Научная статья на тему 'Исследование и систематизация специфических особенностей функционирования рынка образовательных услуг'

Исследование и систематизация специфических особенностей функционирования рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саяпина Наталья Николаевна

The notional set of the market of educational services is defined in the article. The interrelations of educational services, consumptions and labour market are shown. The problems and peculiarities of market development are defined and its subjects are analyses. The graphic presentation of the material promotes its perception

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование и систематизация специфических особенностей функционирования рынка образовательных услуг»

МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 2. С. 152-159.

© Н.Н. Саяпина, 2007 УДК37:338.46+167/168

ИССЛЕДОВАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Н.Н. Саяпина

Омский государственный институт сервиса

The notional set of the market of educational services is defined in the article. The interrelations of educational services, consumptions and labour market are shown. The problems and peculiarities of market development are defined and its subjects are analyses. The graphic presentation of the material promotes its perception.

Структурные сдвиги в национальной экономике, обусловленные ее переходом на рыночные рельсы, возбудили интерес экономистов к рынку услуг, самому феномену услуг, в том числе образовательных, которые «выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников» [7, с. 35]. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации последних лет, относящиеся к рассматриваемой теме. Между тем понятийный аппарат этой сферы экономики пока не сформировался. Определим его.

Вначале следует рассмотреть различные определения рынка, поскольку мнения ученых по этому вопросу неоднозначны.

Стиглер определяет рынок как «область, где цена товара стремится к некоторому единому значению с учетом транспортных расходов» [2, с. 91]. Обычно рынок определяют как «область, где продавцы и покупатели договариваются об обмене хорошо определенного товара». Уточняя второе определение, Л. Лесли и Г. Джонсон добавляют, что «с точки зрения потребителя, рынок состоит из фирм, которые готовы предложить ему конкретный продукт, обладающий требуемыми характеристиками; с точки зрения производителя, рынок состоит из покупателей, готовых купить у него конкретный продукт, обладающий требуемыми характеристиками (при благоприятных для торговли условиях)» [Там же, с. 93].

В.И. Видяпин и Г.П. Журавлева выделяют «понимание рынка как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление» [8, с. 97]. С точки зрения Р.М. Нуреева, рынок «представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться» [3, с. 80].

Опираясь на эти определения рынка, хотелось бы выделить и пояснить несколько моментов, которые представляются важными для дальнейшего анализа. Во-первых, с точки зрения экономистов, рынок не является неизменной структурой, обеспечивающей обмен товарами. Напротив, в определении рынка подразумеваются все индивиды, участвующие в обмене товаром, и все институты, так или иначе обеспечивающие этот обмен. Во-вторых, на рынке можно четко выделить две группы агентов: производители и потребители. Поэтому, анализируя некий рынок, необходимо анализировать и поведение обеих групп участников этого рынка. В-третьих, основным критерием принадлежности к данному рынку является желание и возможность вступать в обмен. Поэтому рынки необязательно имеют строгие границы. Напротив, границы рынка определяются территориальными, временными, психологическими, финансовыми и другими факторами. В-четвертых, о конкретном рынке можно говорить, только если принимать во внимание особенности данного товара или услуги. Учитывая данные моменты, попытаемся дать определение рынку образовательных услуг.

Представленные ранее и подобные определения довольно сложно спроецировать на такую специфическую сферу, как образование. Прежде всего потому, что образование является смешанным общественным благом, и свобода как производителя, так и потребителя образовательных услуг достаточно жестко регламентирована не только законодательно, но и инструктивно государственными органами управления образованием. Кроме того, понятие одного и того же товара в образовании приобретает определенную условность в силу значительной диверсификации как собственно товаров, так и производителей.

Т.Е. Степанова под рынком образовательных услуг понимает «все экономические взаи-

моотношения субъектов образовательного процесса: учащихся, образовательных учреждений, соответственно, получающих и предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги» [6, с. 290].

Автор же определяет рынок образовательных услуг как систему экономических отношений между различными субъектами по поводу купли-продажи образовательных услуг, становящихся в силу этого товарами. Основная функция данного рынка заключается в том, чтобы выступать в качестве связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг как смешанных благ.

Базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения, а уровень развития системы образования, в свою очередь, является не следствием, а причиной экономических успехов страны.

Отсюда следует, что образование и экономика - это две стороны одной медали: образование создает экономику, экономика развивает

образование. Как следствие, формируются связи рынка образовательных услуг со смежными рынками. Сегменты большинства смежных рынков представляют собой рынки ресурсов или средств труда для рынка образовательных услуг. При этом каждая составляющая этого процесса представляет собой мощный фактор, влияющий на развитие общества. В этом смысле вопрос о том, быть или не быть рынку образовательных услуг в нынешней России, в принципе дискуссии не подлежит.

Таким образом, рынок образовательных услуг можно назвать социально-экономической системой. Целеполаганием этой системы, несомненно, является потребность общества в подготовке квалифицированных профессиональных кадров, которые, с одной стороны, выступают специфическим «товаром» на рынке труда, а с другой - обязательным элементом потребительского рынка [2, с. 9]. Схема взаимосвязи рынка образовательных услуг и потребительского рынка представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема взаимосвязи рынка образовательных услуг и потребительского рынка

Как следует из схемы (рис. 1), с одной стороны, образовательные услуги являются одним из секторов потребительского рынка, с другой стороны, все элементы потребительского рынка нуждаются в образовательных услугах (в виде подготовленных профессиональных кадров). Поэтому рынок образовательных услуг следует рассматривать во взаимосвязи со всеми элементами потребительского рынка посредством взаимодействия с рынком труда, т. е. рыночная экономика предполагает наличие рынка рабочей силы, а он, в свою очередь, - существование рынка образовательных услуг.

Долгое время государство планировало на перспективу соотношение специалистов разных специальностей и квалификации, а следовательно, управляло потребностью в кадрах всех отраслей экономики, определяло политику образовательных учреждений по количественным и качественным аспектам подготовки будущих специалистов. В настоящее время такая система управления разрушена.

В связи с этим возникают явные «перекосы», связанные с недостатком профессиональных кадров в одном секторе экономики и преизбытком в другом. Подобные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии взаимосвязи при условии исследования закономерности взаимодействия между рынком труда и образовательных услуг.

Следовательно, у образовательных учреждений в условиях усиливающейся конкуренции на рынке труда возникла объективная необходимость оценки структурной подготовки специалистов разной квалификации для формирования конкурентных преимуществ и выработки успешной конкурентной стратегии.

Практика показывает, что большая часть вузов не отслеживает конъюнктуру спроса на профессиональные кадры рынка труда. Поэтому и происходит деформация структуры трудовых ресурсов на потребительском рынке, что, в свою очередь, приводит к социально психологическим и экономическим кризисам в обществе, а также пополнению рядов безработных из выпускников высших учебных учреждений. Следовательно, необходимо учитывать конъюнктуру потребительского рынка образования.

Под конъюнктурой потребительского рынка образования следует понимать совокупность условий в каждый определенный момент времени. Схематично взаимодействие рынков образовательных услуг и труда можно представить следующим образом (рис. 2). В основе построения схемы лежит принцип соответствия

«предложение - цена - спрос». Такое взаимодействие образно можно представить в виде «светофора». «Предложение» ассоциируется с желтым цветом светофора как ожидание на «спрос» (зеленый цвет) потребностей рынка труда. «Цена» (красный цвет) становится регулятором спроса и предложения в структуре подготовки квалифицированных кадров. С учетом этого принципа можно прогнозировать долгосрочный спрос на профессиональные кадры, который возникает на рынке труда и позволяет формировать предложения образовательным учреждениям по подготовки и переподготовке востребованных кадров.

Особенности рынка образовательных услуг можно сформулировать следующие образом [6, с. 290].

1. Рынок образовательных услуг сопряжен со значительным риском, связанным с невозможностью точно прогнозировать спрос. Особо это относится к новым образовательным услугам (например, новой специализации или форме обучения). Прогноз на образовательную инновацию сложен из-за отсутствия механизма ее тестирования, поэтому вывод на рынок данной услуги сопряжен с риском, который может быть и неоправдан.

2. Предложение образовательных услуг крайне неэластично. Если в производстве других благ (например, товаров) можно увеличить мощности и материально-технические возможности за счет ресурсов, совершенствования организации управления или маркетинговых исследований, то на рынке образовательных услуг их предложение не может быть сразу увеличено

- это требует увеличения аудиторного фонда, дополнительного оборудования, учебных лабораторий и классов, а главное - квалифицированного персонала. Таким образом, предложение на рынке образовательных услуг является величиной предельной, неэластичной и потому более определенной, чем спрос.

3. Спрос на образовательные услуги в большей степени индивидуален, он предшествует их производству и в основе своей трудно поддается взаимозаменяемости. Произвести услугу в том виде, в котором она была бы идентична спросу на нее, практически невозможно.

4. В отличие от товаров потребление образовательных услуг не имеет ограничений, что наглядно подтверждается концепцией непрерывного образования.

5. Локальный характер рынка образовательных услуг определяется неразрывностью спроса и предложения.

Рис. 2. Схема взаимодействия рынков образовательных услуг и труда

6. Образовательные услуги относятся к общественным благам, и процесс формирования цен на них обладает высокой общественной значимостью. Государство принимает непосредственное участие в производстве этих общественных благ, субсидирует и финансирует вузы, которые заинтересованы в близости к государственному бюджету как одному из основных финансовых источников обеспечения их деятельности.

Одни и те же рыночные механизмы организации функционирования данных вузов не решают все их проблемы и не могут полностью обеспечить их деятельность. Оптимальным является сочетание бесплатных и платных образовательных услуг и сохранение ценовой дискриминации по отношению к отдельным группам потребителей.

7. Для сферы образовательных услуг характерна ассиметричность информации. Не имея достоверной информации о качестве и специфике предлагаемой услуги, потребитель ориентируется на цену как показатель, отражающий внутреннее содержание и ее уровень. Однако цена может недостаточно точно и полно аккумулировать в себе качественную составляющую образовательных услуг и тем самым создает дополнительную неопределенность на данном рынке.

8. Рынок образовательных услуг России фактически сформировался в рамках общего

реформирования национальной экономики в процессе перехода на рыночный механизм хозяйствования.

К субъектам экономических отношений на рынке образовательных услуг относятся их производители, потребители и посредники.

Производителями образовательных услуг выступают физические или юридические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют (например, частное репетиторство).

Предлагаем рассмотреть возможный вариант классификации производителей образовательных услуг - юридических лиц.

В соответствии с мировой практикой по целям функционирования прежде всего выделяют-сярыночные и нерыночные производители.

К первым отнесены некоммерческие организации, занятые рыночным производством образовательных услуг и реализующие их по рыночным ценам.

Нерыночными производителями являются некоммерческие организации, предоставляющие образовательные услуги бесплатно или по ценам, не являющимся экономически выраженными, т. е. не влияющими на спрос и предложение. Следует отметить, что речь идет не только о государственных учебных заведениях, оказывающих образовательные услуги бесплатно, с

возмещением затрат из государственного бюджета, но и о различных благотворительных организациях, источником финансирования которых являются добровольные пожертвования. В этом отношении автор отмечает не совсем корректный статус нерыночного производителя, поскольку такая организация действует на рынке и «добывает» средства посредством фандрей-зинга, что предполагает активную предпринимательскую стратегию и тактику по нахождению юридических и физических лиц, готовых осуществить такие пожертвования.

По организационно-правовой форме автор выделяет учреждение, автономную некоммерческую организацию, фонд и некоммерческое партнерство. Государственные учебные заведения, функционирующие на рынке образовательных услуг, представлены в форме государственных образовательных учреждений, негосударственные - в основном в формах негосударственных учреждений (НОУ) и автономных некоммерческих организаций (АНО). Одно из различий между этими формами состоит в том, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, и при их недостаточности по этим обязательствам несет субсидиарную ответственность собственник учреждения, в то время как АНО и их учредители взаимно не отвечают по обязательствам друг друга. С точки зрения автора, часто именно этим объясняется выбор учредителями формы АНО. НОУ и АНО распространены как в сфере профессионального образования, так и на уровне негосударственных школ.

В последнее время отмечается развитие фондов, которые в большей степени способствуют развитию рынка образовательных услуг, диверсификации образовательного товара. Их социально-экономическая значимость обусловлена тем, что они обеспечивают поддержку за счет внебюджетных источников тех государственных общеобразовательных учреждений, которые не способны это сделать самостоятельно.

Некоммерческое партнерство - форма, практически не используемая для создания учебного заведения, но эффективная в сфере образовательного консалтинга, краткосрочных программ дополнительного образования и создания промежуточных образовательных продуктов. В отличие от других форм, в случае ликвидации некоммерческого партнерства или при выходе из него, члены его вправе получать часть имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в собственность.

По форме собственности выделены государственные, муниципальные и негосударственные организации. К государственным отнесены учебные заведения, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральные организации) или ее субъектам (региональные организации). В России на законодательном уровне муниципальную собственность характеризуют как самостоятельную форму собственности, хотя в ряде стран она рассматривается как государственная. В дальнейшем под государственными понимаются федеральные, региональные, муниципальные учебные заведения. Для данного исследования этот признак классификации очень важен, поскольку государственные и негосударственные учебные заведения образуют дифференцированные сегменты рынка образовательных услуг.

Автор считает целесообразным такой признак классификации, как аккредитационный статус, разделяя аккредитованные и неаккредитованные учебные заведения. Наличие или отсутствие государственной аккредитации влияет на рыночную стратегию учебного заведения, определяет его принадлежность к тому или иному рыночному сегменту, а также уровень цен на образовательные услуги.

По той же причине в качестве важнейшего признака данной классификации выступает бренд - мифологизированный товарный знак. В образовании бренд - это диплом, сертификат или иной документ, выдаваемый учебным заведением. Значимость бренда для потребителя определяет его готовность оплачивать образовательные услуги по более высоким ценам, поэтому стоимость обучения в элитных вузах значительно отличается от средней стоимости обучения. Данный признак означает позитивную известность учебного заведения и признание его выходного документа. Автор ранжирует известность на международную как наиболее значимую для потребителя, на уровне страны, региона и города.

Негосударственные учебные заведения, представленные на рынке образовательных услуг, естественно, резко отличаются. В качестве существенного отличия автором выдвинута степень самостоятельности и материальной обеспеченности учебного заведения. Конечно, по данному признаку нельзя судить о качестве образовательных услуг, но можно судить о качестве образовательного процесса в целом.

Группа признаков классификации «тип учебного заведения - уровень образования - вид учебного заведения» выделена с целью упорядо-

чения производителей и повышения осведомленности потребителей образовательных услуг. Данная группа признаков отражает основные типы и виды образовательных учреждений, имеющие рыночную значимость и соответствующие типовым положениям, утвержденным постановлениями правительства [4; 5]. Ключевым является деление учебных заведений по их типу: дошкольное, общеобразовательное, профессионального образования и дополнительного образования.

Дошкольное учебное заведение предполагает дошкольный уровень образования. Ему соответствуют такие виды учебного заведения, как детский сад, центр развития ребенка, прогимназия.

Общеобразовательное учебное заведение может осуществлять образовательную деятельность на одном из трех уровней: начального общего, основного общего или среднего (полного) общего образования. По видам это школа, гимназия, лицей, центр образования.

Учебные заведения профессионального образования функционируют на четырех уровнях: начального профессионального образования (профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат), среднего профессионального образования (техникум, колледж, техникум-предприятие), высшего профессионального и послевузовского образования (институт, академия, университет).

Дополнительные образовательные услуги, как правило, оказывают все представленные виды учебных заведений. Однако существуют учебные заведения, специализирующиеся на оказании только таких услуг.

Следующим признаком классификации является форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, экстернат. Производитель нередко (но не всегда) сочетает перечисленные формы. Тем не менее такое разделение обосновано тем, что, во-первых, от формы обучения зависит характер экономических отношений и предмет сделки при интегрированной форме оказания услуги, а во-вторых, цены на те или иные формы существенно различаются.

Значимым признаком классификации на современном этапе является степень применения информационных технологий. По возрастанию выделяются следующие группы: пакеты профессиональных прикладных программ, локальная сеть, специализированная программно-телекоммуникационная среда, Интернет-обучение.

Такой признак классификации, как инновационный потенциал учебного заведения следует рассматривать как высокий (на уровне произво-

дителя в целом), умеренный (на уровне отдельных образовательных программ), низкий (инициатива отдельных преподавателей) либо его принципиальное отсутствие.

Важным признаком классификации является интеграционный потенциал производителя. Мы рассматриваем его по двум составляющим: программы сотрудничества (совместной подготовки) и программы корпоративного обучения. Первый признак отражает взаимодействие с российскими и зарубежными учебными заведениями аналогичного или иного уровня, т. е. связь «учебное заведение - учебное заведение», что высоко оценивается потребителями и играет существенную роль при принятии решения о покупке образовательного товара. Второй - характеризует отношения «учебное заведение -бизнес», осуществляемые единовременно или в рамках долгосрочного взаимодействия.

Еще одним признаком классификации выступает предоставление дополнительных услуг в той или иной сфере: образования, трудоустройства, стажировок, туризма и т. п. Он выступает важным фактором неценовой конкуренции, той «дополнительной значимостью», на которой выстраивается образ образовательного товара «с подкреплением» и формируется уникальное торговое предложение, оказывающее воздействие на спрос.

В качестве социально-значимого признака в данной классификации выступает наличие социальных программ. Это специальные программы подготовки для малоимущих и социально незащищенных слоев населения, а также гранты и стипендии.

Обоснованная классификация дает основание сегментировать рынок образовательных услуг по всем перечисленным признакам. Однако особую важность представляет сегментирование, позволяющее проводить систематизацию факторов, определяющих конкурентоспособность образовательного учреждения.

Особого внимания требует рассмотрение субъектов экономических отношений на рынке образовательных услуг - потребителей и посредников.

Как отмечено выше, необходимо разграничивать потребителя-покупателя и потребителя-клиента. Потребитель-покупатель это субъект, принимающий решение о покупке и производящий оплату образовательной услуги ее производителю. Автор считает целесообразным выделение четырех групп потребителей-покупа-телей: собственно обучающихся, т. е. потребителей-клиентов, их родителей, организацию и органы управления образованием. Под органи-

зацией понимается любое юридическое лицо, оплачивающее индивидуальное или корпоративное обучение. Потребитель-клиент - индивид, непосредственно получающий образование. Для производителя образовательной услуги основополагающими характеристиками потребителя-клиента, как известно, являются возраст и уровень базового образования.

К посредникам на рынке образовательных услуг автором отнесены физические и юридические лица, берущие на себя, частично или полностью, маркетинговые функции по формированию спроса на те или иные образовательные услуги, предлагаемые производителем. Автор полагает принципиальным деление посредников

- юридических лиц на имеющих и не имеющих лицензию на образовательную деятельность. Это объясняется различием функций тех и других. Участие посредника, не имеющего лицензию на образовательную деятельность, обычно ограничивается выполнением информационной функции. Посредник, имеющий лицензию на образовательную деятельность, как правило, осуществляет не только информационную, но и образовательную функцию, т. е. является производителем образовательных услуг. Деятельность посредника на рынке должен регламентировать договор, заключенный между ним и производителем образовательной услуги, поскольку предполагает экономический интерес обеих сторон. Роль посредника на рассматриваемом рынке представляется чрезвычайно важной. Следует отметить, что, чем более самодостаточен посредник, чем выше качество его собственных образовательных услуг, тем сильнее его

влияние на производителя образовательной услуги. Стратегия посредника с течением времени претерпевает изменения, круг партнеров-производителей расширяется, происходит диверсификация предлагаемых услуг и создается собственный ассортиментный портфель.

Мы придерживаемся позиции, что неотъемлемым участником отношений на рынке образовательных услуг является и государство, однако не только как регулирующий и контролирующий орган, но и как заинтересованная сторона - заказчик и потребитель. Схематично структура рынка образовательных услуг представлена на рис. 3.

Следует признать, что формирование цивилизованного рынка образовательных услуг в России затянулось. И это объяснимо. Лишь в 2003 г. международное сообщество признало, что Россия - страна с рыночной экономикой. Полагать, будто можно сформировать совершенный рынок образовательных услуг в квази-рыночной экономике - это нелепость. Внедрение рынка в социальной сфере (в том числе в образовании) должно следовать за развитием рынка в экономике.

Рынок в образовании, понимаемый как абсолютно свободная, совершенно неконтролируемая и неограниченная игра частных интересов, - вещь недопустимая. Образование, как говорилось, - благо «смешанное», т. е. не частное, но и не общественное. Но общественная ценность образования имеет определяющее, главное значение.

Производител ь:

• физические лица, предоставляющие образовательные услуги;

• юридические лица, предоставляющие образовательные услуги

Потребитель-

покупатель:

• государство,

• работодатели,

• студенты и их родители,

• абитуриенты и их родители

Потребитель-

клиент:

• абитуриенты,

• студенты

Посредник:

• физические лица, формирующие спрос на образовательные услуги;

• юридические лица, формирующие спрос на образовательные услуги

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Государство

Рис. 3. Структура рынка образовательных услуг

Если образование будет следовать только за логикой развития рыночной экономики, то в ходе конкуренции оно утратит свои объединительные, репродуктивные, прогностические -спасительные для всего общества - функции. В этом смысле рыночная конкуренция по типу «победитель может быть лишь один», «побеждает сильнейший» и т. п. в сфере образования в полной мере нецелесообразна. Рыночные механизмы в сфере образования требуют вмешательства общества и (от его имени и в его интересах) государства. Предполагается, что конкуренция идет за привлечение студентов, которые оплачивают свое обучение, т. е. в конечном счете за деньги с неизбежной игрой (повышением-понижением) цен за образовательные услуги, за качество образования как главное условие привлекательности вуза.

Успешному развитию рынка образовательных услуг препятствуют его ключевые проблемы.

Первая проблема заключается в том, что данный рынок пока институционально слабо определен: не сформулированы основные «правила игры» субъектов рынка - государства, образовательных учреждений - производителей и граждан, организаций - потребителей образовательных услуг.

Вторая проблема состоит в значительном временном лаге между возникновением спроса и специалистов определенного профиля (например, аналитиков рынка) и тем периодом, когда этот спрос может быть реально удовлетворен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья проблема - это несоответствие теоретических знаний, приобретаемых в образовательных учреждениях, тем практическим знаниям и навыкам, которые требуются от специалистов.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг во многом детерминирован общими условиях функционирования рыночной системы в целом: уровнем ее зрелости и имеющимися противоречиями, характером и степенью их проявления, механизмом государственного регулирования и его эффективностью и т. п. Поэтому протекающий процесс смены (перехода) используемых в экономической системе бизнес-моделей, от основанных на власти производителя до ориентированных на потребителя, так или иначе отражается на функционировании рынка образовательных услуг. Здесь же происходят процессы смены моделей рынка образовательных услуг, но этот процесс происходит с определенным лагом, т. е. не одновремен-

но и не параллельно, и не копирует смену общих бизнес-моделей рынка. Более того, рынок образовательных услуг в силу своей уникальной природы - использования информации и знания в качестве главного ресурса - обладает значительным потенциалом и в состоянии оказывать обратное влияние на развитие рыночной системы в целом, на отдельные ее подсистемы и элементы. Например, от уровня развития рынка образовательных услуг зависит степень профессионализма и квалификации рабочей силы, используемой в различных рыночных и нерыночных структурах, т. е. уровень развития такого фактора, как труд. От рынка образовательных услуг зависит функционирование науки, развитие научно-технического прогресса, реализация экспертных возможностей страны в образовательных услугах, выполнение социальной функции государства, эффективность национальной экономики в целом.

1. Лесли Л., Джонсон Г. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования / Пер. с англ. А. Валеевой // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 89-105.

2. Метлюк В. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2006. 22 с.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. М.: НОРМА (Изд. группа НОРМА - ИНФРА - М), 2001. 572 с.

4. Об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 // КонсультантПлюс.

5. Приказ Министерства образования РФ от 12 октября 2000 г. № 2925 «О формировании межвузовской научно-технической программы “Создание системы открытого образования”» // КонсультантПлюс.

6. Степанова Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. 336 с.

7. Щетинин В.П., Хроментков Н.А., Ря-бушкин Б.Г. Экономика образования: Учеб. по-соб. М.: Рос. пед. агент., 1998. 306 с.

8. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. заслуженных деятелей науки РФ, профессоров Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.