*
го» момента t , суммарный их объем для вывода системы на новый уровень оказывается тем больше, чем позже было начато инвестирование (рис. 10 - см. цв. вставку).
Заключение
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В условиях быстрого роста требований к образовательной системе важную роль играет не только объем инвестиций, но и график их поступления.
2. Для того чтобы система могла справиться с задачей перехода на новый уровень, не достаточно только инвестиций, большую
роль играет уровень саморегулирования системы.
3. В случае неудачного графика инвестирования при слабом уровне саморегулирования возможен «срыв» процесса перехода на новый уровень и откат к прежнему более низкому уровню.
В заключение отметим, что для практического применения изложенной теории необходимо проделать дополнительную работу по социально-педагогической и экономической оценке используемых в работе показателей.
Литература
1. Управление современным университетом: Колл. монография / Под общ. ред. проф. Г.И. Лазарева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - 324 с.
2. Михайлов А.П. Математическое моделирование власти в иерархических структурах //Математическое моделирование. - 1994. - Т. 6. - № 6. - С. 108-138.
3. Дмитриев М.Г. Моделирование динамики властных полномочий в иерархии //Моделирование социально-политической и экономической динамики. - М.: РГСУ, 2004. - С. 38-75.
4. Доррер Г.А. Модель перехода на новый уровень образовательного процесса. //Тр. 2-й Междунар. конф. «Математическое моделирование социальной и экономической динамики» (ММЖБ-2007) 20-22 июня 2007, г. Москва. - М.: РУДН, 2007. - С. 67-72.
5. Смирнова Н.В. Индивидуальные образовательные маршруты в различных педагогических средах //Диалог в образовании: Сб. материал. конф. Сер. «Symposium». - Вып. - 22 - СПб; 2002. - С. 75.
6. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: «Филинъ», 2003. - 616 с.
7. Карагозов С.Д. Информационные образовательные системы: тенденции, модели, педагогическое проектирование и принципы построения (на примере системы управления образованием) //Тр. XXXII Междунар. конф. «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе». -Запорожье, 2005. - С. 291-293.
8. Доррер Г.А. Технология моделирования и разработка учебных электронных изданий /Отв. ред. В.С. Соколов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 272 с.
9. Иванников А. Д. Перспективные технологии для электронного образования //Информационные технологии. - 2007.- № 2. - С. 32-38.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
И.В. Иванов, доц., зав. каф. Информационных технологий Тел. (4722) 30-99-01 (доб. 4-62); E-mail: ivan_i_v@intbel.ru Р. У. Стативко, ст. преп. каф. Иинформационных технологий
Тел. (4722) 30-99-01 (доб. 4-91); E-mail: kint@intbel.ru Белгородский государственный университет им. В.Г. Шухова
Questions of action of market mechanisms are considered. Features of a competition in the market of educational services are described. The mathematical model of competition of high school in the market of educational services is developed.
Современная экономика развитых стран предложением, сопровождается конкурен-
носит рыночный характер. Рыночная систе- цией, борьбой между производителями,
ма оказалась наиболее эффективным эконо- предприятиями за наиболее выгодные усло-
мическим регулятором. Рынок, как меха- вия производства и сбыта. Отмечают два ви-
низм взаимодействия между спросом и да конкуренции: внутриотраслевую и меж-
отраслевую. Внутриотраслевая конкуренция предполагает конкуренцию между товаропроизводителями одной и той же отрасли, межотраслевая - между предприятиями различных отраслей.
Рыночные механизмы действуют, пусть с известными особенностями, и в сфере образования. Можно утверждать, что в России сформировался достаточно развитый рынок образовательных услуг (РОУ), обладающий признаками внутриотраслевой и, отчасти, межотраслевой конкуренции.
Образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленный на удовлетворение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квали-
фикации рабочей силы и спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации.
Несмотря на сходство рынка образовательных услуг с товарным рынком (которое выражается наличием таких категорий, как спрос и предложение, конкуренция, монополия в отдельных секторах и т. д.) рынок образовательных услуг имеет, естественно, свою специфику.
Особенностью образовательных услуг является то, что потребитель активно участвует в процессе предоставления услуги. Учебные заведения выходят на рынок, с одной - как производители образовательных услуг, ноу-хау, товарно-материальных ценностей, а с другой стороны, - как потребители рабочей силы в лице управленческого персонала и педагогических кадров.
Обучающиеся, являясь субъектами рынка - потребителями образовательных услуг, выступают также в роли объекта -продукта образовательного процесса.
Учебные заведения как субъекты рынка вступают в рыночные отношения с другими субъектами на предмет купли-продажи образовательных услуг. Товаром на этом рынке является образовательная услуга учебного заведения или профессиональной школы, овеществленная в учебных программах, обеспеченная личным и материально-вещественными факторами квалифициро-
ванной рабочей силы.
Кроме того, рынок образовательных услуг формируется на основе свободы выбора потребителем профиля и типа учебного заведения и права всех граждан на получение профессионального образования на конкурсной основе, а также переобучения и повышения квалификации по инициативе работодателей, служб занятости и по собственной инициативе.
Цена на образовательную услугу определяется на основе соотношения спроса и предложения и может отклоняться в ту или иную сторону от произведенных затрат на обучение. Ценовой фактор в конкуренции на рынке образовательных услуг имеет большое значение. При наличии сходного качества образовательных услуг преимущество получает то образовательное учреждение, у которого цена образовательных услуг ниже.
Образование является социально значимой сферой, и поэтому государство установило серьезные административные регуляторы процессов предоставления образовательных услуг. Таким образом, в экономические отношения по поводу купли-продажи образовательных услуг вовлечены продавцы (образовательные учреждения), потребители (обучающиеся и абитуриенты) и административные органы.
Конкуренция на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования возникает, поскольку сходные услуги предлагают различные субъекты (образовательные учреждения) и потребляют различные субъекты (работодатели). Сложившиеся на рынке спрос и предложение формируют конкурентную рыночную образовательную среду. Образовательное учреждение, выходя на рынок со своими предложениями, оценивает, обычно субъективно, уровень конкурентности среды, в которой ему предстоит функционировать, а также делает переоценку этой ситуации в дальнейшем. Предлагаем процедуру формализации такой оценки.
По нашему мнению, конкурентность среды (К5) определяется тремя факторами: степенью уникальности номенклатуры специальностей (5УЫ), предлагаемых образова-
тельным учреждением (фактор предложения); востребованностью специальностей на рынке труда (Р5) и оценкой стоимости обучения (SO) в учебном заведении, т.е.
К S = Д( S У N, VS,SO). (1)
Для количественного измерения указанных факторов применим аппарат теории размытых множеств. Допустим, что рынок образовательных услуг имеет региональный характер и межрегиональной конкуренцией можно пренебречь.
Для определения SУN сформируем четкое множество Н специальностей (образовательных программ), по которым вуз ведет подготовку
Н=(И}, 7=1...п.
Множество Н определено по сути лицензией на ведение образовательной деятельности. Каждая специальность И оценивается нечетким критерием М(И{) - «уровнем уникальности на рассматриваемом рынке образовательных услуг», который изменяется в пределах от 0 (абсолютная распространенность специальности) до 1 (абсолютная уникальность специальности). В целях вычисления М(И;) сформируем для каждой специальности И семейство нечетких множеств {Р;} «родственных специальностей».
где 5к - специальность, подготовка по которой ведется в каком-либо вузе региона; т± - степень принадлежности специальности 5к множеству родственных специальностей Р;, которую можно трактовать как «степень родственности специальностей И; и 5к».
Величина т1к устанавливается экспертным путем и лежит в интервале от 0 до 1. Вообще говоря, в множество Р; можно формально включить все специальности, по которым ведется обучение в регионе, назначив неродственным специальностям нулевую степень принадлежности т1к.
Следуя указанным рассуждениям, уровень уникальности 7-й специальности на региональном рынке определим следующей функциональной зависимостью:
М(И) = 1 , (2)
к
где ак - вес специальности на рынке
образовательных услуг, т.е. отношение количества студентов по этой специальности к
общему количеству студентов, обучающихся по специальностям множества Р;.
На основе значений (2) критерия М(к7) для каждой специальности рассматриваемого вуза вычислим степень уникальности номенклатуры специальности вуза:
SYN = ^РгМ (И), (3)
7=1
где - вес 7-й специальности в вузе,
т. е. отношение выпускников по этой специальности к общему количеству выпускников вуза.
Для определения VS используем сформированное четкое множество Н специальностей, по которым вуз ведет подготовку.
Каждую специальность И оценим нечетким критерием V (И7)- «уровнем востребованности на рассматриваемом рынке труда», который изменяется в пределах от 0 (абсолютная невостребованность специальности) до 1 (абсолютная востребованность специальности).
В целях вычисления V(И7) сформируем для специальности И семейство нечетких множеств {ЯМк} - «рабочие места трудоустройства».
Шг=((Гк, Zгk)},
где tk - профессия, по которой возможно трудоустройство; 27к - функция принадлежности профессии tk множеству родственных рабочих мест ЯМк, которую можно трактовать как «уровень соответствия специальности И профессии tk». Величина 27к определяется экспертами.
Пусть по каждой профессии tk на рынке труда имеется Гк вакантных рабочих мест, а N - количество выпускников по специальности И;.
Критерий уровня востребованности специальности предлагается определить так:
V (И) = 1 -П (1 - % У7 . (4)
к
Можно убедиться, что выражение (4) соответствует интуитивному пониманию востребованности выпускников. При увеличении уровня соответствия рассматриваемой специальности вакантному рабочему месту, то есть стремлении величины г1к к 1, выражение (1 - г1к) стремится к нулю, увеличивая тем самым значение V(И7) . С другой стороны, если на рынке труда велик спрос на выпускников, то это приводит к увеличению
Отечественный и зарубежный опыт
показателя степени rk / N, а значит, к уменьшению значения элемента произведе-
А
ния (1 — zik) i , поскольку значение в скобках меньше единицы. Соответственно, при этом также увеличивается величина V) .
На основе значений V) - критерия
спроса для каждой специальности рассматриваемого вуза - вычислим востребованность выпускников вуза следующим образом:
VS = Y.ßV (hi),
(5)
i=1
где в г - вес 1-й специальности в вузе.
Критерий стоимости обучения 50 определяется ценой образовательных услуг, установленной вузом, и долей бесплатных для потребителя мест, то есть мест, финансируемых из бюджета, средств работодателей, спонсоров и т. п. Причем в расчетах предлагается использовать не абсолютное значение цены образовательных услуг, а ее отношение к средней заработной плате в регионе.
Значение критерия 50 возрастает, если увеличивается доля бесплатных мест в вузе, и, соответственно, значение критерия уменьшается при уменьшении доли бесплатных мест. С другой стороны, значение критерия 50 возрастает, если уменьшается оплата обучения, и, наоборот, увеличение цены обучения снижает значение 50. Идеальная ситуация для потребителя — возрастание числа бюджетных мест и уменьшение
оплаты за обучение. В такой ситуации формируемый нечеткий критерий должен стремиться к единице. Описанным интуитивным соображениям соответствует следующий вид критерия 50:
50 =-1- , (6)
к • (1 — Ь) +1
где Ь - доля бесплатных мест в учебном заведении;
к - отношение стоимости обучения к среднемесячной заработной плате.
Можно рассмотреть ситуацию, когда в вузе отсутствуют студенты, оплачивающие свое обучение. При этом показатель Ь равен единице, и критерий 50 максимален и также равен единице, не зависимо от параметра к. С другой стороны, при отсутствии бесплатных мест Ь = 0 и к>0. В этом случае критерий стоимости обучения меньше единицы и тем меньше, чем больше относительная цена обучения к.
Получив значения нечетких критериев спроса, предложения и стоимости по формулам (3), (5) и (6), можно вычислить общий показатель конкурентности образовательной среды, применив какую-либо свертку частных критериев, например, мультипликативную:
КБ = 5УЫ- У5- 50.
Полагаем, предложенная модель может быть полезна при выработке управленческих решений менеджментом учебных заведений.
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ
А.Б. Антопольский, д.т.н., проф., академик РАЕН, директор (495) 203-40-50; E-mail: antopol@rsl.ru Российская ассоциация электронных библиотек http://www.elibra.ru
Main problems of development electronic public information resources in Russia discussed. There are control and coordination, legal and economic problems, a safety of cultural digital heritage, a quality of digital collections, problems of compatibility, navigation and so on. A program for solution of this problems suggested.
Общая характеристик российских ЭПИР. Под электронными публичными информационными ресурсами (ЭПИР) понимается совокупность организованных элек-
тронных информационных массивов (баз данных, электронных библиотек и архивов, веб-сайтов и др.), предназначенных для неопределенного круга лиц.