Научная статья на тему 'Synergetic model of culture'

Synergetic model of culture Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
296
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ / МОДЕЛЬ / СМЫСЛ / ОНТОЛОГИЯ / СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ / SYSTEM / CULTURE MODEL / MODEL / SENSE / ONTOLOGY / SYNERGETIC / SYNERGETIC MODEL OFCULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Sanzheeva Larisa Vasilyevna

In article the analysis of synergetic model of culture is carried out. The ontology of sense of life and semantic interrelations of subject and subject and object elements of culture as systems are considered. Need of designing of culture model, for identification of synergetic mechanisms of fluctuations and transformations of multipurpose systems of the person, society and the nature is proved. The synergetic model of culture, its design, structural forms, and levels in complete system of life is rather complex theoretical problem in the knowledge, applying for a meta-scientific form of knowledge. The culture forms ideas, meanings and the values creating reference points of activity of the person and society, the models which were reflected in a design. The model is the design of the culture representing structure of interconnected elements, functionally dependent, created in the course of activity of the person and society. The synergetic provides mechanisms of development of culture model. The synergetic model of culture is capable to unite all systems of life in a uniform design. On the basis of the carried-out analysis the following concept of synergetic model of culture is offered. The synergetic model of culture is a design, with a complex of the unstable structural elements providing interaction of meanings of person’s life, society and the nature in the course of activity. The design of synergetic model of culture creates the sphere of life of the person, connected with natural, social, historical and other factors of development; its construction will give the chance to reveal properties of culture and functioning in diachronic and synchronic dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Synergetic model of culture»

УдК 008 ББК 71.0

Лариса Васильевна Санжеева,

доктор культурологии, профессор, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (670005, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1) e-mail: LVSangeeva@yandex.ru

Синергетическая модель культуры

В статье проведён анализ синергетической модели культуры. Рассмотрена онтология смысла бытия и смысловые взаимосвязи субъектно-предметно-объектных элементов культуры как системы. Обоснована необходимость конструирования модели культуры для выявления синергетических механизмов флуктуаций и трансформаций многофункциональных систем человека, общества и природы. Синергетическая модель культуры, её конструкция, структурные формы, уровни в целостной системе бытия является достаточно сложной теоретической проблемой в познании, претендующей на метанаучную форму познания. Культура формирует идеи, смыслы и ценности, создающие ориентиры жизнедеятельности человека и общества, отражающиеся в конструкции модели. Модель - это конструкция культуры, представляющая структуру взаимосвязанных элементов, функционально зависимых, созданных в процессе деятельности человека и общества. Синергетика обеспечивает механизмы развития модели культуры. Синергетическая модель культуры способна объединить в единую конструкцию все системы бытия. На основе проведённого анализа предложено следующее понятие синергетической модели культуры. Синергетическая модель культуры - это конструкция с комплексом неустойчивых структурных элементов, обеспечивающих взаимодействие смыслов бытия человека, общества и природы в процессе деятельности. Конструкция синергетической модели культуры создает сферу бытия человека, связанными с природными, социальными, историческими и другими факторами развития, её построение даст возможность выявить свойства культуры и функционирование в диахронической и синхронической динамике.

Ключевые слова: система, модель культуры, модель, смысл, онтология, синергетика, синергетическая модель культуры.

Larisa Vasilyevna Sanzheeva,

Doctor of Culturology, Professor, Eastern Siberian State Academy of Culture and Arts (1 Tereshkov St., Ulan-Ude, Russia, 670005) e-mail: LVSangeeva@yandex.ru

Synergetic Model of Culture

In article the analysis of synergetic model of culture is carried out. The ontology of sense of life and semantic interrelations of subject and subject and object elements of culture as systems are considered. Need of designing of culture model, for identification of synergetic mechanisms of fluctuations and transformations of multipurpose systems of the person, society and the nature is proved. The synergetic model of culture, its design, structural forms, and levels in complete system of life is rather complex theoretical problem in the knowledge, applying for a meta-scientific form of knowledge. The culture forms ideas, meanings and the values creating reference points of activity of the person and society, the models which were reflected in a design. The model is the design of the culture representing structure of interconnected elements, functionally dependent, created in the course of activity of the person and society. The synergetic provides mechanisms of development of culture model. The synergetic model of culture is capable to unite all systems of life in a uniform design. On the basis of the carried-out analysis the following concept of synergetic model of culture is offered. The synergetic model of culture is a design, with a complex of the unstable structural elements providing interaction of meanings of person's life, society and the nature in the course of activity. The design of synergetic model of culture creates the sphere of life of the person, connected with natural, social, historical and other factors of development; its construction will give the chance to reveal properties of culture and functioning in diachronic and synchronic dynamics.

Keywords: system, culture model, model, sense, ontology, synergetic, synergetic model of culture.

156

© Л. В. Санжеева, 2014

Научная актуальность статьи заключается в обосновании синергетической модели культуры как инструмента познания современных процессов трансформации человека и общества. Данная проблема связана с глобальными процессами информатизации и интенсификации межкультур-ных взаимосвязей. Преобразование современного общества и человека в глобализующемся пространстве - неизбежный процесс, поэтому важно понять, как и почему работают механизмы культуры.

Культура как система бытия создает идеи и смыслы, предназначенные для гармоничного функционирования человека, общества и природы в единстве соотношений. «Совершенно очевидно, что человек, общество, культура являются системными объектами» [2, с. 37]. Изучение каждой системы в отдельности привело к формированию огромной теоретической и эмпирической базы требующей осмысления новой парадигмы исследования. Такой метанаукой, создающей культурологическую парадигму, сегодня является синергетика. Как писал М. С. Каган: «Синергетика обратилась к изучению закономерностей процессов развития сложных и сверхсложных, самоуправляющихся систем» [2, с. 59].

В процессе изучения феноменов культуры мы пришли к выводу, что синергетика является одним из эффективных методов естественно-научного и гуманитарного познания, применяется в теоретических и практических исследованиях различных уровней и направлений. Позволяя в наглядной форме обозначить особенности структуры, сущностные связи и функциональные отношения составляющих элементов системы, моделирование которых помогает комплексно подойти к изучению того или иного объекта, предмета, субъекта и по возможности рассмотреть его как неотъемлемую часть целостной системы. «Моделирование - одна из основных категорий теории познания. На идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования» [1]. Следует при этом заметить, что, если раньше в научно-исследовательском пространстве приоритетное внимание определялось научным направлением в узком смысле, то последние десятилетия отличаются повышенным интересом к культуре как единственному способу объединяющему бытие и конструирование модели культуры способствует таким исследованиям.

Современные научные исследования наглядно демонстрируют наличие множества моделей, независимо от количественных и качественных изменений в содержании научного знания. Система научных и ненаучных знаний, непосредственно функционирующих в процессе жизнедеятельности, как способ построения онтологического бытия человека, влияет на создание и органичное существование различных моделей, необходимых человеку для выживания в условиях глобализации, где каждая модель приобретает различные модификации. Понятие модели широко используется в науке. Нами в контексте концепции М. С. Кагана предлагается следующее понятие модели в культурологии. «Модель - это конструкция культуры, представляющая структуру взаимосвязанных элементов, функционально зависимых, созданных в процессе деятельности человека и общества». Такое понятие, на наш взгляд, обеспечивает целостное восприятие и отражение функционирования всех систем бытия.

Синергетическое конструирование модели культуры создаёт условия для системного познания мира в его неустойчивых системных элементах. В частности Д. К. Максвелл [4] и многие другие считали, что только система модели может подтвердить теоретическую концепцию, с чем мы полностью согласны. В отличие от физической модели, модель культуры в основе содержит духовное начало, поэтому сочетание ментальной основы с конструктивным основанием даст возможность понять причинно-следственные факторы развития культуры, человека и общества. Сегодня понятие моделирования широко применяется в разных областях знаний, в том числе в системе культурологического познания, где модель становится категорией и инструментом исследования. Например, А. Я. Флиер разрабатывает моделирование в историко-культурологическом познании мира [8]. Модель мира, по теории А. Я. Флиера, может быть рассмотрена только в её исторически конкретном содержании. Вследствие активного использования терминов модель и моделирование в культурологии появляются новые теории, в данном случае построение конструкции модели культуры, основанной на синергетических механизмах функционирования, для выяснения принципов формирования онтологии бытия.

Вследствие этого синергетическая модель культуры даёт возможность выявить общие тенденции глобальных процессов, степень сохранения каждого элемента и традиционного пласта культурных феноменов. В модели культуры зафиксированы универсальные основы глобальных трансформаций, которые можно проследить в среде устойчивых и неустойчивых систем. В основе конструкции модели лежат идеи и смыслы культуры. В. В. Налимов исследовал смыслы бытия и определил, что смыслы пронизывают всё пространство культурного мира [5]. По теории модели мира, где «модель мира - это представление о себе и окружающем мире, на её основе формируется пространство культуры, где все элементы обретают свой смысл, значение в определенной взаимосвязи и взаимозависимости» [7, с. 40]. Мы считаем, что онтология смысла модели культуры - это в значительной степени онтология бытия человека в культуре. В модели культуры совокупность смыслов даёт возможность человеку и обществу органично существовать в любых формах: материальной, духовной, социальной, культурной, политической и др. Идеи и смыслы постоянно меняются, поэтому меняется и человек.

Итак, идеи и смыслы культуры обладают синергетическими механизмами развития, так как конструкция модели представляет собой самоорганизующуюся систему. Для выявления природы возникновения самоорганизации, определения принципов превращения независимых объектов в элементы слаженно функционирующей системы необходимо уделять внимание анализу перехода системы из состояния неустойчивости в состояние упорядоченности, подчиненного единой внутренней цели, где внутренняя цель обозначена смысловыми детерминантами.

В процессе детального изучения самоорганизации систем было выявлено, что существуют глубокие аналогии, проявляющиеся в функционировании, совершенно различных самоорганизующихся систем. Этот момент послужил толчком для возникновения синергетического подхода как общенаучной методологии. Было разработано применение синергетического подхода в физике, химии, биологии, намечены пути его мировоззренческого, методологического осмысления в философии, экономике, социологии и других науках, в том числе

культурологии. Г. Хакен предсказывал такую возможность переноса нового теоретического инструментария, разрабатываемого в химии и физике, во все гуманитарные науки [6].

Конструкция модели культуры как самоорганизующаяся система относится к наиболее сложным типам систем. Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов считают, что к самоорганизующимся системам предъявляются определённые требования: система должна быть открытой (разомкнутой), т.е. взаимодействовать с окружающей средой, по иерархической структуре она должна быть сложной, многоуровневой, состоящей из многих систем. При этом необходима обязательная кооперативность процессов и явлений, происходящих в системе [3]. В результате характерной особенностью систем является непрерывная приспособляемость к меняющимся внутренним и внешним условиям их существования и непрерывное совершенствование поведения при неизменных условиях с учётом прошлого опыта. Значит, синергетический эффект, возникающий в результате взаимодействия подсистем, заключается в создании целостного бытия культуры, проявляющегося в закономерностях антропосоциокультурогенеза. Смыслы развития культуры и её движущие силы лежат в ней самой, что ассоциируется с синергетическими механизмами развития системы, поэтому синергетическая модель культуры показывает закономерность саморазвития, отражающаяся в подсистемах единой конструкции.

Одним из главных моментов эволюции сложных, открытых, нелинейных систем является возможность самоорганизации, возникновения порядка из хаоса. Системы, способные к самоорганизации, относятся к биологической, антропологической, социальной, ментальной реальности, поскольку все они обладают необходимыми свойствами. «Свойства, связанные с системами бытия, природой, обществом и культурой и собственно человеком: открытости (обмен ресурсами, информацией); сложности (со-подчиненности взаимосвязанных элементов); неустойчивости (состояние с высокой степенью чувствительности); стохатичности (непредсказуемость случайных процессов); диссоциации (механизмы выравнивания, деградации, равновесия, целостности)» [6]. Свойства синергетики дают возможность сконструировать модель культуры на осно-

ве физической природы и вывести закономерности самоорганизации, что позволяет раскрыть варианты эволюции, необратимости, спонтанности, соотношение смыслов и ценностей. Флуктуация существует при определённых условиях взаимодействия элементов структуры, в точке бифуркации оставаясь неустойчивой и чувствительной, она создаёт новые идеи, смыслы и ценности. При этом формируются новые критерии оценки реальной и ирреальной действительности. Все свойства, имеющие причинно-следственный характер, могут меняться в зависимости от процессов опредмечивания и распредмечивания культурных феноменов, явлений, форм и т. д.

По теории С. П. Курдюмова, в основу синергетики положена неравновесная термодинамика, которая изучает рождение сложного, процессы морфогенеза [3]. Морфогенез культуры продолжается, появляются смыслы, процессы, функции, которые собственно и создают синергетическую конструкцию модели культуры. Включение всех элементов в неравновесную самоорганизо-ванную конструкцию, способно выявлять специфику функционирования элементов модели. Вследствие чего синергетическая модель культуры способна объединить в единую конструкцию все системы бытия.

В отличие от других моделей понятие «синергетическая модель культуры» не может использоваться там, где не отражается духовное в человеке. Модель культуры со-

ответствует отображению образов и картин в системе духовного смыслополагания. Синергетическая модель культуры создает конструкцию объектно-субъектно-предметных соотношений, которая имеет строгую иерархию соподчиненности элементов структуры.

Опираясь на теорию В. А. Штоффа, концепцию М. С. Кагана, синергетику Г. Ха-кена, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова [2; 3; 9;10] и др., мы можем предложить понятие «синергетическая модель культуры» как культурологическую категорию познания, формирующую методологию исследования, имеющую функциональное предназначение для метанаучного изучения систем. «Синергетическая модель культуры - это конструкция, с комплексом неустойчивых структурных элементов, обеспечивающих взаимодействие смыслов бытия человека, общества и природы в процессе деятельности».

Таким образом, синергетическая модель культуры, её конструкция, структурные формы, уровни в онтологии бытия является достаточно сложной теоретической проблемой в познании. Конструкция синергетической модели культуры создаёт сферу бытия человека, связанными с природными, социальными, историческими и другими факторами развития, её построение даст возможность вывить свойства культуры и функционирование в диахронической и синхронической динамике.

Список литературы

1. Бондарев В. Концепции современного естествознания. URL: http://www.gumer.info/ ЫЫ^ек (дата обращения: 07.04.2014).

2. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. Историографический очерк, проблемы современной методологии. Закономерности культурогенеза, этапы развития культуры традиционного типа - от первобытности к Возрождению. СПб: Петрополис, 2003. 368 с.

3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика. Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2011. 272 с.

4. Максвелл Дж. К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М.: ЕЕ МЕДИА, 2012. 691 с.

5. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. Изд. 3-е. М.: Парадигма, Академический проект, 2011. 399 с.

6. Наука. Синергетика. [сайт]. URL: Іійр://ш^аепсе^ікіа.сот^ікі/Синергетика (дата обращения: 05.04.13).

7. Санжеева Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят ХІХ-ХХ вв. СПб.: Асте-рион, 2006. 196 с.

8. Флиер А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры: монография. М.: Согласие, 2013. 533 с.

9. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам / пер. с англ. Серия «Синергетика: от прошлого к будущему». М.: Букинист,

2005. 248 с.

10. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 120 с.

References

1. Bondarev V. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek (data obrashcheniya: 07.04.2014).

2. Kagan M. S. Vvedenie v istoriyu mirovoi kul'tury. Kniga pervaya. Istoriograficheskii ocherk, problemy sovremennoi metodologii. Zakonomernosti kul'turogeneza, etapy razvitiya kul'tury traditsionnogo tipa - ot pervobytnosti k Vozrozhdeniyu. SPb: Petropolis, 2003. 368 s.

3. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Sinergetika. Nelineinost' vremeni i landshafty koevolyutsii. M.: KomKniga, 2011. 272 s.

4. Maksvell Dzh. K. Izbrannye sochineniya po teorii elektromagnitnogo polya. M.:

EE MEDIA, 2012. 691 s.

5. Nalimov V. V. Spontannost' soznaniya. Veroyatnostnaya teoriya smyslov i smyslovaya arkhitektonika lichnosti. Izd. 3-e. M.: Paradigma, Akademicheskii proekt, 2011. 399 s.

6. Nauka. Sinergetika. [sait]. URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/Sinergetika (data obrashcheniya: 05.04.13).

7. Sanzheeva L. V. Model' mira v traditsionnoi kul'ture buryat XIX-XX vv. SPb.: Asterion,

2006. 196 s.

8. Flier A. Ya. Ocherki teorii istoricheskoi dinamiki kul'tury: monografiya. M.: Soglasie, 2013. 533 s.

9. Khaken G. Informatsiya i samoorganizatsiya. Makroskopicheskii podkhod k slozhnym sistemam / per. s angl. Seriya «Sinergetika: ot proshlogo k budushchemu». M.: Bukinist, 2005. 248 s.

10. Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya. M.: Nauka, 1966. 120 s.

Статья поступила в редакцию 11.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.