Научная статья на тему 'Моделирование культуры: перспективы исследования'

Моделирование культуры: перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1781
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / Модель / модель мира / культура / Культурология / структура модели

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Санжеева Лариса Васильевна

В процессе интеграции культурологического инструментария эволюционных, функциональных, структурных принципов классификации и сравнительного анализа культур, создается открытое когнитивное пространство, где на основе моделирования происходит взаимопроникновение и трансформация рациональных алгоритмов и ментальных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование культуры: перспективы исследования»

Terra Humana

УДК 008 ББК Ч11

Л.В. Санжеева

МОДЕЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе интеграции культурологического инструментария эволюционных, функциональных, структурных принципов классификации и сравнительного анализа культур, создается открытое когнитивное пространство, где на основе моделирования происходит взаимопроникновение и трансформация рациональных алгоритмов и ментальных стандартов.

Ключевые слова:

моделирование, модель, модель мира, культура, культурология, структура модели.

Общество предстает как система неравновесного типа, развитие которой находится в состоянии нестабильности. Новый взгляд на процессы современной цивилизации требует и нового осмысления реальности. Такую возможность дает культурология, которая выступает как интегратор и базовый ориентир, создавая предпосылку к осмыслению и познанию мира в разных мировоззренческих ракурсах, опираясь на старые достижения. Специфика культурологического исследования заключается в разнообразии теоретических, концептуальных подходов, возникающих на стыке наук. Моделирование позволяет объединить имеющуюся информацию как в гуманитарных, так и в естественных и технических науках.

В современных исследованиях культуры значительное место занимают проблемы соотношения типов культур, их отличие и разнообразие. Теоретическая сложность применения комбинации диахронных и синхронных подходов в исследовании исторических и современных культурных процессов объясняется их реальным многообразием, переходностью, сочетанием в них различных типов, несводимостью их конкретных проявлений к одной из идеально-типических моделей.

Культура выступает как сложноорганизованная система, имеющая разноплановые, структурные образования, исследования которых находятся либо в параллельном изучении, либо в далеких друг от друга пластах. Чтобы понять современную динамику культуры, необходимо применять новые теории. Одной из наиболее перспективных представлявляется теория моделирования.

Теория моделирования образует не только базовую, познавательную парадигму культурологии, но и способствует развитию всех вступающих во взаимодействие наук. На основе интеграции культурологического инструментария - эволюцион-

ных, функциональных, структурных принципов классификации и сравнительного анализа культур - создается открытое когнитивное пространство, где происходит взаимопроникновение и трансформация рациональных алгоритмов и ментальных стандартов.

С расширением научных знаний, появлением новой парадигмы мышления, где физические законы применяются в гуманитарных дисциплинах, появляются разнообразные направления, где проектируется структура модели мира, дающая возможность изучения культур в линейной и нелинейной динамике социокультурного развития.

Моделирование как метод теоретического познания связан с трудами создателя теории классического поля английского физика Д.К. Максвелла, он впервые построил наглядные механические модели для электромагнитных явлений [5, с. 56]. Свое дальнейшее развитие теория моделирования получила только в первой трети ХХ в. Современный интерес к моделированию во многом объясняется тем, что этот метод познания активно используется во всех областях деятельности человека, особенно в тех, которые являются на сегодняшний день ведущими - в кибернетике, экономике, банковском деле, политике, технических науках и т.д.

Понятие модель стало философской категорией. Так как философия является основой культурологического осмысления действительности, модель становится культурологической категорией. Изучать закономерности построения и функционирования теоретической модели необходимо для выяснения принципов организации культурологического знания.

В современных научных исследованиях термин модель применяется широко как в естественнонаучных, так и в гуманитарных направлениях: «В широком смысле в науке принято принимать аналог, «замес-

титель» оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала» [7, с. 4]. Наиболее распространены два значения модели: модель как аналог объекта и модель как образец.

Согласно представлениям о моделировании «...любая картина реальности носит упрощенный, схематический характер, и ее отождествление с объектом исследования может быть правомерно в определенных границах. Более того, на одну и туже картину реальности может отображаться множество различных теоретических схем, благодаря чему осуществляется их объективация, они обретают статус “естественного” выражения сущности изучаемой реальности» [8, с. 82]. Модель мира, создаваемая в научных представлениях, отличается наибольшей объективностью, так как служит выявлению таких концептуальных структур, которые наиболее адекватно отражают реальные процессы действительности, вернее позволяют максимально к ней адаптироваться (М. Вартофский [1], Н.И. Моисеев [6], М.С. Каган [3]).

Исследование культуры невозможно без выявления структуры модели мира, которая позволит объединить все методы и методологические подходы. Моделирование - это естественное и неотъемлемое свойство человеческого разума отражать окружающий мир. Человек не может существовать без образов и картин мира, составляющих модель мира, как впрочем, и любое другое живое существо, причем каждое из них отражает в себе окружающий мир на своем уровне организации нервной системы. Процесс познания любого явления никогда не бывает абсолютно новым, он обязательно включает элементы уже известного. Чтобы решить поставленные задачи, необходимо обратиться к аналогичным элементам решенных задач. Для достижения цели выдвигается гипотеза и создается модель, которая изменяется, дополняется, совершенствуется. Формирование на базе эмпирических данных единой теоретической концепции объясняет динамику функционирования модели. Вместе с тем, модель не может ответить на все вопросы, стоящие перед исследователем. Многократное повторение цикла с вовлечением новых моделей обеспечивает развитие научных понятий и представлений. Все преобразования в таких моделях осуществляются в сознании познающего субъекта в ходе так называемого мыслен-

ного эксперимента, который является идеальным и субъективным по форме даже тогда, когда их элементы зафиксированы при помощи знаков, рисунков или других материальных средств.

Модель создается на основе образцов поведения, отношения, формирующих картины соотношения реального и ирреального, взаимосвязанных между собой языком, традициями, обрядами, обычаями, ритуалами, создающими текст культуры, который определяет границы своего и чужого пространства.

На сегодняшний день накоплено огромное множество фактов, свидетельствующих о необходимости теоретического осмысления ментальных, мировоззренческих и методологических основ теории моделирования, его места в культурологии, характера связей с другими фундаментальными научными направлениями, как в технических, так и в гуманитарных дисциплинах. Целесообразность поиска модели как посредника между субъектом и объектом обусловлена, в частности, тем, что при моделировании создается объект, в котором исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном рассмотрении последнего.

В.А. Штофф одним из первых рассматривал гносеологические аспекты моделирования, провел философский анализ понятия «модель», выявил логико-методологические принципы построения модели, выяснял место моделирования в системе отношений объект-субъект [10, с. 8]. Модель мира, создаваемая в научных представлениях, отличается наибольшей объективностью, т.к. служит выявлению таких концептуальных структур, которые адекватно отражают реальные процессы действительности, позволяют максимально к ней адаптироваться. Согласно современным представлениям о моделировании, любая картина реальности носит упрощенный, схематический характер, и ее отождествление с объектом исследования может быть правомерно в определенных границах. Более того, на одну и туже картину реальности может отображаться множество различных теоретических схем, благодаря чему осуществляется их объективизация, они обретают статус «естественного» выражения сущности изучаемой реальности.

В культурологическом исследовании необходимо применять логико-структурный тип моделирования, на его основе строятся воображаемые модели, проводится анализ функционирования элемен-

Общество

Terra Humana

тов системы. Теоретическая структура модели подтверждается или опровергается практическими исследованиями. Для этого необходимо выделить взаимозаме-щаемые объекты на теоретическом и эмпирическом уровне. А.Я. Флиер отмечает, что моделирование может осуществляться на основе типологических и системообразующих признаков [9].

В разных научных традициях принято делать акценты на разных свойствах культуры. До недавнего времени понятие модели рассматривалось преимущественно как специфическое средство и форма научного познания, сегодня оно приобрело многомерное значение в разных науках.

Сущность модели мира заключается в том, что в ней зафиксированы основные мировоззренческие универсалии народа, отражающие особенности среды обитания и этногенеза; она отражает специфику ментальных структур этноса, сложившуюся в процессе освоения и присвоения мира. Модель мира как ментальная конструкция показывает место человека в мире, соотношение этнического, экологического и социокультурного бытия, создает смыслообразующий целостный ориентир жизнедеятельности. Модель мира не только создается человеком, но и сама активно влияет на формирование мировоззрения. В процессе функционирования системы «человек-общество-культура-природа» мировоззрение трансформируется, в результате взаимодействия появляются качественно новые результаты. Возникающий эффект заключается в создании целостной модели мира, проявляющейся

Описок литературы:

[1]

в закономерностях антропосоциокульту-рогенеза, соотношении биологического и социального, разнообразии культурных общностей, дифференциации и интеграции элементов культуры, многослойности культуры.

Модель мира, как и ее компоненты (социальный мир, политический и т.п.) и каждый из ее феноменов рассматривается как открытая, нелинейная, саморазвиваю-щаяся система. Построение модели мира сопоставимо с системно-эволюционным пониманием порядка как синтеза хаоса на микроуровне и порядка на макроуровне. В процессе эволюции отсекается ненужное. По законам эволюции линейной и нелинейной среды, одни структуры заменяют другие, где выживают структуры, наиболее жизнеспособные и перспективные с точки зрения энергетического потенциала. Проблема самоорганизации, самоконс-труирования и самосохранения системы в данном случае модели является основной в процессе выживания и формирования новой мировоззренческой парадигмы.

Моделирование способно отразить все грани изучаемого культурологией объекта и выступить в качестве основного генерирующего принципа культурологического исследования, позволяющего не только изучать отдельные явления культуры, но и постичь культуру как сложную целостность, специфическую функцию и модальность человеческого бытия, которая, вобрав смысл множества разнообразных интерпретаций её сущности, оказывает влияние на современные процессы социокультурного развития личности, общества, государства.

Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / Пер. с англ., общ. ред. и послесл. И.Б. Новикова, В.Н. Садовского. - М.: Прогресс, 1988. - 506 с.

[2] Зиновьев А.А., Ревзин И.И. Модель как средство научного исследования // Вопросы философии. -1960, № 1. - С. 85

[3] Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -

383 с.

[4] Костина А.В., Флиер А.Я. Тернарная функциональная модель культуры (Три культуры - три стратегии жизнедеятельности). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://hischool.ru/userfiles/kostma-flier-tern-fmc.doc

[5] Максвелл Д.К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля / Пер. З.А. Цейтлина / Под ред. П.С. Кудрявцева. - М.: Гостехиздат, 1954, 688 с.

[6] Моисеев Н.Н. Математика в социальных науках // Математические методы в социологическом исследовании: Сб. ст. - М.: Наука, 1981. - 334 с.

[7] Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Уч. пос. для высших учебных заведений - М.: Логос, 1998. - 280 с.

[8] Степин В.С., Огурцов А.П., Мотрошилова Н.В. и др. Идеалы и нормы научного исследования // Идеалы и нормы в диалектике научного поиска. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 481 с.

[9] Флиер А.Я. Реконструкция культуры // Высшая школа культурологии - Культурологический словарь. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/CultDic/22.php

[10] Штофф В.А. Моделирование и философия- М.: Наука, 1966. - 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.