Научная статья на тему 'Техническая подготовленность девушек с разными латеральными двигательными предпочтениями, занимающихся оздоровительной аэробикой'

Техническая подготовленность девушек с разными латеральными двигательными предпочтениями, занимающихся оздоровительной аэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СТУДЕНТКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ПРИРОСТ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочурова Л.А., Перфильева Н.П.

В работе исследована техническая подготовленность студенток технического вуза, занимающихся оздоровительной аэробикой. Результаты педагогического эксперимента показали, что средства и методы оздоровительной аэробики являются эффективными инструментами коррекции двигательной ассиметрии, повышения физической и технической подготовленности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническая подготовленность девушек с разными латеральными двигательными предпочтениями, занимающихся оздоровительной аэробикой»

УДК 612-766:796

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ

Л.А. Кочурова - аспирант Н.П. Перфильева - доктор биологических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова Ульяновск

TECHNICAL PREPAREDNESS OF GIRLS WITH DIFFERENT LATERAL MOTOR PREFERENCES DEALING WITH HEALTH-IMPROVING

AEROBICS

L.A. Kochurova - postgraduate student N.P. Perfilyeva - Doctor of Biological Sciences, Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: elena_funina@mail.ru

Ключевые слова: латеральные двигательные предпочтения, студентки, оздоровительная аэробика, физическая и техническая подготовленность, направленные физические упражнения, балльная оценка, прирост уровня технической подготовленности.

Аннотация. В работе исследована техническая подготовленность студенток технического вуза, занимающихся оздоровительной аэробикой. Результаты педагогического эксперимента показали, что средства и методы оздоровительной аэробики являются эффективными инструментами коррекции двигательной ассиметрии, повышения физической и технической подготовленности занимающихся.

Key words: lateral motor preferences, students, health-improving aerobics, physical and technical preparedness, directed physical exercises, numerical score, the increase in the level of technical preparedness.

Summary. We studied the technical preparedness of technical university's students involved in health-improving aerobics. The results of pedagogical experiment showed that the means and methods of health-improving aerobics are effective tools for the correction of motor asymmetry, increasing physical and technical preparedness of the students.

ВВЕДЕНИЕ

Из доступной литературы [1, 3-4] известно, что на технические качества спортсменов разных видов спорта влияет тип их моторной ассиметрии. Поэтому совершенствование спортивного мастерства напрямую зависит от осознанного поиска резервных возможностей организма, разработки новых методов и средств влияния на эффективность работы периферических механизмов, обусловливающих функциональную ассиметрию.

В оздоровительной аэробике эстетичность движений предполагает слаженность, гармоничность и симметрию, что актуализирует целесообразность поиска и изучение средств и методов внешних воздействий на структурное содержание тех или иных действий занимающихся.

Цель данной работы - влияние занятий оздоровительной аэробики на техническую подготовленность девушек с учетом типа моторной ассиметрии.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базе Ульяновского технического университета в течение трех лет. В нем участвовали 50 студенток 1 курса разных факультетов, которые составили три группы: КГ (амбидекстры) - 17 человек, ЭГ-1 -девушки с левосторонней ассиметрией (16 человек), ЭГ-2 - с правосторонней ассиметрией (17 человек).

Техническую подготовленность занимающихся исследовали дважды: до эксперимента и после трехгодичных занятий. Экспертная оценка выставлялась по пятибалльной системе тремя независимыми экспертами, специалистами в данной области.

Девушки КГ занимались по обычной программе оздоровительной аэробикой. В ЭГ-1 использовались физические упражнения на снижение степени левосторонней ассиметрии. Системы двигательных действий предусматривали распределение мышечной нагрузки в большей степени на правую сторону. В ЭГ-2 обучение направлялось на снижение степени правосторонней ассиметрии. Системы двигательных действий предусматривали распределение мышечной нагрузки в большей степени на левую сторону. Критерии оценки технической подготовленности нами были представлены в предыдущей статье [2].

На первом этапе исследования студентки 1-го курса осваивали теоретические и практические навыки элементов и связок тех или иных видов оздоровительной аэробики в соответствии с техническими требованиями исполнения упражнений, с которыми были ознакомлены.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходный уровень физической и технической подготовленности первокурсниц был разный, поэтому между результатами не было достоверных различий (р>0,05). Результаты третьего этапа исследования - достоверны (р < 0,05).

Таблица 1

Результаты тестирования технической подготовленности в баллах (М±т) _(Р < 0,05)____

№ п/п Название теста Этап эксперимента КГ ЭГ - 1 ЭГ - 2

1. Техника базовых шагов до 3,5±0,06 3,7±0,05 3,6±0,06

после 3,7±0,01 4,3±4,04 4,3±0,01

2. Танцевальные шаги «Ча-ча-ча» до 3,6±0,07 3,7±0,06 3,8±0,07

после 3,8±0,01 4,2±0.01 4,3±0,01

3. Шаг «Мамбо» до 3,2±0,05 3,4±0,05 3,6±0,07

после 3,5±0,02 4,0±0,01 4,4±0,02

4. Прыжок на левой ноге до 3,0±0,06 3,9±0,05 3,2±0,06

после 3,2±0,01 4,4±0,02 3,8±0,01

5. Прыжок на правой ноге до 3,0±0,07 3,3±0,07 3,6±0,08

после 3,3±0,02 4,0±0,01 4,4±0,02

6. Поворот и вращение влево до 2,9±0,09 3,4±0,07 3,2±0,06

после 3,1±0,02 4,2±0,02 3,9±0,01

7. Поворот и вращение вправо до 3,2±0,06 3,4±0,09 3,8±0,07

после 3,5±0,03 3,9±0,02 4,3±0,02

8. Танцевальная композиция «Джаз-гимнастика». Слаженная работа рук, ног с поворотом головы влево до 3,0±0,07 3,3±0,06 3,1±0,05

после 3,2±0,01 4,0±0,02 3,8±0,02

9. Танцевальная композиция «Джаз- до 3,2±0,06 3,2±0,05 3,4±0,07

гимнастика». Слаженная работа рук, ног с поворотом головы вправо после 3,5±0,02 3,7±0,04 4,0±0,01

10. Сумма баллов до 28,6±0,08 31,3±0,06 31,4±0,05

после 30,8±0,01 37,1±0,01 37,2±0,01

11. Средний балл до 3,2±0,06 3,5±0,05 3,5±0,06

после 3,4±0,01 4,1±0,01 4,2±0,01

Таблица 2

Прирост показателей технической подготовленности в процентах_

№ п/п Название показателей теста КГ ЭГ - 1 ЭГ - 2

1. Техника базовых шагов 5,7 16,2 19,4

2. Танцевальные шаги «Ча-ча-ча» 5,6 13,5 13,2

3. Шаг «Мамбо» 10,5 17,6 22,2

4. Прыжок на левой ноге 6,7 12,8 18,8

5. Прыжок на правой ноге 10,0 21,2 22,2

6. Поворот и вращение влево 10,3 23,5 21,9

7. Поворот и вращение вправо 9,4 14,7 13,2

8. Танцевальная композиция «Джаз-гимнастика».

Слаженная работа рук, ног с поворотом головы 6,7 21,2 22,6

влево

9. Танцевальная композиция «Джаз-гимнастика»

сложная работа рук, ног с поворотом головы 9,4 15,6 17,6

вправо

10. Средний прирост 8,3 17,4 19,0

Полученные данные показали, что улучшение технической подготовленности произошло во всех группах: в КГ - преимущественно благодаря использованию традиционной методики проведения занятий, а в ЭГ-1 и ЭГ-2 - благодаря применению разработанной нами программы, направленной на снижение степени латеральных двигательных предпочтений. Разработанная нами программа учебно-тренировочных занятий способствовала достоверно положительным изменениям по сглаживанию проявлений моторной ассиметрии и повышению технической подготовленности в среднем: КГ-1 - с 3,2 ±0,06 до 3,4±0,01 баллов, в ЭГ-1 - с 3,5±0,05 до 4,1±0,01 балла, ЭГ-2 - с 3,5±0,06 до 4,2±0,01 балла.

Средний прирост технической подготовленности составил для девушек КГ - 8,3%, ЭГ-1 - 17,4%, ЭГ-2 - 19,0%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты педагогического эксперимента показали, что средства и методы оздоровительной аэробики являются эффективными инструментами коррекции двигательной ассиметрии, повышения физической и технической подготовленности занимающихся.

Литература

1. Аганянц, Е.К. Функциональная ассиметрия в спорте : место, результаты исследования / Е.К. Аганянц // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 22-24.

2.Кочурова, Л.А. Методика проведения тестового контроля по оценке эффективности коррекции латеральных предпочтений в оздоровительной аэробике / Л.А. Кочурова // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации : материалы научно-практ. конференции (18 июня 2009 г.). - Набережные Челны, 2009. - С. 285-287.

3. Попович, Т.В. Становление функциональных ассиметрий и связь с индивидуально-психологическими особенностями : дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Попович. - Барнаул, 2007. - 245 с.

4. Степанов, В.С. Ассиметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве : дис. ... канд. пед. наук / В.С. Степанов. - СПб., 2001. - 250 с.

Literature

1. Aganyants, E.K. Functional asymmetry in sport : place, the results of the study / E.K. Aganyants // Theory and Practice of Physical Culture. - 2004. - No. 8. - P. 22-24.

2. Kochurova, L.A. Methods of the test control to evaluate the effectiveness of lateral preferences correction in recreational aerobics / L.A. Kochurova // Modern problems of theory and practice of sports medicine and physical rehabilitation : proceedings of the scientific and practical conference (June 18, 2009). - Naberezhnye Chelny, 2009. - P. 285-287.

3. Popovich, T.V. Formation of functional asymmetries and relationship with individual psychological characteristics : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / T.V. Popovich. - Barnaul, 2007. - 245 p.

4. Stepanov, V.S. Asymmetry of motor actions of athletes in the three-dimensional space : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / V.S. Stepanov. - SPb., 2001. - 250 p.

Статья поступила в редакцию 13.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.