Научная статья на тему 'Моделирование коррекции проявлений моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой'

Моделирование коррекции проявлений моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочурова Л.А., Назаренко Л.Д.

Проблема оздоровления учащейся молодежи привлекает внимание многих исследователей, так как выпускники вузов призваны решать сложные задачи по дальнейшему экономическому и социальному развитию страны. Поддержание высокой работоспособности, умение управлять психо-эмоциональным состоянием, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели является необходимым качеством специалистов всех сфер народного хозяйства. Систематические занятия избранным видом физкультурноспортивной деятельности способствуют развитию и совершенствованию многих положительных качеств личности. Одной из немаловажных проблем, привлекающих все большее внимание исследователей, является своевременная коррекция моторной асимметрии. Явно выраженные латеральные предпочтения к выполнению различных рабочих операций левой рукой вызывают определенный дискомфорт, так как, в основном, все техническое оборудование ориентировано на людей с правосторонним латеральным предпочтением. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о возможности некоторой коррекции левосторонней моторной асимметрии, что обусловливает существенное улучшение показателей физической подготовленности. Разработанная модель коррекции моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой показала свою эффективность при организации учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочурова Л.А., Назаренко Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование коррекции проявлений моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой»

УДК 796.0:61

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ МОТОРНОЙ

АСИММЕТРИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

АЭРОБИКОЙ

Л.А. Кочурова - аспирант Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н.Ульянова, Ульяновск

MODELING OF THE MOTOR ASYMMETRY DISPLAYS CORRECTION DEALING WITH HEALTH-IMPROVING AEROBICS

Kachurova L.A.-Postgraduate student Nazarenko L.D. - Doctor of Pedagogics, professor I.N.Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena_funina@mail.ru

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, латеральные предпочтения модель коррекции моторной асимметрии, педагогический эксперимент, методика коррекции.

Аннотация. Проблема оздоровления учащейся молодежи привлекает внимание многих исследователей, так как выпускники вузов призваны решать сложные задачи по дальнейшему экономическому и социальному развитию страны. Поддержание высокой работоспособности, умение управлять психо-эмоциональным состоянием, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели является необходимым качеством специалистов всех сфер народного хозяйства. Систематические занятия избранным видом физкультурно-спортивной деятельности способствуют развитию и совершенствованию многих положительных качеств личности. Одной из немаловажных проблем, привлекающих все большее внимание исследователей, является своевременная коррекция моторной асимметрии. Явно выраженные латеральные предпочтения к выполнению различных рабочих операций левой рукой вызывают определенный дискомфорт, так как, в основном, все техническое оборудование ориентировано на людей с правосторонним латеральным предпочтением. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о возможности некоторой коррекции левосторонней моторной асимметрии, что обусловливает существенное улучшение показателей физической подготовленности. Разработанная модель коррекции моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой показала свою эффективность при организации учебно-тренировочного процесса.

Key words:health-improving aerobics, lateral preferences, the model of the motor asymmetry correction, pedagogical experiment, the method of correction.

Annotation. The problem of students health improvement attracted the attention of many researchers, as the graduates are supposed to meet the challenge on further economic and social development of the country. Maintaining the high level of capacity for work, ability to manage the psycho-emotional state, being persistent in achieving the goal are the main necessary qualities for the specialists in all spheres of national economy. Systematic going in for chosen kind of sport ac-

tivities stimulates the development and improvement of many positive personality traits. One of the main problems, which attracts the attention of the researchers, is the timely correction of motor asymmetry. Effusive lateral preferences for the fulfilment of various operations with the left hand cause some discomfort, as basically all the technical equipment is aimed at people with the right lateral preference. The results of the pedagogical experiment testify to the possibility of some correction of left-sided motor asymmetry, this fact results in significant improvement of physical fitness. The developed model of motor asymmetry correction involved into health-improving aerobics showed its efficiency in the organization of the training process.

Современное общество предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья выпускников вузов - будущих руководителей производства в различных сферах народного хозяйства, их профессиональной и физической подготовленности. Значительные информационные и нервно-психические нагрузки, недостаточный объем двигательной активности, несформирнованность навыков самостоятельного использования общемировых ценностей физической культуры и спорта обусловливают снижение интеллектуального и двигательного потенциала, синдром хронической усталости, депрессивное состояние.

Проблема совершенствования физического воспитания студентов привлекает внимание многих исследователей в области физической культуры и спорта [1, 5, 6]. Ученые подчеркивают необходимость создания условий свободного выбора учащейся молодежью видов и форм занятий физическими упражнениями.

Современная оздоровительная аэробика является наиболее доступным видом физ-культурно-спортивной деятельности с высоким оздоровительным и эстетическим эффектом. Эмоциональная привлекательность и педагогическая эффективность показывают необходимость ее применения на учебных занятиях по физическому воспитанию. Выполнение обще-развивающих и танцевальных упражнений в процессе занятий аэробикой способствует повышению мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и других двигательно-координационных качеств; формированию рациональной осанки, общей двигательной и музыкальной культуры.

Целью данной работы является концептуальное обоснование значимости разностороннего развития и коррекции моторной асимметрии средствами оздоровительной аэробики.

Задачи: 1. Разработать модель снижения проявлений моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой.

2. Экспериментально проверить эффективность использования данной модели в процессе учебно-тренировочных занятий.

В связи с модернизацией общеобразовательной школы становится актуальной проблема разработки нового содержания системы физического воспитания, поставленная Правительством Российской Федерации в стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2012 года. В рамках нового федерального образовательного стандарта по физической культуре для общеобразовательной и высшей школы сформировано главное требование: создание условий для формирования навыков самостоятельного использования физических упражнений для укрепления здоровья, разностороннего интеллектуального и физического развития.

В настоящее время в педагогической науке обозначилась тенденция к переходу от унифицированного образования к такому виду образования, который учитывал бы личностные особенности, возможности и способности каждого обучающегося, показатели его здоровья. Новые ориентиры образовательного процесса предусматривают сосредоточение внимания на целостном развитии, определяющем степень реализации жизненных целей и задач. Теоретическими предпосылками решения проблемы разностороннего развития личности являются ведущие концептуальные положения: о единстве сознания и деятельности; учете причинно-следственных связей в организации управления движениями.

Реализация данных положений связана с глубоким пониманием смысла каждого вида деятельности, выявлением его внутренних и внешних связей с общим направлением разви-

тия и совершенствования индивида. Организм человека в силу значительной консервативности биологической эволюции не может быстро приспосабливаться к окружающей среде путем изменения собственной внутренней организации. В связи с этим существенно повышается необходимость учета относительной гибкости и пластичности биологических систем [2].

Такое динамическое равновесие достигается благодаря поддержанию динамически устойчивого неравновесного состояния по отношению к природной среде. Двигательная активность всегда была и остается ведущим условием формирования этой системы. Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья человека, механизма регуляции его жизнедеятельности является систематическая, глубоко осознанная двигательная активность в течение индивидуальной жизни.

Посредством регулярного выполнения целенаправленных физических упражнений можно обеспечить необходимую коррекцию в функциональном состоянии организма. Одним из наиболее распространенных явлений является проявление моторной асимметрии; по разным источникам, количество людей с левосторонней асимметрией составляет от 15 до 30%. Учеными было установлено, что двигательная асимметрия является проявлением асимметрии головного мозга с функциональной специализацией его правой и левой половины [3, 68].

Разнообразная приспособительная деятельность центральной нервной системы осуществляется в единстве материальных (левых и правых) функциональных взаимосвязей, заключающихся в том, что левое полушарие участвует преимущественно в анатомической абстрактно-символической деятельности на речевой и звуковой основе. Правое полушарие характеризуется конкретно-образным проявлением мышления на пространственно-временной основе. Это указывает на главенствующую роль специально организованных двигательных действий, под воздействием которых совершенствуются не конечности, а мозг, координирующий работу соответствующих мышц, обеспечивая тем самым точность моторных актов. Следовательно, речь должна идти не о ведущей конечности, а о ведущем полушарии мозга с учетом ее функциональной организации - перекрестном управлении мышечным аппаратом.

В спортивной деятельности возникает необходимость существенного снижения моторной асимметрии, проявление которой отрицательно влияет на соревновательный результат. В оздоровительной аэробике, например, танцевальные, прыжковые и другие физические упражнения должны выполняться с одинаковым мышечным напряжением верхних и нижних конечностей, что необходимо учитывать при организации и проведении учебно-тренировочного процесса.

Нами разработана модель коррекции моторной асимметрии у занимающихся оздоровительной аэробикой (рис.1). При определении цели и задач учебно-тренировочного процесса, направленного на коррекцию моторной асимметрии, необходимо учитывать различную функциональную роль правого и левого полушария. Правое полушарие связано с функциями I сигнальной системы и является базой образного мышления, в то время как левое полушарие является речевым, опирающимся на II сигнальную систему и создающим условия для формирования абстрактно-логического мышления. Это обусловливает соответствующий выбор средств и методов коррекции двигательной асимметрии. Так, для коррекции левосторонней асимметрии необходима система средств, методов обучения и тренировки; соответствующих педагогических условий, располагающих возможностями для эффективной коррекции данной разновидности асимметрии. В качестве таких педагогических условий можно рассматривать применение двигательных заданий с четко выраженным ритмом выбор музыкального сопровождения, явно ритмичного характера; а также использование метронома, подсказывающего момент акцентированного выполнения танцевальных, прыжковых и других физических упражнений; разметки, определяющей пространственные параметры движений, их амплитуду и, соответственно, величину развиваемых мышечных усилий.

Латеральные двигательные предпочтения занимающихся оздоровительной аэробикой

Специфика проявления моторной асимметрии

+ . . * "

Правостороннее

Левостороннее

Амбидекстрия

Концептуальные положения

Цель и задачи

Средства

Система педагогических воздействий

Методы

Тесты и критерии оценки

Педагогические условия

Формы занятий

Планируемый результат

Рис.1. Модель коррекции моторной асимметрии у занимающихся оздоровительной

аэробикой

Система педагогических воздействий призвана активизировать двигательную деятельность, поощрять и стимулировать точное и четкое выполнение двигательных заданий в соответствии с их пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами. Целесообразно одобрение характера выполняемого упражнения, обращение внимания группы на особенности воспроизведения танцевального движения, акцентирование его эстетической выразительности.

В качестве тестов для оценки степени выраженности латеральных предпочтений использовались броски мяча в цель и на дальность; вращение обруча на левой и на правой руке с заданной скоростью и амплитудой; ловля мяча ведущей рукой с расстояния 5-6м, брошенного тренером; прыжок в высоту с одного шага; прыжок в длину с 3 шагов разбега для выявления толчковой ноги; поворот прыжком с места в предпочтительную сторону и др.

В процессе занятий, направленных на коррекцию левосторонней асимметрии, кроме основной формы занятий - тренировки, использовались дополнительные: утренняя гимнастика, динамические паузы, самостоятельные занятия во время выполнения интеллектуальных заданий различного рода. В каждой из разнообразных форм занятий решались свои специфические задачи, направленные на укрепление мышц левой стороны тела при сохранении ведущей роли правой руки и правой ноги.

С целью проверки эффективности предложенной нами модели был проведен педагогический эксперимент с участием студентов экономико-математического факультета и факультета информационных систем в количестве 59 человек 17-20 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой. Для проведения исследования студентки были распределены на кон-

трольную группу (КГ) 30 человек и экспериментальную - 29 человек. Перед началом педагогического эксперимента с помощью системы двигательных тестов были выявлены студентки с левосторонней моторной асимметрией - 7 человек в КГ и 5 человек в ЭГ.

По качеству выполнения предложенных тестов для выявления двигательных латеральных предпочтений экспертной группой в количестве 5 независимых тренеров по оздоровительной аэробике была выставлена оценка в баллах. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике, в ЭГ содержание занятий определялось в соответствии с разработанной нами моделью коррекции моторной асимметрии.

После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование. Анализ полученных результатов свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности занимающихся оздоровительной аэробикой в обеих группах, однако в ЭГ студентки имели значительное преимущество. Так, в КГ при выполнении броска мяча на дальность (150 г) при исходных данных 36,23±2,61 м к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на 4,91% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 36,07±1,92 м результаты улучшились на 11,86% (р<0,05). При выполнении прыжка в высоту с одного шага в КГ при исходных данных 97,33±4,51 см к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 3,27% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 96,17±5,34 см прирост результатов составил 10,92% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим видам контрольных упражнений.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что коррекция левосторонней моторной асимметрии имеет большое значение для занимающихся оздоровительной аэробикой. Студентки приобретают уверенность в себе, существенно повышается их психо-эмоциональное состояние; снижение моторной асимметрии способствует повышению эстетической выразительности двигательных действий.

Применение модели коррекции моторной асимметрии у занимающихся оздоровительной аэробикой позволило создать целостный подход к организации учебно-тренировочного процесса, направленного на выявление наиболее эффективных средств и методов; педагогических условий и целенаправленных воздействий, стимулирующих двигательную активность занимающихся не только на учебно-тренировочных занятий, но и при использовании дополнительных форм занятий, где студентки самостоятельно и осознанно отрабатывали двигательные задания, усвоенные на тренировке.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Актовая речь. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. - М. : РГУФКСМиТ. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 41 с.

2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физической активности / Н.А. Бернтшейн. - М. : Медгиз, 1966. - 349 с.

3. Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова . - М. : Медицина, 1988. - 240с.

4. Иванова, Г. П. Некоторые причины и проявления асимметрии динамической структуры ударных действий. / Г.П. Иванова, Спиридонов Д.В., Саутина Э.Н. - Теория и практика физической культуры . - 2006. -С. 41-45.

5. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе : монография / Л. И. Лубышева. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта. - 2006. - 152 с.

6. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений /Л.Д. Назаренко. - М. : Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 240 с.

7. Степанов, В.С. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве : ав-тореф. ... докт. пед. Наук / В.С. Степанов . - Майкоп, 2001 . - 48 с.

8. Шевченко, Д.Ю. Методика совершенствования координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией / Д.Ю. Шевченко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - № 1 (22). - 2012. - С. 144-151.

Bibliography

1. Balsevich V.K.Acts of speech. Natural and social resources of the motor capacity development / V.K. Balsevich - Moscow: RGUFKSMiT.

2. Bernstein, N.A. Essays on the physiology of movements and physical activity / N.A. Berntsheyn. - Moscow: Medgiz, 1966. - 349 p.

3. Bragin N.N., DobrokhotovaT.A. Functional asymmetry of a man /.; - M.: Medicine, 1988. - 240 p.

4. Ivanova G.P.Some causes and manifestations of the dynamic structure asymmetry of the impact effect. / G.P.Ivanova,Spiridonov D.V., Sautina E.N. Theory and Practice of Physical Culture. - 2006. - p. 41-45.

5. Lubysheva L.I. Sport culture at school: monograph / L.I. Lubysheva. - Moscow: SIC "Theory and Practice of Physical Culture and Sport, 2006. - 152p.

6. Nazarenko, L.D.Health-improving basis of physical exercises / L.D. Nazarenko. - Moscow: Publishing House of VLADOS - Press, 2003. - 240 p.

7. Stepanov V.S. The asymmetry of the motor actions of athletes in three-dimensional space:.thesis/ V.S.Stepanov. - Maikop, 2001. - 48 p.

8. Shevchenko D.Y.The method of improvement of the coordination abilities of high school students with different motor asymmetry / D.Y. Shevchenko // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. - 2012. - № 1 (22). - p. 144-151.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011

Статья поступила в редакцию: 31.10.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.