Научная статья на тему 'Моделирование контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита'

Моделирование контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ / ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА / КОЛЛЕДЖА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалеева А.Р., Ноздрина Н.А.

В данной статье рассматриваются вопросы моделирования контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита. В работе показано, что модель мониторинга планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля должна включать в себя необходимые компоненты системы работы по организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля: мотивационно-целевой блок (цель, задачи, принципы), содержательно-организационный блок (формы и виды внешнего и внутреннего контроля), оценочно-результативный блок (диагностический инструментарий внешнего и внутреннего аудита).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалеева А.Р., Ноздрина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита»

Моделирование контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита

Камалеева Алсу Рауфовна

ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», kamaleyeva_kazan@mail.ru

Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Брянский государственный технический университет, nozdrina.natalye@mail.ru

В данной статье рассматриваются вопросы моделирования контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита. В работе показано, что модель мониторинга планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля должна включать в себя необходимые компоненты системы работы по организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля: мотивационно-целевой блок (цель, задачи, принципы), содержательно-организационный блок (формы и виды внешнего и внутреннего контроля), оценочно-результативный блок (диагностический инструментарий внешнего и внутреннего аудита).

Ключевые слова: моделирование, контрольная подсистема, организации измерения и оценки, подготовки конкурентоспособного выпускника, колледжа технического профиля, внутренний и внешний аудит.

Моделирование контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля будет идти в двух направлениях - в условиях внутреннего и внешнего аудита.

Говоря о внешнем аудите, мы исходим из того, что «применительно к образованию внутренний аудит — это систематическая проверка деятельности, результатов работы образовательного учреждения с точки зрения их соответствия установленным требованиям, внедрения установленных требований и изучения их соответствия заявленным целям»[13].

Организация и управление внутренним аудитом ориентировано на проверку эффективности организации учебно-познавательного процесса в колледже, точнее, проверку оценивания результатов обучения студентом на всем протяжении обучения в учреждении среднего профессионального образования. И как отмечалось в нашем исследовании, если в процессе апробирования когнитивной подсистемы доминирующими управленческими функциями были мотивационно-целевая и информационно-аналитическая функции, а в процессе апробирования образовательной подсистемы - планово-прогностическая, организационно-исполнительская функции, то в процессе апробирования контрольной подсистемы доминирующими управленческими функциями должны быть контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная функции. То есть можно говорить о том, что в ряде системообразующих компонентов процесса дидактического управления в условиях нашей системы (постановка цели ^ информационное обеспечение (диагностирование познавательных особенностей обучающихся) ^ формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучающихся ^ проектирование, планирование деятельности для достижения цели ^ реализация проекта ^ контроль за ходом выполнения ^ корректировка ^ подведение итогов) акцент делается на последние три компонента - контроль за ходом выполнения ^ корректировка ^ подведение итогов.

Первое направление - внутренний аудит, предполагает разработку, организацию внедрения технологии систематического на протяжении всего

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

«9

01 г

обучения оценивания результатов обучения студентов на основе внедрения в учебно-познавательный процесс дидактической цепочки: З ^ У ^ Н+ТН ^ ОК+ПК ^ Пр.Кв.

«Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий результаты учебной работы; он обеспечивает обратную связь, является средством корректировки учебного процесса» [12]

Внедрение в учебно-познавательный процесс нашей дидактической цепочки, когда происходит постепенный переход от знаний, умений и навыков к обобщенным умениям и навыкам и только после этого только формирование компетенций, связано с рядом объективно обусловленных причин. Это, прежде всего, с тем, что компетенции носят мета-латентный и отсроченный характер, а не латентный характер как знания, которые проявляются уже в процессе обучения. Во-вторых, компетенции имеют полидисциплинарный и профессионально-ориентированный характер, тогда как умения теоретический дисциплинарный, редко междисциплинарный характер. В-третьих, (и это, главное в контроле) компетенции формируются освоением содержательных полидисциплинарных модулей, а умения формируются освоением определенных дидактических единиц.

Поэтому осуществление контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной функций в процессе дидактического управления колледжами технического профиля должно быть, на наш взгляд, упорядочено алгоритмом контроля и регуляции процесса оценивания результатов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Этот алгоритм представляет собой совокупность двух взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов: подготовительного и оценочного.

I этап. Подготовительный.

1 шаг. Разработка матрицы компетенций по каждой преподаваемой дисциплине.

I шаг. Разработка рабочей программы.

3 шаг. Разработка контрольно-оценочных материалов (КОМ).

4 шаг. Разработка контрольно-оценочных средств (КОС).

Контроль за качеством отбора и наполнения матриц, рабочих программ, контрольно-оценочных материалов и средств осуществляется заведующим отделением (по специальностям), а общий контроль - заместителем директора по учебной работе.

II этап. Оценочный.

1 шаг. Разработка и внедрение методических материалов текущего контроля успеваемости обучаемых.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на протяжении изучения каждой дисциплины.

Достоинства данного типа контроля в систематичности, в постоянстве и непрерывности мониторинга качества обучения в процессе «продвижения по дисциплине».

Недостатком является фрагментарность и локальность проверки, невозможность проверки ком-

петенции целиком, как совокупность знаний, умений и практического опыта.

Формами текущего контроля знаний обучающихся: устный опрос (групповой или индивидуальный); проверка выполнения письменных домашних заданий; проведение лабораторных, расчетно-графических и иных работ; проведение контрольных работ; тестирование (бумажное или компьютерное); контроль самостоятельной работы студентов.

2 шаг. Разработка и внедрение методических материалов промежуточного контроля успеваемости обучаемых. Этот вид контроля обычно осуществляется в конце изучения определенного логически законченного модуля (раздела) в каждой дисциплине или после завершения изучения или отдельной дисциплины, или профессионального модуля.

Это вид контроля дает возможность оценить более крупные совокупности знаний, умений и практического опыта обучаемых и уже можно в некоторых случаях говорить даже о формировании определенных профессиональных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет и экзамен.

Первичный и регулярный контроль за качеством разработки и внедрения текущего и промежуточного контроля успеваемости обучаемых осуществляется заведующим отделением (по специальностям).

В процессе реализации выше описанных шагов могут быть задействованы различные виды контроля - устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем. В таблице 1 представлен материал о достоинствах этих видов контроля успеваемости обучаемых.

3 шаг. Итоговый контроль в виде итоговой государственной аттестации.

Данный вид контроля осуществляется на основании разработанного каждым колледжем положении об итоговой государственной аттестации, отражающим обычно следующие позиции:

- общие положения;

- государственная экзаменационная комиссия;

- формы государственной итоговой аттестации;

- порядок проведения государственной итоговой аттестации;

- порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- порядок подачи и рассмотрения апелляций;

- порядок присвоения квалификации и выдачи документов об образовании.

Таким образом, обобщённо алгоритм контроля и регуляции процесса оценивания результатов обучения в учреждениях среднего профессионального образования имеет следующий вид.

Алгоритм контроля и регуляции процесса оценивания результатов обучения в учреждениях среднего профессионального образования

I этап. Подготовительный.

1 шаг. Разработка матрицы компетенций по каждой преподаваемой дисциплине.

1 шаг. Разработка рабочей программы.

3 шаг. Разработка контрольно-оценочных материалов (КОМ).

4 шаг. Разработка контрольно-оценочных средств (КОС).

II этап. Оценочный.

1 шаг. Разработка и внедрение методических материалов текущего контроля успеваемости обучаемых.

2 шаг. Разработка и внедрение методических материалов промежуточного контроля успеваемости обучаемых.

3 шаг. Итоговый контроль в виде итоговой государственной аттестации.

Таблица 1

Достоинства основных видов контроля успеваемости обучаемых [11]_

2.

Устный опрос

3.

Виды контроля

позволяет оценить знания и кругозор обучающегося, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки_

Письменные работы

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем

Достоинства

экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);

возможность поставить всех обучающихся в одинаковые условия;

возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

возможность проверить обоснованность оценки;

уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки обучающегося, обусловленного его индивидуальными особенностями.

быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении обучающимися контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;

возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений обучающихся по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;

привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;

возможность самоконтроля и мотивации обучающихся в процессе самостоятельной работы._

Теперь, когда нами определен пошаговый алгоритм контроля и регуляции процесса оценивания результатов обучения, можно рассмотреть для нашей контрольной подсистемы соответствующую ей модель - модель мониторинга.

Главная цель, заложенная в этой модели - создание механизма обратной связи и способов корректировки возможных отклонений планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкуренто-

способного выпускника колледжа технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита.

В процессе построения модели мониторинга планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля, были выделены задач:

- проведение мониторинга планируемых результатов организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля на основе алгоритма контроля и регуляции процесса оценивания результатов обучения в учреждениях среднего профессионального образования;

- разработать диагностический инструментарий оценивания общих и профессиональных компетенций и профессиональных квалификаций студентов колледжей;

- использовать единый диагностический инструментарий оценивания результатов обучения студентов колледжей в процессе итоговой государственной аттестации;

- использовать метод экспертных оценок эффективности разработанных алгоритмов линейного и циклического видов проектирования компе-тентностно и профессионально ориентированного содержания реализованных на практике дисциплин;

- корректировка возможных отклонений планируемых результатов на основе проведенного приращенного 5М0Т-анализа сильных и слабых сторон, недостатков, возможностей и угроз изучаемого на данный момент педагогического состояния.

Методологическая часть нашей модели мониторинга определяется заявленной нами в «Концепция формирования самообразовательных умений, навыков и основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи в процессе интегрированного естественнонаучного образования» закономерностью «Управление зависимостью организации измерения и оценки педагогических параметров и характеристик системы дидактического управления от потенциальных возможностей стандартизации процесса определения количественного уровня освоения студентами компетенций и профессиональных квалификаций с целью определить уровень развития этих параметров». Именно эта закономерность определила те принципы, которые являются определяющими в нашей модели:

- принцип конкурентоспособности и гибкости, применение которого помогает своевременно реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося в условиях высокотехнологического общества;

- принцип опережения на основе быстрого реагирования на изменения, происходящие в подсистеме организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля;

- принцип открытости и коллегиальности, предполагающий готовность основных субъектов

о о и и т

г

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

образовательного процесса к субъект-субъектному взаимодействию, к диалогу и взаимообогащению, а также способность действовать коллегиально в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса в колледже на основе полученных данных измерения и оценки педагогических параметров и характеристик подсистемы.

Иерархически следующим блоков модели мониторинга стал содержательно-организационный блок, в котором обозначены формы внешнего и внутреннего контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроли, экспертная оценка, а также их виды.

Следующий по иерархии блок нашей модели оценочно-результативный. Для внутреннего аудита он обобщенно содержит: диагностический инструментарий оценивания ОК, ПК и Пр.кв. студентов и для внешнего аудита: информацию о экспертных оценках различных видов алгоритмов проектирования компетентностно и профессионально ориентированного содержания реализованных на практике дисциплин и внешней оценке сформированности ОК и ПК студентов в соответствии с авторской сквозной технологией оценивания О.Б. Руссковой.

Реализация метода экспертных оценок в процессе внешнего аудита представлены в разработанных материалах:

- Экспертная оценка определения эффективности использования механизмов и алгоритмов ком-

петентностно-ориентированного проектирования курсов естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки в учреждениях СПО.

- Экспертная оценка эффективности алгоритмов компетентностно-ориентированного проектирования содержания дисциплин общепрофессионального цикла.

- Экспертная оценка эффективности алгоритмов компетентностно-ориентированного проектирования содержания МДК.

- Внешняя рецензия на выпускную квалификационную работу.

Таким образом, графически всю модель мониторинга планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля можно представить в виде схемы (рис. 1), включающей в себя необходимые компоненты системы работы по организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля: мотивационно-целевой блок (цель, задачи, принципы), содержательно-организационный блок (формы и виды внешнего и внутреннего контроля), оценочно-результативный блок (диагностический инструментарий внешнего и внутреннего аудита).

о

Е

СП

0

«9

01 г

Рисунок 1. - Модель мониторинга планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров

Таким образом, нами определена иерархически строгая подчиненность компонентов нижележащего уровня одному из компонентов вышележащего уровня, образующих совокупность нашей контрольной подсистемы организации измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля:

- подцель - организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа

- технического профиля в условиях внутреннего и внешнего аудита

- алгоритм контроля и регуляции процесса

- оценивания результатов обучения в учреждениях среднего профессионального образования

- модель мониторинга планируемых результатов организация измерения и оценки педагогических параметров подготовки конкурентоспособного выпускника колледжа технического профиля

- диагностический инструментарий оценивания результатов обучения в виде общих, профессиональных компетенций и профессиональных квалификаций выпускников колледжей технического профиля и пакет экспертиз различных видов алгоритмов проектирования компетентностно и профессионально ориентированного содержания реализованных на практике дисциплин и ВКР.

Все эти компоненты вместе необходимы для того, чтобы осуществить горизонтальную (параллельную) связь с ранее описанными последними тремя системообразующими дидактическими компонентами процесса дидактического управления в условиях нашей системы: контроль за ходом выполнения ^ корректировка ^ подведение итогов.

Литература

1. Беспалько В. П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. — М., 1989.

2. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010.- 7 с.

3. Жуклинец И.И. Профессиональный стандарт как элемент российской национальной системы квалификаций и компетенций // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2015. №3(29).- С.38-44.

4. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2012. -47 с.

5. Комментарий специалиста https://academy-prof.ru/blog/sistema-professionalnyh-kvalifikaciy-v-spo (дата обращения 27.12.2018).

6. Качественная оценка профессионального мастерства - стратегическая общенациональная задача https://nark.ru/news/kachestvennaya-otsenka-professionalnogo-masterstva.php?sphrase_id=43442 (дата обращения 13.01.2019).

7. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009 - 115 с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова // - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

9. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации/ О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.]. — М.: Федеральный институт развития образования, 2008. — 14 с

10.Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского языка.; Под ред. А.П. Евгеньевой. -3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 2. К-О. 1986.- 736 с.

11. Система контроля знаний - залог успешного формирования общих и профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования https://www.twirpx.com/file/1191395/ (дата обращения 17.02.2019).

12.Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: монография. СПб А.И.Субетто -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 280 с.

13.Шевченко Е.С. Внутренний аудит в системе дополнительного образования https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/libra ry/2015/09/11/statya-vnutrenniy-audit-v-sisteme (дата обращения 17.02.2019)

14. Мидова В.О. Акмеологическая продуктивность авторских систем деятельности преподавателей в оценке студентов: автореф. дисс. ... канд. психологических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2004

Simulation of the control subsystem of the organization of measurement and evaluation of pedagogical parameters for the preparation of a competitive technical graduate in the context of internal and external audit Kamaleeva A.R., Nozdrina N.A.

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Bryansk

State Technical University This article discusses the issues of modeling the control subsystem of the organization of measurement and evaluation of pedagogical parameters of training a competitive technical college graduate in an internal and external audit. The paper shows that the monitoring model of the planned results, the organization of measurement and evaluation of pedagogical parameters for preparing a competitive technical college graduate should include the necessary components of the system for organizing the measurement and evaluation of pedagogical parameters for training a competitive technical college graduate: the motivational target unit (goal, objectives, principles), substantive and organizational unit (forms and types of external and internal control), estimated unit (Diagnostic instruments external and internal audits). Keywords: modeling, control subsystem, organization of measurement and evaluation, training of a competitive graduate, technical college, internal and external audit.

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

References

1. Bespalko V.P., Tatur Yu.G. Systematic and methodological support of the educational process of specialist training. - M., 1989.

2. Blinov V.I., Sazonov B.A., Leybovich A.N., Batrova O.F., Voloshina I.A., Yesenina E.Yu., Sergeev I.S. National qualifications framework of the Russian Federation. M .: FGU FIRO, Center for Primary, Secondary, Higher, and Additional Professional Education, 2010.- 7 p.

3. Zhuklinets I.I. Professional standard as an element of the Russian national system of qualifications and competences // Academic Bulletin. Bulletin of the St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education. 2015. №3 (29) .- C.38-44.

4. Kamaleeva A.R. Scientifically-methodical system of formation of

the basic natural-science competencies of studying youth // dissertation dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2012. -47 p.

5. Expert comment https://academy-prof.ru/blog/sistema-professionalnyh-kvalifikaciy-v-spo (contact date 12/27/2018).

6. Qualitative assessment of professional skills is a strategic national task https://nark.ru/news/kachestvennaya-otsenka-professionalnogo-masterstva.php?sphrase_id=43442 (the date of appeal is 13.01.2019).

7. Coles M., Oleynikova ON, Muravyova A.A. National qualifications

system. Ensuring the supply and demand of qualifications in the labor market. - M .: RIO TK them. A.N. Konyayeva, 2009 - 115 p.

8. Markov A.K. Psychology of professionalism. / A.K. Markov // -

Moscow: International Humanitarian Foundation "Knowledge", 1996. - 308 p.

9. National qualifications framework of the Russian Federation: Recommendations / O.F. Batrova, V.I. Blinov, I.A. Voloshin [et al.]. - M .: Federal Institute for Educational Development, 2008. - 14 p.

10. Dictionary of the Russian language: In 4 tons. / Academy of Sciences of the USSR, Institute of Russian language .; Ed. A.P. Evgenieva. - 3rd ed., Stereotype. - M .: Russian, 1985-1988. T. 2. KO. 1986.- 736 s.

11. The knowledge control system is a prerequisite for the successful formation of general and professional competencies of students of secondary vocational education https://www.twirpx.com/file/1191395/

12. Subetto A.I. Evaluation tools and technologies for the certification of the quality of training in high schools: methodology, methods, practice: monograph. St. Petersburg A.AND.Subetto-M .: Research Center for Problems of the Quality of Specialist Training. 2004. 280 p.

13. Shevchenko E.S. Internal audit in the system of additional education https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2015/09/11/statya-vnutrenniy-audit-v-sisteme (appeal date 17.02.2019)

14. Midova V.O. Acmeological productivity of author's systems of activity of teachers in the evaluation of students: author. diss. ... cand. Psychological Sciences / Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. Moscow, 2004

o w

«9 ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.