МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Ю.С. Князева, аспирант
Донской государственный технический университет, г. Ростов на Дону
Статья посвящена проблеме оценки конкурентоспособности образовательной услуги на рынке. До сегодняшнего дня различные аспекты моделирования конкурентоспособности далеки от окончательного разрешения. В статье конкурентоспособность вуза рассматривается как функция четырех элементов — уникальность номенклатуры, востребованность выпускников, развитие сопутствующих процессов, стоимость обучения. Использование математического аппарата и теории нечетких множеств легло в основу построения математической модели для вычисления конкурентоспособности образовательной услуги
В сложившейся ситуации вокруг образовательных учреждений, крайне важной является такие характеристики предоставляемого товара (образовательных услуг), которые обеспечат высокий уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения в регионе, выражающийся в привлекательности вуза на рынке образовательных услуг, а так же в «желании» потенциальных абитуриентов стать студентами (потребителями образовательной услуги) именно этого заведения. Поэтому именно способность быть выделенным среди других заведений, имея преимущество в социально-экономических показателях (качество, цена, престиж, PR, формы и методы обучения, условия, месторасположение, и др.) будем считать конкурентоспособностью вуза.
Конкуренцию будем рассматривать как объективные отношения, возникающие между субъектами рынка в условиях ограниченности ресурсов. Здесь, под «ресурсами» следует понимать не столько материальные ресурсы, сколько сам рынок, т.е. группу людей, обладающих определенной потребностью; и конкурентная борьба ведется именно за этот ресурс, т.к. при его отсутствии все остальные ресурсы теряют смысл.
Не секрет, что для анализа конкурентоспособности вузов любого уровня по различным критериям используют методы статистики и экономики, составляют специальные таблицы и диаграммы, в которых содержатся данные об образовательном учреждении и его основных конкурентах. Последующий разбор и анализ материалов полученных таблиц позволяет установить положение образовательного учреждения на рынке (например, в регионе), определить ключевые факторы успеха. Сгруппированная по определенным показателям информация о конкурентах, призвана помочь образовательному учреждению лучше понять стратегию конкурентов (например, при реализации одинакового направления, или установлении стоимости обучения в одном ценовом сегменте), методы их учебно-сбытовой, коммерческой, ценовой деятельности. Изучение образовательных услуг конкурента позволяет выявить не только его, но и, прежде всего, свои слабые и сильные стороны, угрозы и возможности (по сути, проведение SWOT анализа).
Большинство образовательных учреждений изучают и применяют в своих профессиональных разработках определенные достижения ближайших конкурентов (осуществляют бенчмаркинг). Бенчмаркинг — это процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкурентоспособности /1/.
Конкурентоспособность ОУ и программ подготовки во многом зависит и от тех конкретных условий, которые сложились на рынке (состояние рынка, ассортимент образовательных услуг, цены, условия оплаты и др.). Из практики, можно сделать вывод, что наличие предложения льготных условия платежа за обучение является основанием для более широкого распространения образовательной услуги. И такой прием нередко используют вузы для привлечения абитуриентов.
Однако, конкурентоспособность — комплексное понятие. Для того, чтобы обеспечить нужное (желаемое) положение образовательного учреждения на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых, лучше уникальных для региона, образовательных услуг, новых технологий и механизмов, новых образовательных программ, отвечающих запросам современного рынка труда, нового уровня профессиональной практической подготовки, новой ценовой политики, обладающей главным свойством - гибкостью, развитие внеучебной деятельности в вуза (сопутствующих процессов).
Как следствие, систематическое изучение конкурентных преимуществ требует процесса наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду и потенциальных конкурентов. Интерпретация информации, её анализ, позволяют дать оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение образовательного учреждения на рынке по отношению к конкурентам. «Оценка конкурентоспособности является исходным пунктом мер, направленных на повышение ее уровня» /2/.
Для оценки конкурентоспособности вуза в целом используются различные методики. Одним из самых распространенных и общедоступных способов такой оценки являются так называемые рейтинги или способы ранжирования. Данный способ также весьма удобен в использовании для большинства населения. В настоящее время, по различным критериям и классификационным признакам, предлагается достаточно большое число рейтингов вузов. Это могут быть и рейтинги, составленные Минобрнауки РФ (официальные рейтинги), и рейтинги, проводимые различными общественными организациями, центрами маркетинговых исследований, независимыми агентствами, а также международные и мировые рейтинги. Пример рейтинга по критерию - «Востребованность у работодателя» показан в таблице. Из таблицы видно, кто «победитель» рейтинга, и эти данные
напрямую свидетельствуют о том, что выпускники чем управленцы, экономисты и гуманитарии. технических вузов более востребованы рынком труда,
_Рейтинг вузов по востребованности выпускников у работодателей_
Место Вуз
1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
2. МГТУ им. Н.Э. Баумана
3. Санкт-Петербургский государственный университет
4. Московский физико-технический институт (НИУ)
5. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
6. Сибирский федеральный университет
7. Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
8. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
9. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
10. НИУ "Высшая школа экономики"
* - основанием для ранжирования служит результат вуза при оценке по группам показателей "сотрудничество с работодателями" и "качество карьеры выпускников". Источник: "Эксперт РА".
В результате полевого исследования, проводимого в 2013 году перед и в период приемной кампании в вузах, были выявлены основные предпочтения абитуриентов и причины их выбора, которые легли в основу построения математической модели конкурентоспособности образовательной услуги на рынке. Обобщив ответы респондентов, положим для определения конкурентоспособности образовательной услуги (Коу), необходимо учитывать четыре основных показателя, играющие ключевую роль:
- степень уникальности номенклатуры направлений подготовки (Кун), («По этому направлению я могу получить образование только в этом учебном заведении»), предлагаемых образовательным учреждением (коэффициент предложения);
- востребованностью специалистов, прошедших подготовку по направлениям (Квос) на рынке труда («С какими усилиями я найду работу после окончания», «Буду ли я работать по специальности») (коэффициент спроса). Установим ограничение {рынок образовательных услуг имеет региональный характер}, значит межрегиональной конкуренцией можно пренебречь.
- коэффициентом развития сопутствующих процессов, в т.ч. воспитательной деятельности, социальной инфраструктуры вуза, условий для самореализации будущих студентов («Как пройдет моя студенческая жизнь», «Получу ли я общежития и каковы условия проживания») - Ксп ;
- оценкой стоимости обучения (С) в учебном заведении.
Т.е. конкурентоспособность образовательной услуги является функцией от четырех описанных выше параметров. Или
Коу=ЛКун, Квос, Ксп, С). (1)
Используем несложный математический аппарат и теорию нечетких множеств для количественного анализа описанных выше характеристик, то есть тех явлений, которые раньше либо могли быть учтены только на качественном уровне, либо требовали использования весьма грубых моделей.
Для определения Кун сформируем некое четкое множество И={М}, i=L..n направлений (образовательных программ), по которым вуз ведет подготовку:, где п - количество аккредитованных направлений. Каждое направление Ы оценивается нечетким критерием М(Ы) «уровень уникальности на рассматриваемом рынке образовательных услуг», который изменяется в пределах от 0 до 1, где 0 - полная распространенность направления, 1- полная уникальность направления. В целях вычисления критерия М(Ы) необходимо обозначить для каждого направления Ы семейство нечетких множеств {Л} «родственных направлений». Р1={(як, т1к)}, где як - направление, подготовка по которому ведется в учебном заведении, шк - степень принадлежности направления як множеству родственных специальностей Л, которую можно трактовать как «степень родственности направления М и як». Величина тИк устанавливается экспертным путем и лежит в интервале от 0 до 1. Определи вес каждого направления на рынке образовательных услуг, для этого найдем отношение количества обучающихся по этому направлению (м1) к количеству всех обучающихся по направлениям Р1.(м). Так как значение произведения степени принадлежности направления на вес направления всегда будет меньше единицы, уровень уникальности /-ого направления на региональном рынке можно определить следующей функциональной зависимостью:
М (к,) = 1
м,
(2)
к м
Зная М(Ы),и определив отношение выпускников определенного направления вуза (у1) к общему количеству выпускников(у) без труда вычислим коэффициент уникальности номенклатуры:
Л V.
Кун =Е-М(к, ) . (3)
у ,=1 V
Если каждое направление ^ оценим нечетким критерием «уровень востребованности специалистов» рынке труда, который изменяется в пределах от 0 до 1, где «0» -абсолютная невостребованность специальности, «1» - абсолютная востребованность специальности.
Чтобы вычислить востребованность всех специалистов-выпускников, определим востребованность каждого из реализуемых направлений вуза. Для этого сформируем для направления ^ семейство нечетких множеств {ЕМк} «рабочие места трудоустройства». RМi={(tk, 2к)}, где ?к - профессия, по которой возможно желаемое трудоустройство, 2к - функция принадлежности профессии ?к множеству родственных рабочих мест ЕМк, которую можно трактовать как «уровень соответствия специальности профессии 4». Определим методом экспертных оценок.
Тогда, критерий уровня востребованности направления:
~ ' (4)
V (Ь ) = 1 -П (! - ^ )
где ) - отношение вакантных рабочих мест к общему количеству выпускников оп направлению.
Вычислив уровень востребованности направления и вес данного направления в вузе (у/у) определим востребованность выпускников вуза так:
Ке(х=2 ), (5)
¿=1 -
где М- количество направлений учебного заведения.
Основной отличительной особенностью современной реальности в области профессионального образования, стало значительное и заметное повышение требований жизни к необходимости создания условий для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, обозначение и усиление личной ответственности за социальную активность и реализацию собственного предназначения. Это и вызвало необходимость интенсификации
сопутствующих процессов в вузах. Чтобы определить коэффициент развития сопутствующих процессов, необходимо понимать из каких составляющих в свою очередь будет складываться значение данного параметра. Методом полевого исследования, было выявлено, что существует несколько сфер внеучебной деятельности вуза, развитие которых прямо пропорционально влияют на общую оценку конкурентоспособности, и как следствие на контингент обучающихся. В настоящее время внеучебная и воспитательная работа в вузе это комплексная система, включающую спорт, студенческое самоуправление, художественную самодеятельность, студенческую науку. В эту систему включены различные структурные подразделения, обеспечивающие всесторонний охват студенческой жизни, включая быт в общежитиях. Для вычисления Ксп используем следующую формулу: КСп=Щ*М(д
где Р1 - вес составляющей внеучебной работы. -характеристическая функция элемента внеучебной работы. N(0)= f (М, О, К), М - уровень материального обеспечения составляющей, О - освещенность в СМИ и Интернет, К - качество реализации образовательной услуги.
Стоимость обучения С - это цена, установленной вузом, на образовательную услугу. Данный критерий
обрел пик своей актуальности после того, как в 2012 г. Минобрнауки РФ взяло курс на выстраивание системы оплаты за обучение в подведомственных учреждениях, применяя в качестве механизмов внедрение ряда нововведений и инициатив. После этих изменений в части нормативов финансирования подготовки студентов минимальная стоимость обучения студента, обучающегося с полным возмещением затрат на обучение (договорник) по гуманитарным направлениям (история, филология, экономика, юриспруденция и др.) составит 60 200 руб., а для студента - договорника по инженерным направлениям подготовки - 112 000 руб. Данные расценки возможно пересматривать и устанавливать стоимость обучения вузам самостоятельно лишь для тех направлений, по которым в учебном заведении не ведется «бюджетный» набор.
Очевидно, что в таких условиях коммерческие вузы, в силу отсутствия финансового контроля со стороны государства, получают целый ряд преимуществ в реализации ценовой политики.
Как следствие коэффициент установки стоимости обучения на некоторые направления уделяется большое внимание. Стоит также учесть долю бюджетных мест и мест, финансируемых из средств работодателей, спонсоров и т.п. Считаем, что в расчетах более целесообразно использовать не абсолютное значение цены, а относительное, определяемое как отношение к средней заработной плате в регионе.
Положим W - средняя годовая стоимость обучения по направлениям, имеющим коммерческий набор, Ъ - среднегодовая заработная плата в регионе, d -доля бесплатных мест в образовательном учреждении, тогда получаем:
W
С = (^ (1 - d ))-1.
(6)
Теперь, оперируя значениями нечетких коэффициентов спроса, предложения, развития сопутствующих процессов и стоимости, вычислим общий показатель конкурентоспособности, применив, например, мультипликативную функцию:
КБ = КунКвосКсп С. (7)
Одним из «потребителей» предложенной модели может быть маркетинговый отдел учебного заведения, также она может быть полезна при составлении программы стратегического развития вуза, при выработке управленческих решений и т.д.
Литература
1. Стариков, В. В. Бенчмаркинг - путь к совершенству [Текст] / В. В. Стариков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 4.
2. Новосадов, С. Повышение конкурентоспособности предприятий текстильной промышленности [Текст] / С. Новосадов // Маркетинг. - 2007. - № 4.
Э 89885852602
Ключевые слова: образовательная услуга; конкурентоспособность; математическая модель, интенсификация сопутствующих процессов.
к