Научная статья на тему 'Моделирование как способ совершенствования системы управления финансово-экономической деятельностью вуза'

Моделирование как способ совершенствования системы управления финансово-экономической деятельностью вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY IN EDUCATION / IMPROVEMENT OF A CONTROL SYSTEM BY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / MODELING AS A METHOD OF IMPROVEMENT OF A CONTROL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н. Г., Ахмедова Х. Г., Лугуева Д. Г.

В статье развиваются вопросы методики экономики образования и обосновываются место моделирования в процессах совершенствования управления финансово-экономической деятельностью вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING AS WAY OF IMPROVEMENT OF THE CONTROL SYSTEM OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article questions of a technique of economy of education develop and locate a modeling place in processes of improvement of management by financial and economic activity of higher education institution.

Текст научной работы на тему «Моделирование как способ совершенствования системы управления финансово-экономической деятельностью вуза»

Часто в управлении вузами не обеспечивается единство экономических измерений, их необходимая точность. Учет особенностей истодоло-гических подходов, ряд из которых был приведен в настоящей статье, позволит, с одной стороны, осуществлять на практике развитие региональных образовательных систем, а с другой - осуществить шаги в деле создания теории развития РСО.

Список литературы:

1. Калейчик М.М. Квалиметрия. - М.: МГИУ, 2003.

2. Андрианов Ю.М., Субетто А.И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении.- Л: Машиностроение, 1990.

3. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1986.

4. Гегель. Наука логики.- М., 1970,.- Т.1.

5. Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Методологии экономической науки.-Кострома, 2006

6. Завлин П.И., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций.- СПб: Бизнес-пресса, 1998.

7. Квалиметрия: Методические указания/ Сост. И.П. Дежкина и др.- М.: РИЦ МГИУ, 2001.

8. Чекмарев В.В. Образование как науконо-мика.-Кострома, 2012

9. Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. - 2005.- №9 5..

10. Вахрушев Д.С. Самоорганизация и динамическая устойчивость экономических систем.-Кострома: Изд-во КГУ, 2004.

11. Чекмарев В.В. Образование как системная память обществ.-Кострома, 2012.

N. V. Logvin FEATURES OF METHODOLOGICAL APPROACHES IN CREATION OF THE THEORY OF DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION SYSTEMS

Summary:In article statement of a question of identification of features of methodological approaches in creation of the theory of a development of education at a mesoeconomic level is carried out.

Keywords:Regional education system, methodology of economic science, theory of development of regional education systems, mesoeconomy.

Н.Г. Гаджиев, Х.Г. Ахмедова, Д.Г. Лугуева МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА

Аннотация: В статье развиваются вопросы методики экономики образования и обосновываются место моделирования в процессах совершенствования управления финансово-экономической деятельностью вуза.

Ключевые слова: финансово-экономическая деятельность в образовании, совершенствование системы управления вузом, моделирование как метод совершенствования системы управления вузом.

В условиях, когда существенно меняется состав и соотношение факторов, определяющих эффективность деятельности вузов, возникает острая необходимость в качественном изменении его

ключевых показателей эффективности, таких как образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, Финансово-экономическая деятельность,

инфраструктура. Актуальна разработка модели управления Финансово-экономической деятельностью вуза путем реализaции оптимальных вариантов перспектив развития вуза для обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Определена стратегия вуза для выявления приоритетных направлений для повышения эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.

В настоящее время совершенствованию системы управления деятельностью вуза уделяется “особое внимание. Свидетельством тому проводимые Министерством образования и науки РФ мониторинги и анализ деятельности вузов в рамках межведомственной комиссии по оценке эффективности работы учебных заведений. Одна из основных задач, стоящих перед российскими вузами, - разработка программы по повышению эффективности их деятельности с учетом специфики региона и самого учебного заведения.

Ключевые показатели оценки эффективности деятельности вузов: образовательная, научноисследовательская, международная, финансовоэкономическая, инфраструктура.

Оценочные показатели эффективности деятельности государственных

вузов и филиалов также широко обсуждаются экспертным сообществом, Российским союзом ректоров и Ассоциацией ведущих университетов России.

Современные системы управления высшим образованием в целом

невозможны без комплекса мер, направленных на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.

Процесс управления Финансово-экономической деятельностью вуза сложный и многогранный и, в первую очередь, включает определение стратегии развития вуза, в том числе выявление приоритетных направлений, объемов их финансирования по всем источникам поступления денежных средств.

В современных условиях базой для развития вуза является устойчивое смешанное финансирование, включающее субсидии на финансовое обеспечение госзадания, целевые субсидии, доходы от платной образовательной деятельности, финансовое обеспечение программ по стратегическому развитию вуза и его инфраструктуры, различные гранты и т. д. Новая система финанси-

рования, безусловно, имеет свои преимущества, основным из которых является возможность перераспределения денежных средств на необходимые цели, использование сэкономленных по статьям, средств на увеличение оплаты труда.

При этом актуальной считается разработка модели управления финансово-экономической деятельностью вуза путем реализации оптимальных вариантов перспектив развития вуза для обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Такие разработки трудно осуществлять без широкого при влечения современных информационных,технологий и математического аппарата моделирования сложных систем в слабо формализуемых областях. Естественно, это требует глубокого изучения и анализа таких вопросов, как совершенствование организаций и структуры систем организационного типа, разработка и принятие решения, формирование целей и критериев оценки эффективности.

Экономические условия функционирования ВПО в России к настоящему времени коренным образом меняются. Государственное бюджетное финансирование высших учебных заведений из года в год сокращается, и достигло уже своей критической отметки. В этой связи перед вузами остро стоят .вопросы выживания, поддержания своего финансового состояния на необходимом уровне и поиска новых источников развития; Вследствие этого обостряется противоречие между высшей, школой как государственным институтом и как субъектом рыночной экономики.

Процесс проектирования и построения модели управления финансово-экономической деятельностью вуза в этих условиях весьма сложный и трудоемкий. По существу, эта модель должна представлять собой интегративную целостность основных ее подсистем. полностью описывающих внутреннюю структуру и содержание ее составляющих, благодаря которой становится возможным моделирование ситуационных задач и упрощение процесса принятия решений в нестандартных .ситуациях. ’

Специфической особенностью таких моделей является обеспечение положительной обратной связи, вследствие чего экономическая система состоятельно приобретает другие характеристики, поскольку экономическая теория эти переходы не в полной мере отражает. Нелинейность модели, различные равновозможные системные состояния и нелинейные переходы между ними,

слабые возмущения (малые изменения начальных условий) определяют стратегию качественного улучшения системы.

На первоначальном этапе необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле за исполнением иерархической системы бизнес-процессов вуза, что позволит обеспечить жесткий, текущий (оперативный) контроль за поступлением и расходованием средств, создаст реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Показатели Финансово-экономической деятельности вуза не только являются универсальными индикаторами эффективности функционирования структурных подразделений и вуза в целом, но и характеризуют эффективность управленческих решений. Контролируемое управление финансово-экономической деятельностью - одна из принципиальных задач повышения эффективности управления вузом.

Система управления финансами высшего образования должна реформироваться вместе с развитием образования, экономики и внедряемых механизмов финансового обеспечения в этой сфере. Важная часть экономических преобразований - осуществляемая в настоящее время трансформация бюджетно-финансовых отношений, представляющая собой многоэтапный процесс.

На первом этапе становления современной бюджетной системы России в качестве существенных достижений следует отметить укрепления системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; внешний контроль за исполнением бюджета. Основой реализации этих мер явилось принятие и вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На втором этапе приводились в соответствие расходные обязательства публично-правовых образований с их финансовыми возможностями. На этой стадии Федеральным собранием Российской Федерации приняты фундаментальные изменения в бюджетном законодательстве, а также в законах, устанавливающих полномочия публично - правовых образований и определяющих порядок исполнения расходных обязательств ими.

И, наконец, на третьем этапе намечен переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, составление отчетнос-

ти о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления, и внедрение процедур внутреннего контроля и аудита. Третий этап бюджетной реформы направлен на совершенствование управления общественными финансами.

В современной редакции Бюджетный кодекс РФ ставит в центр всех бюджетных правоотношений ведомство, и именно оно является главным администратором бюджетных средств, действующим от имени публично-правового образования. Права администратора бюджетных средств существенно расширены. Его функции распространяются не только на расходную, но и на доходную части бюджета.

Среднесрочное бюджетное планирование -важный элемент, способствующий внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат, поскольку более длительные сроки финансирования во многих случаях могут позволить уже в процессе бюджетного финансирования проконтролировать конкретные результаты такого финансирования и при необходимости скорректировать его. При более коротком горизонте бюджетного планирования подобные результаты могли быть не обнаружены,

Удлинение горизонта бюджетного планирования необходимо и по макроэкономическим причинам, чтобы все участники бюджетного процесса, инвесторы понимали, какого рода макроэкономическая ситуация будет складываться в зависимости от той или иной бюджетной политики на ближайшие три года. Еще большее значение имеет удлинение горизонта бюджетного планирования для главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений, т. е. на микроуровне. Кроме того, такой подход к формированию бюджета позволяет решать другие задачи:

o проверку правительственных и законодательных решений на предмет соответствия средне- и долгосрочной финансовой стратегии государства;

o преемственность бюджетного процесса и повышение фискальной дисциплины;

o прозрачность и эффективность бюджетного процесса.

Таким образом, новая редакция Бюджетного кодекса РФ заложила основу расширения самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. Это, в свою очередь, влечет за собой изменение

подходов в управлении финансами вузов - участников бюджетного процесса.

Государственные функции в сфере образования требуют развития многоканального финансирования и разработки эффективных механизмов использования финансовых ресурсов вуза.

Именно : поэтому повышенный интерес представляют исследования и поиск новых подходов бюджетного финансирования государственных услуг в сфере образования: государственный заказ - на предоставление образовательной услуги на конкурсной основе с применением методов нормативно-подушевого финансирования ^увеличение объема выделяемых бюджетных средств -> повышение качества образовательной услуги> повышение результативности использования средств.

В этой связи требуют разрешения вопросы финансового менеджмента в бюджетных учреждениях сферы высшего профессионального образования, В общем виде его можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с организацией и регулированием денежных потоков вузов, использованием финансовых ресурсов, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения их стратегических и тактических целей развития, Очевидно, что управление финансами вуза - это сложнейший комплекс вопросов, касающийся всех аспектов его деятельности: финансовых, организационных, правовых, кадровых и других.

По мнению авторов, всем участникам бюджетного процесса, в том числе и вузам, целесообразно разработать и обосновать свои внутренние организационные процедуры таким образом, чтобы не было сбоев при составлении и исполнении бюджета, в частности необходимо:

- создание и внедрение эффективной системы финансовой информации, обеспечивающей своевременное предоставление менеджерам на всех уровнях иерархии необходимых им сведений;

- создание действенной системы внутреннего аудита, способной стать главным средством, обеспечивающим недопущение нарушений и повышение эффективности управления расходами, а также изменение объекта внешнего аудита: смещение акцента с проверки соблюдения целевого назначения бюджетных средств и выполнения требований нормативно-правовых актов на оценку функционирования системы внутреннего кон-

троля и аудита эффективности бюджетных расходов и др.

Как свидетельствуют теория и практика, бюджетные реформы становятся успешными только тогда, когда обеспечивается максимальная открытость, иерархическая и публичная подотчетность бюджетных процессов. Для реализации этих условий необходимо создавать и укреплять соответствующую институциональную среду, в которой происходит бюджетный процесс совершенствовать системы внешнего и внутреннего контроля и аудита.

Финансово-хозяйственная деятельность каждого экономического. субъекта нуждается в совершенных формах и методах внутреннего контроля и регулирования его результатов. В современной обстановке, основное внимание во внутреннем контроле должно заостряться не только на конечных результатах, но и на условиях их достижения. Следовательно, необходимо, в первую очередь,. выделить наиболее важные, приоритетные направления деятельности вуза («опорные точки контроля»), что позволит сосредоточить внимание управленческого звена на экономически важных участках, повысить эффективность контрольных операций. Вследствие этого существенно повысится значение контроля в системе финансового менеджмента.

Для определения приоритетных направлений внутреннего контроля с целью эффективного управления за расходами вуза необходим анализ затрат:

• рассматривать вуз как единый поток затрат;

• идентифицировать центры затрат, т. е. области, где имеют место существенные затраты и где их снижение дает ощутимые результаты;

• классифицировать затраты согласно их основным характеристикам и, таким образом, провести диагностику затрат.

Нет необходимости доказывать важность экономического анализа в изыскании и поиске внутренних резервов вуза. Однако, на практике анализ часто ограничивается сравнением фактических результатов с плановыми заданиями, что недостаточно для принятия управленческих решений, направленных; на снижение затрат.

Среди множества методов анализа (системный, функционально-стоимостный, факторный и др.) следует выделить функционально-стоимостный.

Качественная оценка эффективности управления затратами (доходами) невозможна без функционально-стоимостного анализа (диагностики), главная задача которого - определение функционально необходимых затрат, обеспечивающих высокий уровень качества оказываемых услуг.

Данный вид анализа позволяет полностью сформулировать требуемые функции, дать их классификацию по значимости (главные, второстепенные, основные, вспомогательные) и уста-

новить взаимосвязь расходов.

Результаты исследования Финансово-экономической структуры вуза, как социально-экономической системы свидетельствуют, что она представляет собой совокупность относительно обособленных центров ответственности, направленных на достижение общей цели - обеспечение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг(рис. 1).

При этом основной задачей руководства вуза является такое управление (UFR), при котором существующая информация о внешних воздействиях (W) обеспечивала бы высокое качество управляемой системы.^/я) в соответствии с управляющим воздействием (Z).

Проблемам исследования моделей и методов управления отдельными параметрами финансовой системы экономических субъектов посвящены труды многих ученых. Однако в России до настоящего времени фактически отсутствует система управления Финансово-экономической деятельностью вуза в условиях модернизации и внедрения инноваций в сфере высшего образования, основанная на применении математического и имитационного моделирования. Тем более что эффективность управления финансами вуза во многом обеспечивается благодаря использованию современных информационных систем и программного обеспечения, позволяющих на их

основе принимать обоснованные управленческие решения.

В этих условиях переход к процессному управлению, осуществляемый путем формирования и исследования агрегированных показателей вуза, представляется своевременным и полезным. Процессы управления, финансов о-эконо-мической деятельностью вуза могут быть упорядочены по соответствию процессам в логистической цепи: главное управление - центры ответ-ственнсти - внутренний аудит - определение функций каждого из центров - результаты. Одновременно управляющие параметры, характеризующие воздействия на внутриструктурные процессы, рассматриваются как факторы риска (рис. 2).

Методом статистической оценки прошлых периодов определены наиболее вероятные факторы риска и выделены вызываемые ими виды рисков (FR), присущие Финансово-экономической деятельности вуза:

- дебиторская задолженность по счетам - превышение начисленных расходов над

КЯо; кассовыми FRт;

- кредиторская задолженность по счетам - депонированная стипендия студентов FRk;

FRr; - депонированная заработная плата FRc.

Рис.2. Структура задачи процессного управления

Формула, по которой определяется суммар- Построенная модель генерации финансовых

ный риск, присущий финансово-экономической средств вуза может быть названа финансово-ло-

деятельности вуза, следующая: гистической (рис. 3).

FR = {FRo, FRr, FRm, FRk, FRc}.

Структура модели может быть представлена в виде графа:

F = {FC, FU},

где FC={FC+, FC-, FR} - множество центров ответственности вуза; FC+,FC- положительные и отрицательные финансы; FR - множество рисков^и=^/т^и, Sta} - множество узлов, структурирующих финансовую. деятельность, Sta -множество состояний системы; StrFU = {Fzak, Ргар, Fpr, Fskl, Fras} структура узлов агрегирования.

Основными задачами управления финансовой деятельностью вуза являются:

Ri = Pi + Ю- + Т- + Ci- + Fi + - max - оптимизация результирующего потока;

FR - min - снижение выявленных рисков финансовой деятельности;

Определение затрат на реализацию функций центра ответственное базируется на четырех основных принципах:

• основная цель любых затрат - выполнение центром ответственное определенных функций;

• любые затраты сверх тех, которые обеспечивают выполнение центром ответственности своих функций, считаются ненужными: -

• затраты на функцию определяются путем прямого счета или сравнительного анализа;

• под затратами на функцию понимаются минимальные затраты, при которых функция выполняется, т.’ е. функционально необходимые затрат.

Таким’ образом, проведенное исследование позволяет путем моделирования процесса управления финансовыми ресурсами вуза выделить основные свойства и присущие ей факторы риски. Тесное взаимодействие и интеграция деятельности управленческих подразделений вуза, объе-

достижение условия Svi > Т1; определение значения Ri={Rzak, Rzap, Rpr, Rskl, Rras}, соответствующего заданным параметрам бюджетирования.

Для описания рисковых воздействий на управление финансами и выработки мероприятий по сокращению потерь разработана математическая модель управления финансовой деятельностью вуза, представленная в виде орграфа с вершинами Ш, И1, веса ориентированных связей которых соответствуют значениям ^у. Расширено представление узла путем введения реестра рисков, выраженного вектором Pi={pivr}, где vr= 1, VR, Ш - общее количество видов риска FR. Значения рпт определяются на основе индикации наличия риска управления финансовой деятельностью вуза (см. таблицу).

дение центров ответственности; их функций и затрат в единый блок позволяет оценить качество использования финансовых ресурсов, сопоставить затраты и полученные результаты.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Доклад проректора по экономике и финансам ДГУ, проф. Н.Г. Гаджиева на заседании Ученого совета ДГУ 27.02.2012 г http://do.gendocs.ru/ docs/.index-283653.html

2 http://keconomy.tti.sfedu.ru/person/ borovskaya/7.pdf

3. Гринь А.М. Бюджетирование вуза, как необходимое условие его экономической устойчивости/ / Университетское управление: практика анализ. 2002. J№ 4 (23)

4. http://ecsocman.hse.ru/text/17042449

Принцип инднкапнн наличия риска управления финансовой деятельностью вуза

Степень риска Наименование градаций риска Индикация

<0,27 Приемлемый Риск не существен рі\т=0

0,27 - 0,6 Допустимый

0,6 - 0,76 Критический Риск существенен ptvm=l

>0,76 Катастрофический

N. G. Gadzhiev, H.G.Akhmedova, D. G. Luguyeva

MODELLING AS WAY OF IMPROVEMENT OF THE CONTROL SYSTEM OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Summary: In article questions of a technique of economy of education develop and locate a modeling place in processes of improvement of management by financial and economic activity of higher education institution.

Keywords: financial and economic activity in education, improvement of a control system by higher education institution, modeling as a method of improvement of a control system of higher education institution.

Тишина В.Н. ИНСТИТУТЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Аннотация. В статье изложено авторское виденье процессов институционализации взаимодействия экономических субъектов с позиции институциональной теории.

Ключевые слова: институты, экономические взаимодействия, экономическое развитие.

Научное сообщество в течение многих лет ищет объяснения истокам и предпосылкам высокоэффективного экономического развития.

Неоклассическая теория, по мнению институционалистов, в настоящее время не может дать удовлетворительного определения этому явлению, поскольку не раскрывает проблему взаимной обусловленности институциональных изменений и экономического роста.

Переход к рыночной экономике, осуществляемый в ряде стран, вызывает неизбежные институциональные изменения, необходимость создания новых рыночных институтов. Эти проблемы чрезвычайно актуальны и мало изучены.

Понятие «экономические институты» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институционализма признаны Торстейн Веблен и его ученик, специалист в области промышленных циклов Уэсли Г элбрейт, экономист и разработчик глобальных проблем Ян Тинберген и др.

Институты - совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступа-

ющих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих и дестимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечить порядок и устранить неопределенность в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике.

определяли набор альтернатив и таким образом - издержки производства и обращение соответственно - прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Современная экономическая теория институтов находится в зачаточном состоянии, хотя было проведено много исследований за последние два десятилетия. В 1993 г. Дуглас Норт был удостоен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.