовлетворения потребностей покупателей и целей организации, сопряженном с минимальными возможными издержками Логистика знаний преследует цель удовлетворения потребности фирмы в улучшении качества передаваемой информации, производства, организационной структуры и в целом конкурентного развития
А. П. Тяпухин [19] Концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на потоки ресурсов, перемещающиеся по определенным траекториям с помощью звеньев логистической системы (поставщиков и посредников), которые выполняют консолидацию/ разукрупнение объектов данных потоков с целью предоставления конечным потребителям, расположенным на определенной территории, максимальной ценности в рамках заявленных ими параметров количества и качества продукции и услуг и согласованных параметров времени и затрат для их изготовления и реализации Классическое толкование понятия «логистика»; рассматривает передвижение потоков в территориальном и материальном аспектах
друг друга управление информацией и управление людьми, как указывает Г. Б. Бронфельд [8].
К техническим новшествам относится управление информацией, например электронные хранилища и базы данных. Для телекоммуникационных организаций знание является объектом, который будет идентифицирован и перемещен в базу данных, откуда у сотрудников появится личный доступ к генерации знаний, их обработке и хранению. Управление людьми, а именно управление сотрудниками организации, сконцентрировано в основном на оценке, изменении и улучшении человеческих личных навыков и умений, а также поведения. Знание в данном контексте — это процессы, это комплекс дина-
мических способностей, ноу-хау [4]. Очевидно, что для достижения определенных высоких результатов организации необходимо создать интеграцию управления информацией и управления людьми.
Передача знаний — это процесс перемещения информации от одного индивида к другому. Это однонаправленные отношения, которые не предполагают и не ожидают обратной отдачи. Передача осуществляется с целью обеспечить резерв знания в компании. Это систематическая «добыча» опыта, как определено О. В. Кирилкиной [12].
«Обмен знаниями — это обоюдный, двунаправленный и равноправный процесс, то есть индивиды, которые в нем участвуют, взаимно ожидают
такого же получения знаний в обмен на предоставление знания ими» [4].
Моделирование логистики знаний телекоммуникационной фирмы носит в себе определенные моменты, характеризующие только телекоммуникационную фирму. Поэтому на примере телекоммуникационной фирмы и производственной организации будет проведен сравнительный анализ логистики знаний в организации (табл. 2).
Таким образом, сравнительный анализ двух различных по роду деятельности организаций показал, что для каждого типа и вида организации необходимо применять актуальную систему логистики знаний, подходящую для рода деятельности организации. Для телекоммуникационной организации логистика знаний в первую очередь необходима для высокой конкурентоспособности на рынке услуг. В связи с активной мобильностью и активным развитием для телекоммуникационной организации требуется столь же подвижная модель логистики знаний.
Логистика знаний телекоммуникационной организации имеет следующие характеристики:
— неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна);
— множественность подразделений — поставщиков информации;
— множественность подразделений — потребителей информации;
— сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;
— множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;
— многовариантность оптимизации информационных потоков.
Таким образом, специфичность логистики знаний телекоммуникационной фирмы проявляется в неоднородности информации, множественности поставщиков и потребителей знаний, сложности информационных маршрутов, и многовариантности оптимизации информационных потоков.
Главной особенностью в процессе управления организацией считается информационная природа. Принятые решения реализуются через информационное воздействие на сотрудников с использованием данных о выполнении необходимых решений. Цель считается достигнутой в том случае, если объективная информация, находящаяся в системе управления, полностью отражает состояние об объекте управления.
Для понимания феномена логистики знаний и использования их при управлении базовыми механизмами организационной структуры необходимо исследовать область управления знаниями. На сегодняшний день для любой организации крайне важно уметь использовать знания.
Существует три группы преимуществ, возникших в связи с развитием управления знаниями.
К группе преимуществ знаний относятся:
— доступ к лучшим или последним идеям;
— более быстрый доступ к знаниям;
— лучший опыт;
— четкое представление о том, кто и чем занимается.
Таблица2
Сравнение логистики знаний на производственном предприятии и в телекоммуникационной фирме
Показатель Производственное предприятие Телекоммуникационная фирма
Основной вид деятельности Производство продукции Оказание услуг связи населению
Цель использования знаний в деятельности предприятия Создание непрерывного потока знаний в области производства для получения прибыли Генерация актуальной информационной базы, борьба с конкурентами
Цель получения новых знаний Разработка нового производственного процесса Повышение конкурентоспособности на рынке предоставления телекоммуникационных услуг
Доступность знаний Знания доступны только менеджерам среднего и высшего звена Единый портал позволяет каждому сотруднику получать необходимые знания
Процесс передачи знаний Организационная структура производственной организации с множеством разветвлений и подотделов не позволит создать актуальную логистику знаний Бюрократическая система телекоммуникационной организации не позволяет доставлять актуальную информацию вовремя
Возможность активного роста логистики знаний Для производственного предприятия создание целой системы логистики знаний невозможно в связи с разбросом отделов, подотделов и функционала. Альтернативным вариантом может стать создание системы логистики знаний внутри каждого отдела в целом Данная возможность является актуальной, поскольку телекоммуникационная организация, в связи с характером своей деятельности несет значительные убытки из-за долгой и медленной передачи знаний
К промежуточным преимуществам относятся:
— новаторские идеи и новые подходы;
— ускоренное принятие решений;
— высокая эффективность новых сотрудников;
— минимизация дублированных изобретений.
Данные две группы приводят к организационным преимуществам:
— лучшие инновации;
— оптимизация производства и обслуживание клиентов;
— уменьшение потерь знаний;
— эффективность труда.
Обратимся к фазам управления знаниями. Существует пять основных фаз:
1) управление источниками;
2) управление носителями;
3) управление предложением;
4) управление спросом;
5) управление инфраструктурой.
На всех фазах происходит внутренняя работа со знаниями. На первой сотрудник приобретает информацию, распознает ее, затем генерирует в знание. На второй фазе происходит работа с носителем знания, это могут быть различные источники информации, как внутренние, так и внешние. Знания проходят процесс обработки и структуризации и сохраняются для обеспечения к ним доступа.
После второй фазы знания становятся ресурсом организации, а значит, организация способна сгенерировать из него продукт или услугу.
Четвертая фаза способствует выявлению дефицита знаний в организации. Пятая фаза является фазой обработки знаний определенными технологиями и стандартами. Все выше перечисленные фазы не могут функционировать без пятой фазы.
Каковы же возможные принципы моделирования логистики знаний телекоммуникационной фирмы?
По-видимому, принципы моделирования логистики знаний должны происходить из специфичности логистики знаний. При этом могут быть использованы принципы и идеи институционального моделирования, как обосновано В. Е. Поповым [17].
Неоднородность информации означает разное содержание сообщений, передаваемых в телекоммуникационной фирме. Следовательно, первый принцип моделирования логистики знаний может быть сформулирован следующим образом. Уменьшение издержек на передачу знаний предопределяется институциональной инфраструктурой логистических процессов, снижающих неоднородность передаваемой информации.
Множественность поставщиков и потребителей информации создает обширное поле логистических действий, которое может быть структурировано с помощью определенных правил поведения — институтов. Отсюда, второй принцип моделирования логистики знаний имеет следующий вид. Оптимизация издержек на трансферт знаний обеспечивается системой экономических институтов по распространению и потреблению информации, формирующих правила логистики знаний.
Сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов подразумевает необходимость формирования институциональной структуры, обеспечивающей приоритетность определенных информационных маршрутов. Иерархия информационной маршрутизации гарантирует последовательность и целесообразность логистики знаний. Таким образом, третий принцип моделирования логистики знаний может быть сформулирован в следующем виде. Снижение издержек на передачу знаний обусловлено формированием иерархии информационных маршрутов, обеспечивающих последовательную целесообразность передачи знаний.
Многовариантность оптимизации информационных потоков создает значительный разброс возможных подходов к формированию логистической деятельности. В этом случае институциональная инфраструктура логистики знаний может обеспечить последовательность и целесообразность оптимизационных моделей, что приводит к снижению логистических издержек. Следовательно, четвертый принцип моделирования логистики знаний может иметь следующий вид. Уменьшение издержек на передачу знаний обеспечивается институциональной инфраструктурой по последовательности и целесообразности применения оптимизационных моделей.
Приведем разработанные принципы моделирования логистики знаний в табл. 3.
Попробуем схематически изобразить организационную структуру логистики знаний телекоммуникационной фирмы.
В данной исследовательской работе рассматривается крупная телекоммуникационная компания, находящаяся на территории Свердловской области и насчитывающая более 300 чел. персонала. Несмотря на самостоятельность персонала и активное объединение отделов в команды, телекоммуникационная компания все же относится к бюрократической фундаментальной форме. Бюрократия является сложной организационной формой, особо отличается сложными технологиями, наличием
высококвалифицированного персонала, в то же время профессиональной бюрократии свойственна гибкость, которая характеризуется малоформа-лизованными правилами. Обычно в таких организациях создать корректный информационный поток — крайне трудоемкая работа. Для таких организаций желательно иметь электронную базу данных и наконец отказаться от бумажной рутины.
Бюрократическая система управления в организации привела к беспорядочной логистике информации. По своей сути, в организации на данный момент отсутствует всякая структурированная система передачи знаний и информации.
Основными источниками передачи и обмена информации служат:
1) организационный форум;
2) служебные записки;
3) звонки по телефону.
Отсутствует взаимосвязь между начальниками отдела. Для подписания некого договора документ проходит достаточное количество инстанций, попадая из одних рук в другие, тем самым теряя свою главную актуальность.
Эти инструменты логистики информации не выполняют необходимых функций передачи информации.
Форум, созданный для общения сотрудников, содержит в себе много полезной организационной информации, которую должен знать каждый сотрудник. Однако данная информация является уже устоявшейся, не поддающейся каким-либо изменениям или динамике. Общение на данном форуме прекратилось уже давно, более пяти лет назад. Сотрудники используют корпоративную почту для согласования важных корпоративных вопросов, в иных случаях основным средством передачи, хранения и обработки информации в организации является социальное средство связи Watsapp.
Принципы моделирования логистики
Таким образом, обосновывается логический вывод: в данной организации напрочь отсутствует система передачи актуальных знаний и информации. В организации нет единого центра контроля и обработки информации. Возможно, именно данный фактор влияет на относительно медленное развитие телекоммуникационной компании.
На наш взгляд, для полноценного развития системы логистики знаний между сотрудниками стоит уделить внимание интернет-коммуникациям. На сегодняшний день быстрыми темпами развиваются Google-системы для сохранения и передачи информации. Рекомендуется создать собственную платформу базы данных с полноценной базой хранения и передачи знаний. Однако при составлении данных необходимо обращать внимание на доступ сотрудника к конкретной информации. Создание иерархизации данных позволит сотрудникам получать качественные и актуальные знания, которые будут предназначаться исключительно им. Доступа к другим данным, соответственно, они не смогут получить, пока не достигнут должностного роста. Таким образом, можно избежать категорически лишнего потока информации.
По результатам исследований авторами выявлена самая удачная модель организационной структуры для моделирования передачи знаний. Это модель, в которой сочетаются все базовые компоненты организационной структуры. Такая модель будет являться средним звеном между бюрократической структурой и механистической, собирая в себе лучшие стороны: информация будет проходить через всю структуру, однако разделение полномочий и функционирование специализированных отделов не позволит знаниям терять свою актуальность, а, напротив, будет эффективно распределять знания по всем структурным подразделениям. Создав специальный орган по распределению информационных потоков
Таблица 3
знаний телекоммуникационной фирмы
Характеристика специфичности логистического процесса Принцип моделирования логистики знаний
Неоднородность информации Уменьшение издержек на передачу знаний предопределяется институциональной инфраструктурой логистических процессов, снижающих неоднородность передаваемой информации
Множественность поставщиков и потребителей информации Оптимизация издержек на трансферт знаний обеспечивается системой экономических институтов по распространению и потреблению информации, формирующих правила логистики знаний
Сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов Снижение издержек на передачу знаний обусловлено формированием иерархии информационных маршрутов, обеспечивающих последовательную целесообразность передачи знаний
Многовариантность оптимизации информационных потоков Уменьшение издержек на передачу знаний обеспечивается институциональной инфраструктурой по последовательности и целесообразности применения оптимизационных моделей
и обмену информации, организация сможет выявить для себя наиболее оптимальный вид структуры, не потеряв при этом наиценнейший ресурс знаний.
Таким образом, авторами обоснована наиболее оптимальная модель логистики знаний для телекоммуникационной отрасли (см. рисунок).
Телекоммуникационная организация, насчитывающая персонала не более 300 чел., в современной конкурентоспособной среде должна обладать гибкостью к изменяющимся внешним условиям, а также специфической устойчивостью к меняющимся экономическим заявлениям. То есть успешная организация должна отвечать двум главным критериям: гибкость и устойчивость. Постоянная борьба с конкурентами и попытки выхода на новый региональный рынок сбыта требуют нескончаемых стратегических ресурсов, а именно информационных. Вот почему вопрос о моделировании логистики знаний на сегодняшний день стоит так остро перед телекоммуникационными организациями.
Вопрос о структурированной передаче информации, в особенности для телекоммуникационной организации, является первостепенным. Именно информация на современном уровне общественного производства — самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности предприятия.
В результате исследования, проведенного с целью разработки принципов моделирования логистики знаний предприятия информационных услуг на примере телекоммуникационной фирмы, получены следующие теоретические результаты.
Во-первых, введено авторское понятие логистики знаний. Под логистикой знаний подразумевается непрерывный процесс создания, формирования и структурирования информации, которая в процессе передачи и обработки генерируется
в абсолютно новое знание и используется как ключевой ресурс в развитии организации.
Во-вторых, на основе сравнения типичного производственного предприятия и телекоммуникационной фирмы определены различия в логистике знаний между ними. Сравнительный анализ двух различных по роду деятельности организаций показал, что для каждого типа и вида организации необходимо применять актуальную систему логистики знаний, подходящую для рода деятельности организации. В телекоммуникационной организации логистика знаний в первую очередь необходима для высокой конкурентоспособности на рынке услуг. В связи с активной мобильностью и активным развитием для телекоммуникационной организации требуется столь же подвижная модель логистики знаний.
В-третьих, определены показатели специфичности логистики знаний телекоммуникационной фирмы. Специфичность логистики знаний телекоммуникационной фирмы проявляется в неоднородности информации, множественности поставщиков и потребителей знаний, сложности информационных маршрутов и многовариантности оптимизации информационных потоков.
В-четвертых, разработаны принципы моделирования логистики знаний телекоммуникационной фирмы. Показано, что уменьшение издержек на передачу знаний предопределяется институциональной инфраструктурой логистических процессов, системой экономических институтов по распространению и потреблению информации, формированием иерархии информационных маршрутов, институциональной инфраструктурой по последовательности и целесообразности применения оптимизационных моделей.
В-пятых, формализована модель организационной структуры логистики знаний телекоммуникационной фирмы на основе создания отдельного органа, отвечающего за процессы распределения и передачи
Модель организационной структуры логистики знаний телекоммуникационной фирмы
знаний. Создав специальный орган по распределению информационных потоков и обмену информацией, организация сможет выявить наиболее оптимальный вид структуры, не потеряв ценный ресурс знаний.
В условиях развития высокотехнологичных производств моделирование логистики знаний является
одним из основных конкурентных преимуществ новых условий хозяйствования. Принципы и организационные формы моделирования логистики знаний позволяют снизить внутрифирменные издержки на распространение и потребление информационных продуктов.
Список литературы
1. Henry, N. Knowledge and Clusters / N. Henry, S. Pinch // Clusters and Globalisation. — 2006. — P. 114—132.
2. Nonaka, I. The Knowledge-Creating Company: How Japanes companies create the dynamics of innovation / I. Nonaka, H. Takeuchi. — Oxford Univ. Press, 1995.
3. Transfert du savoir au service des objectifs de développement. D épartement de l'évaluation des opérations de la Banque mondiale. — Paris : Précis, 1999.
4. Sveiby, K. E. What is knowledge management. 2001 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.svei-by.com/articles/KnowledgeManagement.html#KMInitatives.
5. Багриновский, К. А. Базовая модель механизма управления технологическим развитием / К. А. Баг-риновский, М. К. Исаева // Экон. наука соврем. России. — 2002. — № 3. — С. 31—39.
6. Богомолов, О. Т. Российской нормой должна стать социально-ориентированная рыночная экономика / О. Т. Богомолов // Экон. наука соврем. России. — 2000. — № 5. — С. 37—40.
7. Бронфельд, Б. Г. Сохранение, передача и использование знаний на основе применения технологии «прямого наложения знаний» / Б. Г. Бронфельд // Сложность. Разум. Постнеклассика : науч. электрон. журн. — 2016. — № 2. — С. 81—86.
8. Бронфельд, Г. Б. Об одном подходе к построению интеллектуальных электронных книг и о молин-ге / Г. Б. Бронфельд // Труды Восьмого международного симпозиума «Интеллектуальные системы». — М. : РУСАКИ, 2008. — С. 230—234.
9. Глазьев, С. Ю. «Стратегия 2020». Антимодернизационный документ / С. Ю. Глазьев // Рос. экон. журн. — 2012.— № 2. — С. 3—10.
10. Клейнер, Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты / Г. Б. Клейнер // Обществ. науки и современность. — 2005. — № 3. — С. 56—69.
11. Костина, Н. Н. Современное положение логистики на предприятии: проблемы трактовки и внедрения логистики [Электронный ресурс] / Н. Н. Костина // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки : электрон. сб. ст. по материалам XLI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. № 1 (41). — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения 10.07.2018).
12. Кирилкина, О. В. Социальные факторы передачи знаний и обмена знаниями на примере Российской бизнес-организации / О. В. Кирилкина // Вестн. Самар. гос. ун-та. — 2011. — № 7. — С. 15—23.
13. Особенности и варианты использования логистического подхода к управлению знаниями в организации [Электронный ресурс] / В. И. Кучер, Р. З. Давлетьяров, В. В. Шевченко, А. В. Самохвалов // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (Челябинск, февр. 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 143—146. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7166/ (дата обращения 15.04.2018).
14. Макаров, В. Л. Экономика знаний: уроки для России / В. Л. Макаров // Вестн. РАН. — 2003. — Т. 73, № 5. — С. 450—456.
15. Носов, А. Л. Логистика как дисциплина изучения и как методология образовательного процесса [Электронный ресурс] / А. Л. Носов // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. — 2012. — № 3. — С. 1—5. — URL: http://e-koncept.ru/2012/1217.htm.
16. Некипелов, А. Д. Императивы современной экономической теории / А. Д. Некипелов, А. И. Татар-кин, Е. В. Попов // Вестн. РАН. — 2011. — Т. 81, № 2. — С. 169—174.
17. Попов, Е. В. Институты / Е. В. Попов. — Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2015. — 712 с.
18. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 976 с.
19. Тяпухин А. П. Логистика : учеб. для бакалавров / А. П. Тяпухин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012. — 569 с. (Бакалавр. Базовый курс).
20. Шумаев, В. А. Основы логистики / В. А. Шумаев. М. : Юрид. ин-т МИИТ, 2016. — 314 с.
21. Паникарова, С. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом / С. В. Паникарова, М. В. Власов. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 140 с.
22. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://psyjournals. m/exp/2017/n4/Nosulenko_Terekhin.shtml [Передача знаний: обзор основных моделей и технологий — Экспериментальная психология. — 2017. — Т. 10, № 4].
Сведения об авторах
Попов Евгений Васильевич — член-корреспондент РАН, руководитель Центра экономической теории Института экономики УрО РАН, Екатеринбург, Россия. [email protected]
Власов Максим Владиславович — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономической теории Института экономики УрО РАН, доцент Уральского федерального университета им. первого президента РФ Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. [email protected]
Носова Анастасия Викторовна — магистрантка, студентка Уральского федерального университета им. первого президента РФ Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 3 (425). Economic Sciences. Iss. 64. Pp. 110—119.
MODELING LOGISTICS OF KNOWLEDGE OF TELECOMMUNICATION
E. V. Popov
Institute of Economics, RAS, Ekaterinburg, Russia. [email protected]
M.V. Vlasov
Institute ofEconomics, RAS, Ural Federal University named after the first President of the Russian Federation B.N. Yeltsin,
Ekaterinburg, Russia. [email protected]
A. V. Nosova
Ural Federal University named after the first President of the Russian Federation B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
nosova.anastasiya@list. ru
The purpose of this study is to develop the principles of modeling the knowledge logistics of information service enterprises by the example of a telecommunications firm. The author concept of logistics of knowledge is introduced. Under the logistics of knowledge is meant the continuous process of creating, forming and structuring information that, during the process of transmission and processing, is generated into new knowledge, and is used as a key resource in the development of the organization. Based on a comparison of a typical manufacturing enterprise and a telecommunications firm, differences in the logistics of knowledge between them are identified. For a telecommunications organization, knowledge logistics is necessary for high competitiveness in the services market. In connection with active mobility, for the telecommunication organization, an equally mobile model of knowledge logics is required. Specificity indicators of the knowledge logistics of the telecommunications firm are determined. Specificity of logistics of knowledge of a telecommunications firm is manifested in the heterogeneity of information, the multiplicity of suppliers and users of knowledge, the complexity of information routes, and the multivariate optimization of information flows. The principles of modeling the knowledge logistics of a telecommunications firm are developed. It is shown that the reduction of costs for the transfer of knowledge is predetermined by the institutional infrastructure of logistical processes, the system of economic institutions for the dissemination and consumption of information, the formation of a hierarchy of information routes, and the institutional infrastructure by the sequence and appropriateness of applying optimization models. The model of organizational structure of logistics of knowledge of telecommunication firm on the basis of creation of the separate body responsible for processes of distribution and transfer of knowledge is formalized.
Keywords: knowledge logistics, telecommunications firm, modeling, cost reduction, economic institutions.
References
1. Henry N., Pinch S. Knowledge and Clusters. Clusters and Globalization, 2006, pp. 114-132.
2. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanes companies create the dynamics of innovation. Oxford University Press, 1995.
3. Transfert du savoir au service des objectifs de développement. D épartement de l'évaluation des opérations de la Banque mondiale. Paris, Précis, 1999.
4. Sveiby K.E. What is knowledge management. 2001. Available at: http://www.sveiby.com/articles/Knowl-edge.html#KMInitatives, accessed 03.02.2019.
5. Bagrinovsky K.A., Isayeva M.K. Bazovaya model' mekhanizma upravleniya tekhnologicheskim razvi-tiem [The basic model of the mechanism of management of technological development]. Ehkonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii [Economic science of modern Russia], 2002, no. 3, pp. 31-39. (In Russ.).
6. Bogomolov O. T. Rossijskoj normoj dolzhna stat' social'no-orientirovannaya rynochnaya ehkonomika [The socially-oriented market economy should become the Russian norm]. Ehkonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii [Economic science of modern Russia], 2000, no. 5, pp. 37-40. (In Russ.).
7. Bronfeld B.G. Sohranenie, peredacha i ispol'zovanie znanij na osnove primeneniya tekhnologii "pryamogo na-lozheniya znanij" [Preservation, transfer and use of knowledge on the basis of the technology of "direct superposition of knowledge"]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika [Complexity. Mind. Post-non-classical], 2016, no. 2, pp. 81-86. (In Russ.).
8. Bronfeld G. B. Ob odnom podhode k postroeniyu intellektual'nyh ehlektronnyh knig i o molinge [On one approach to the construction of intelligent e-books and moling]. Trudy Vos'mogo mezhdunarodnogo simpozi-uma "Intellektual'nye sistemy" [Proceedings of the Eighth international Symposium "Intellectual systems"]. Moscow, RUSAKI Publ., 2008. Pp. 230-234. (In Russ.).
9. Glazyev S.Yu. Strategiya 2020. Antimodernizacionnyj dokument [Strategy 2020. Anti-modernization document]. Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal [Russian economic journal], 2012, no. 2, pp. 3-10. (In Russ.).
10. Kleiner G.B. Stanovlenie obshchestva znanij v Rossii: social'no-ehkonomicheskie aspekty [Formation of knowledge society in Russia: socio-economic aspects]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and modernity], 2005, no. 3, pp. 56-69. (In Russ.).
11. Kostina N.N. Sovremennoe polozhenie logistiki na predpriyatii: problemy traktovki i vnedreniya logis-tiki [Modern position of logistics at the enterprise: problems of interpretation and implementation of logistics]. Youth scientific forum: Social and economic Sciences, no. 1 (41). Available at: https://nauchforum.ru/archive/ MNF_social/1(41).pdf, accessed 10.07.2018. (In Russ.).
12. Kirilkina O.V. Social'nye faktory peredachi znanij i obmena znaniyami na primere Rossijskoj biznes-organizacii [Social factors of knowledge transfer and knowledge exchange on the example of the Russian business organization]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2011, no. 7. pp. 15-23. (In Russ.).
13. Kucher V.I., Davletyarov R.Z., Shevchenko V.V., Samokhvalov A.V. Osobennosti i varianty ispol'zovaniya logisticheskogo podhoda k upravleniyu znaniyami v organizacii [Features and options of use of logistic approach to knowledge management in the organization]. Problems of modern Economics. Chelyabinsk, 2015. Pp. 143-146. Available at: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7166/, accessed 15.04.2018. (In Russ.).
14. Makarov V.L. Ehkonomika znanij: uroki dlya Rossii [Knowledge Economy: lessons for Russia]. Vestnik RAN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2003, vol. 73, no. 5, pp. 450-456. (In Russ.).
15. Nosov A.L. Logistika kak disciplina izucheniya i kak metodologiya obrazovatel'nogo processa [Logistics as a discipline of study and as a methodology of the educational process]. Koncept [Concept], 2012, no. 3, pp. 1-5. Available at: http://e-koncept.ru/2012/1217.htm (In Russ.).
16. Nekipelov A.D., Tatarkin A.I., Popov E.V. Imperativy sovremennoj ehkonomicheskoj teorii [The Imperatives of modern economic theory]. Vestnik RAN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2011, vol. 81, no. 2, pp. 169-174. (In Russ.).
17. Popov E.V. Instituty [Institutes]. Ekaterinburg, 2015. 712 p. (In Russ.).
18. Sergeev V.I. (ed.). Korporativnaya logistika. 300 otvetov na voprosyprofessionalov [Corporative logistics. 300 answers to the questions of professionals]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 976 p. (In Russ.).
19. Tyapukhin A.P. Logistika [Logistics]. Moscow, 2012. 569 p. (Bachelor. Basic course). (In Russ.).
20. Shumaev V.A. Osnovy logistiki [Fundamentals of logistics]. Moscow, 2016. 314 p. (In Russ.).
21. Panikarova S.V., Vlasov M.V., Upravlenie znaniyami i intellektual'nym kapitalom [Knowledge management and intellectual capital]. Ekaterinburg, 2015. 140 p. (In Russ.).
22. PsyJournals.ru. Available at: http://psyjournals.ru/exp/2017/n4/Nosulenko_Terekhin.shtml [Knowledge Transfer: overview of basic models and technologies — Experimental psychology, 2017, vol. 10, no. 4]. (In Russ.).